НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Ярославского областного суда (Ярославская область) от 11.03.2016 № 33-1410/2016

Судья Бабикова И.Н. Дело №33-1410/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе

председательствующего Малахова В.А.,

судей Семиколенных Т.В., Задворновой Т.Д.,

при секретаре Кругловой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле

11 марта 2016 года гражданское дело по апелляционной жалобе Аширова Р.Б.оглы на решение Кировского районного суда г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ года, которым постановлено:

«Исковые требования Аширова Р.Б.оглы оставить без удовлетворения.»

Заслушав доклад судьи областного суда Семиколенных Т.В., судебная коллегия

установила:

Аширов Р.Б.оглы обратился в суд с иском к Управлению по социальной и демографической политике Правительства Ярославской области, департаменту организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля о признании незаконным решения об исключении семьи Аширова Р.Б.оглы из областного сводного списка многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, о признании незаконными действий департамента организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля по невыдаче семье истца свидетельства о праве на получение средств областного бюджета на приобретение (строительство) жилого помещения, обязать департамент организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля выдать семье Аширова Р.Б.оглы свидетельство о праве на получение средств областного бюджета на приобретение (строительство) жилого помещения.

В обоснование исковых требований указано, что Аширов Р.Б.оглы является главой семьи в составе из пяти человек, являющейся многодетной. Постановлением Правительства Ярославской области от 14.10.2009 № 994-п утверждена областная целевая программа по улучшению жилищных условий многодетных семей на ДД.ММ.ГГГГ года. Его семья по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год была включена в областной сводный список многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Управление по социальной и демографической политике Правительства Ярославской области направило письмо от ДД.ММ.ГГГГ года, в котором говорилось о том, что для получения свидетельства о праве на получение средств областного бюджета на приобретение (строительство) жилого помещения он будет приглашен в департамент строительства Ярославской области. О точных сроках выдачи указанного свидетельства он будет проинформирован. ДД.ММ.ГГГГ года Аширов Р.Б.оглы получил информационное письмо из Контрольно-счетной палаты Ярославской области, в котором указывалось, что согласно механизму реализации программы, департамент строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля при получении в ДД.ММ.ГГГГ года от Управления по социальной и демографической политике Правительства Ярославской области документов на его семью обязан был в течение месяца выдать ему именное свидетельство. В результате неправомерных действий департамента строительства Ярославской области Управление по социальной и демографической политики Ярославской области, так как ДД.ММ.ГГГГ года утратила статус многодетной семьи ввиду достижения старшим ребенком совершеннолетнего возраста. Также произведенный прокуратурой Ярославской области проверкой установлен факт неправомерных действий департамента строительства Ярославской области и Управления по социальной и демографической политики Правительства Ярославской области, истцу рекомендовано обратиться за защитой своих прав в суд.

Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Правительство Ярославской области и департамент строительства Ярославской области.

Впоследствии истец уточнил требования, просил признать незаконным решение об исключении семьи Аширова Р.Б.оглы из областного сводного списка многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, признать незаконными действия департамента строительства Ярославской области по невыдаче семье истца свидетельства о праве на получение средств областного бюджета на приобретение (строительство) жилого помещения, обязать департамент строительства Ярославской области предоставить семье Аширова Р.Б.оглы субсидию на приобретение (строительство) жилого помещения в размере <данные изъяты> руб.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласен Аширов Р.Б.оглы.

В апелляционной жалобе Аширова Р.Б.оглы ставится вопрос об отмене решения суда и вынесении нового решения. Доводы жалобы сводятся к неправильному определению судом обстоятельств, имеющих значение для дела.

В отзыве на жалобу Контрольно-счетная палата Ярославской области просит отменить решение суда, удовлетворить требования Аширова Р.Б.оглы.

В возражениях на жалобу Правительство Ярославской области просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов жалобы, обсудив их, изучив материалы дела, выслушав Аширова Р.Б.оглы, Мамедову М.О.кызы, Аширова Э.Р., Аширову С.Р. кызы, представителя контрольно-счетной палаты Ярославской области – Киселеву Е.А..поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Согласно Постановлению № 994-п от 14.10.2009 года «Об областной целевой программе по улучшению жилищных условий многодетных семей на 2010-2011 годы» Программа реализуются в отношении семей граждан, воспитывающих трех и более детей в возрасте до 18 лет (рожденных, усыновленных или удочеренных).

Порядок предоставления областной жилищной субсидии многодетным семьям на улучшение жилищных условий приведен в приложении 2 к Программе.

Согласно п. 1.1 Порядка Порядок предоставления областных жилищных субсидий многодетным семьям на улучшение жилищных условий (далее - Порядок) разработан в целях улучшения жилищных условий многодетных семей в 2010 - 2011 годах и определяет условия формирования, ведения областного сводного списка и списка получателей субсидии, форму и условия выделения средств областного бюджета участникам Программы на приобретение (строительство) жилья.

В силу п. 1.2 Порядка Порядок распространяется на многодетные семьи, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также многодетные семьи, признанные органами местного самоуправления муниципальных образований области (далее - органы местного самоуправления) нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством, состоящие в органах местного самоуправления на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии п. 1.3 Порядка к членам многодетной семьи относятся совместно проживающие родители и их дети. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы могут учитываться членами многодетной семьи при условии признания их членами семьи в судебном порядке.

На основании 2.1 Порядка Управление по социальной и демографической политике Правительства области формирует областной сводный список многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по состоянию на 1 декабря года, предшествующего планируемому (далее - областной сводный список), на основании сведений, представленных органами местного самоуправления по форме согласно приложению 2 к Порядку. Областной сводный список формируется в хронологической последовательности исходя из даты постановки граждан, нуждающихся в жилых помещениях, на учет в органах местного самоуправления.

В силу п. 2.2 Порядка основанием для отказа гражданину во включении его в областной сводный список являются:

- отсутствие оснований для отнесения семьи к категории многодетной;

- отсутствие оснований для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации;

- недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;

- ранее реализованное право улучшения жилищных условий с использованием средств областного бюджета.

Согласно п. 2.3. Порядка областной сводный список подписывается руководителем управления по социальной и демографической политике Правительства области и направляется в департамент строительства Ярославской области. Изменения в областной сводный список вносятся ежемесячно на основании информации органов местного самоуправления по состоянию на 1 число каждого месяца.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, руководствуясь указанными нормами права, исследовав представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что срок исковой давности по заявленным требованиям составляет 3 года и истцом пропущен. Кроме того, отсутствуют законные основания для признания незаконными действий департамента строительства Ярославской области, которым в ДД.ММ.ГГГГ году семье Аширова не было выдано свидетельство о праве на получение средств областного бюджета на приобретение (строительство) жилищного помещения.

С указанными выводами судебная коллегия соглашается, полагает их правильными, мотивированными, основанными на системном анализе норм материального права, поэтому оснований для их переоценки не находит.

Судом первой инстанции установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ года семья истца Аширова Р.Б.оглы состояла на учете многодетных семей, в семье имелось четверо детей. ДД.ММ.ГГГГ года Аширов Р.Б.оглы обратился с заявлением о включении его семьи в список участников областной целевой программы по улучшению жилищных условий многодетных семей. На ДД.ММ.ГГГГ года Управлением по социальной и демографической политике Правительства Ярославской области был сформирован Областной список многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в который семья Ашировых была включена под номером . На основании данного списка в дальнейшем был сформирован список участников Областной целевой программы по улучшению жилищных условий многодетных семей на ДД.ММ.ГГГГ годы. ДД.ММ.ГГГГ года в адрес Аширова Р.Б. оглы первым заместителем начальника Управления по социальной и демографической политике Правительства Ярославской области направлено уведомление о включении семьи в число участников Областной целевой программы по улучшению жилищных условий многодетных семей на ДД.ММ.ГГГГ годы. В письме указано, что для получения Свидетельства о праве на получение средств областного бюджета на приобретение (строительство) жилого помещения Аширов Р.Б.оглы будет приглашен в департамент строительства Ярославской области (о дате приглашения поступит дополнительная информация). Письмом от ДД.ММ.ГГГГ года Управление по социальной и демографической политике Правительства Ярославской области направило в департамент строительства Ярославской области список участников Областной целевой программы по улучшению жилищных условий многодетных семей на ДД.ММ.ГГГГ годы, а также документы участников Программы (<данные изъяты> семей, в том числе, семья Аширова под номером ). Последовательность расположения семей в данном списке зависела от даты постановки семьи на учет. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года номер семьи в списке – , по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года номер семьи в списке -. В областной сводный список участников программы по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года семья уже не была включена в связи с достижением ДД.ММ.ГГГГ года старшим ребенком возраста <данные изъяты> лет.

Ссылки в жалобе на то, что срок исковой давности должен исчисляться с ДД.ММ.ГГГГ ( с момента получения письма из Контрольно-счетной палаты Ярославской области, а также доводы о том, что к показаниям свидетеля ФИО1 суду следовало отнестись критически, в связи с тем, что даже после прекращения трудовых отношений свидетель и ответчик сохранили дружеские отношения, суд первой инстанции не учел пояснения третьих лиц, которые указывали об отсутствии телефонного разговора между истцом и свидетелем, доказательств, подтверждающих принадлежность указанного номера телефона в письменном заявлении истцу и сам факт разговора, не имеется, даже предположение о принадлежности данного номера телефона истцу не свидетельствует о том, что разговор имел место быть, истец является неграмотным, образование получал на грузинском языке, на русском изъясняется с большим трудом, несмотря на длительное пребывание в России, в связи с чем понимание беседы с Андреевой О.А. могло быть иное, несостоятельны.

Согласно ст. 195, п. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок для защиты гражданских прав по иску лица, право которого нарушено (исковая давность), составляет три года.

В соответствии с п.п. 1,2 ст. 200 ГК РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. По обстоятельствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.

В суде первой инстанции истец и ответчики заявили, что срок исковой давности следует исчислять с момента, когда истец получил письмо из Контрольно-счетной палаты Ярославской области, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ года.

Вместе с тем, ответчики ссылались на показания свидетеля ФИО1, показавшей, что истцу от нее стало известно об исключении его семьи из числа участников Программы и из списка многодетных семей, а также истец знал о периоде действия Программы.

Показаниям свидетеля ФИО1, являвшейся первым заместителем начальника , суд дал надлежащую оценку, указав, что не доверять показаниям данного свидетеля у суда оснований нет, показания данного свидетеля последовательны и не противоречивы.

Ответчики также ссылались, что с ДД.ММ.ГГГГ года семья Ашировых перестала получать меры социальной поддержки, предназначенные для многодетных семей, о чем не могла не знать, в связи с чем судом сделан правильный вывод об осведомленности истца об утрате статуса многодетной семьи.

Кроме того, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что из письма в адрес Аширова Р.Б.оглы следует, что в тексте письма содержится указание на период действия Программы на ДД.ММ.ГГГГ годы, т.е. о нарушении своего права на получение средств областного бюджета в рамках данной Программы истец должен был узнать не позднее ДД.ММ.ГГГГ года, однако исковое заявление подано в суд ДД.ММ.ГГГГ года с существенным пропуском срока.

В материалах дела имеется письменный ответ Прокуратуры Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГна обращение Аширова Э.Р., согласно которому семья Аширова Р.Б. на ДД.ММ.ГГГГ была необоснованно не включена в сводный областной список, так как на указанную дату семья истца отвечала условиям программы.

Суд первой инстанции оценил обстоятельства невключения семьи истца в областной список многодетных семей – участников Программы и установил, что на ДД.ММ.ГГГГ, старшая дочь истца еще не достигла совершеннолетия. Вместе с тем, учитывая, что ДД.ММ.ГГГГ Ашировой С.Р. исполнилось <данные изъяты> лет, семья перестала быть многодетной, что в силу п.2.2. Порядка является основанием для отказа во включении семьи в областной сводный список. Учитывая то, что в соответствии с п.2.3. Программы изменения в областной сводный список вносятся ежемесячно по состоянию на <данные изъяты> число каждого месяца, семья истца, подлежала невключению в сводный областной список с ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем данное обстоятельство не влияет на возможность получения Ашировым Р.Б. оглы свидетельства о праве на получение средств областного бюджета на приобретение (строительство) жилого помещения.

Из материалов дела следует, что в <данные изъяты> и <данные изъяты> квартале ДД.ММ.ГГГГ меры социальной поддержки были оказаны <данные изъяты> многодетным семьям в порядке очередности в пределах утвержденного кассового плана. При таких обстоятельствах денежных средств для предоставления безвозмездной субсидии семье Аширова Р.Б. оглы до достижения Ашировой С.Р. кызы совершеннолетия было недостаточно.

Доводы жалобы о том, что суд не принял во внимание мнение представителя Контрольно-счетной палаты Ярославской области о наличии у департамента строительства Ярославской области возможности инициировать изменение кассового плана на ДД.ММ.ГГГГ года, обсуждались судом первой инстанции и обоснованно отвергнуты.

Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, объективном, полном и непосредственном исследовании представленных доказательств, правовая оценка которым судом дана в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, а также нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, и оснований для признания ее неправильной судебная коллегия не находит. Нарушений норм процессуального права судом не допущено.

Доводы апелляционной жалобы основанием к отмене решения суда не являются так как были предметом рассмотрения суда первой инстанции, не опровергают выводов суда и не содержат предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, а, кроме того, они направлены на иное толкование норм права и оценку добытых судом доказательств.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Кировского районного суда г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ года оставить без изменения, апелляционную жалобу Аширова Р.Б.оглы на указанное решение - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи