Судья Ларионова Т.Ю. Дело № 33-8646/2023
УИД: 76RS0021-01-2023-001291-18
изготовлено 11.01.2024 года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего судьи Басковой Г.Б.,
судей Бачинской Н.Ю., Маренниковой М.В.,
при секретаре Щевелевой К.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле
21 декабря 2023 года
гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области на решение Тутаевского городского суда Ярославской области от 29 сентября 2023 года, которым постановлено:
«Исковые требования ФИО1 ( паспорт №) удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Комиссии Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и урегулированию конфликта интересов от 21 июня 2023 года ( протокол № 1), которой установлено, что замещение ФИО1 должности юрисконсульта юридического отдела МКУ «Центр земельных ресурсов ЯМР» без согласия Комиссии на трудоустройство нарушает требования статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Меры обеспечения в виде приостановления исполнения решения Комиссии Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и урегулированию конфликта интересов от 21 июня 2023 года отменить».
Заслушав доклад судьи областного суда Басковой Г.Б., пояснения представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области по доверенности ФИО2 в поддержание доводов жалобы, возражения ФИО1, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославкой области (далее - Управление Росреестра по Ярославской области) о признании незаконным и отмене решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, и урегулированию конфликта интересов от 21 июня 2023 года (протокол № 1).
В обоснование требований ссылался на то, что с 01.01.2005 года по 31.03.2023 года проходил государственную гражданскую службу в Управлении Росреестра по Ярославской области, последняя замещаемая им должность - начальник межмуниципального отдела по Тутаевскому и Большесельскому районам. 24.05.2023 года истец принят на должность юрисконсульта юридического отдела в Муниципальное казенное учреждение «Центр земельных ресурсов Ярославского муниципального района», о чем работодатель уведомил Управление Росреестра по Ярославской области.
Решением комиссии Управления Росреестра по Ярославской области по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, и урегулированию конфликта интересов от 21 июня 2023 года (протокол № 1) установлено, что замещение ФИО1 должности юрисконсульта юридического отдела МКУ «Центр земельных ресурсов Ярославского муниципального района» без согласия комиссии на трудоустройство нарушает требования статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Истец считает, что данное решение комиссии нарушает его трудовые права, так как препятствует трудовой деятельности, и его трудоустройство в МКУ «Центр земельных ресурсов Ярославского муниципального района» не связано с конфликтом интересов, кроме того, он не был извещен о заседании комиссии, в связи с чем, просит решение комиссии Управления Росреестра по Ярославской области от 21 июня 2023 года (протокол № 1) признать незаконным и отменить.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований. Доводы жалобы сводятся к нарушению норм материального и процессуального права.
В письменных возражениях на жалобу ФИО1 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления Росреестра по Ярославской области по доверенности ФИО2 доводы жалобы поддержала.
ФИО1 против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
МКУ «Центр земельных ресурсов Ярославского муниципального района», будучи извещенным о дне, времени и месте судебного заседания, о причинах неявки в судебное заседание суду не сообщило, ходатайств об отложении дела слушанием не заявило. В соответствии с положениями статьи 167 ГПК РФ суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, обсудив их, исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не содержит правовых оснований к отмене решения и подлежит оставлению без удовлетворения.
Удовлетворяя исковые требования ФИО1, суд первой инстанции исходил из незаконности решения комиссии Управления Росреестра по Ярославской области по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, и урегулированию конфликта интересов от 21 июня 2023 года (протокол № 1), которым установлено, что замещение ФИО1 должности юрисконсульта юридического отдела МКУ «Центр земельных ресурсов Ярославского муниципального района» без согласия комиссии на трудоустройство нарушает требования статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
С постановленным по делу решением и изложенными в нем мотивами судебная коллегия соглашается, признает его соответствующим обстоятельствам дела и закону.
Доводы апеллянта о законности принятого комиссией решения и о том, что у ФИО1 возникла обязанность получить согласие комиссии на трудоустройство в МКУ «Центр земельных ресурсов Ярославского муниципального района», являются несостоятельными ввиду следующего.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 64.1 Трудового кодекса РФ граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 1).
Работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 3).
Согласно части 3.1 статьи 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего. Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» функции государственного, муниципального (административного) управления организацией - полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.
Приказом Росреестра от 14.01.2019 года № П/0001 утверждено Положение о комиссии территориального органа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных гражданских служащих, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии, и урегулированию конфликта интересов (далее – Положение о комиссии).
В соответствии с пунктом 17 и пунктом 19 Положения о комиссии поступившее от работодателя уведомление, указанное в подпункте «д» пункта 15 Положения о комиссии рассматривается кадровым подразделением Росреестра, которое осуществляет подготовку мотивированного заключения о соблюдении гражданином, замещавшим должность гражданской службы в территориальном органе Росреестра требований статьи 12 Федерального закона «О противодействии коррупции», при подготовке которого должностные лица кадрового подразделения имеют право проводить собеседование с гражданским служащим (работником), получать от него письменные пояснения, а руководитель или его заместитель территориального органа Росреестра могут направлять запросы в государственные органы, органы местного самоуправления и заинтересованные организации.
В соответствии с пунктом 20 Положения о комиссии мотивированное заключение кадрового подразделения Росреестра должно содержать информацию, указанную в уведомлении, информацию, полученную от государственных органов, органов местного самоуправления и заинтересованных организаций на основании запросов и мотивированный вывод и рекомендации для принятия в соответствии с пунктом 36 Положения решения.
Пунктом 24 Положения о комиссии предусмотрено, что заседание комиссии проводится, как правило, в присутствии гражданина, замещавшего должность гражданской службы в территориальном органе Росреестра.
Пунктом 26 Положения о комиссии предусмотрено заслушивание пояснения гражданина, замещавшего должность гражданской службы в территориальном органе Росреестра, иных лиц, а их пояснения в соответствии с подпунктом «г» пункта 41 Положения указываются в протоколе.
Пунктом 36 Положения о комиссии предусмотрено, что по итогам рассмотрения вопроса, указанного в подпункте «д» пункта 13 настоящего Положения, Комиссия принимает в отношении гражданина, замещавшего должность гражданской службы в территориальном органе Росреестра, одно из следующих решений: а) дать согласие на замещение им должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности; б) установить, что замещение им на условиях трудового договора должности в коммерческой или некоммерческой организации и (или) выполнение в коммерческой или некоммерческой организации работ (оказание услуг) нарушают требования статьи 12 Федерального закона «О противодействии коррупции». В этом случае Комиссия рекомендует руководителю территориального органа Росреестра проинформировать об указанных обстоятельствах органы прокуратуры и уведомившую организацию.
По обстоятельствам дела установлено, что ФИО1 проходил федеральную государственную гражданскую службу в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области с 01.01.2005 года по 31.03.2023 года, за указанный период занимал должности: исполняющего обязанности начальника отдела по г. Тутаеву и Тутаевскому району, начальника Тутаевского отдела, начальника Тутаевского отдела – государственного регистратора Ярославской области, начальника межрайонного отдела по Тутаевскому и Большесельскому районам, начальника межмуниципального отдела по Тутаевскому и Большесельскому районам.
В соответствии с трудовым договором № от 24.05.2023 года ФИО1 принят на должность юрисконсульта юридического отдела МКУ «Центр земельных ресурсов Ярославского муниципального района».
С заявлением о получении согласия на замещение в МКУ «Центр земельных ресурсов Ярославского муниципального района» должности юрисконсульта юридического отдела в комиссию Управления Росреестра по Ярославской области по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, и урегулированию конфликта интересов ФИО1 не обращался.
01.06.2023 года в Управление Росреестра по Ярославской области поступило уведомление МКУ «Центр земельных ресурсов Ярославского муниципального района» от 24.05.2023 года о том, что в соответствии с приказом от 24.05.2023 года №-п ФИО1 принят на должность юрисконсульта юридического отдела МКУ «Центр земельных ресурсов Ярославского муниципального района», и с ним заключен трудовой договор с 24.05.2023 года на неопределенный срок.
Решением (протоколом №1) комиссии Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, и урегулированию конфликта интересов от 21.06.2023 года, установлено, что замещение ФИО1 должности юрисконсульта юридического отдела муниципального казенного учреждения «Центр земельных ресурсов Ярославского муниципального района» без согласия комиссии на трудоустройство нарушает требования статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
В ходе проверки комиссией установлено, что должностной регламент федерального гражданского служащего, замещающего должность начальника межмуниципального отдела по Тутаевскому и Большесельскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области, утвержденный руководителем Управления 13.08.2020 года, и должностные обязанности юрисконсульта юридического отдела МКУ «Центр земельных ресурсов Ярославского муниципального района», утвержденные директором данного учреждения 24.05.2023 года, имеют отдельные схожие должностные функции.
В период замещения должности начальника межмуниципального отдела по Тутаевскому и Большесельскому районам с 27.01.2015 года по 31.03.2023 года проверочные мероприятия в части государственного земельного надзора в отношении МКУ «Центр земельных ресурсов Ярославского муниципального района» ФИО1 не проводил. Вместе с тем, на его рассмотрении находились 39 обращений МКУ «Центр земельных ресурсов Ярославского муниципального района», которые содержали заявления о государственной регистрации ограничения (обременения) права объекта недвижимости и о внесении изменений в записи ЕГРН. Указанное свидетельствует о наличии предпосылок к возникновению конфликта интересов в случае замещения ФИО1 должности юрисконсульта юридического отдела МКУ «Центр земельных ресурсов Ярославского муниципального района».
Как следует из письменных позиций ФИО1, МКУ «Центр земельных ресурсов Ярославского муниципального района», при прохождении государственной гражданской службы в Управлении Росреестра по Ярославской области, в служебные обязанности ФИО1 не входили отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления МКУ «Центр земельных ресурсов Ярославского муниципального района».
В соответствии с уставом МКУ «Центр земельных ресурсов Ярославского муниципального района» является учреждением, которое выполняет отдельные функции органов местного самоуправления Ярославского района, в том числе, осуществление отдельных полномочий арендодателя земельных участков в границах Ярославского муниципального района, которым является Ярославский муниципальный район. В частности МКУ «Центр земельных ресурсов Ярославского муниципального района» обязано представлять документы по договорам аренды земельных участков на государственную регистрацию в соответствующий орган регистрации. При этом МКУ «Центр земельных ресурсов Ярославского муниципального района» не является правообладателем данных объектов недвижимости, в сведениях Единого государственного реестра недвижимости при регистрации документов указание на данное учреждение отсутствует. Таким образом, сделок, в которых одной из сторон являлось бы МКУ «Центр земельных ресурсов Ярославского муниципального района», ФИО1, как государственный регистратор, не регистрировал и не давал таких указаний своим подчиненным, как начальник отдела.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу, что в период прохождения государственной гражданской службы в должности начальника межмуниципального отдела по Тутаевскому и Большесельскому районам Управления Росреестра по Ярославской области в служебные обязанности ФИО1 не входило выполнение отдельных функций государственного, муниципального (административного) управления МКУ «Центр земельных ресурсов Ярославского муниципального района», предусмотренных положениями статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
При таких обстоятельствах трудоустройство бывшего государственного (муниципального) гражданского служащего ФИО1 на должность юрисконсульта юридического отдела МКУ «Центр земельных ресурсов Ярославского муниципального района» не может повлечь коррупционных рисков и конфликта интересов.
В связи с изложенным, обязанность получить согласие комиссии Управления Росреестра по Ярославской области по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, и урегулированию конфликта интересов на замещение должности юрисконсульта юридического отдела МКУ «Центр земельных ресурсов Ярославского муниципального района» у ФИО1 отсутствует.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о несоблюдении комиссией требований Положения о необходимости уведомления бывшего государственного гражданского служащего о проведении заседания.
Вопреки позиции апеллянта, из системного толкования пунктов 24-27 Положения о комиссии следует, что решение по вопросу рассмотрения уведомления, поступившего от работодателя о трудоустройстве бывшего гражданского служащего, должно быть принято с учетом пояснения самого гражданского служащего, то есть предполагается извещение бывшего гражданского служащего о заседании комиссии.
Судом первой инстанции установлено, и не оспаривается сторонами, что ФИО1 не был уведомлен о времени и месте проведения заседания комиссии, пояснения по рассматриваемому вопросу не давал.
При этом оснований для проведения заседания в отсутствие гражданского служащего, установленных пунктом 27 Положения, у комиссии не имелось.
Принимая во внимание, что у ФИО1 отсутствовала обязанность получить согласие комиссии Управления Росреестра по Ярославской области по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, и урегулированию конфликта интересов на замещение должности юрисконсульта юридического отдела МКУ «Центр земельных ресурсов Ярославского муниципального района», и при проведении заседания по рассмотрению уведомления МКУ «Центр земельных ресурсов Ярославского муниципального района» о заключении трудового договора с истцом комиссией было допущено нарушение процедуры, связанное с не извещением ФИО1 о предстоящем заседании, судебная коллегия считает, что вывод суда о незаконности решения комиссии от 21 июня 2023 года (протокол № 1) является правильным.
По изложенным мотивам указанное решение комиссии Управления Росреестра по Ярославской области от 21 июня 2023 года (протокол № 1) подлежит отмене.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену постановленного решения, судом первой инстанции не допущено.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного по делу решения и оставляет апелляционную жалобу без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Тутаевского городского суда Ярославской области от 29 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи