Судья Ицкова Н.Н. Дело №33а-7614/2019
№2а-656/2019
УИД 76RS0011-01-2019-000825-39
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ярославль
Судебная коллегия по административным делам Ярославского областного суда в составе председательствующего судьи Емельяновой Ю.В.
судей Виноградовой Т.И., Федотовой Н.П.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пеуновой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Емельяновой Ю.В.
22 октября 2019 года
административное дело по апелляционной жалобе Судаковой Е.А. на решение Угличского районного суда Ярославской области от 19 июля 2019 года, которым постановлено:
«В удовлетворении административных исковых требований Судаковой Е.А. к Администрации городского поселения Углич о признании незаконным отказа в принятии ее и членов ее семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, пФредоставляемом по договорам социального найма, от ДД.ММ.ГГГГ и возложении обязанности повторно рассмотреть ее заявление о признании малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма отказать.»
По делу установлено:
Судакова Е.А. обратилась в суд с административным иском к администрации городского поселения Углич о признании незаконным отказа в принятии ее и членов ее семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности повторно рассмотреть ее заявление о признании малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
В обоснование административных исковых требований указано, что Судакова Е.А. обратилась в администрацию городского поселения Углич с заявлением о признании ее и членов ее семьи малоимущими, нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и о постановке на соответствующий учет, на состав семьи из пяти человек: истец, ФИО1., ФИО2., ФИО3, ФИО4 признании малоимущими и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, истцу отказано. С данным решением она не согласна, поскольку оно вынесено с нарушением закона, в протоколе комиссии отсутствуют причины и основания для принятия решения об отказе в признании малоимущими и принятии на жилищный учет, а также конкретные составляющие осуществленного расчета размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи. При определении дохода не учтены положения ст. 7 Закона Ярославской области от 11.07.2005 N 40-з "Об условиях реализации права отдельных категорий граждан на предоставление жилых помещений по договорам социального найма" о том, что доходы, сведения о которых предоставлены гражданином-заявителем в отношении себя и членов своей семьи, учитываются в объеме, остающемся после уплаты всех налогов и сборов, установленных действующим законодательством Российской Федерации. В отсутствие вышеуказанных данных в протоколе комиссии ограничена возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы заявителя, а также возможность проверки осуществленного расчета. Указание в протоколе лишь на факт превышения среднемесячного дохода двукратной величины, установленной Указом Губернатора ЯО от 25.04.2019 г. № 126, в расчете на душу населения на первый квартал 2019 г. недостаточно. Решение по отказу нарушает жилищные права истца.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Судаковой Е.А. ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения. Доводы жалобы сводятся к неверному определению обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильному применению норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда в полном объеме, с учетом доводов жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что правовых оснований для отмены решения суда не имеется.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд пришел к выводу, что при принятии оспариваемого решения общественная комиссия по жилищным вопросам при администрации городского поселения Углич обоснованно пришла к выводу об отказе в признании истца и членов ее семьи малоимущими и принятии на учет в администрации городского поселения Углич в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с учетом положений действующего законодательства, а также представленных истцом документов.
С указанным выводом судебная коллегия соглашается, считает его обоснованным и соответствующим закону.
По смыслу статьей 218, 227 КАС РФ решения и действия (бездействие) органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть признаны соответственно недействительными, незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действием (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
При недоказанности хотя бы одного из названных условий заявление не может быть удовлетворено.
Основания и порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма предусмотрены главой 7 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке (статья 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством РФ порядке соглашением о взаимодействии (часть 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае представления документов, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (подпункт 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации)
Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации (часть 2 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Отношения, связанные с определением порядка признания малоимущими граждан, постоянно или преимущественно проживающих на территории Ярославской области и нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из муниципального жилищного фонда на территории Ярославской области по договорам социального найма, с учетом размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи нуждающегося в жилом помещении гражданина, и стоимости имущества, находящегося в его собственности и собственности членов его семьи и подлежащего налогообложению, регулирует Закон Ярославской области от 11.07.2005 N 40-з "Об условиях реализации права отдельных категорий граждан на предоставление жилых помещений по договорам социального найма" (далее Закон ЯО от 11.07.2005 N 40-з).
В соответствии с положениями частей 1, 2 статьи 4 Закона ЯО от 11.07.2005 N 40-з граждане, нуждающиеся в жилых помещениях, могут быть признаны малоимущими в соответствии с настоящим Законом в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в случае обращения с соответствующим заявлением в орган учета по месту своего жительства в порядке, установленном законом об учете граждан; перечень документов, необходимых для признания гражданина малоимущим, устанавливается Правительством Ярославской области; орган учета рассматривает документы, необходимые для признания гражданина малоимущим, в течение тридцати рабочих дней со дня регистрации заявления гражданина о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в соответствии с Законом Ярославской области от 27.06.2007 N 50-з "О порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" (далее Закон ЯО от 27.06.2007 N 50-з).
В целях установления оснований для признания гражданина малоимущим орган учета в соответствии со статьями 5 - 9 настоящего Закона: 1) проводит проверку полноты и достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных гражданином- заявителем; 2) исчисляет размер дохода, приходящегося на гражданина-заявителя и каждого члена его семьи; 3) определяет общую стоимость подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности гражданина-заявителя и членов его семьи.
На основании части 3 статьи 4 Закона ЯО от 11.07.2005 N 40-з по окончании проверки сведений, содержащихся в документах, представленных гражданином-заявителем, исчислив размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи гражданина-заявителя, и оценив общую стоимость подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности гражданина-заявителя и членов его семьи, орган учета соотносит указанные размер дохода и стоимость имущества с установленными соответствующими органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области минимальным размером дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и минимальной стоимостью имущества, находящегося в собственности гражданина-заявителя и членов его семьи и подлежащего налогообложению.
Если полученные значения меньше или равны установленным органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области минимальному размеру дохода, приходящегося на каждого члена семьи гражданина-заявителя, и минимальной стоимости имущества, находящегося в собственности гражданина-заявителя и членов его семьи и подлежащего налогообложению, орган учета принимает решение о признании гражданина-заявителя (членов его семьи) малоимущим (малоимущими). В иных случаях орган учета принимает решение об отсутствии у гражданина-заявителя (членов его семьи) оснований для признания малоимущим (малоимущими).
Указанные решения органа учета являются основанием для одновременного принятия решения о принятии гражданина-заявителя (членов его семьи) на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо об отказе в принятии на учет в соответствии с законом об учете граждан (часть 4 статьи 4 Закона ЯО от 11.07.2005 N 40-з).
В статье 6 Закона ЯО от 11.07.2005 N 40-з указано, что при исчислении размера дохода гражданина-заявителя и дохода, приходящегося на каждого члена семьи, органом учета учитываются все виды доходов, полученные гражданином-заявителем и каждым членом его семьи или одиноко проживающим гражданином-заявителем в денежной и натуральной форме, а также содержится перечень таких доходов, в том числе: все предусмотренные системой оплаты труда выплаты, учитываемые при расчете среднего заработка в соответствии с действующим законодательством о порядке расчета среднего заработка; алименты, получаемые членами семьи гражданина-заявителя или одиноко проживающим гражданином-заявителем; наследуемые и подаренные денежные средства.
Согласно положениям частей 1,2,3 статьи 7 указанного Закона, для целей исчисления размера дохода, приходящегося на гражданина-заявителя и каждого члена его семьи, принимаются во внимание все виды доходов, полученных гражданином-заявителем и членами его семьи в денежной и натуральной форме, перечень которых установлен статьей 6 настоящего Закона. Доходы, сведения о которых предоставлены гражданином-заявителем в отношении себя и членов своей семьи, учитываются в объеме, остающемся после уплаты всех налогов и сборов, установленных действующим законодательством Российской Федерации. Учету подлежат доходы, полученные гражданином-заявителем и членами его семьи в течение учетного периода.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона ЯО от 27.06.2007 N 50-з одновременно с заявлением о принятии на учет гражданином представляются следующие документы: 1) документы, удостоверяющие личность гражданина (членов его семьи); 2) документы, подтверждающие состав семьи гражданина; 3) документы, подтверждающие место жительства гражданина и членов его семьи; 4) документы, подтверждающие наличие или отсутствие жилых помещений на праве собственности у гражданина и членов его семьи, документы, подтверждающие иные права гражданина и членов его семьи на жилые помещения, в случае, если право собственности и иные права на жилые помещения не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости; 5) документы, подтверждающие факт отнесения гражданина (членов его семьи) к категориям, указанным в статье 3 настоящего Закона (в соответствии с перечнем документов, установленным Правительством Ярославской области); 6) документы, подтверждающие право гражданина (членов его семьи) на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма (при наличии соответствующего права).
В силу положений Постановления Администрации ЯО от 14.11.2007 N 374 "Об утверждении перечня документов, необходимых для признания граждан малоимущими", документами, подтверждающими размер доходов гражданина-заявителя и членов его семьи, полученных в течение учетного периода являются: справки с места работы о полученной заработной плате и иных выплатах; справки из органов социальной защиты о социальных выплатах из бюджетов всех уровней; другие документы, подтверждающие доходы гражданина и всех членов его семьи.
В соответствии с Постановлением Администрации городского поселения Углич № 36 от 08.02.2018 г. размер среднемесячного дохода, приходящегося на гражданина-заявителя, не должен превышать или должен быть равен двукратной величине прожиточного минимума, установленного Губернатором Ярославской области в расчете на душу населения.
Указом Губернатора ЯО от 25.04.2019 N 126 "Об установлении величины прожиточного минимума в Ярославской области за I квартал 2019 года" величина прожиточного минимума в Ярославской области на I квартал 2019 года в расчете на душу населения равна 10101 рубль. Соответственно, двукратная величина прожиточного минимума должна составлять не более 20202 рублей.
В силу подпункта 7 части 1 статьи 2 Закона ЯО от 11.07.2005 N 40-з учетным периодом считается календарный год, предшествующий году обращения в органы учета.
Из материалов дела, протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации городского поселения Углич № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Судаковой Е.А. было отказано в признании ее семьи из пяти человек малоимущими и в принятии на учет в администрации городского поселения Углич в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что размер среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи в учетном периоде, превышает двукратную величину прожиточного минимума, установленного Указом Губернатора ЯО от 25.04.2019 №126, в расчете на душу населения на первый квартал 2019 года.
При этом, как установлено судом, размер среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи в учетном периоде в сумме <данные изъяты> – административный ответчик рассчитал исходя из содержания приложенных к заявлению документов.
Документы, подтверждающие уплату налогов Судаковой Е.А. (за себя и несовершеннолетнюю дочь ФИО2), ФИО3, ФИО1, а также документы, подтверждающие получение ФИО3 алиментных платежей в январе 2018 года в размере <данные изъяты> и в марте 2018 года в размере <данные изъяты>, Судаковой Е.А. для принятия решения по ее заявлению в администрацию городского поселения Углич не предоставлялись. Указанные документы, за исключением документа, подтверждающего получение ФИО3 алиментных платежей в январе 2018 года в размере <данные изъяты>, представлены суду первой инстанции при рассмотрении настоящего административного дела.
При осуществлении расчета размера среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи в учетном периоде, суд первой инстанции учел представленные истцом документы и изложенные объяснения, согласно которым, в 2018 году Судаковой Е.А. уплачен налог на квартиру за себя и несовершеннолетнею дочь ФИО2 в размере <данные изъяты>, земельный налог в размере <данные изъяты>, что подтверждается чеками-ордерами от ДД.ММ.ГГГГ; ФИО3 уплачен налог на квартиру в сумме <данные изъяты>, что подтверждается чеком-ордером от ДД.ММ.ГГГГ; ФИО1 уплачен транспортный налог в размере <данные изъяты>, что подтверждается чеком-ордером от ДД.ММ.ГГГГ Кроме того, Савиной А.С. Угличским РОСП УФССП России по ЯО ДД.ММ.ГГГГ перечислены денежные средства в размере <данные изъяты> в рамках исполнительного производства № от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании алиментов с ФИО5 в пользу ФИО3; в январе 2018 года ФИО5 передал ФИО6 денежные средства в сумме <данные изъяты>., на которые был куплен новогодний подарок ребенку.
Согласно осуществленному судом расчету, размер среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи в учетном периоде, составит <данные изъяты>).
Судебная коллегия соглашается с выводом суда об отсутствии оснований для учета доходов Судаковой Е.А. и членов ее семьи в объеме, остающемся после уплаты взносов на капитальный ремонт, поскольку указанные взносы не относятся к налогам и сборам, установленным действующим законодательством Российской Федерации, подлежащим учету в соответствии с частью 2 статьи 7 Закона ЯО от 11.07.2005 N 40-з.
В то же время, в апелляционной жалобе верно указано, что при осуществлении судом расчета среднемесячного дохода каждого члена семьи за учетный период судом допущена арифметическая ошибка. Так, при определении размера дохода <данные изъяты>., полученного ФИО3 из алиментных платежей, судом в решении приведены следующие арифметические действия: текущие алименты <данные изъяты>. + задолженность по алиментам <данные изъяты>. : 11 месяцев. Верным же результатом, полученным при осуществлении указанных арифметических действий, является размер дохода <данные изъяты>.
Вместе с тем, судебная коллегия считает, что при определении среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи Судаковой Е.А. отсутствуют основания для учета алиментных платежей в размере <данные изъяты>, на которые истец указывает как полученные ФИО3 в январе 2018 года. Какие-либо документы, которые подтверждали бы получение ФИО3 указанного дохода, и предоставление которых необходимо согласно изложенным выше положениям нормативно-правовых актов для решения вопроса о признании семьи малоимущей и принятия на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, - ни административному ответчику, ни в суд при рассмотрении настоящего административного дела, не предоставлялось.
Таким образом, среднемесячный совокупный доход, приходящийся на каждого члена семьи за учетный период составит: у Судаковой Е.А. - <данные изъяты> ((общая сумма дохода <данные изъяты>. - сумма налога удержания <данные изъяты>. - налог на имущество <данные изъяты>. — налог на земельный участок <данные изъяты>.) :12 месяцев); у ФИО1 - <данные изъяты> ((общая сумма дохода <данные изъяты> - сумма налога удержания <данные изъяты>. - транспортный налог <данные изъяты>.): 12 месяцев), у ФИО3. – <данные изъяты>., из них: доход с места работы <данные изъяты>. ((общая сумма дохода <данные изъяты> - сумма налога обложения <данные изъяты>. - налог на квартиру <данные изъяты>): 12 месяцев) и алименты <данные изъяты>. (текущие алименты <данные изъяты>. + задолженность по алиментам <данные изъяты> :10 месяцев). Среднемесячный совокупный доход семьи составит <данные изъяты>. Размер среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи в учетном периоде, составит <данные изъяты>).
Учитывая, что указанный размер превышает двукратную величину прожиточного минимума, установленного Губернатором Ярославской области в расчете на душу населения, вывод суда первой инстанции о наличии у административного ответчика предусмотренных законом оснований для отказа Судаковой Е.А. в признании ее семьи из пяти человек малоимущей и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, является правильным.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к оспариванию размера среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи Судаковой Е.А. Вместе с тем, судебная коллегия не может принять во внимание приведенный в апелляционной жалобе расчет, поскольку оснований для принятия в расчете среднемесячного совокупного дохода полученных ФИО3 алиментов в размере <данные изъяты> в отсутствие подтверждающих документов, не имеется.
Довод жалобы о незаконности протокола по формальным основаниям, в связи с отсутствием в нем составляющих, метода расчета среднемесячного дохода каждого члена семьи за учетный период, - основан на неправильном толковании норм действующего законодательства. Из содержания положений статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, Регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», утвержденного постановлением администрации городского поселения Углич от 12.04.2018 №120, не следует необходимости изложения указанных сведений в протоколе заседания общественной комиссии по жилищным вопросам.
С учетом изложенного, принятое судом решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены, в том числе по доводам апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Угличского районного суда Ярославской области от 19 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Судаковой Е.А. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи