НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Ярославского областного суда (Ярославская область) от 08.02.2024 № 33-286/2024

Судья Панюшкина А.В. Дело № 33-286/2024

(33-9166/2023)

УИД: 76RS0015-01-2023-000997-54

изготовлено 08.02.2024 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего судьи Басковой Г.Б.,

судей Бачинской Н.Ю., Маренниковой М.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Родионовой Н.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле

01 февраля 2024 года

гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ФИО1 по доверенности ФИО2 на решение Ленинского районного суда города Ярославля от 21 июля 2023 года, которым с учетом определения суда об исправлении описки от 01 ноября 2023 года постановлено:

«Иск ФИО1 (паспорт серия ) к Управлению труда и социальной поддержки населения Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), Государственному казенному учреждению Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области» (ИНН <***>, ОГРН <***>) об обязании восстановить меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг оставить без удовлетворения».

Заслушав доклад судьи областного суда Басковой Г.Б., пояснения представителя ФИО1 по доверенности ФИО2 в поддержание доводов апелляционной жалобы, возражения представителей ГКУ Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области» по доверенности ФИО3, Управления труда и социальной поддержки населения Администрации Ярославского муниципального района по доверенности ФИО4 по доводам жалобы, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ГКУ ЯО «Единый центр социальных выплат Ярославской области», Управлению труда и социальной поддержки населения Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области о возложении обязанности восстановить меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01 апреля 2018 года; произвести расчет и выплату компенсации.

В обоснование исковых требований ссылалась на то, что является педагогическим работником, пенсионером, проработавшим учителем до ухода на пенсию в образовательных учреждениях для детей, расположенных в сельской местности. В настоящее время продолжает педагогическую деятельность, проживает в сельской местности по адресу: <адрес> Истица являлась получателем меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как педагогический работник, работающий и проживающий в сельской местности, с учетом проживающих с ней членов семьи. С 01 апреля 2018 года Управление труда и социальной поддержки населения Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области прекратило оказывать истице данную меру социальной поддержки, а с 01 января 2019 года решением Управления труда и социальной поддержки населения Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области указанная мера социальной поддержки перестала распространяться на членов семьи ФИО1 Истица считает, что мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг должна быть восстановлена с 01 апреля 2018 года с учетом зарегистрированных с ней членов семьи, а компенсация подлежит выплате.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований. Доводы жалобы сводятся к нарушению норм материального и процессуального права.

В письменных возражениях на жалобу Управление труда и социальной поддержки населения Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ФИО1 по доверенности ФИО2 доводы апелляционной жалобы поддержала.

Представители ГКУ Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области» по доверенности ФИО3, Управления труда и социальной поддержки населения Администрации Ярославского муниципального района по доверенности ФИО4 по доводам жалобы возражали.

Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, сведений о причинах неявки не представили, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь частью 3 статьи 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив законность и обоснованность решения суда по доводам жалобы, обсудив их, исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия считает, что решение суда об отказе ФИО1 в удовлетворении исковых требований подлежит отмене, как постановленное с нарушением норм материального права, с принятием по делу нового решения.

Отказывая ФИО1 в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что в период с 01 апреля 2018 года по 16 августа 2022 года мера социальной поддержки не предоставлялась истице правомерно, поскольку выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности, была прекращена в связи с изменением обстоятельств, которые служили основанием для ее назначения, и до 16 августа 2022 года истица не обращалась за ее повторным назначением.

С постановленным по делу решением и изложенными в нем мотивами судебная коллегия согласиться не может, признает доводы апелляционной жалобы заслуживающими внимания ввиду следующего.

Статьей 31 Жилищного кодекса РФ установлено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.

В соответствии с частью 1 статьи 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Согласно части 8 статьи 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Соответствующие положения, регулирующие предоставление данной меры социальной поддержки на территории субъекта, содержатся в Законе Ярославской области от 19 декабря 2008 года № 65-з «Социальный кодекс Ярославской области».

Частью 3 статьи 43 Социального кодекса Ярославской области предусмотрено, что работники государственных организаций, педагогические работники и руководители образовательных организаций, работающие и проживающие в сельских населенных пунктах и рабочих поселках Ярославской области (далее - в сельской местности), имеют право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии со статьей 72 настоящего Кодекса.

В силу части 4 статьи 43 Социального кодекса Ярославской области право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, сохраняется за пенсионерами, которые имели право на их получение к моменту выхода на пенсию, проработали в сельской местности не менее 10 лет и проживают там. Сохранение права на получение мер социальной поддержки осуществляется независимо от вида назначенной работнику государственной организации, педагогическому работнику или руководителю образовательной организации страховой пенсии и основания прекращения им трудовой деятельности.

В соответствии с частью 6.1 статьи 72 Социального кодекса Ярославской области компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам и руководителям образовательных организаций, работающим и проживающим в сельской местности, и пенсионерам из их числа осуществляется: 1) в размере 100 процентов платы за содержание жилого помещения; 2) в размере 100 процентов платы за пользование жилым помещением (платы за наем); 3) в размере 100 процентов взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (в пределах общей площади жилья исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного Правительством Ярославской области); 4) в размере 100 процентов платы за электроснабжение (в части освещения) и отопление (централизованное теплоснабжение, газовое и электрическое теплоснабжение, а при наличии печного отопления - поставки твердого топлива).

Согласно части 6.2 статьи 72 Социального кодекса Ярославской области предусмотренные частью 6.1 настоящей статьи меры социальной поддержки распространяются на членов семьи пенсионеров из числа педагогических работников и руководителей образовательных организаций, работавших и проживающих в сельской местности.

Из обстоятельств дела установлено, что ФИО1 является педагогическим работником, в настоящее время работает воспитателем в МДОУ Детский сад № 20 «Кузнечик» Ярославского муниципального района и проживает в сельской местности по адресу: <адрес>

Совместно с истицей зарегистрированы и проживают члены ее семьи: сын ФИО5, дочь ФИО6 и внучка ФИО5

В период с 01 января 2012 года по 31 марта 2018 года истица являлась получателем меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по категории «Педагогический работник, работающий и проживающий в сельской местности, и пенсионер из их числа» в соответствии со статьей 72 Социального кодекса с учетом всех зарегистрированных с ней членов семьи.

Согласно распоряжению Управления труда и социальной поддержки населения Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области ЛД выплата компенсации по категории «Педагогический работник, работающий и проживающий в сельской местности, и пенсионер из их числа» прекращена ФИО1 с 01 апреля 2018 года в связи с прекращением трудовой (педагогической) деятельности с 13 марта 2018 года.

Из представленных в материалы дела сведений, пояснений представителя Управления труда и социальной поддержки населения Администрации Ярославского муниципального района по доверенности ФИО4 установлено, что после прекращения предоставления меры социальной поддержки как педагогическому работнику истице назначена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по категории «Ветеран труда» в беззаявительном порядке, поскольку Управление располагало сведениями о том, что истица является ветераном труда.

Данная мера социальной поддержки предоставлялась ФИО1 до 16 августа 2022 года, пока истица не обратилась с заявлением о предоставлении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по категории «Педагогический работник, работающий и проживающий в сельской местности, и пенсионер из их числа» в связи с тем, что вновь осуществляет педагогическую деятельность (со 02 сентября 2019 года).

С 16 августа 2022 года по настоящее время ФИО1 является получателем меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по категории «Педагогический работник, работающий и проживающий в сельской местности, и пенсионер из их числа», которая не распространяется на совместно проживающих с ней членов семьи.

Вместе с тем, из материалов дела (пенсионного удостоверения) судебной коллегией установлено, что истица является пенсионером по выслуге лет с 06 сентября 2000 года.

При таких обстоятельствах, учитывая, что истица к моменту выхода на пенсию более 10 лет проработала педагогом в сельской местности, проживает там, ФИО1 имела право на назначение меры социальной поддержки с 01 января 2012 года и на ее сохранение после прекращения педагогической деятельности 13 марта 2018 года как пенсионер из числа педагогических работников, работавших и проживающих в сельской местности, с учетом зарегистрированных с ней членов семьи.

В судебном заседании представитель Управления труда и социальной поддержки населения Администрации Ярославского муниципального района по доверенности ФИО4 не смогла пояснить, представлялись при первоначальном назначении меры социальной поддержки в 2012 году документы о том, что истица является пенсионером.

Управлением труда и социальной поддержки населения Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области представлены копии личного дела ФИО1

Из дополнительно представленных доказательств, исследованных судебной коллегией, установлено, что при первоначальном обращении за назначением меры социальной поддержки истица представила в Управление копию паспорта, страхового свидетельства государственного пенсионного страхования, удостоверения ветерана труда, то есть на дату прекращения истице выплаты компенсации как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности, Управление труда и социальной поддержки населения Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области располагало сведениями о том, что ФИО1 является не только педагогическим работником, но и ветераном труда с 16 декабря 2003 года.

При этом отсутствуют сведения о том, что ФИО1 было разъяснено право на назначение меры социальной поддержки и как пенсионеру из числа педагогических работников, работавших и проживающих в сельской местности.

Вместе с тем, из материалов личного дела не следует, что ФИО1 было направлено распоряжение Управления труда и социальной поддержки населения Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области о прекращении выплаты денежной компенсации по оплате ЖКУ как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности, с 01 апреля 2018 года, или что после прекращения выплаты компенсации как педагогическому работнику истице было разъяснено ее право на сохранение меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как пенсионеру из числа педагогических работников, работавших и проживающих в сельской местности, с учетом проживающих с ней членов семьи.

Распоряжение о выплате ФИО1 денежной компенсации по категории «Ветеран труда» в размере 50% от стоимости жилищно-коммунальных услуг ей также не направлялось.

Принимая во внимание, что ФИО1 является пенсионером с 06 сентября 2000 года, в связи с чем, на дату прекращения ей выплаты компенсации как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности, она имела право на сохранение данной меры социальной поддержки как пенсионер из числа педагогических работников, работавших и проживающих в сельской местности, с учетом проживающих с ней членов семьи, а Управлением труда и социальной поддержки населения в одностороннем порядке, без заявления истицы была назначена выплата компенсации по иному основанию и в меньшем размере, и ФИО1 не смогла воспользоваться своим правом на сохранение прежней меры социальной поддержки по вине органа социальной защиты, которым истице не было разъяснено такое право, судебная коллегия приходит к выводу, что ФИО1 должна быть восстановлена мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как пенсионеру из числа педагогических работников, работавших и проживающих в сельской местности, с учетом проживающих совместно с ней членов семьи, с даты прекращения выплаты ей компенсации как педагогическому работнику – с 01 апреля 2018 года.

Доводы ответчика о том, что с 01 января 2019 года выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по категории «Педагогический работник, работающий и проживающий в сельской местности, и пенсионер из их числа», не распространяется на членов семьи льготополучателя на основании изменений, внесенных в часть 6.2 статьи 72 Социального кодекса Ярославской области, судебная коллегия признает несостоятельными.

В соответствии с частью 6.2 статьи 72 Социального кодекса Ярославской области (в редакции, действующей до 01.01.2019 г.), предусмотренные частью 6.1 настоящей статьи меры социальной поддержки распространяются на членов семей педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности (пенсионеров из числа указанных работников).

Законом Ярославской области от 24.12.2018 № 92-з в часть 6.2 статьи 72 внесены изменения, в соответствии с которым предусмотренные частью 6.1 настоящей статьи меры социальной поддержки распространяются на членов семьи пенсионеров из числа педагогических работников, работавших и проживающих в сельской местности.

Из приведенных нормативных положений следует, что они не содержат норм об отмене либо ограничении прав пенсионеров из числа педагогических работников, работавших и проживающих в сельской местности, в том числе продолжающих осуществлять трудовую деятельность после выхода на пенсию, на получение мер социальной поддержки с учетом членов их семей, начиная с 01 января 2019 г.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 51 Социального кодекса Ярославской области предоставление социальной поддержки в соответствии с данным Кодексом основывается на недопустимости снижения ранее достигнутого уровня социальной поддержки граждан.

Часть 3 статьи 52 Социального кодекса Ярославской области предусматривает, что в случае отмены какой-либо меры социальной поддержки граждане, которым она была установлена, сохраняют право на ее получение в размере не ниже ранее установленного в течение всего срока, на который им была установлена мера социальной поддержки.

Действие пункта 1 статьи 51 и статьи 52 Закона Ярославской области от 19.12.2008 № 65-з «Социальный кодекс Ярославской области» было приостановлено до 1 января 2020 года Законом Ярославской области от 24.12.2018 № 92-з «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ярославской области в части предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан».

Как следует из пункта 13 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020 года, субъекту Российской Федерации, установившему в нормативных правовых актах условия и порядок представления нуждающимся в обеспечении жильем гражданам мер социальной поддержки (денежные выплаты), и предоставившему ранее этим гражданам меры социальной поддержки, необходимо сохранять разумную стабильность правового регулирования в этой сфере общественных отношений и в случае принятия решения о приостановлении предоставления названных мер социальной поддержки, вызванных недостаточностью бюджетных средств, следует решить вопрос о правах лиц, получавших такие меры социальной поддержки и рассчитывавших на их получение в будущем в соответствии с действующим правовым регулированием в том числе путем установления компенсаторного механизма, смягчающего неблагоприятные последствия такого приостановления.

Такого компенсаторного механизма субъектом Российской Федерации для лиц, имевших право на получение мер социальной поддержки и реализовавших такое право, при принятии Закона Ярославской области от 24.12.2018 № 92-з предусмотрено не было, в связи с чем, снижение ранее достигнутого уровня социальной поддержки граждан недопустимо.

При установленных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как пенсионеру из числа педагогических работников, работавших и проживающих в сельской местности, должна быть восстановлена истице и подлежит перерасчету с учетом зарегистрированных и проживающих совместно с ней членов семьи: ФИО5, ФИО6, ФИО5.

В связи с тем, что полномочия по исполнению государственных функций по предоставлению мер социальной поддержки в виде денежных выплат, пособий, компенсационных выплат, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Постановлением Правительства Ярославской области от 28.11.2022 № 1062-п переданы Государственному казенному учреждению Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области», обязанность по восстановлению и выплате ФИО1 меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с учетом зарегистрированных и проживающих совместно с ней членов семьи пенсионера из числа педагогических работников, работавших и проживающих в сельской местности необходимо возложить на Государственное казенное учреждение Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области».

При этом судебная коллегия считает, что данная мера социальной поддержки подлежит восстановлению, а компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг – перерасчету и выплате с 01 апреля 2018 года, и заявление ГКУ Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области» о пропуске истицей срока исковой давности по части исковых требований не подлежит удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно части 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

В силу части 1 статьи 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Положениями части 2 статьи 199 ГК РФ определено, что исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Частью 2 статьи 26 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что начисленные суммы страховой пенсии, выплата которых была приостановлена органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и которые не были востребованы пенсионером своевременно, выплачиваются ему за прошедшее время, но не более чем за три года, предшествующие месяцу, следующему за месяцем, в котором он обратился за получением начисленной страховой пенсии. Страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

Учитывая, что спорные правоотношения находятся в сфере социального обеспечения, судебная коллегия полагает, что к указанной мере социальной поддержки должен применяться подход, аналогичный изложенному в части 2 статьи 26 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Поскольку истица имела право на сохранение меры социальной поддержки после 01 апреля 2018 года как пенсионер из числа педагогических работников, работавщих и проживающих в сельской местности, данная мера не предоставлена ей по вине органа социальной защиты, который не разъяснил ФИО1 право на ее сохранение, не уведомил о прекращении выплаты компенсации как педагогическому работнику, мера социальной поддержки должна быть восстановлена ФИО1 и выплачена компенсация расходов без ограничения срока, то есть с 01 апреля 2018 года.

На основании изложенного решение суда об отказе ФИО1 в удовлетворении исковых требований подлежит отмене, с принятием по делу нового решения – об удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда города Ярославля от 21 июля 2023 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Исковые требования ФИО1 (паспорт серия ) удовлетворить.

Обязать Государственное казенное учреждение Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области» (ИНН <***>, ОГРН <***>) восстановить ФИО1 (паспорт серия ), проживающей по адресу: <адрес> меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как пенсионеру из числа педагогических работников, работавших и проживающих в сельской местности, с учетом проживающих совместно с ней членов семьи: ФИО5, ФИО6, ФИО5 с 01 апреля 2018 года и произвести перерасчет и выплату денежной компенсации.

Председательствующий

Судьи