НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Ярославского областного суда (Ярославская область) от 06.02.2024 № 33А-787/2024

Судья Лисютина О.В. Дело № 33а-787/2024

УИД 76RS0023-01-2023-001489-94

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Ярославль 6 февраля 2024 года

Судебная коллегия по административным делам Ярославского областного суда в составе: председательствующего судьи Громовой А.Ю.,

судей Бисеровой О.И., Бодрова Д.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шевяковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России № 10 по Ярославской области на решение Красноперекопского районного суда г. Ярославля от 17 октября 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 10 по Ярославской области к ФИО1 в лице законного представителя ФИО2 о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц.

Заслушав доклад судьи Громовой А.Ю., судебная коллегия

установила:

Межрайонная ИФНС России № 10 по Ярославской области обратилась в суд с административным иском к ФИО1 в лице законного представителя ФИО2 о взыскании в доход бюджета налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере 4 843 руб., пени по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 78,30 руб., всего 4 921,30 руб., ссылаясь в иске на то, что ФИО1 состоит на учете в качестве налогоплательщика имущественных налогов в Межрайонной ИФНС № 5 по Ярославской области. Ему на праве собственности в 2017 году принадлежали объекты налогообложения: ? квартиры с кадастровым номером , расположенная по адресу: <адрес>; ? гаража с кадастровым номером , по адресу: <адрес>. Административный ответчик ФИО1 является несовершеннолетним, его законным представителем является мать - ФИО2. В связи с неисполнением обязательства по уплате налога, ФИО1 направлено требование № 18077 от 12 февраля 2020 года. Также на сумму задолженности были начислены пени за период с 4 декабря 2019 года по 16 декабря 2019 года в размере 15,74 руб., с 17 декабря 2018 года по 4 февраля 2019 года в размере 62,56 руб. Инспекция обращалась к мировому судье судебного участка Красноперекопского судебного района г. Ярославля с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании налога, пени. 7 марта 2023 года мировым судьей судебного участка Красноперекопского судебного района г. Ярославля вынесен судебный приказ о взыскании задолженности. 31 марта 2023 года определением мирового судьи судебного участка Красноперекопского судебного района г. Ярославля судебный приказ отменен, так как от должника в лице законного представителя поступили возражения относительно исполнения данного приказа. На сегодняшний день задолженность по вышеуказанным налогам не погашена.

Судом первой инстанции принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований, с которым не согласен административный истец Межрайонная ИФНС России № 10 по Ярославской области.

В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда, вынесении по делу нового решения об удовлетворении административных исковых требований. В апелляционной жалобе указывается на нарушение судом норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с положениями статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

По мнению судебной коллегии, такие нарушения допущены судом первой инстанции при рассмотрении административного дела.

Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований суд первой инстанции основывал свои выводы исключительно пропуском срока обращения административного истца в суд.

Однако выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований административного истца в связи с пропуском срока являются ошибочными, основанными на неверном толковании норм материального права.

В соответствии с положением статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац второй пункта 3).

Из материалов дела следует, что 7 марта 2023 года инспекция обратилась к мировому судье судебного участка Красноперекопского судебного района г. Ярославля с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании налога, пени с несовершеннолетнего ФИО1 в лице законного представителя ФИО2.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 62 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве», истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, является препятствием для выдачи судебного приказа.

7 марта 2023 года мировым судьей судебного участка Красноперекопского судебного района г. Ярославля вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогооблажения, расположенным в границах городских округов, за 2017 год в размере 4843 руб., пени за период с 4 декабря 2018 года по 4 февраля 2019 года в размере 78,3 руб.

31 марта 2023 года определением мирового судьи судебного участка Красноперекопского судебного района г. Ярославля судебный приказ отменен, так как от должника поступили возражения относительно исполнения данного приказа от ФИО2.

С настоящим административным иском административный истец обратился в суд 25 июля 2023 года.

Поскольку судебный приказ состоялся, а в последующем был отменен, то при обращении в суд с административным исковым заявлением в порядке главы 32 КАС РФ в силу части 6 статьи 289 КАС РФ судом первой инстанции подлежал проверке, в частности, срок обращения в суд, предусмотренный абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ, т.к. правомерность выдачи судебного приказа после его отмены при рассмотрении дела о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке главы 32 КАС РФ предметом проверки являться не может.

В связи с изложенным, согласиться с выводом суда о том, что взыскатель утратил право на принудительное взыскание суммы задолженности по причине пропуска установленного статьей 48 НК РФ срока, не представляется возможным, в данном случае шестимесячный срок для обращения в суд после отмены судебного приказа соблюден.

В соответствии с пунктом 3 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если решение суда первой инстанции принято в соответствии с частью 5 статьи 138 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 39 постановления от 11 июня 2020 года № 5 «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции», если суд апелляционной инстанции придет к выводу о незаконности решения об отказе в удовлетворении административного иска, принятого судом первой инстанции в предварительном судебном заседании (часть 5 статьи 138 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) или в судебном заседании в связи с пропуском срока обращения в суд, он отменяет решение суда и вправе направить дело в суд первой инстанции для его рассмотрения по существу заявленных требований, если суд первой инстанции не устанавливал и не исследовал фактических обстоятельств дела (пункт 3 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Отмена судом апелляционной инстанции проверяемого решения и рассмотрение дела по существу повлекли бы нарушение процессуальных прав участников дела, в том числе права на защиту своих прав и законных интересов в двух судебных инстанциях, поскольку дело в данном случае не рассматривалось по существу судом первой инстанции.

Таким образом, поскольку решение суда не содержит выводов по существу спора, а выводы, изложенные в решении районного суда о пропуске срока обращения в суд законными и обоснованными не являются, судебный акт подлежит отмене с направлением административного дела в суд первой инстанции на новое рассмотрение по существу, при котором суду следует учесть изложенное, правильно установить обстоятельства дела, дать оценку собранным доказательствам и принять решение с учетом требований закона.

Кроме того, при оценке фактических обстоятельств и исследовании письменных материалов административного дела, суд первой инстанции не учел, что в материалы административного дела стороной административного истца представлена копия определения об отмене судебного приказа о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2018 год, тогда как предметом рассматриваемого спора является задолженность за 2017 год.

Судебной коллегией у мирового судьи истребована копия приказного производства , имеющего отношение к предмету административного спора, и приобщена к материалам дела.

Также из материалов административного дела следует, что административным ответчиком является ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Нормы главы 32 Налогового кодекса Российской Федерации в силу статей 19 и 400 данного Кодекса в равной мере применяются ко всем физическим лицам независимо от их возраста.

Налогоплательщик должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством. Несовершеннолетние лица - владельцы налогооблагаемой недвижимости могут участвовать в налоговых отношениях через законного представителя. Так, за несовершеннолетних, не достигших 14 лет, сделки могут совершать от их имени их родители, усыновители или опекуны (статья 28 Гражданского кодекса Российской Федерации). Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей – родителей, усыновителей или попечителя (статья 26 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, родители (усыновители, опекуны, попечители) как законные представители несовершеннолетних детей, имеющих налогооблагаемое имущество, управляют им, в том числе исполняя обязанности по уплате налогов.

Следовательно, такие лица, признаваемые плательщиками налога на имущество физических лиц, вне зависимости от возраста обязаны уплачивать налог в отношении находящегося в их собственности недвижимого имущества, что предполагает обязанность совершения от их имени необходимых юридических действий родителями, в том числе применительно к обязанности по уплате налогов.

Лица, выступающие в качестве законных представителей физического лица в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, в подобных случаях признаются представителями несовершеннолетнего физического лица - налогоплательщика (пункт 2 статьи 27 Налогового кодекса Российской Федерации).

Из положений части 3 статьи 5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что права, свободы и законные интересы граждан, которые не достигли возраста восемнадцати лет, граждан, которые ограничены в дееспособности и не могут согласно законодательству самостоятельно участвовать в административных делах, возникающих из спорных административных и иных публичных правоотношений, защищают в судебном процессе их законные представители.

Законными представителями несовершеннолетнего являются его родители, усыновители, опекуны (статьи 26, 28 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 64 Семейного кодекса Российской Федерации).

Поскольку защита прав и интересов несовершеннолетнего осуществляется законными представителями (статья 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 64 Семейного кодекса Российской Федерации), постольку участие последних в налоговых правоотношениях в качестве законных представителей предполагает обязанность совершения от имени несовершеннолетнего налогоплательщика необходимых юридических действий, в том числе по уплате налогов.

Документами, подтверждающими полномочия законного представителя несовершеннолетнего, являются: для родителей - свидетельство о рождении ребенка, для усыновителей - решение суда об усыновлении ребенка или свидетельство об усыновлении, для опекунов или попечителей - акт органа опеки и попечительства об установлении опеки или попечительства.

Воспользовавшись дискреционными полномочиями, судебная коллегия истребовала копию записи акта о рождении ФИО1, согласно которой родителями несовершеннолетнего являются ФИО3 и ФИО2. Однако усматривается, что ФИО3 к участию в административном деле не привлечен, копия иска в его адрес не направлялась, суд первой инстанции не воспользовался активной ролью суда и не разрешил вопрос об определении круга участников по делу.

Таким образом, в силу выше приведенных правовых норм, при новом рассмотрении административного дела районному суду надлежит разрешить вопрос о привлечении к участию в деле в качестве соответчика ФИО3 – отца несовершеннолетнего ФИО1.

С учетом изложенного обжалуемый судебный акт нельзя признать законным и обоснованным, он подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Красноперекопского районного суда г. Ярославля от 17 октября 2023 года отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи