Судья Павлюченко А.А. Дело № 33-1183/2020
УИД RS0003-01-2019-000796-65
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе:
председательствующего Задворновой Т.Д.
судей Суринова М.Ю., Емельяновой Ю.В.
при секретаре Козиной Е.В.
18 февраля 2020 года
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле гражданское дело по апелляционной жалобе государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в г.ФИО4 Ярославской области (межрайонное) на решение Гаврилов-Ямского районного суда Ярославской области от 05 декабря 2019 года, которым постановлено:
«Признать незаконным решение государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. ФИО4 Ярославской области (межрайонное) от 08.08.2019 года № об отказе в назначении ФИО1 досрочной страховой пенсии и установлении федеральной социальной доплаты в части не включения в специальный страховой стаж периодов его работы с 31.03.2008 г. по 19.04.2008 г., с 01.01.2009 года по 03.08.2019 года.
Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. ФИО4 Ярославской области (межрайонное) включить в специальный стаж ФИО1 периоды его работы с 31.03.2008 г. по 19.04.2008 г., с 01.01.2009 года по 03.08.2019 г.
Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. ФИО4 Ярославской области (межрайонное) назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости с 03.08.2019 года в соответствии с п.п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Взыскать с государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. ФИО4 Ярославской области (межрайонное) в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб.».
Заслушав доклад судьи Суринова М.Ю., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратился в суд с иском к государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в г. ФИО4 Ярославской области (межрайонное), с учетом уточненных требований, о признании незаконным решения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г.ФИО4 Ярославской области (межрайонное) от 08 августа 2019 года № об отказе в назначении досрочной страховой пенсии и установлении федеральной социальной доплаты в части не включения в специальный страховой стаж периодов его работы с 31 марта 2008 г. по 19 апреля 2008 г., с 01 января 2009 года по 03 августа 2019 года, обязании государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г. ФИО4 Ярославской области (межрайонное) включить в специальный стаж ФИО1 периоды его работы с 31 марта 2008 г. по 19 апреля 2008 г., с 01 января 2009 года по 03 августа 2019 г., и назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости с 03 августа 2019 года в соответствии с п.п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В обоснование заявленных требований указано, что с 28 мая 1993 г. по 10 апреля 1994 г. он работал в должности подменного водителя пожарного автомобиля <данные изъяты>; с 11 апреля 1994 г. по 07 июля 1994 г. в должности водителя пожарного автомобиля <данные изъяты>; с 08 июля 1994 г. по 31 декабря 2004 г. в должности водителя пожарного автомобиля <данные изъяты>; с 01 января 2005 г. по 28 февраля 2005 г. в должности водителя пожарного автомобиля <данные изъяты>; с 01 марта 2005 г. по 31 декабря 2008 г. в должности водителя пожарного автомобиля <данные изъяты>; с 01 января 2009 г. по 01 августа 2011 г. в должности водителя пожарного автомобиля <данные изъяты> с 02 августа 2011 г. по 30 июля 2016 г. в должности водителя пожарного автомобиля <данные изъяты>; с 01 августа 2016 г. по 01 августа 2016 г. в должности водителя пожарного автомобиля <данные изъяты>; с 02 августа 2016 г. по 30 июня 2017 г. в должности водителя автомобиля <данные изъяты>; с 01 июля 2017 г. по 11 февраля 2019 г. в должности водителя автомобиля <данные изъяты> и с 12 февраля 2019 г. по настоящее время в должности водителя автомобиля (пожарного) объектовой пожарной команды <данные изъяты>
Решением государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. ФИО4 Ярославской области (межрайонное) от 29 июля 2019 г. № ФИО1 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием специального стажа работы. Специальный стаж, учитываемый Пенсионным фондом для назначения досрочной страховой пенсии, составил 15 лет 5 месяцев 15 дней. Из подсчета специального стажа (учтен как работа в обычных условиях) исключен период работы с 01 января 2009 г. по 03 августа 2019 г. в организациях как не входящих в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также дни нахождения в командировке с 31 марта 2008 г. по 19 апреля 2008 г.
Судом принято указанное решение, с которым не согласно ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.ФИО4 Ярославской области (межрайонное).
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований. Доводы апелляционной жалобы сводятся к неправильному применению норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив их, заслушав представителя ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в г. ФИО4 Ярославской области (межрайонное) по доверенности ФИО2 в поддержание доводов апелляционной жалобы, возражения ФИО1, его представителя по доверенности ФИО3, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в г. ФИО4 Ярославской области (межрайонное) от 08 августа 2019 г. ФИО1 отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием специального стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости на основании положений п.п. 18 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Из специального стажа исключены периоды работы ФИО1 с 01 января 2009 г. по 01 августа 2011 г. в должности водителя пожарного автомобиля <данные изъяты> с 02 августа 2011 г. по 30 июля 2016 г. в должности водителя пожарного автомобиля <данные изъяты> (с 01 августа 2016 г. реорганизовано путем присоединения к ГКУ Ярославской области «Пожарно-спасательная служба Ярославской области»), с 02 августа 2016 г. по 11 февраля 2019г. в должности водителя автомобиля <данные изъяты> (с 01 июля 2017 г. реорганизован в ГБУ Ярославской области «Пожарно-спасательная служба Ярославской области»), с 12 февраля 2019 г. по настоящее время в должности водителя автомобиля (пожарного) объектовой пожарной команды <данные изъяты>
Удовлетворяя исковые требования ФИО1 о включении вышеуказанных периодов работы в должности водителя пожарного автомобиля с 01.01.2009 г. по 03.08.2019 г. в специальный стаж, суд полагал, что истец работал в условиях, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что место работы истца и характер его работы в спорный период не изменились, равно как в целом, по характеру работы, не изменились и его обязанности в объектовой пожарной команде <данные изъяты> согласно производственной инструкции, а отсутствие в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица сведений о специальном стаже не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку неправильность оформления работодателем документов, при отсутствии вины самого работника, не должна являться препятствием для реализации его права на получение досрочной страховой пенсии по старости, так как обязанность указывать льготный код работы возлагается на работодателя.
Судебная коллегия с данным выводом суда первой инстанции согласиться не может ввиду неверного применения норм материального права.
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.
В соответствии со ст. 4 и 5 Федерального закона "О пожарной безопасности" (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г.), пожарная охрана подразделялась на Государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности", государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. в вышеуказанный Федеральный закон "О пожарной безопасности" были внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 г., в соответствии с которыми, Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации.
Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации (ст. 5 Федерального закона "О пожарной безопасности").
Системное толкование вышеприведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что правом на досрочную трудовую пенсию по старости на основании пункта 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» обладают лица, работавшие на должностях Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Аналогичное право для работников государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации законом не предусмотрено.
Указанный вывод согласуется и с правовой позицией Конституционного Суда, изложенной в Определении от 5 февраля 2009 г. N 552-О-О, досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Кроме того, согласно пункту 10 постановления Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из материалов дела следует, что с 01 января 2009 г. ФИО1 занимал должность водителя пожарного автомобиля Пожарной части <данные изъяты> (в дальнейшем ГКУ Ярославской области «Пожарно-спасательная служба Ярославской области»), <данные изъяты> (реорганизованном в ГБУ Ярославской области «Пожарно-спасательная служба Ярославской области), в индивидуальном (персонифицированном) учете ФИО1 сведения об особых условиях труда истца в спорные периоды отсутствуют.
Согласно Уставу Государственного казенного учреждения Ярославской области «Отряд противопожарной службы №», утвержденному зам. директора Департамента региональной безопасности Ярославской области, ГКУ Ярославской области «Отряд противопожарной службы №» является юридическим лицом, функции и учредителя учреждения от имени Ярославской области осуществляет Департамент региональной безопасности Ярославской области.
С 12 февраля 2019 г. по настоящее время истец работает в должности водителя объектовой пожарной команды <данные изъяты> в индивидуальном (персонифицированном) учете ФИО1 сведения об особых условиях труда истца в спорный период также отсутствуют.
При этом действующее правовое регулирование не содержит положений о возможности включения периода работы в корпоративных коммерческих организациях, к которым относится и ООО «Транснефть-Балтика», в специальный стаж.
Соответственно суждения суда первой инстанции, что истец не должен нести ответственность за непредставление работодателем сведений с указанием кода льготы, не влекут отмену решения, поскольку доказательства, содержащиеся в материалах дела, в совокупности не свидетельствуют о льготном характере работы в спорные периоды.
При таких обстоятельствах оснований для включения указанных спорных периодов работы ФИО1 в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с положениями п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" у суда не имелось, поскольку истец работал в учреждениях и организации, не отнесенных к Федеральной противопожарной службе.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает необходимым решение Гаврилов-Ямского районного суда Ярославской области от 05 декабря 2019 г. отменить в части признания незаконным решения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. ФИО4 Ярославской области (межрайонное) от 08.08.2019 г. № об отказе в назначении ФИО1 досрочной страховой пенсии и установлении федеральной социальной доплаты в части не включения в специальный страховой стаж периодов его работы с 01.01.2009 года по 03.08.2019 года; включения в специальный страховой стаж периодов его работы с 01.01.2009 года по 03.08.2019 года; возложения обязанности на государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. ФИО4 Ярославской области (межрайонное) назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости с 03.08.2019 года, принять в указанной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.
Вместе с тем, судебная коллегия находит несостоятельными доводы апелляционной жалобы о необоснованном включении в специальный стаж ФИО1 периода нахождения в командировке с 31.03.2008 г. по 19.04.2008 г.
В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Удовлетворяя исковые требования ФИО1 в указанной части, суд обоснованно руководствовался положениями вышеприведенной нормы и исходил из того, что в спорный период истец проходил повышение квалификации по направлению работодателя, продолжал состоять в трудовых отношениях с работодателем, направление истца на курсы повышения квалификации было вызвано необходимостью совершенствования его профессиональных знаний и навыков.
Данный период имел место во время работы ФИО1 в должности водителя пожарного автомобиля <данные изъяты>, включенного Управлением Пенсионного фонда РФ в г. ФИО4 Ярославской области (межрайонное) в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы о необоснованном включении периода командировки повторяют объяснения ответчика в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции, с которой судебная коллегия соглашается. В указанной части апелляционная жалоба пенсионного органа удовлетворению не подлежит.
Поскольку исковые требования ФИО1 в части включения в специальный стаж периода нахождения в командировке с 31.03.2008 г. по 19.04.2008 г. удовлетворены, в указанной части решение суда оставлено в силе, оснований для отказа во взыскании с государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. ФИО4 Ярославской области (межрайонное) в пользу ФИО1 государственной пошлины по правилам 98 ГПК РФ не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Гаврилов-Ямского районного суда Ярославской области от 05 декабря 2019 года отменить в части:
признания незаконным решения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. ФИО4 Ярославской области (межрайонное) от 08.08.2019 года № об отказе в назначении ФИО1 досрочной страховой пенсии и установлении федеральной социальной доплаты в части не включения в специальный страховой стаж периодов его работы с 01.01.2009 года по 03.08.2019 года;
включения в специальный страховой стаж периодов его работы с 01.01.2009 года по 03.08.2019 года;
возложения обязанности на государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. ФИО4 Ярославской области (межрайонное) назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости с 03.08.2019 года в соответствии с п.п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Принять в указанной части новое решение.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.
В остальной части решение Гаврилов-Ямского районного суда Ярославской области от 05.12.2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. ФИО4 Ярославской области (межрайонное) без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи