ВТОРОЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№66а-1429/2021
Санкт-Петербург 16 декабря 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Морозковой Е.Е.
судей Головкиной Л.А. и Семеновой И.А.
при секретаре Карасевой Е.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело №3а-191/2021 по административному исковому заявлению товарищества собственников жилья «Российский-14» (ТСЖ «Российский -14») о признании недействующим приложения 6.2 к распоряжению комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 19 декабря 2018г. №252-р «Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения государственного унитарного предприятия «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга» на территории Санкт-Петербурга на 2019-2023гг.» в редакции, изложенной распоряжением комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 18 декабря 2020г. №257-р «О внесении изменений в распоряжение комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 19.12.2018г. №252-р» по апелляционной жалобе ТСЖ «Российский-14» на решение Санкт-Петербургского городского суда от 30 августа 2021г., которым в удовлетворении административного иска отказано.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Морозковой Е.Е., объяснения представителя ТСЖ «Российский-14» ФИО1, представителей комитета по тарифам Санкт-Петербурга ФИО2, ФИО3, представителей государственного унитарного предприятия «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга» ФИО4, ФИО5, а также заключение прокурора второго отдела Управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО6, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
распоряжением комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 19 декабря 2018г. №252-р (в редакции распоряжений комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27.12.2018г. №303-р, от 14.06.2019г. №52-р, от 18.12.2019г. №226-р) установлены долгосрочные параметры регулирования тарифов в сфере теплоснабжения государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" на территории Санкт-Петербурга на 2019-2023 годы согласно приложению 7, тарифы в сфере теплоснабжения государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" на территории Санкт-Петербурга на 2019-2023 годы согласно приложениям 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 6.1, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя по сетям государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" на территории Санкт-Петербурга на 2020 год согласно приложению 8 (далее-распоряжение №252-р).
Распоряжением комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 18 декабря 2020г. №257-р (далее-распоряжение №257-р) внесены изменения в распоряжение №252-р. В частности, названным распоряжением распоряжение №252-р дополнено приложением 6.2, которое содержит льготные тарифы на тепловую энергию, поставляемую государственным унитарным предприятием «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга» (далее-ГУП «ТЭК СПб») потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на 2021г.
В пункте 3 приложения 6.2 к распоряжению №252-р (в редакции распоряжения №257-р) указано, что тарифы распространяются на группы лиц, определенные Законом Санкт-Петербурга от 23.03.2016г. №111-17 «О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность) на территории Санкт-Петербурга».
Распоряжения комитета по тарифам Санкт-Петербурга опубликованы на официальном сайте администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru, 25.12.2020.
Являясь исполнителем коммунальных услуг, ТСЖ «Российский-14» обратилось в суд с административным иском, в котором просило:
- признать недействующим приложение 6.2 к распоряжению комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 19 декабря 2018г. №252-р «Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения государственного унитарного предприятия «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга» на территории Санкт-Петербурга на 2019-2023гг.» в редакции, изложенной распоряжением комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 18 декабря 2020г. №257-р «О внесении изменений в распоряжение комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 19.12.2018г. №252-р»;
-обязать административного ответчика возместить понесенные судебные расходы в размере 4500 руб.
В обоснование указано, что ТСЖ «Российский-14» является исполнителем коммунальных услуг в отношении жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>. В целях оказания коммунальной услуги по отоплению гражданам, проживающим в указанном жилом многоквартирном доме, ТСЖ «Российский-14» заключен договор теплоснабжения в горячей воде с ГУП «ТЭК СПб» от 13.08.2018г.
Административный истец утверждал, что Приложение 6.2 к распоряжению №252-р (в редакции распоряжения №257-р) противоречит действующему законодательству, так как установление тарифа на тепловую энергию с учетом стоимости теплоносителя не предусмотрено законодательством. В результате, нарушены права и законные интересы административного истца, Так как теплоноситель из системы теплоснабжения для целей отопления не отбирается, возвращаясь обратно в тепловую сеть, то административный истец оплачивает ресурс, который ему не поставляется и им не потребляется. Кроме этого, оспариваемый тариф рассчитан в экономически необоснованном размере
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 30 августа 2021г. в удовлетворении административного иска ТСЖ «Российский-14» отказано.
В апелляционной жалобе ТСЖ «Российский-14» (далее-административный истец, Товарищество) просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым административный иск удовлетворить, взыскав судебные расходы с административного ответчика.
Административный истец полагает, что тарифный орган неправомерно установил тарифы на тепловую энергию с учетом стоимости холодной воды для целей горячего водоснабжения (теплоносителя); льготный тариф установлен с нарушением установленного порядка его расчета.
Ссылаясь на ст.157.1 ЖК РФ, распоряжение Правительства РФ от 30.10.2020г. №2827-р, приложение №5 к постановлению Губернатора Санкт-Петербурга от 23.01.2019г. №6-пг «О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в Санкт-Петербурге на период 2019-2023годов», Товарищество указало на то, что в материалах дела отсутствуют расчеты, предусмотренные пунктами 38, 39, 40 Основ формирования индексов. Установленный приложением 6.2 к распоряжению №252-р льготный тариф на тепловую энергию для граждан является завышенным, так как экономически обоснованный тариф на тепловую энергию при исключении из необходимой валовой выручки экономически необоснованных затрат будет меньше, чем установленный и оспариваемый в настоящем деле льготный тариф на тепловую энергию. В составе тарифного дела не представлено обоснование базового уровня операционных расходов; не представлены материалы тарифных дел за 2019г., 2020г., ряд расходов учтены в экономически необоснованном размере, допущены нарушения при корректировке НВВ. У ГУП «ТЭК СПб» отсутствует раздельный учет по видам деятельности. Регулируемая организация занизила объем полезного отпуска тепловой энергии. Так как оспариваемые тарифы рассчитаны с нарушением законодательства, то распоряжение №252-р подлежит признанию недействующим полностью. В дополнениях к апелляционной жалобе административный истец отметил, что при расчете стоимости коммунальных услуг в пределах индекса изменения размера вносимой гражданами платы тарифный орган применил не установленный тариф на горячую воду в размере 109,10 руб. за м3 и 112, 81 руб.м3. По мнению Товарищества, в настоящем административном деле имеется недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений в части установления тарифа на горячую воду в открытых системах горячего водоснабжения. Ссылаясь на Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещениям в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011г. №354, Федеральный закон от 27.07.2010г. №190-ФЗ «О теплоснабжении», Товарищество считает, что названным Федеральным законом не предусмотрена возможность применения тарифа на тепловую энергию при расчетах за горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения). Административный истец указал, что уполномоченный орган должен утвердить тариф на горячую воду: компонент на холодную воду и компонент на тепловую энергию. Ссылаясь на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.02.2011г. №12845/10, Товарищество полагало, что оспариваемым распоряжением не установлен тариф на горячую воду в открытых системах горячего водоснабжения.
Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга (далее- административный ответчик, тарифный орган), ГУП «ТЭК СПб», прокурором, участвующим в деле, представлены возражения в письменном виде относительно доводов апелляционной жалобы и дополнений к ней.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
При рассмотрении дела суд пришел к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом власти субъекта Российской Федерации, опубликован в установленном порядке. Суд установил, что льготные тарифы установлены с соблюдением требований законодательства.
Доводы административного истца об экономически необоснованном тарифе на тепловую энергию для населения, установленного в иных приложениях к распоряжению №252-р, неправильном определении необходимой валовой выручки ГУП «ТЭК СПб» на 2021г. отклонены, так как в принятии административного об оспаривании иных тарифов на тепловую энергию, установленных распоряжением №252-р, судом отказано.
Решение суда является законным и обоснованным по следующим основаниям.
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее-Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования), Правила установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 Закона о теплоснабжении, приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э "Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения" (далее - Методические указания).
В соответствии со ст. 7 Закона о теплоснабжении регулированию подлежат, в частности, тарифы на тепловую энергию (мощность) и тарифы на горячую воду.
Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (статья 7 Закона о теплоснабжении).
Таким органом исполнительной власти в области государственного регулирования цен и тарифов в Санкт-Петербурге в соответствии с постановлением правительства Санкт-Петербурга от 13.09.2005г. №1346 является комитет по тарифам Санкт-Петербурга.
В соответствии с частью 14 статьи 10 Закона о теплоснабжении льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.
Лица, имеющие право на льготы в виде льготных тарифов на тепловую энергию (мощность) на территории Санкт-Петербурга (далее-льготные тарифы), основания для предоставления указанных льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций определены Законом Санкт-Петербурга от 23.03.2016г. №111-17 «О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность) на территории Санкт-Петербурга» (далее-Закон №111-17).
Согласно ч.3 ст.1 Закона №111-17 льготные тарифы устанавливаются решением уполномоченного правительством Санкт-Петербурга исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга в случае, если изменение размера совокупной платы граждан за коммунальные услуги, рассчитанного с учетом экономически обоснованного уровня тарифов, превышает индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, утверждаемый Правительством Российской Федерации.
Согласно частям 1 и 2 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, установленных на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации.
Порядок формирования предельных индексов установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014г. №400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации» и предусматривает формирование предельных индексов изменения платы граждан за коммунальные услуги не по отдельной коммунальной услуге, а в целом по набору коммунальных услуг, определяемому в соответствии с ч.4 ст.154 ЖК РФ.
Таким образом, как правильно отметил суд первой инстанции, принцип формирования льготных тарифов, в том числе и льготных тарифов на теплоснабжение, отличается от общего принципа формирования экономически обоснованных тарифов; размер льготного тарифа на тепловую энергию рассчитывается не на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, как определено п.22 Основ ценообразования, а определяется в соответствии с Основами формирования индексов в размере, при котором отношение размера платы граждан за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года к размеру платы граждан в декабре предыдущего календарного года не превышает установленный предельный индекс.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020г. №2827-р утверждены индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по Санкт-Петербургу по полугодиям 2021г. (1 полугодие 2021г.-0 %, 2 полугодие 2021г.-3,5%), в пределах которых постановлением губернатора Санкт-Петербурга от 23.01.2019г. №6-пг «О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в Санкт-Петербурге на период 2019-2023гг.» установлены предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в Санкт-Петербурге на 2021г.(приложение №5: на 1 полугодие 2021г.-0%, на 2 полугодие 2021г.-3,3%).
Обоснование величины установленных предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в Санкт-Петербурге на 2021г. приведено в приложении №6 к постановлению губернатора Санкт-Петербурга от 23.01.2019г. №6-пг.
Пунктом 52 Правил регулирования предусмотрено, что установление для отдельных категорий (групп) потребителей льготных регулируемых тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель осуществляется в соответствии с общим порядком открытия дел об установлении цен (тарифов).
ГУП «ТЭК СПБ» является одной из организаций, осуществляющих теплоснабжение потребителей на территории Санкт-Петербурга.
Распоряжением комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 19 декабря 2018 г. №252-р «Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения государственного унитарного предприятия «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга» на территории Санкт-Петербурга на 2019 -2023 годы» были утверждены тарифы в сфере теплоснабжения в отношении ГУП «ТЭК СПб» на период 2019-2023 гг., в том числе и льготные тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на 2019 г., которые распространяются на группы лиц, определенные Законом Санкт-Петербурга от 23.03.2016 г. №111-17 «О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность) на территории Санкт-Петербурга».
Распоряжением комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 18 декабря 2019 г. №226-р «О внесении изменений в распоряжение комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 19 декабря 2018 г. №252-р» внесены изменения в распоряжение №252-р, в частности последнее дополнено приложением 6.1, содержащем льготные тарифы на тепловую энергию, поставляемую государственным унитарным предприятием «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга» потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на 2020 г. в следующих размерах: 1 полугодие -1765,33 руб.\Гкал., 2 полугодие- 1818, 29 руб.\Гкал.
По заявлению ГУП «ТЭК СПб» приказом комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 22.06.2020г. №123 открыто дело о пересмотре тарифов в сфере теплоснабжения на 2021г.
Экспертной группой комитета по тарифам Санкт-Петербурга составлено заключение по определению экономически обоснованной величины расходов и прибыли, формирующих тарифы в сфере теплоснабжения государственного унитарного предприятия «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга» на территории Санкт-Петербурга на 2021г. (далее-заключение на 2021г.).
На заседании правления комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 18.12.2020г. принято решение:
определить основные показатели для расчета тарифов в сфере теплоснабжения ГУП «ТЭК СПб» на территории Санкт-Петербурга;
установить экономически обоснованную величину необходимой валовой выручки в сфере теплоснабжения «ГУП ТЭК СПб» на территории Санкт-Петербурга на 2021г.;
определить средние расчетные тарифы: на тепловую энергию (мощность) без учета стоимости производства теплоносителя и услуг на передачу тепловой энергии и теплоносителя, поставляемых ГУП «ТЭК СПб» потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга; на услуги по передаче тепловой энергии по сетям ГУП «ТЭК СПб» на территории Санкт-Петербурга на 2021г.; на теплоноситель (горячая вода), поставляемый ГУП «ТЭК СПб» потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на 2021г.; на теплоноситель (пар), поставляемый ГУП «ТЭК СПб» потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на 2021г.;
определить на 2021г. с календарной разбивкой среднеотпускные тарифы в сфере теплоснабжения ГУП «ТЭК СПб» на территории Санкт-Петербурга для расчета тарифов по группам потребителей и видам теплоносителя;
определить на 2021г. с календарной разбивкой тарифы на тепловую энергию, поставляемую ГУП «ТЭК СПб» потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, без учета стоимости производства теплоносителя для расчета тарифов по группам потребителей и видам теплоносителя;
определить на 2021г. с календарной разбивкой тарифы на теплоноситель (горячая вода), поставляемый ГУП «ТЭК СПб» потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, для расчета тарифов по группам потребителей и видам теплоносителя;
определить на 2021г. с календарной разбивкой тарифы на теплоноситель (пар), поставляемый ГУП «ТЭК СПб» потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, для расчета тарифов по группам потребителей и видам теплоносителя;
пересмотреть долгосрочные тарифы в сфере теплоснабжения ГУП «ТЭК СПб» на территории Санкт-Петербурга на 2021г.;
установить тариф на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя по сетям ГУП «ТЭК СПб» на территории Санкт-Петербурга на 2021г.;
установить льготные тарифы на тепловую энергию, поставляемую ГУП «ТЭК СПб» потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на 2021г. согласно приложению 9 к протоколу;
определить, что тарифы, установленные в пунктах 11-13 протокола, действуют с 01.01.2021г. по 31.12.2021г. (распоряжение №257-р).
Таким образом, распоряжение №252-р в оспариваемой части (в редакции распоряжения №257-р) принято уполномоченным органом с соблюдением установленной процедуры, в предусмотренной форме, опубликовано в официальном порядке.
В заключении на 2021г. указано, что тарифы, рассчитанные для ТСО на 2021г., приводят к превышению индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в Санкт-Петербурге. Таким образом, для ТСО на 2021г. будут установлены льготные тарифы в размере:
1 полугодие 2021г.-1818, 29 руб./Гкал. (с НДС);
2 полугодие 2021г.- 1880, 11 руб./Гкал.(с НДС).
Законом Санкт-Петербурга от 23.03.2016г. №111-17 установлены лица, имеющие право на льготы в виде льготных тарифов на тепловую энергию (мощность) на территории Санкт-Петербурга, основания для предоставления указанных льгот и порядок компенсации выпадающих доходов ТСО(л.д.231 т.1).
В возражениях административный ответчик, сославшись на ст.157.1, ч.4 ст.154 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункты 2, 10 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2004г. №400, распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.10.2020г. №2827-р, постановление Губернатора Санкт-Петербурга от 23.01.2019г. №6-пг, указал, что в целях недопущения превышения предельного индекса(3,3% во втором полугодие 2021г.), совокупный среднемесячный платеж жителей Санкт-Петербурга за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению не должен превышать 4791, 59 млн.руб. во втором полугодии 2021г. С учетом данного ограничения, а также в связи с необходимостью соблюдения установленного для Санкт-Петербурга предельного индекса на 2021г., темп роста тарифов в сфере теплоснабжения для льготных категорий потребителей, определенных Законом Санкт-Петербурга от 23.03.20216г. №111-17, комитетом по тарифам Санкт-Петербурга при тарифном регулировании определен в размере 3, 4%.В оспариваемом приложении 6.2 к распоряжению на период с 01.07.2021г. по 31.12.2021г. льготный тариф на тепловую энергию установлен в размере 1880, 11 руб./Гкал. (л.д. 164-167 т.1).
В подтверждение данного довода в суд первой инстанции административным ответчиком представлены: таблица «Прогноз стоимости коммунальных услуг в Санкт-Петербурге в 2021г.», таблица «Стоимость коммунальных услуг в квартире с электрической плитой в 2021г.» (л.д.79, 80 т.2).
Суд первой инстанции согласился с доводами административного ответчика относительно обоснования определения размеров льготных тарифов на тепловую энергию на 2021г. Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с приведенным обоснованием административного ответчика и с выводами суда в данной части.
В суде апелляционной инстанции представитель административного ответчика представил дополнительные пояснения, в которых указал, что тарифному органу при определении размеров льготных тарифов на 2021г. необходимо было сравнивать совокупный платеж граждан за коммунальные услуги в Санкт-Петербурге по состоянию на 01.07.2021г. с совокупным платежом граждан за коммунальные услуги в Санкт-Петербурге по состоянию на 31.12.2020г. и учитывать предельный индекс, установленный для Санкт-Петербурга распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 30.10.2020г. №2827-р в размере 0% на период с 01.01.2021г. по 30.06.2021г., и в размере 3,5% на период с 01.07.2021г. по 31.12.2021г.
При этом, в Санкт-Петербурге на рассматриваемый период предельный (максимальный) индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги установлен приложением №5 к постановлению губернатора Санкт-Петербурга от 23.01.2019г. №6-пг «О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в Санкт-Петербурге на период 2019-2023 годов» в меньшем размере нежели чем установлен распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020г. №2827-р, а именно в размере 3,3%.
Совокупный рост платы граждан за спорный период (с 01.07.2021г. по 31.12.2021г.) в сравнении с декабрем 2020г. составил 103, 26%, то есть в пределах индекса, установленного приложением №5 к постановлению губернатора Санкт-Петербурга от 23.01.2019г. №6-пг. Расчет стоимости отдельных коммунальных услуг в Санкт-Петербурге на 2021г. приведен в прилагаемой таблице «Прогноз стоимости коммунальных услуг в Санкт-Петербурге в 2021г.» (далее-Основная таблица). Ранее, данный расчет был представлен в суд первой инстанции в качестве приложения к пояснениям комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 09.08.2021г. за исх. №01-18-34/21-0-0. К указанному общему расчету стоимости коммунальных услуг были представлены расчеты стоимости коммунальных услуг в квартире с газовой плитой и в квартире с электрической плитой. В Основной таблице видно изменение стоимости коммунальной услуги по отоплению, для предоставления которой используется коммунальный ресурс (тепловая энергия), тариф на который оспаривается в рамках настоящего дела (приложение 6.2 к распоряжению №252-р в редакции распоряжения №257-р).
В Основной таблице динамику изменения данного тарифа с 01.07.2021г. в сравнении с 31.12.2020г. видно в строке 4 «Отопление» (столбцы «Декабрь»). Величина изменения тарифа (и стоимости услуги «Отопление») составляет 103, 4%, при этом рост совокупного платежа по всему набору коммунальных услуг составляет с 01.07.2021г. в сравнении с 31.12.2020г. 103, 26%, то есть в пределах установленного приложением №5 к постановлению губернатора Санкт-Петербурга от 23.01.2019г. №6-пг максимального индекса изменения платы граждан. Объемы потребления коммунальных ресурсов приведены в графе 10 Основной таблицы. Соответственно, стоимость коммунальных услуг в декабре 2020г. рассчитывается в графе 12 путем умножения объема, указанного в графе 10 на тариф, действующий в декабре 2020г., который указан в графе 11. Стоимость коммунальных услуг в декабре 2021г. рассчитывается в графе 14 аналогичным образом: путем умножения объема, указанного в графе 10 на тариф, установленный на 2 полугодие 2021г, который указан в графе 13. В графе 15 рассчитывается отношение платежей граждан за коммунальные услуги в декабре 2021г. к соответствующему платежу в декабре 2020г. значение в данной графе по строчке «Итого КУ без ТКО» обозначает рост совокупного платежа граждан за коммунальные услуги и не должно превышать установленный предельный индекс. Таким образом, с учетом прогнозируемых объемов потребления всех видов коммунальных ресурсов на 2021г., а также установленных предельных индексов для Санкт-Петербурга на 2021г., величина совокупного среднемесячного платежа жителей Санкт-Петербурга за коммунальные услуги во 2-м полугодии 2021г. не должна превысить 8018, 14 млн.руб., что на 3,3% выше соответствующего платежа за декабрь 2020г. и соответствует предельному индексу.
К указанным пояснениям представителем административного ответчика приложена таблица «Прогноз стоимости коммунальных услуг в Санкт-Петербурге в 2021г.».
Также административным ответчиком представлена таблица «Стоимость коммунальных услуг в квартире с газовой плитой в 2021г.».
Как следует из оспариваемого распоряжения №252-р размер установленного приложением 6.2 льготного тарифа на тепловую энергию на 1 полугодие 2021г. (1818,29 руб./Гкал.) равен размеру льготного тарифа, установленного приложением 6.1, на 2 полугодие 2020г.(1818, 29 руб./Гкал.), что соответствует распоряжению Правительства Российской Федерации от 30.10.2020г. №2827-р, приложению 5 к постановлению Губернатора Санкт-Петербурга от 23.01.2019г. №6-пг.
Установленные приложением 6.2 к распоряжению №252-р (в редакции распоряжения №257-р) на 1 и 2 полугодие 2021г. льготные тарифы меньше, чем экономически обоснованные тарифы, установленные на тот же период в приложении 1 к распоряжению №252-р (в редакции распоряжения №257-р).
При установленном в приложении 6.2 к распоряжению №252-р (в редакции распоряжения №257-р) размере льготного тарифа на второе полугодие 2021г. в сравнении с размером льготного тарифа на тепловую энергию, установленном в первом полугодии 2021г. (с учетом представленных комитетом по тарифам Санкт-Петербурга в материалы дела расчетов и пояснений), рост платы граждан за коммунальные услуги во втором полугодии 2021г. не превысит предельный индекс, предусмотренный для Санкт-Петербурга на указанный период распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020г. №2827-р, постановлением губернатора Санкт-Петербурга от 23.01.2019г. №6-пг.
Изложенное обусловлено исключительно необходимостью соблюдения требований вышеуказанного законодательства о предельных индексах размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги. Исходя из представленных тарифным органом расчетов предельного (максимального) размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, установление тарифов на экономически обоснованном уровне повлечет превышение предельного (максимального) индекса, что недопустимо.
Соответственно, распоряжение №252-р (в редакции распоряжения №257-р) в части приложения 6.2 принято в соответствии со ст.157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Обстоятельства по делу установлены полно и правильно, выводы суда обоснованы и мотивированы. Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.
Данное судом первой инстанции толкование приведенных норм согласуется с правовыми позициями, закрепленными во вступивших в законную силу Апелляционных определениях Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 08.11.2018г. №48-АПГ18-22, от 05.09.2019г. №57-АПА19-4, от 05.09.2019г. №57-АПА19-5.
Так как размеры оспоренных льготных тарифов, как отмечено выше, рассчитываются не на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, как предусмотрено п.22 Основ ценообразования, то утверждение административного истца о том, что в составе необходимой валовой выручки (при исчислении тарифов на тепловую энергию) учтены расходы в экономически необоснованном размере, а следовательно неправильно исчислен тариф на тепловую энергию, что привело к необоснованном увеличению льготных тарифов, не может быть признано состоятельным, и не опровергает правильности выводов суда первой инстанции относительно обоснованности определения размера оспоренных льготных тарифов.
Ссылка на то, что тарифным органом неправомерно установлен тариф на тепловую энергию с учетом стоимости холодной воды для целей горячего водоснабжения не влияет на законность и обоснованность выводов суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 11 августа 2021г. ТСЖ «Российский-14» подано уточненное административное исковое заявление, в котором административный истец просил признать недействующим не только приложение 6.2 к распоряжению №252-р (в редакции распоряжения №257-р), но и просил признать недействующими со дня принятия приложения 1, 2, 4, 5, 7 к распоряжению №252-р (в редакции распоряжения №257-р) в части установления тарифов на тепловую энергию, теплоноситель и горячую воду (горячее водоснабжение) на первое и второе полугодия 2021г. (л.д.101-107 т.2). Однако, определением суда от 16.08.2021г. (протокольным) в принятии уточненного административного иска ТСЖ «Российский-14» отказано.
По приведенным выше основаниям суд считает, что не представление в суд тарифных дел за 2019г., 2020г., также не влияет на правомерность выводов суда первой инстанции. В данной части следует отметить, что административным истцом оспаривалось распоряжение №252-р (в редакции распоряжения №257-р) только в части установления льготных тарифов на тепловую энергию на 2021г. (приложение 6.2).
Ссылка ТСЖ «Российский-14» на нарушение процедуры принятия оспариваемого распоряжения, так как экспертные заключения и протоколы заседаний правления комитета по тарифам Санкт-Петербурга не соответствуют пунктам 29 и 32 Правил регулирования, является несостоятельной.
Как уже отмечено, заключение экспертной группы комитета по тарифам Санкт-Петербурга относительно экономически обоснованной величины расходов и прибыли, формирующих тарифы в сфере теплоснабжения ГУП «ТЭК СПб» на территории Санкт-Петербурга на 2021г. составлено, тарифы на тепловую энергию (включая оспариваемые льготные тарифы на 2021г.) утверждены на заседании правления комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 18.12.2020г.
Выяснение того обстоятельства отражено ли в данных документах обоснование базового уровня операционных расходов (на 2021г.), не входит в предмет исследования по настоящему делу, так как требования административного истца об оспаривании приложения 7 к распоряжению №252-р (в редакции распоряжения №257-р) к производству суда не приняты, в расчете оспоренных льготных тарифов (приложение 6.2 к распоряжению №252-р (в редакции распоряжения №257-р)) данный показатель не участвует.
Дополнительные доводы административного истца относительно расчета стоимости коммунальных услуг в пределах индекса изменения размера вносимой гражданами платы из неустановленного тарифа на горячую воду (в размерах 109, 10 руб. за м.3 и 112, 81 руб.м3).; относительно недопустимости применения тарифа на тепловую энергию при расчетах за горячую воду в открытых системах теплоснабжения; о том, что тарифный орган должен утвердить тариф на горячую воду: компонент на холодную воду и компонент на тепловую энергию; о том, что в действующих правовых актах отсутствует правовой механизм применения тарифа на тепловую энергию в руб. за Гкал. при расчетах за горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), а также при начислении платы гражданами за ГВС, не являются правовыми основаниями к отмене решения суда.
В рамках настоящего административного дела судом рассмотрено только требование о признании недействующим льготных тарифов на тепловую энергию на 2021г., установленных приложением 6.2 к распоряжению №252-р (в редакции распоряжения №257-р). При этом, проверка правильности исчисления тарифа на горячую воду на 2021г., действий по неустановлению каких-либо иных тарифов, порядка применения тарифа на тепловую энергию и льготных тарифов, а также порядка применения иных тарифов, порядка начисления гражданами платы за ГВС, в предмет исследования и оценки по настоящему делу не входит.
В данной части необходимо отметить, что решением Санкт-Петербургского городского суда от 01.07.2021г. по административному делу №3а-165/2021г, измененным апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 14.10.2021г. №66а-1158/2021г, признаны недействующими тарифы на горячую воду, поставляемую гражданам, проживающим в многоквартирных домах с открытой и (или) закрытой централизованной системой горячего водоснабжения, установленные на 1 и 2 полугодия 2021г.
Признание недействующими указанных тарифов на горячую воду на 2021г., вопреки доводам административного истца, не свидетельствует о неверном определении льготных тарифов на тепловую энергию на 2021г. (раздел IX.VI Методических указаний, в качестве иллюстрации данного вывода- информационное письмо комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 18.11.2021г. №01-13-1222/21-0-0).
При наличии представленных административным ответчиком документов (таблиц) и пояснений, отсутствие в материалах дела (или тарифного дела, в экспертном заключении тарифного органа, в протоколе заседания правления тарифного органа) конкретных расчетов по формулам, предусмотренным пунктами 38, 39, 40 Основ формирования индексов (утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014г. №400) не опровергает правильности выводов суда об определении размеров льготных тарифов с соблюдением требований законодательства, в том числе и с соблюдением требований ст.157.1 ЖК РФ.
Представленные административным истцом расчеты исходя из фактических данных об объеме потребления тепловой энергии на нужды отопления по конкретной квартире конкретного многоквартирного жилого дома не опровергают правильности произведенного тарифным органом расчета прогноза стоимости коммунальных услуг в Санкт-Петербурге в 2021г. и не свидетельствуют о необоснованности выводов суда.
Доводы апелляционных жалоб не являются основанием к отмене или изменению решения суда, поскольку не содержат в себе обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы выводы суда; по существу, они повторяют правовую и процессуальную позицию лиц, участвующих в деле, изложенную в суде первой инстанции, и занятую ими при рассмотрении дела судом первой инстанции, которая получила надлежащую оценку и признана несостоятельной.
Предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены или изменения решения суда, отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст.309-311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Санкт-Петербургского городского суда от 30 августа 2021г. оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья «Российский-14» - без удовлетворения.
Состоявшиеся по делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение по первой инстанции, в течение шести месяцев с даты вынесения настоящего апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14 января 2022г.