№ 66а-1404/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 8 декабря 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Головкиной Л.А.,
судей Семеновой И.А., Стаховой Т.М.
при секретаре Карасевой Е.Д.,
с участием прокурора Яковлевой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-242/2021 по апелляционной жалобе Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области на решение Челябинского областного суда от 7 сентября 2021 года, которым административное исковое заявление муниципального унитарного предприятия «Долгодеревенское водоснабжение и водоотведение» о признании не действующим постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 24 сентября 2020 года № 43/41 «Об установлении тарифов на питьевую воду на 2020 год для МУП «Долгодеревенское водоснабжение и водоотведение», оказывающего услуги холодного водоснабжения потребителям Долгодеревенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области» удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Головкиной Л.А., объяснения представителя административного ответчика Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области Криволаповой М.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя административного истца муниципального унитарного предприятия «Долгодеревенское водоснабжение и водоотведение», представителя заинтересованного лица администрации Долгодеревенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области Семенова А.В., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Яковлевой Н.В., полагавшей, что решение суда подлежит изменению, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области 24 сентября 2020 года принято постановление № 43/41 «Об установлении тарифов на питьевую воду на 2020 год для МУП «Долгодеревенское водоснабжение и водоотведение» (далее – МУП «ДВиВ»), оказывающего услуги холодного водоснабжения потребителям Долгодеревенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области» (далее – Постановление № 43/41), которое опубликовано в газете «Южноуральская панорама», 10 декабря 2020 года, № 109/1 (4204/1) (Т.1 л.д.150-151).
Постановлением № 43/41 установлены тарифы на питьевую воду на 2020 год для МУП «ДВиВ», оказывающего услуги холодного водоснабжения потребителям Долгодеревенского сельского поселения на 2020 год, согласно приложению. В пункте 2 Постановления № 43/41 указано, что тарифы действуют со дня вступления в силу настоящего постановления по 31 декабря 2020 года.
Согласно приложению № 1 тариф на 2 полугодие 2020 года на питьевую воду утвержден в размере 35,07 руб./куб.м без НДС (Т.1 л.д.17-18).
МУП «ДВиВ» обратилось в Челябинский областной суд с административным иском, в котором с учетом уточнений просило признать не действующим с даты принятия Постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 24 сентября 2020 года № 43/41 (Т.4 л.д.212-217).
В обоснование заявленных суду требований административный истец указал, что применяя метод экономически обоснованных расходов (затрат) при установлении тарифа, административный ответчик неверно произвел расчет расходов на оплату работ и услуг, выполняемых сторонними организациями и индивидуальными предпринимателями, поскольку не учтены расходы по контрактам № 35/2020, 36/2020, 43/2020, которые понесены ранее обращения административного истца с заявлением об установлении тарифа; расчет расходов на оплату труда персонала и его численности, поскольку неправильно определена численность сотрудников и персонала, а также неправильно определена оплата труда ремонтного персонала; расчет расходов на оплату информационных услуг (СМИ, ГИС ЖКХ, программист 1С ЖКХ, телекоммуникационные услуги); расчет расходов на приобретение канцелярских товаров (бумаги) и заправку картриджей; расчет расходов на средства телекоммуникации (интернет), в связи с чем, оспариваемый нормативный правовой акт противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу и нарушает права МУП «ДВиВ», влечет возникновение убытков.
Решением Челябинского областного суда от 7 сентября 2021 года административный иск удовлетворен. Суд признал недействующим постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 24 сентября 2020 года № 43/41 «Об установлении тарифов на питьевую воду на 2020 год для МУП «Долгодеревенское водоснабжение и водоотведение», оказывающего услуги холодного водоснабжения потребителям Долгодеревенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области». В мотивировочной части решения суд указал, что оспариваемый нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим с даты вступления решения суда в законную силу (Т.5 л.д.9-28).
Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области подана апелляционная жалоба, в которой административный ответчик просит решение Челябинского областного суда от 7 сентября 2021 года отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку выводы суда не соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права (Т.5 л.д.34-48).
Прокурором, участвующим в деле, представлены возражения на апелляционную жалобу (Т.5 л.д.71-73).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования), Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года № 1746-э (далее - Методические указания).
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что в соответствии с Распоряжением администрации Долгодеревенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 16 июня 2020 года № 59/1 (ОД) административный истец назначен гарантирующей организацией, осуществляющей водоснабжение на территории Долгодеревенского сельского поселения (Т.1 л.д.68-69).
Администрацией Долгодеревенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области и МУП «ДВиВ» 16 июня 2020 года заключен договор на право хозяйственного ведения муниципальным имуществом, по которому предприятию согласно приложению № 1 к договору переданы магистральные водопроводы, водоводы, разводящие сети водоснабжения, головные сооружения водопроводного комплекса, сети водоснабжения, встроенное нежилое помещение (Т.1 л.д.73-75).
МУП «ДВиВ» 20 июля 2020 года обратилось в Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области с заявлением об установлении тарифов на услуги холодного водоснабжения для потребителей МУП «ДВиВ» на 2020-2021 годы, в котором просило установить тариф в сфере холодного водоснабжения для потребителей МУП «ДВиВ» на период с 1 июля 2020 года по 31 декабря 2021 года в размере 45,95 руб. (без НДС), при установлении указанного тарифа применить при расчете необходимой валовой выручки (далее – НВВ) метод индексации, приложив к заявлению документы на 178 листах (Т.1 л.д.11).
В соответствии с пунктом 17 Правил регулирования тарифов к заявлению об установлении тарифов прилагаются следующие обосновывающие материалы:
а) копии правоустанавливающих документов (копии гражданско-правовых договоров, концессионных соглашений, при реорганизации юридического лица - передаточных актов), подтверждающих право собственности, иное законное основание для владения, пользования и распоряжения в отношении объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности;
б) копии решений об утверждении учетной политики с приложениями (включая утвержденный план счетов, содержащий перечень счетов и субсчетов синтетического и аналитического бухгалтерского учета);
в) копия документа о назначении (выборе) лица, имеющего право действовать от имени организации без доверенности;
г) копии бухгалтерской и статистической отчетности за 3 предшествующих периода регулирования и на последнюю отчетную дату;
д) копия утвержденной в установленном порядке производственной программы либо проект производственной программы с содержащимся в нем расчетом финансовых потребностей на реализацию производственной программы с обоснованием этих потребностей и с расшифровкой затрат, включенных в нее, по видам деятельности;
е) расчет расходов на осуществление регулируемых видов деятельности и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, а также метода регулирования тарифов) и предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, рассчитанных в соответствии с методическими указаниями, или значений долгосрочных параметров регулирования тарифов, установленных в концессионном соглашении, заключенном в отношении централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
ж) расчет размера тарифов;
з) расчет объема оказываемых услуг отдельно по регулируемым видам деятельности, предусмотренным Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении», с обоснованием объемов собственного потребления воды и потерь при транспортировке воды по водопроводным (канализационным) сетям;
и) копия утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы (при наличии);
к) расчет определяемых в соответствии с Основами ценообразования дополнительно полученных доходов, и (или) недополученных доходов, и (или) экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении тарифов для регулируемой организации в предыдущем периоде регулирования (при наличии);
л) копии документов, подтверждающих проведение заявителем закупки товаров (работ, услуг) в установленном законодательством Российской Федерации порядке (положение о закупках, извещение о проведении закупок, документация о закупке, протоколы проведения закупок, составляемые в ходе проведения закупок);
м) перечень договоров о реализации товаров (работ, услуг), являющихся результатом осуществления регулируемой деятельности (в том числе договоров холодного водоснабжения, водоотведения, единых договоров холодного водоснабжения и водоотведения, договоров горячего водоснабжения, договоров по транспортировке горячей воды, холодной воды, договоров по транспортировке сточных вод, договоров о подключении (технологическом присоединении), в котором должны быть отражены сведения о лице, с которым заключен договор, предмете договора, дате заключения договора, сроке действия договора, объеме товаров (работ, услуг), реализуемых по договору. Органом регулирования тарифов могут быть запрошены копии договоров из указанного перечня, срок представления которых определяется таким органом, но не может быть менее 10 рабочих дней со дня поступления запроса в регулируемую организацию;
н) материалы, обосновывающие возникновение экономии средств, достигнутой регулируемой организацией в результате снижения расходов предыдущего долгосрочного периода регулирования и подтверждающие отсутствие снижения надежности и качества водоснабжения (водоотведения) и нарушения требований, установленных в инвестиционной и (или) производственной программах (при их наличии);
о) копии договоров (с приложениями) о поставке материалов, сырья, топлива и других энергоресурсов, выполнении работ сторонними организациями, в том числе ремонтных работ подрядными организациями, об аренде имущества (оборудования, земельных участков) на очередной период регулирования;
п) для регулируемых организаций, осуществляющих транспортировку холодной воды и (или) транспортировку сточных вод, - данные по каждой централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения о протяженности, диаметре и условиях прокладки соответственно сетей холодного водоснабжения и (или) водоотведения, планируемых объемах транспортируемой холодной воды и (или) сточных вод на очередной год, об объемах транспортируемой холодной воды и (или) сточных вод за 3 последних года;
р) для гарантирующих организаций, в зоне деятельности которых имеются организации, осуществляющие транспортировку холодной воды, транспортировку сточных вод, тарифы для которых устанавливаются с применением метода сравнения аналогов, - расчет размера удельных текущих расходов гарантирующей организации на транспортировку холодной воды и (или) транспортировку сточных вод.
Согласно пункту 17(1) Правил регулирования тарифов при установлении тарифов для организации, в отношении которой государственное регулирование тарифов ранее не осуществлялось, документы, указанные в подпунктах «л» - «н» пункта 17 настоящих Правил, к заявлению об установлении тарифов не прилагаются. При установлении тарифов на первый год долгосрочного периода регулирования регулируемой организацией, заключившей концессионное соглашение в отношении централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, документы, указанные в подпунктах «л» - «о» пункта 17 настоящих Правил, к заявлению об установлении тарифов не прилагаются.
Поскольку МУП «ДВиВ» ранее не осуществляло регулируемую деятельность, документы, указанные в подпунктах «л» - «н» пункта 17 Правил регулирования тарифов, к заявлению об установлении тарифов не подлежали приложению к заявлению об установлении тарифов.
Уведомлением от 27 июля 2020 года МУП «ДВиВ» уведомлено о том, что в предложении об установлении тарифов представлены обосновывающие материалы в объеме, не соответствующем пункту 17 раздела IV Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406. Для открытия дела об установлении тарифов предложено представить следующие обосновывающие материалы:
1. Подпункт г) копии бухгалтерской и статистической отчетности за 3 предшествующих периода регулирования и на последнюю отчетную дату (форма № 1-водопровод, форма 22-ЖКХ);
2. Подпункт е) расчет расходов на осуществление регулируемых видов деятельности и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (приложения 2, 2.1.2 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом ФСТ России от 27 декабря 2013 года № 1746-э (далее – Методические указания)) по следующим статьям затрат:
- капитальный ремонт (расчеты, обосновывающие необходимость ремонтов, предусмотренных проектами производственных программ), а именно:
- копии локальных смет, дефектных ведомостей, составленных комиссионно и обосновывающие необходимость ремонтов;
- план на проведение ремонтов на планируемый период регулирования, согласованный с собственником имущества и утвержденный руководителем организации (с указанием способа выполнении ремонтов);
- документы, подтверждающие необходимость проведения данных работ (акты осмотров производственных объектов, соответствующие требованиям первичной документации согласно Федеральному закону от 02 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»);
- расчет планового расхода по электроэнергии исходя из технических характеристик используемого оборудования;
- расчет расходов на приобретение холодной воды в соответствии с приложением 2.1.6 Методических указаний;
- расчет расходов на оплату труда на регулируемый период согласно приложениям 2.2., 2.2.1 Методических указаний;
- расчет нормативной численности персонала согласно Методическим рекомендациям по нормированию труда, утвержденным типовыми отраслевыми нормами численности работников водопроводно-канализационного хозяйства (приказ Минстроя России от 23 марта 2020 года № 154/пр);
- уведомление о применении упрощенной системы налогообложения;
3. Подпункт ж) расчет размера тарифов согласно приложению 7 Методических указаний;
4. Подпункт з) расчет объема оказываемых услуг отдельно по регулируемым видам деятельности, предусмотренным Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении», с обоснованием объемов собственного потребления воды и потерь при транспортировке воды по водопроводным сетям согласно приложению 1 Методических указаний;
5 Пункт о) копии договоров (с приложениями) о поставке материалов, сырья, топлива и других энергоресурсов, выполнении работ сторонними организациями, в том числе:
- копию договора энергоснабжения за 2020 год;
- копию договора на информационные услуги за 2020 год;
- копию договора на консультационные услуг за 2020 год;
- копию договора на холодную воду, заключенного с МУП «ПОВВ».
Также Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области указано замечание, что в представленном проекте производственной программы не заполнены показатели, предусмотренные разделом 3 «Плановые значения показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованной системы водоснабжения» (Т.2 л.д.180-182).
МУП «ДВиВ» 5 августа 2020 года предоставило Министерству тарифного регулирования и энергетики Челябинской области документы на 236 листах. Одновременно сообщило, что представить копии бухгалтерской и статистической отчетности за 3 предшествующих периода регулирования и на последнюю отчетную дату (форма № 1-водопровод, форма 22-ЖКХ) МУП «ДВиВ» не имеет возможности, поскольку деятельность по оказанию услуг водоснабжения с.Долгодеревенское и д.Шигаево Сосновского муниципального района Челябинской области ранее (до 16 июня 2020 года) осуществляло ООО «Сосновский водоканал», находящееся в стадии банкротства. МУП «ДВиВ» не является правопреемником и документы по хозяйственной деятельности от общества в МУП «ДВиВ» конкурсным управляющим не передавались.
По представленному расчету планового расхода по электроэнергии исходя из технических характеристик используемого оборудования административный истец пояснил, что между МУП «ДВиВ» и МУП «ПОВВ» заключен договор поставки воды № 18253 от 27 июля 2020 года. Вода поступает с городских емкостей в резервуар под давлением и также поступает в распределительную сеть. Свои скважины и оборудование для подъема воды в с.Долгодеревенское и д.Шигаево отсутствуют. Затраты по электроэнергии происходят из-за обогрева головного сооружения водопроводного комплекса, распложенного на территории резервуара, так как здание примерно 70-80 годов постройки и центральное/газовое отопление в нем отсутствует. В приложенном расчете указан расход электроэнергии исходя из данных, полученных за месяц осуществления деятельности (показания ПУ за мес.*тариф*на 12 м.=год расх. эл./эн).
В представленном проекте производственной программы показатель эффективности использования ресурсов, в части пунктов 3.1, 3.2 расход электрической энергии, потребляемый в технологическом процессе подготовки и транспортировке воды, не указан из-за расхода электрической энергии, не связанного с подготовкой и транспортировкой воды.
По представленной смете расходов в части расходов на оплату работ и услуг, выполняемых сторонними организациями (пункт 1.3), указаны данные по расходам на оплату услуг по договору подряда с ООО «ДомСервисКомфорт» № 1/2020 исходя из средней стоимости оказанных работ/услуг по устранению аварий за период с 16 июня – 31 июля 2020 года (на примере двух контрактов с собственником сетей водоснабжения – администрации Долгодеревенского с/п). Так по двум контрактам стоимость работ составила 78,9 т.р.: 2*12 мес.=473,4 тыс.руб. (Т.3 л.д.1-2).
В соответствии с постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 12 августа 2020 года № 36/2 открыто дело об установлении тарифов на питьевую воду на 2020 год по предложению МУП «ДВиВ», оказывающего услуги холодного водоснабжения потребителям Долгодеревенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области. Учитывая, что у МУП «ДВиВ» объекты водоснабжения переданы на праве хозяйственного ведения от 16 июня 2020 года № б/н, то в отношении данной организации осуществлен выбор метода регулирования тарифов – метод экономически обоснованных расходов (затрат) (Т.1 л.д.13).
Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 3 сентября 2020 года № 40/5 продлен срок установления тарифов на питьевую воду на 2020 год для МУП «ДВиВ», оказывающего услуги холодного водоснабжения потребителям Долгодеревенского сельского поселения, не более чем на 30 календарных дней (Т.1 л.д.235).
Согласно выписке из протокола заседания Правления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 3 сентября 2020 года № 40, в связи с поступившим в Министерство письменным мнением МУП «ДВиВ», содержащим несогласие с расходами, определенными экспертом при расчете тарифа, решено продлить срок для установления тарифа, а предприятию указано представить следующие обосновывающие материалы:
1) расчеты расходов (в виде таблиц) с указанием стоимости товаров (услуг) и его количества на:
- приобретение электроэнергии для освещения резервуаров, исходя их технических характеристик, количества объектов, подлежащих освещению;
- оплату работ и услуг, выполняемых сторонними организациями;
- услуги связи и интернета;
- осуществление производственного контроля качества воды;
- оплату услуг вневедомственной охраны объектов и территории;
- оплату информационных услуг.
2) документы и материалы, подтверждающие необходимость проведения капитального ремонта:
- план-график (ремонтная программа) проведения планового капитального ремонта с указанием сроков реализации и обоснованием его проведения и протяженности сетей;
- документы, подтверждающие необходимость проведения капитального ремонта сетей водоснабжения в соответствии с установленной нормативной периодичностью его проведения, а также указывающие на дату проведения последнего капитального ремонта сетей и участков труб, указанных в план-графике;
- дефектные ведомости, составленные комиссионно с учетом требований оформления первичной документации в соответствии с Федеральным законом от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», с указанием способа выполнения локальных смет и локальных расчетов, а также подробным описанием дефектов требующих ремонта;
- информация о способах выполнения ремонтных работ, предусмотренных в представленных локальных сметах;
- акты технического осмотра объектов водоснабжения, подтверждающие необходимость проведения ремонтных работ;
- техническое задание или проектная документация при планировании капитального ремонта;
3) акты выполненных работ по устранению аварий на основании заключенных контрактов № 35/2020 от 25 июня 2020 года, № 36/2020 от 8 июля 2020 года;
4) скорректированная производственная программа с указанием периода реализации на 2020 год и конкретных мероприятий по капитальному ремонту объектов централизованной системы холодного водоснабжения (в годовом исчислении) (Т.1 л.д.236-238).
Письмом Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 7 сентября 2020 года директор МУП «ДВиВ» уведомлен о продлении срока установления тарифов на питьевую воду для МУП «ДВиВ», оказывающего услуги холодного водоснабжения потребителям Долгодеревенского сельского поселения, на 2020 год, в связи с уточнением и обоснованием заявленных требований регулируемой организации. А именно указано представить до 14 сентября 2020 года в адрес Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области дополнительные документы и материалы, указанные в выписке из протокола заседания Правления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 3 сентября 2020 года № 40 (Т.1 л.д.233-234).
ПУМ «ДВиВ» 9 сентября 2020 года дополнительно представлены Министерству тарифного регулирования и энергетики Челябинской области копии документов на 179 листах с описью, а также сообщено, что выполнение ремонтных работ, предусмотренных локальными сметами, будет осуществляться на конкурсной основе (Т.4 л.д.1-7).
Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области 24 сентября 2020 года принято оспариваемое Постановление № 43/41, которое опубликовано в газете «Южноуральская панорама» № 109/1 (4204/1) 10 декабря 2020 года, (Т.1 л.д.150-151).
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами по делу, оспариваемый нормативный правовой акт, принят уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением формы и официально опубликован.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 37 Основ ценообразования метод экономически обоснованных расходов (затрат) может применяться в случае: если в отношении регулируемой организации (в отношении отдельных регулируемых видов деятельности) в течение предыдущего года не осуществлялось государственное регулирование тарифов.
МУП «ДВиВ» назначен гарантирующей организацией, осуществляющей водоснабжение на территории Долгодеревенского сельского поселения в соответствии с распоряжением администрации Долгодеревенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 16 июня 2020 года № 59/1 (ОД), в связи с чем вывод суда об обоснованности выбранного административным ответчиком метода регулирования тарифа – методом экономически обоснованных расходов (затрат), является верным.
Как установлено в пункте 38 Основ ценообразования при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на очередной период регулирования:
а) производственных расходов;
б) ремонтных расходов, включая расходы на текущий и капитальный ремонт;
в) административных расходов;
г) сбытовых расходов гарантирующих организаций;
д) расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов;
е) расходов на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 44 настоящего документа;
ж) расходов, связанных с оплатой налогов и сборов;
з) нормативной прибыли;
и) расчетной предпринимательской прибыли гарантирующей организации.
Согласно подпункту «ж» пункта 39 Основ ценообразования в составе производственных расходов учитываются прочие производственные расходы, определяемые в соответствии с методическими указаниями.
Как установлено пунктом 18 Методический указаний в составе производственных расходов учитываются:
1) расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение;
2) расходы на приобретаемые электрическую энергию (мощность), тепловую энергию, другие виды энергетических ресурсов и холодную воду;
3) расходы на оплату регулируемыми организациями выполняемых сторонними организациями работ и (или) услуг, связанных с эксплуатацией централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем;
4) расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала, в том числе налоги и сборы с фонда оплаты труда;
5) расходы на уплату процентов по займам и кредитам, не учитываемые при определении налогооблагаемой базы налога на прибыль;
6) общехозяйственные расходы;
7) прочие производственные расходы, непосредственно связанные с содержанием и эксплуатацией объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения, не учитываемые в составе ремонтных расходов, включая расходы на амортизацию автотранспорта, используемого регулируемой организацией. Производственные расходы должны покрывать расходы на осуществление производственной программы регулируемой организации в полном объеме, в том числе расходы, связанные с выполнением регулируемой организацией функций, предусмотренных законодательством Российской Федерации:
расходы на обезвоживание, обезвреживание и захоронение осадка сточных вод;
расходы на осуществление производственного контроля качества воды и производственного контроля состава и свойств сточных вод, в том числе состава и свойств сточных вод абонентов, включая расходы на оборудование лабораторий, приобретение приборов и реагентов, используемых для анализа качества воды, состава и свойств сточных вод;
расходы на аварийно-диспетчерское обслуживание.
В состав расходов на уплату процентов по займам и кредитам, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль, включаются расходы по кредитам на покрытие кассовых разрывов, целевым кредитам на производственные нужды, за исключением иных видов кредитов.
В соответствии с пунктом 30 Правил регулирования тарифов орган регулирования тарифов отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями не подтверждена.
Согласно пояснениям к расчету тарифа на питьевую воду, представленным МУП «ДВиВ» 1 сентября 2020 года (Т.1 л.д.154-160) и смете расходов, являющейся приложением 2 к Методическим указаниям, административным истцом заявлены расходы на оплату работ и услуг, выполняемых сторонними организациями и индивидуальными предпринимателями в размере 473,4 тыс.руб. Расчет истцом произведен на основании средней стоимости услуг по устранению порывов из приложенных счетов по двум контрактам (Т.1 л.д.164-166).
Как следует из экспертного заключения от 23 сентября 2020 года при расчете на 2020 год тарифов на питьевую воду для МУП «ДВиВ» производственные расходы рассчитаны экспертом в соответствии с пунктом 60 Основ ценообразования, пунктом 45 Методических указаний, по формуле 8 Методических указаний и экономически необоснованными признаны:
- расходы на оплату работ и услуг, выполняемых сторонними организациями и ИП, скорректированы экспертом на сумму 382,86 тыс.рублей и приняты в размере 90,54 тыс.рублей (13,20 тыс.руб.+77,34 тыс.руб.=90,54 тыс.рублей). Обосновывающие документы – счета на оплату, контракты на оказание услуг № 44/2020 от 27 июля 2020 года, муниципальный контракт № 289 от 24 августа 2020 года, счет-фактуры, счета на оплату работ по устранению аварий водопровода, платежные поручения № 442606, № 814813.
Расходы по контрактам на оказание услуг по устранению аварий водопровода № 35/2020 от 25 июня 2020 года, № 36/2020 от 8 июля 2020 года, № 43/2020 от 16 июля 2020 года исключены органом регулирования, со ссылкой на положения пункта 22 Правил регулирования тарифов.
Абзацем 2 пункта 22 Правил регулирования тарифов установлено, что для организации, впервые обратившейся с предложением об установлении тарифов, сведения об экономически обоснованных расходах, фактически понесенных в период со дня подачи документов, указанных в пунктах 14, 16 и 17 настоящих Правил, до начала очередного периода регулирования, рассматриваются органом регулирования тарифов и учитываются при установлении организации тарифов на последующий период регулирования.
Признавая незаконным расчет административного ответчика по статье расходы на оплату работ и услуг, выполняемых сторонними организациями и ИП, суд первой инстанции пришел к выводу, что заявленные МУП «ДВиВ» расходы по контрактам № 35/2020 от 25 июня 2020 года, № 36/2020 от 8 июля 2020 года, № 43/2020 от 16 июля 2020 года, являются расходами на аварийно-диспетчерское обслуживание.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку он противоречит представленным в материалы тарифного дела документам и расчетам в составе тарифной заявки, из которых следует, что расходы на аварийно-диспетчерское обслуживание МУТ «ДВиВ» не заявлялись, расходы в сумме 473,4 тыс.руб. заявлены административным истцом в соответствии с подпунктом 3 пункта 18 Методических указаний (Т.1 л.д.164-166).
Кроме этого, согласно контрактам № 35/2020 от 25 июня 2020 года, № 36/2020 от 8 июля 2020 года, № 43/2020 от 16 июля 2020 года они заключены между администрацией Долгодеревенского сельского поселения и ООО «ДомСервисКомфорт», предметом договоров является устранение аварий. Административный истец стороной контрактов не является, доказательств несения расходов не представил (Т.1 л.д.100-130).
С учетом изложенного регулирующий орган обоснованно исключил расходы по контрактам № 35/2020 от 25 июня 2020 года, № 36/2020 от 8 июля 2020 года, № 43/2020 от 16 июля 2020 года, что согласуется с положением подпункта «о» пункта 17 Правил регулирования тарифов, в соответствии с которым к заявлению об установлении тарифов прилагаются следующие обосновывающие материалы: копии договоров (с приложениями) о поставке материалов, сырья, топлива и других энергоресурсов, выполнении работ сторонними организациями, в том числе ремонтных работ подрядными организациями, об аренде имущества (оборудования, земельных участков) на очередной период регулирования.
Экспертное заключение в части корректировки расходов по своему содержанию отвечает требованиям пункта 26 Правил регулирования тарифов и содержит предусмотренные пунктом 29 этих Правил сведения об основных показателях расчета тарифов регулируемой организации на период регулирования, в связи с чем вывод суда первой инстанции о нарушении административным ответчиком положений пункта 29 Правил регулирования тарифов, опровергается содержанием экспертного заключения и протоколом заседания правления от 3 сентября 2020 года (Т.1 л.д.235-238).
Как следует из материалов дела административным ответчиком признаны экономически обоснованными плановые расходы на аварийно-восстановительные работы в размере 90,54 тыс.руб.
В обоснование указанного расчета указано, что Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области при расчете расходов в указанной части руководствовалось положениями пункта 65 Методических указаний, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 27 июня 2016 года № 240.
Согласно пункту 2 Методических указаний, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 27 июня 2016 года № 240, они распространяются на ГТС, которые указаны в статье 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» и повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации. Термины и определения, необходимые для целей настоящего документа, приводятся в приложении № 1 к настоящим Методическим указаниям.
Статьей 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» определено, что гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
В соответствии с подпунктом 14 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении объект централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения - инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы горячего водоснабжения (в том числе центральные тепловые пункты), холодного водоснабжения и (или) водоотведения, непосредственно используемое для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, что положения пункта 65 Методических указаний, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 27 июня 2016 года № 240, не подлежат применению для определения органом регулирования расходов на аварийно-восстановительные работы, поскольку указанный подход противоречит положениям пункта 51 Основ ценообразования, в соответствии с которыми при определении расходов регулируемой организации на текущий и капитальный ремонт используются расчетные цены и экономически (технически, технологически) обоснованный объем ремонтных работ, предусмотренный производственной программой регулируемой организации.
В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с методическими указаниями с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Пунктом 17 Методических указаний предусмотрено, что при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с приложениями 2.2, 2.2.1 к Методическим указаниям.
При этом в порядке приоритетности используются следующие сведения: параметры отраслевого тарифного соглашения; параметры трехстороннего соглашения, заключенного представителями работников, работодателей и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления (региональное отраслевое соглашение); размер фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования и фондов оплаты труда в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях, плановое значение индекса потребительских цен; условия коллективного договора; прогнозный индекс потребительских цен.
Приказом Минстроя России от 23 марта 2020 года № 154/пр утверждены Типовые отраслевые нормы численности работников водопроводно-канализационного хозяйства.
В сфере водоснабжения и водоотведения действует Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы, утвержденное Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 8 декабря 2016 года.
В соответствии с письмом Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения от 15 марта 2019 года № 01/56-В, Общероссийского отраслевого объединения работодателей сферы жизнеобеспечения от 14 марта 2019 года № 24-АК/2019 «Об индексации минимальных месячных тарифных ставок рабочих первого разряда по организациям жилищно-коммунального хозяйства на 2020 - 2022 годы») минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда составляет 10746 рублей на 1 января 2020 года.
В предложении МУП «ДВиВ» общая численность штатных единиц в соответствии со штатным расписанием от 1 сентября 2020 года заявлена 10 человек, из которых общее руководство – 1 единица, бухгалтерский учет – 2 единицы, общее делопроизводство – 1 единица, организация технической эксплуатации объектов централизованных систем водоснабжения и (или) отведения – 5 единиц, правовое обслуживание – 1 единица. В соответствии со штатным расписанием от 3 сентября 2020 года – 11 единиц (Т.1 л.д.159, 195).
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, согласно которому заявленная ставка ремонтного персонала – 1 единица соответствует установленным в Типовых нормах численности норме численности, рассчитанной исходя из количества работников предприятия (100 человек).
При этом расходы на оплату труда ремонтного персонала в части применения минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда подлежали расчету органом регулирования с учетом Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы.
В нарушение указанных норм, органом регулирования произведен расчет расходов на оплату труда ремонтного персонала из расчета минимальной месячной ставки рабочих первого разряда в размере 11004,74 рублей.
Судебная коллегия отмечает, что неправильно определенный размер минимальной месячной ставки, привел, в том числе, к неверному расчету отчислений на социальные нужды, в том числе налоги и сборы, согласно принятым расходам на оплату труда ремонтного персонала (Т.1 л.д.144).
Применение административным ответчиком метода интерполяции при определении нормы численность административно-управленческого персонала, в соответствии с которым на 5 единиц ремонтного и производственного персонала требуется с учетом округления не более 2 единиц административно-управленческого персонала (30 х 5 / 100) + (2 х 5 / 100), соответствует положениям Типовых отраслевых норм численности работников водопроводно-канализационного хозяйства, в то же время при определении средней заработной платы административного персонала, административным ответчиком необоснованно принята минимальная месячная тарифная ставка рабочего первого разряда в размере 11004,74 рублей (Т.1 л.д.133, 144).
С учетом указанных обстоятельств, вывод суда первой инстанции об ошибочности расчета расходов в указанной части является верным.
Расходы на оплату работ и (или) услуг, выполняемых по договорам сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, юридических, информационных, аудиторских, консультационных услуг относятся к административным расходам и учитываются в экономически обоснованном размере, определенном в соответствии с методическими указаниями (подпункт «а» пункта 41 Основ ценообразования, подпункт 1 пункта 25 Методических указаний).
Из сметы расходов, представленной МУП «ДВиВ» в орган регулирования следует, что расходы на информационные услуги составляют 31,6 тыс.руб. (Т.1 л.д.164).
В соответствии с экспертным заключением указанные расходы исключены в полном объеме, в связи с отсутствием подтверждающих документов.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда об обоснованности исключения органом регулирования указанных расходов, поскольку доказательств, обосновывающих размер указанных расходов административным истцом не представлено. Как верно указано судом первой инстанции, само по себе наличие заключенного с АНО «Редакция газеты «Сосновская Нива» договора о предоставлении платных печатных услуг от 19 июня 2020 года без наличия актов выполненных работ и платежных документов не подтверждает расходы МУП «ДВиВ», поскольку в соответствии с пунктом 1.2 договора, услуги считаются оказанными после подписания акта приема оказанных услуг. При этом из указанного договора не усматривается, что расходы по договору могут быть отнесены на регулируемую деятельность (Т.3 л.д.57-59).
Согласно смете расходов, представленной МУП «ДВиВ» в орган регулирования следует, что расходы на услуги связи и интернет заявлены административным истцом в размере 42,2 тыс.руб. (Т.1 л.д.165). В качестве подтверждающего документа представлен счет ПАО «Ростелеком» за июль 2020 года на сумму 4320,90 рублей (Т.4 л.д.27), акт оказанных услуг за июнь 2020 года (Т.4 л.д.32), договор об оказании услуг связи от 23 июня 2020 года № 10413232 (Т.3 л.д.95-97), договор на оказание услуг виртуальной АТС для юридических лиц от 23 июня 2020 года (Т.3 л.д.83-94), копию счета от 30 июня 2020 года на оплату услуг телефонной связи и Интернета на сумму 1558,98 рублей (Т.3 л.д.98).
Из экспертного заключения следует, что расходы по указанной статье скорректированы экспертом на сумму 15,2 тыс.руб. и приняты в размере 27 тыс.руб. Подтверждающие документы – договор об оказании услуг связи (интернет) от 23 июня 2020 года № 10413232, копия счета (2250 руб.*12 мес.=22,50 тыс.руб. с учетом НДС). (Т.1 л.д.145).
Уменьшив расходы за услуги связи и интернет со ссылкой на договор об оказании услуг связи (интернет) от 23 июня 2020 года № 10413232 и счет, регулирующий орган в экспертном заключении и протоколе заседания правления не привел расчета в его обоснование, не дал оценки первичным документам регулируемой организации, представленным в обоснование экономической обоснованности таких затрат. Тарифным органом не учтено, что в соответствии с договором об оказании услуг связи (интернет), стоимость услуг определяется в соответствии с установленными ПАО «Ростелеком» тарифами.
Приведенный в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции и в апелляционной жалобе расчет, административным ответчиком также не обоснован, отсутствуют ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования тарифов принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов
С учетом изложенного вывод суда о нарушении органом регулирования принципа тарифного регулирования при определении расходов на услуги связи и интернет, является верным.
Из экспертного заключения следует, что общехозяйственные расходы скорректированы экспертом на сумму 120,24 тыс.руб. и приняты в размере 146,06 тыс.руб., а именно: на приобретение бумаги KYM LUX Classic А4 в соответствии с товарной накладной, счет-фактурой (3,425 руб.*12 мес.=41,10 тыс.руб.); на ремонт (восстановление) картриджей на основании актов, счетов на оплату ремонта (350 руб.*4 шт.* 4 раза в год=5,60 тыс.руб.), где: 350 рублей – стоимость ремонта 1 картриджа; 4 шт. – количество картриджей в организации; 4 раза в год – количество ремонтов картриджа (Т.1 л.д.142-143).
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что произведенный административным ответчиком расчет расходов на приобретение бумаги на сумму 41,10 тыс.руб. путем умножения стоимости 15 пачек (3,425 тыс.руб.) на 12 мес. соответствует представленным МУП «ДВиВ» документам, не противоречит тарифному законодательству, поскольку доказательств необходимости использования бумаги в большем размере регулируемая организация в материалы тарифного дела не представила.
Вывод суда первой инстанции о том, что принятая Министерством периодичность заправки картриджей 1 раз в квартал в экспертном заключении не мотивирована, является верным, поскольку представленный административным ответчиком расчет расходов по заправке картриджей исходя из количества расходуемой в год бумаги в листах (30180 листов) не соответствует расчету органа регулирования расходов на приобретение бумаги в количестве 180 пачек в год или 90000 листов (180 х 5), представленные МУП «ДВиВ» документы, подтверждают несение расходов на заправку картриджа в размере 16800 рублей в год (Т.1 л.д.177-182).
В нарушение подпункта «г» пункта 26 Правил регулирования тарифов экспертное заключение органа регулирования тарифов не содержит анализа экономической обоснованности расходов по данной статье затрат и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования тарифов принял решение об исключении из расчета тарифов данных экономически необоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов.
Под производственной программой организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, пунктом 21 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении понимается - программа текущей (операционной) деятельности такой организации по осуществлению горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения.
Частью 2 статьи 32 Закона о водоснабжении и водоотведении регламентировано, что порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением методов регулирования тарифов, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что органом регулирования нарушены принципы тарифного регулирования при определении расходов, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы о том, что судом не дана надлежащая оценка факту наличия утвержденной в установленном порядке производственной программы МУП «ДВиВ» не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
В соответствии с разъяснениями, содержащимся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Вопрос о признании нормативного правового акта не действующим с того или иного времени решается судом в зависимости от обстоятельств дела.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт имел ограниченный срок действия, утратили силу на момент рассмотрения дела судом, то признание его не действующими с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем в указанной части решение Челябинского областного суда от 7 сентября 2021 года подлежит изменению и постановление № 43/41 подлежит признанию не действующим с даты его принятия.
Неправильный вывод суда первой инстанции, что заявленные МУП «ДВиВ» расходы по контрактам № 35/2020 от 25 июня 2020 года, № 36/2020 от 8 июля 2020 года, № 43/2020 от 16 июля 2020 года, являются расходами на аварийно-диспетчерское обслуживание не привел к принятию незаконного решения, в связи с чем, в остальной части решение Челябинского областного суда от 7 сентября 2021 года подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Изменить решение Челябинского областного суда от 7 сентября 2021 года.
Признать не действующим с даты принятия постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 24 сентября 2020 года № 43/41 «Об установлении тарифов на питьевую воду на 2020 год для МУП «Долгодеревенское водоснабжение и водоотведение», оказывающего услуги холодного водоснабжения потребителям Долгодеревенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области».
В остальной части решение Челябинского областного суда от 7 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области – без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через Челябинский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи: