НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 05.10.2022 № 66А-995/2022

ВТОРОЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 66а-995/2022

Санкт-Петербург 5 октября 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Семеновой И.А.

судей Головкиной Л.А. и Подгорной Е.П.

при секретаре Гордали М.Э.

с участием прокурора Капсамун И.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании 5 октября 2022 года административное дело №3а-651/2022 по иску общества с ограниченной ответственностью (ООО) «Компания «Рифей» о признании в части недействующим постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 30 ноября 2018 года №198-ПК «Об утверждении производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования для установления предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов, и установлении предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов операторам по обращению с твердыми коммунальными отходами в Свердловской области на 2019-2021 годы» по апелляционной жалобе ООО «Компания «Рифей», апелляционному представлению прокурора, участвующего в деле, на решение Свердловского областного суда от 26 мая 2022 года об отказе в удовлетворении иска.

Заслушав доклад судьи Семеновой И.А., представителей истца Дергачеву М.В. и Тараканова А.М., представителей ответчика Бычина А.В. и Конькову Е.С., прокурора, судебная коллегия

установила:

В силу пунктов 1,11, подпунктов 22,23 пункта 13 Региональная энергетическая комиссия Свердловской области (далее - РЭК Свердловской области) является уполномоченным исполнительным органом власти Свердловской области, осуществляет на территории Свердловской области государственное регулирование цен (тарифов, расценок, наценок, надбавок, индексов, ставок, сборов, размеров платы); утверждает предельные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами, производственные программы в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Вышеназванным постановлением РЭК Свердловской области от 30 ноября 2018 года №198-ПК утверждены операторам по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) прилагаемые производственные программы по захоронению ТКО в Свердловской области на период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2021 года включительно; установлены долгосрочные параметры регулирования тарифов, определяемые на долгосрочный период регулирования для установления предельных тарифов на захоронение ТКО, на 2019-2021 годы и предельные тарифы на захоронение ТКО на тот же период с календарной разбивкой.

Постановление опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области 7 декабря 2018 года.

В постановление неоднократно вносились изменения (том 2 л.д.14-15), в том числе внесены изменения постановлением РЭК Свердловской области от 21 мая 2019 года №44-ПК в связи с вынесением ФАС России предписания в адрес РЭК Свердловской области от 6 мая 2019 года № СП/37430/19 о нарушении законодательства в области обращения с твердыми коммунальными отходами при установлении тарифов на захоронение ТКО для ООО «Экотехсервис» на 2019 год.

Постановлением РЭК Свердловской области» от 16 декабря 2020 года № 234-ПК «О внесении изменений в отдельные постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области об установлении тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами» произведена корректировка тарифов, пункт 22 Приложения №2 постановления от 30 ноября 2018 год №198-ПК изложен в новой редакции, для ООО «Компания «Рифей» установлены предельные тарифы на захоронение ТКО 1У и У классов опасности.

Постановление от 16 декабря 2020 года №234-ПК опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области 21 декабря 2020 года, на официальном интернет-портале правовой информации - 23 декабря 2020 года.

С 1 января 2022 года постановление РЭК Свердловской области от 30 ноября 2018 года №198-ПК утратило силу.

ООО «Компания «Рифей» осуществляет деятельность регионального оператора по обращению с ТКО с 1 января 2019 года.

Оператор по обращению с ТКО ООО «Экотехсервис» прекратил деятельность путем реорганизации в форме присоединения к ООО «Компания «Рифей», последнее является правопреемником прав и обязанностей реорганизованной организации и продолжает ее регулируемую деятельность по захоронению ТКО, реализацию мероприятий инвестиционной программы.

2 июня 2020 года РЭК Свердловской области открыто дело об установлении (корректировке) тарифов на захоронение ТКО на 2021 год, подготовлено экспертное заключение об обоснованности корректировки тарифов на захоронение ТКО ООО «Компания «Рифей» (том 2 л.д.37-42), на основании которого на заседании Правления РЭК Свердловской области от 16 декабря 2020 года внесены изменения в предельные тарифы на захоронение ТКО, установленные постановлением от 30 ноября 2018 года №198-ПК (том 2 л.д.23-25).

Административный истец обратился в суд с требованиями о признании недействующим пункта 22 Приложения № 2 к постановлению РЭК Свердловской области от 30 ноября 2018 года №198-ПК, действовавшего в редакции постановления от 16 декабря 2020 года №234-ПК, с момента принятия постановления №234-ПК, как противоречащего положениям Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Основы ценообразования), Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Методические указания), указывая, что тарифы на захоронение ТКО, установленные для ООО Компания «Рифей» на 2021 год, являются экономически необоснованными, при корректировке тарифов по итогам деятельности за 2019 год РЭК Свердловской области неправомерно не учла в НВВ в составе неподконтрольных расходов налог на прибыль, оплата которого подтверждена налоговой декларацией по налогу на прибыль от 30 марта 2020 года на сумму 133 043 735 рублей и уточненной налоговой декларацией по налогу на прибыль от 25 сентября 2020 года на сумму 118 743 589 рублей, по мотиву невыполнения правопредшественником истца ООО «Экотехсервис» мероприятий инвестиционной программы и отсутствия документального подтверждения уплаты налога. Указанные расходы подлежат принятию в фактически понесенном размере, т.е. в сумме, указанной в уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль за 2019 год, 118 743 590 рублей.

Решением Свердловского областного суда от 26 мая 2022 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.

В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, указывает на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и нарушение норм материального права - неприменение пунктов 11,50,57,58 Основ ценообразования, в силу которых налог на прибыль должен включаться в составе неподконтрольных расходов регулируемой организации и подлежал учету в тарифах при корректировке НВВ на 2021 год; на неправильное толкование и применение пункта 58 Основ ценообразования, пункта 49 Методических указаний, пункта 28 Методических указаний по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, во взаимосвязи, считает ошибочным вывод суда о правильности расчета показателя, используемого в расчете НВВ; ссылается на то, что средства, не указанные в инвестиционной программе, не могут считаться средствами на реализацию инвестиционной программы, в инвестиционной программе ООО «Компания «Рифей» налог на прибыль в качестве источника финансирования на 2019 год не определен, программой предусмотрено финансирование в размере 420 221,67 тыс. рублей, включающее только амортизационные отчисления и нормативную прибыль.

В апелляционном представлении прокурор, участвующий в деле, ставит вопрос об отмене решения суда и вынесении нового решения о признании недействующим пункта 22 Приложения №2 к постановлению от 30 ноября 2018 года №198-ПК (в редакции постановления от 16 декабря 2020 года №234-ПК) в части установления предельных тарифов на захоронение ТКО 1У и У классов опасности, указывает на неправильное применение судом пункта 49 Методических указаний, неприменение пункта 50 Основ ценообразования, полагая, что налог на прибыль должен включаться в состав корректируемых неподконтрольных расходов и не подлежал учету в объеме собственных средств регулируемой организации на реализацию инвестиционной программы, поскольку не предусмотрен инвестиционной программой ООО «Экотехсервис» в качестве источника финансирования капитальных вложений.

Административным ответчиком представлены возражения на апелляционные жалобу, представление прокурора. РЭК Свердловской области указывает, что налог на прибыль учитывался в тарифах на 2019 год исключительно с целью финансирования инвестиционной программы организации, инвестиционная программа не была выполнена, ввод объектов, используемых для обработки, захоронения, обезвреживания, захоронения ТКО, не осуществлялся, поэтому в соответствии с пунктами 47,49 Методических указаний налог на прибыль должен признаваться составляющей показателя. Не оспаривая факт оплаты налога на прибыль, ответчик считает налог экономически необоснованным, а также документально не подтвержденным, поскольку уточненная налоговая декларация ООО «Компания «Рифей» на сумму 118 743,59 тыс. рублей в орган регулирования на дату принятия тарифного решения представлена не была. Кроме того, ответчик указывает, что налог на прибыль не распределен между видами регулируемой и нерегулируемой деятельности в соответствии с учетной политикой организации, и что учет налога на прибыль приведет к росту единого тарифа регионального оператора в сфере обращения с ТКО во втором полугодии, в том числе для граждан.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, заключение прокурора, поддержавшего апелляционное представление, судебная коллегия предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривает.

Проверив обстоятельства, перечисленные в пункте 2 части 8 статьи 213 КАС РФ, суд первой инстанции установил, что оспариваемое постановление принято уполномоченным органом, с соблюдением установленной формы, процедуры принятия, официально опубликовано. Указанные обстоятельства в апелляционных жалобе, представлении не оспариваются.

Принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд признал произведенный органом регулирования расчет предельных тарифов на захоронение ТКО на 2021 год и принятую к расчету величину НВВ соответствующими Основам ценообразования, формулам Методических указаний. Суд установил, что в расчете тарифов на 2019 год РЭК Свердловской области были учтены: собственные средства организации, определенные инвестиционной программой и необходимые для финансирования предусмотренных ею мероприятий, - 420 067 тыс. рублей, амортизация основных средств - 154,670 тыс. рублей и расходы из прибыли, необходимые для уплаты налога на прибыль, - 105 016,75 тыс. рублей. Учитывая, что мероприятия, предусмотренные инвестиционной программой на 2019 год, не выполнены ООО «Экотехсервис» в полном объеме, суд пришел к выводу, что по итогам 2019 года в связи с неисполнением инвестиционной программы организацией оказались необоснованно получены и использованы включенные в тариф денежные средства, т.е. в итоге в тарифе учтены экономически необоснованные средства; корректировка тарифов произведена в соответствии с пунктом 58 Основ ценообразования, Методическими указаниями; являющийся предметом разногласий сторон показатель - величина отклонения показателя ввода и вывода объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения ТКО, и изменения утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы «-525 238,42 тыс. рублей» определен РЭК Свердловской области в соответствии с формулой 18 пункта 49 Методических указаний; участвующий в этой формуле показатель правильно рассчитан ответчиком с включением трех составляющих - нормативной прибыли, амортизационных отчислений и налога на прибыль в сумме 105 016,75 тыс. рублей, что соответствует понятию показателя, приведенному в пункте 49 Методических указаний; налог на прибыль, исчисленный на инвестиционную составляющую - нормативную прибыль и ранее учтенный в тарифе на 2019 год, должен включаться в показатель в связи с неисполнением организацией инвестиционной программы на 2019 год.

С указанными выводами суда судебная коллегия согласна, поскольку они соответствуют подлежащим применению нормам материального права и обстоятельствам дела.

В соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого акта) тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов.

Необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений (пункт 57 Основ ценообразования).

Согласно подпункту «г» пункта 58 Основ ценообразования корректировка тарифов осуществляется в соответствии с формулой корректировки, установленной в методических указаниях и включающей в себя в том числе показатель ввода и вывода объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, и изменения утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы регулируемой организации.

Пунктом 47 Методических указаний (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого акта) предусмотрено, что НВВ, принимаемая к расчету при установлении тарифов на очередной i-й год долгосрочного периода регулирования, определяется с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, по формуле 16:

где - величина отклонения показателя ввода и вывода объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, и изменения утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы регулируемой организации, определяемая в соответствии с пунктом 49 настоящих Методических указаний.

Согласно пункту 49 Методических указаний показатель рассчитывается по формуле 18:.

Разногласия сторон касаются показателя объема собственных средств на реализацию инвестиционной программы (на 2019 год), который учитывается в расчете величины отклонения показателя ввода и вывода объектов и изменения инвестиционной программы и, соответственно, влияет на величину НВВ, принимаемую к расчету при установлении тарифов на очередной год долгосрочного периода регулирования.

В соответствии с пунктом 49 Методических указаний - это объем собственных средств на реализацию инвестиционной программы, учтенный при установлении тарифов на (i-2) год и включающий амортизацию основных средств и нематериальных активов, расходы из прибыли и иные собственные средства, определенные инвестиционной программой.

Инвестиционная программа в области обращения с ТКО на 2019-2026 годы была утверждена для ООО «Экотехсервис» приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области №431 от 29 октября 2018 года.

Откорректированная в связи с неисполнением инвестиционная программа ООО «Компания «Рифей» (в редакции приказов Министерства энергетики и жилищного хозяйства Свердловской области от 28 ноября 2019 года №531, от 23 января 2020 года №29) предусматривает на 2019 год источники финансирования: нормативная прибыль - 420 067 тыс. рублей, амортизационные отчисления - 154,670 тыс. рублей (том 2 л.д.190).

Как следует из экспертного заключения об обоснованности корректировки тарифов на захоронение, из НВВ 2021 года исключены средства за неисполнение инвестиционной программы, учтенные в НВВ регулируемой организации на реализацию инвестиционной программы в 2019 году (с учетом налога на прибыль) в размере 525 238,416 тыс. рублей, в том числе расходы из прибыли 420 067 тыс. рублей, амортизационные отчисления на реализацию инвестиционной программы 154,666 тыс. рублей, налог на прибыль 105 016,75 тыс. рублей; с учетом произведенных корректировок величина НВВ рассчитана с учетом отклонения показателя ввода и вывода объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения ТКО, и изменения утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы «-525 238,416 тыс. рублей» (том 2 л.д.41-42).

Отклоняя доводы административного истца о том, что налог на прибыль не указан в инвестиционной программе ООО «Экотехсервис» на 2019 год и, соответственно, не мог быть исключен из НВВ при корректировке тарифов на 2021 год по причине неисполнения инвестиционной программы, суд обоснованно исходил из того, что при расчете тарифов на 2019 год налог на прибыль учитывался органом регулирования в целях финансирования инвестиционной программы, показатель отражает плановый объем собственных средств на реализацию инвестиционной программы, учтенный при установлении тарифов на (i-2) год, поэтому для истца он должен составить 525 238,42 тыс. рублей, включающих амортизацию и расходы из прибыли, в том числе налог, выплачиваемый из прибыли.

Данное судом толкование понятия основано на буквальном содержании нормы пункта 49 Методических указаний, предусматривающей включение в переменную запланированных расходов на реализацию инвестиционной программы из прибыли, и учитывает взаимосвязанные положения законодательства о государственном регулировании тарифов в области обращения с ТКО.

Нормативный уровень прибыли при установлении тарифов на захоронение ТКО на 2019 год был определен РЭК Свердловской области исходя из планируемых экономически обоснованных расходов, в том числе планируемого к уплате из прибыли налога по регулируемому виду деятельности.

Плановые финансовые средства, учтенные при установлении тарифов, не будучи направленными на регулируемую деятельность, не могут рассматриваться как экономически обоснованные расходы.

Налог на прибыль, уплачиваемый организацией в качестве инвестиционных затрат, подлежит возмещению ей через тарифные источники лишь в случае реализации инвестиционных проектов. Иное означало бы оставление в распоряжении организации необоснованно полученных доходов.

Согласно позиции ФАС России, высказанной в ответе от 24 сентября 2021 года №ВК/80919/21 на обращение РЭК Свердловской области, фактические расходы на уплату налога на прибыль регулируемых организаций рассчитываются с применением экономически обоснованной величины фактической нормативной прибыли, включающей фактические документально подтвержденные расходы, и фактической ставки налога на прибыль, определяемой на основании декларации по налогу на прибыль организации (том 5 л.д.72-73).

В соответствии с пунктом 2 статьи 24.9 Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» тарифы должны компенсировать экономически обоснованные расходы на реализацию производственных и инвестиционных программ и обеспечивать экономически обоснованный уровень доходности текущей деятельности и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами инвестированного капитала.

Пунктами 2,16 Основ ценообразования предусмотрено, что необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций.

В соответствии с пунктом 12 Основ ценообразования при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, полученные с нарушением требований законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора).

С учетом вышеизложенного не могут быть приняты доводы апелляционной жалобы истца о том, что налог на прибыль прямо не поименован в инвестиционной программе в качестве средств на реализацию инвестиционной программы (источников финансирования), об отсутствии правовой нормы, на основании которой налог включается в состав расходов на инвестиционную программу.

Доводы апелляционной жалобы ООО «Компания «Рифей» об отсутствии доказательств, подтверждающих, что налог на прибыль был учтен РЭК Свердловской области в целях формирования инвестиционной программы, опровергаются устными и письменными объяснениями административного ответчика о целевом назначении финансовых средств при государственном регулировании тарифов на 2019 год, экспертным заключением РЭК Свердловской области об обоснованности корректировки тарифов (том 2 л.д.41), предписанием ФАС России от 6 мая 2019 года №СП/37430/19. Из пункта 4 мотивировочной части предписания следует, что первоначально в статье «Нормативная прибыль» были учтены расходы регионального оператора ООО «Компания «Рифей», указанные в инвестиционной программе в качестве источника финансирования, в сумме 772 700,40 тыс. рублей, ФАС России предписала снизить расходы по указанной статье на 352 633 тыс. рублей, величина налога на прибыль, объектом налогообложения которого является нормативная прибыль, пересчитана и снижена пропорционально, до 105 016,75 тыс. рублей (том 1 л.д.117,119-121). Включение РЭК Свердловской области налога на прибыль в расчет тарифов косвенно подтверждает и акт внеплановой проверки, проведенной ФАС России в 2021 году в отношении тарифов в области обращения с ТКО ООО «Компания «Рифей» и ООО «Экотехсервис» на 2019-2021 г.г., в котором указано на исключение органом регулирования средств в размере 525 238,416 тыс. рублей из состава НВВ оператора по захоронению ТКО ООО «Экотехсервис» на реализацию инвестиционной программы в 2019 году (с учетом налога на прибыль) (том 4 л.д.119).

При этом заслуживают внимания возражения РЭК Свердловской области об отсутствии у органа регулирования достаточных данных, позволяющих определить величину налога на прибыль, относимого на рассматриваемый вид регулируемой деятельности по захоронению ТКО.

Пунктом 5 статьи 24.8 Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрена обязанность операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами и региональных операторов вести раздельный учет расходов и доходов по регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, порядком ведения раздельного учета затрат по видам указанной деятельности и единой системой классификации таких затрат.

Как следует из материалов дела, объяснений сторон, ООО «Компания «Рифей» осуществляет два вида регулируемой деятельности - по захоронению ТКО и по оказанию услуги по обращению с ТКО региональным оператором.

Сам по себе факт ведения организацией раздельного учета административный ответчик не отрицает, однако Учетная политика ООО «Компания «Рифей» для целей бухгалтерского учета (пункт 7.16.4) (том 3 л.д.247-248) не содержит положений, регламентирующих распределение расходов по налогу на прибыль по видам регулируемой/нерегулируемой деятельности и в разрезе видов регулируемой деятельности, что позволяло бы РЭК Свердловской области самостоятельно определить налог на прибыль по рассматриваемому виду деятельности, а также распределить налог между обособленными подразделениями организации, расположенными в разных субъектах Российской Федерации.

Согласно объяснениям представителя ответчика в суде апелляционной инстанции, не опровергнутым истцом, авансовые платежи по налогу на прибыль за 2019 год осуществлялись ООО «Компания «Рифей» через Управления Федерального казначейства трех субъектов Российской Федерации (Курганской области, Тюменской области, Свердловской области). Уплата части налога на прибыль в бюджеты других субъектов Российской Федерации по месту нахождения обособленных подразделений организации (статья 288 НК РФ) не позволяет признать, что вся сумма налога на прибыль за 2019 год относится на регулируемую деятельность, осуществляемую в Свердловской области.

Являются обоснованными и возражения ответчика об отсутствии надлежащего подтверждения со стороны ООО «Компания «Рифей» уплаты налога в заявленной сумме.

В РЭК Свердловской области организацией представлена первоначальная налоговая декларация на сумму 133 043,74 тыс. рублей, которая не соответствует данным бухгалтерской отчетности. Уточненная налоговая декларация на сумму 118 743,59 тыс. рублей на дату принятия тарифного решения в орган регулирования представлена не была.

В соответствии с пунктом 22 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расходов по налогу на прибыль ПБУ18/2», утвержденным приказом Минфина России от 19 ноября 2002 года №114, организация может определять величину текущего налога на прибыль на основе данных, сформированных в бухгалтерском учете. При этом величина текущего налога на прибыль должна соответствовать сумме исчисленного налога на прибыль, отраженного в налоговой декларации по налогу на прибыль.

Решение суда соответствует требованиям статей 108,215 КАС РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 177,309-311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Свердловского областного суда от 26 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Компания «Рифей», апелляционное представление прокурора, участвующего в деле, без удовлетворения.

Судебные акты по делу могут быть обжалованы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение 6 месяцев со дня вынесения апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи коллегии: