НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Воронежского областного суда (Воронежская область) от 27.02.2018 № А-1464/2018

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Дело а-1464/2018

Строка 015а

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«27» февраля 2018 года судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего-судьи Ясинской И.И.,

судей Кобзевой И.В., Меремьянина Р.В.,

при секретаре Жуковской И.В.,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Кобзевой И.В.

административное дело по административному исковому заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения «Воронежский государственный биосферный заповедник имени В.М. Пескова» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Липецкой области о признании незаконным и отмене предписания № 176 от 22 сентября 2017 года,

по апелляционной жалобе Управления Росприроднадзора по Липецкой области на решение Железнодорожного районного суда г. Воронежа от 13 ноября 2017 года,

(судья районного суда Брыкина Е.В.)

У С Т А Н О В И Л А :

ФГБУ «Воронежский государственный биосферный заповедник имени В.М. Пескова» обратилось в суд с административным иском к Управлению Росприроднадзора по Липецкой области о признании незаконным и отмене предписания об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды № 176 от 22 сентября 2017 года.

В обоснование требований административный истец указал, что Управлением Росприроднадзора по Липецкой области 22 сентября 2017 года в отношении ФГБУ «Воронежский государственный биосферный заповедник имени В.М. Пескова» выдано предписание №176 об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, которым предписано внести и утвердить сведения о наличии подъездов к источникам противопожарного водоснабжения в Усманском участковом лесничестве (№ кварталов: 144,145,163,180,181,194,195,213,232,233,237,238,47,19,20,18,7,17,193, 211,192,179,162) в План тушения лесных пожаров на территории лесничества на период пожароопасного сезона 2017 года в соответствии с действующим законодательством в срок до 22 ноября 2017 года. Основаниями для выдачи предписания административным органом указаны: п.1 ч.1 ст. 53, ч.1 и п.5 ч.2 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ; п.3 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2007 года №417 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах»; п.6 Постановления Правительства РФ от 17 мая 2011 года №377 «Об утверждении Правил разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его формы».

Истец указывая, что предписание административного ответчика нарушает его права и законные интересы, является необоснованным, поскольку указанные в нем требования не относятся к компетенции истца, просил признать незаконным и отменить предписание № 176 от 22 сентября 2017 года Управления Росприроднадзора по Липецкой области.

Решением Железнодорожного районного суда г. Воронежа от 13 ноября 2017 года заявленные ФГБУ «Воронежский государственный биосферный заповедник имени В.М. Пескова» требования удовлетворены (л.д.184,185-188).

В апелляционной жалобе Управление Росприроднадзора по Липецкой области ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, принятии нового решения по делу об отказе в удовлетворении заявленных требований (л.д. 193-195).

В судебном заседании представитель ФГБУ «Воронежский государственный биосферный заповедник имени В.М. Пескова» по доверенности Пастревич И.В. пояснила, что считает решение суда законным, а доводы апелляционной жалобы необоснованными.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные о слушании дела в установленном законом порядке, в судебное заседание не явились, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Управлением Росприроднадзора по Липецкой области в рамках Федерального государственного экологического надзора, Федерального государственного пожарного надзора в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения на основании распоряжения от 23 августа 2017 года №176 была проведена внеплановая документарная проверка в отношении ФГБУ «Воронежский государственный биосферный заповедник имени В.М. Пескова».

22 сентября 2017 года по итогам проверки Управлением Росприроднадзора по Липецкой области в адрес ФГБУ «Воронежский государственный биосферный заповедник имени В.М. Пескова» вынесено предписание №176 об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, а именно предписано: в срок до 22 ноября 2017 года внести и утвердить сведения о наличии подъездов к источникам противопожарного водоснабжения в Усманском участковом лесничестве (№ кварталов: 144, 145, 163, 180, 181, 194, 195, 213, 132, 233, 237, 238, 47, 19, 20, 18, 7, 17, 193, 211, 192, 179, 162) в План тушения лесных пожаров на территории лесничества на период пожароопасного сезона 2017 года в соответствии с действующим законодательством. В качестве основания вынесения предписания указаны следующие нормативные правовые акты: п.1 ч.1 ст. 53, ч.1 и п.5 ч.2 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ; п.3 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2007 года №417 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах»; п.6 Постановления Правительства РФ от 17 мая 2011 года №377 «Об утверждении Правил разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его формы».

Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные ФГБУ «Воронежский государственный биосферный заповедник имени В.М. Пескова» требования о признании незаконным и отмене предписания № 176 от 22 сентября 2017 года Управления Росприроднадзора по Липецкой области, суд первой инстанции, проанализировав положения Лесного кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от 30 июня 2007 года №417 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах», Постановления Правительства РФ от 17 мая 2011 года №377 «Об утверждении Правил разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его формы», пришел к выводу, что оспариваемое предписание не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы истца, поскольку ФГБУ «Воронежский государственный биосферный заповедник имени В.М. Пескова» не является тем лицом, которое разрабатывает и утверждает план тушения лесных пожаров на территории Усманского участкового лесничества, следовательно, не может исполнить требование о внесении в него каких- либо сведений. Судебная коллегия с такими выводами районного суда согласна, так как они сделаны на основании всесторонне исследованных доказательств и установленных обстоятельств, которым суд в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ дал надлежащую правовую оценку. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров. Часть 1 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ гласит, что предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Перечень мер противопожарного обустройства лесов предусмотрен частью 2 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации, а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2011 г. N 281 "О мерах противопожарного обустройства лесов". Разработка планов тушения лесных пожаров осуществляется органами государственной власти в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-83 Лесного Кодекса РФ (ч. 1 ст. 53.3). Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417, устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами. Пункт 3 Правил содержит перечень мер пожарной безопасности в лесах, в том числе разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров. Согласно пп. «г» п. 4 Правил меры пожарной безопасности в лесах, указанные в пункте 3 настоящих Правил, осуществляются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации - в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения. В соответствии с пп. «г» п. 2 Постановления Правительства РФ от 17.05.2011 N 377 "Об утверждении Правил разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его формы" планы разрабатываются и утверждаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации - в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения. Из материалов дела следует, что земельные участки в Усманском участковом лесничестве (№ кварталов: 144, 145, 163, 180, 181, 194, 195, 213, 132, 233, 237, 238, 47, 19, 20, 18, 7, 17, 193, 211, 192, 179, 162) расположены на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения. Таким образом, указанные в предписании нормативные правовые акты не содержат положений, возлагающих на административного истца обязанность по исполнению действий, требуемых надзорным органом. Согласно Уставу, утвержденному приказом Минприроды России от 23.05.2011 г. № 294 (с изменениями от 11.04.2012 г. № 103, от 23.05.2016 г. № 307), Распоряжению Правительства РФ от 31.12.2008 N 2056-р ФГБУ «Воронежский государственный природный биосферный заповедник имени В.М. Пескова» является юридическим лицом и находится в ведении Минприроды России. В соответствии с п. 5.2 Постановления Правительства РФ от 11.11.2015 N 1219 "Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Минприроды России самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности: 5.2.137. правила тушения лесных пожаров; 5.2.138. порядок ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, а также проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах; 5.2.138(1). порядок ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, а также проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах; 5.2.139. акт, устанавливающий нормативы противопожарного обустройства лесов; 5.2.140. акт, определяющий виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности этими средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов. Из изложенного следует, что ФГБУ «Воронежский государственный биосферный заповедник имени В.М. Пескова» не наделен полномочиями по внесению сведений в План тушения лесных пожаров, поскольку в силу прямого указания закона такие функции возложены на Министерство природных ресурсов и экологии РФ. То обстоятельство, что ФГБУ «Воронежский государственный биосферный заповедник имени В.М. Пескова» находится в ведении Минприроды России, само по себе не порождает у истца полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, являющегося федеральным органом исполнительной власти. Фактическое выполнение учреждением каких-либо действий по составлению плана тушения лесных пожаров на территории лесничества неравнозначно возложению на него законом соответствующей обязанности и не порождает обязанности исполнить требования предписания, которые законодательством отнесены к компетенции Минприроды России. Таким образом, на основании указанных выше норм закона требования административного истца удовлетворены судом верно. Выводы суда первой инстанции основаны на установленных в ходе рассмотрения настоящего дела обстоятельствах, подтвержденных собранными по делу доказательствами, которым суд в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства РФ дал надлежащую правовую оценку при правильном применении норм материального права. Доводы апелляционной жалобы ответчика повторяют его позицию, были предметом исследования в суде первой инстанции и обоснованно признаны несостоятельными. Ссылка в апелляционной жалобе на то обстоятельство, что на листе 3 оспариваемого решения в абзаце 1 судом первой инстанции указано на необоснованность заявленного административного иска, не может повлечь отмену решения суда, поскольку указанная фраза является очевидной опиской, исходя из анализа текста всего решения, которым требования ФГБУ «Воронежский государственный биосферный заповедник имени В.М. Пескова» удовлетворены и основания для его удовлетворения приведены в решении. При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения, так как они не содержат оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и на выражение несогласия с постановленным решением, содержат субъективное толкование правовых норм, однако выводов суда не опровергают, поэтому их нельзя признать убедительными. Руководствуясь ст.ст. 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Железнодорожного районного суда г. Воронежа от 13 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Липецкой области - без удовлетворения.

Председательствующий:

судьи коллегии: