НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Воронежского областного суда (Воронежская область) от 25.06.2015 № 33-3105

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Дело № 33-3105

Строка № 13.6

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

ДД.ММ.ГГГГ судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе

председательствующего судьи ФИО6,

судей ФИО5, Кожевниковой А.Б.,

при секретаре ФИО2,

с участием прокурора ФИО3, -

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи ФИО5

гражданское дело по иску Заместителя Московского межрегионального транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» в лице Юго- Восточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД» о возложении обязанности создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов и принять локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах, ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов,

по апелляционной жалобе представителя ОАО «РЖД» Д.

на решение Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ

(судья ФИО4)

установила:

Заместитель Московского межрегионального транспортного прокурора обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» в лице Юго-Восточной железной дороги филиала ОАО «РЖД» о возложении обязанности создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов и принять локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах в органе

2

управления Юго- Восточной железной дороги - филиала ОАО РЖД, а также в его структурных подразделениях: Административно-хозяйственном центре и Юго-Восточном центре метрологии; ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов в органе управления Юго- Восточной железной дороги - филиала ОАО РЖД, а также в его структурных подразделениях: Административно-хозяйственном центре и Юго-Восточном центре метрологии.

Свои требования мотивирует тем, что Московской межрегиональной транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о занятости населения Юго-Восточной железной дорогой - Филиалом ОАО «Российские железные дороги», в ходе которой выявлены нарушения закона, затрагивающие права и законные интересы неопределенного круга лиц. Согласно информации, представленной ГКУ ВО «Центр занятости населения «Молодежный», органом управления Юго-Восточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД», а также структурными подразделениями ЮВЖД - филиала ОАО «РЖД», а именно Юго-Восточным центром метрологии, а также Административно-хозяйственным центром, не приняты локальные нормативные акты, содержащие сведения о созданных (выделенных) рабочих местах для инвалидов, не созданы (не выделены) рабочие места для трудоустройства инвалидов, в орган занятости не направлена информация о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах.

Решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Заместителя Московского межрегионального транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» в лице Юго-Восточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД» о возложении обязанности создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов и принять локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах, ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов удовлетворены.

Судом постановлено обязать ОАО «РЖД» в лице Юго-Восточной железной дороги - филиала ОАС «РЖД» создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов и принять локальные нормативные акты,

3

содержащие сведения о данных рабочих местах в органе управления Юго-Восточной железной дороги - филиала ОАО РЖД, а также в его структурных подразделениях: Административно-хозяйственном центре и Юго-Восточном центре метрологии; ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов в органе управления Юго-Восточной железной дороги - филиала ОАО РЖД, а также в его структурных подразделениях: Административно-хозяйственном центре и Юго-Восточном центре метрологии.

В апелляционной жалобе представитель ОАО «РЖД» Д. просит отменить решение суда, в удовлетворении требований отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии со ст. 13 Закона РФ № ДД.ММ.ГГГГ «О занятости населения в Российской Федерации» государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.

При этом квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Согласно ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работ} инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.

В целях реализации положений федерального законодательства был принят <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О квотировании

4

рабочих мест для инвалидов», ст.ст. 3, 4 которого предусматривают, что организациям, численность работников в которых составляет более ста человек, устанавливается квота для инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников. Квота устанавливается в размере 3% к среднесписочной численности работников, при этом, при исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.

Статья 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет, что специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов оснащаются (оборудуются) работодателями с учетом нарушенных функций инвалидов и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с основными требованиями к такому оснащению (оборудованию) указанных рабочих мест, определенными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.

Статья 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №81-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обязывает работодателя в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах, предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

Согласно ч 3. ст. 25 Закона РФ № ДД.ММ.ГГГГ «О занятости населения в Российской Федерации» работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Судом первой инстанции установлено, что Московской межрегиональной транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о занятости населения Юго-Восточной железной дорогой - Филиалом ОАО

5

«Российские железные дороги», в ходе которой выявлены нарушения закона, затрагивающие права и законные интересы неопределенного круга лиц.

Согласно информации, представленной ГКУ ВО «Центр занятости населения «Молодежный», органом управления Юго-Восточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД», а также структурными подразделениями ЮВЖД - филиала ОАО «РЖД», а именно Юго-Восточным центром метрологии, а также Административно-хозяйственным центром, не приняты локальные нормативные акты, содержащие сведения о созданных (выделенных) рабочих местах для инвалидов, не созданы (не выделены) рабочие места для трудоустройства инвалидов, в орган занятости не направлена информация о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах.

На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования Заместителя Московского межрегионального транспортного прокурора.

В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что обязанность по созданию (выделению) рабочих места для трудоустройства инвалидов и принятию локальных нормативных актов, содержащих сведения о данных рабочих местах, а также по ежемесячному представлению органам службы занятости информации о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов, необоснованно возложена на структурные подразделения филиала юридического лица.

Однако, согласно Положению о Юго-Восточной железной дороге - филиале ОАО «РЖД» данным структурным подразделением руководит начальник, назначаемый на должность в установленном порядке и действующий на основании доверенности, выдаваемой ОАО «РЖД», который осуществляет права и обязанности работодателя в трудовых отношениях с работниками железной дороги.

Аналогичные нормы содержатся в положениях о Юго-Восточном центре метрологии и Административно-хозяйственном центре - структурных подразделениях Юго-Восточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД».

Обладая функциями работодателя и имея численность работников свыше 100 человек, орган управления Юго-Восточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД», а также Административно-хозяйственный центр и Юго- Восточный центр метрологии - структурные подразделения Юго-Восточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД», обязаны создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов согласно установленной квоты, принять локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах, а

6

также ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов, что обоснованно отмечено в выводах, сделанных судом первой инстанции.

При рассмотрении спора судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для его разрешения, правильно применены нормы материального и процессуального права.

Апелляционная жалоба рассмотрена в пределах, содержащихся в ней доводов.

Поскольку судом проверены все доводы сторон, дана надлежащая оценка всем представленным по делу доказательствам, постановлено законное и обоснованное решение, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ОАО «РЖД» Д., - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи коллегии: