НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Воронежского областного суда (Воронежская область) от 22.09.2020 № 2А-1697/20

ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

от 22 сентября 2020 года по делу №33а-4752/2020 (2а-1697/2020)

Строка№3.149

Судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего Доровских И.А.,

судей Кобзевой И.В., Привалова А.А.

при секретаре Батуркиной О.О.,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Доровских И.А. административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по Коминтерновскому району города Воронежа к Лукиной Е.А. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, пени, по апелляционной жалобе Лукиной Е.А. на решение Коминтерновского районного суда города Воронежа от 13 мая 2020 года, которым исковые требования были удовлетворены в полном объеме.

Заслушав доклад судьи Доровских И.А., выслушав представителя ИФНС России по Коминтерновскому району города Воронежа Погожаеву Е.А., административного ответчика Лукину Е.А., исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

(судья Курындина Е.Ю.)

У С Т А Н О В И Л А:

инспекция ФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа обратилась в суд с указанным выше административным иском, в обоснование своих требований указывая на то, что Лукина Е.А. с 18.01.2008 по 30.01.2019 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. На основании главы 34 Налогового кодекса Российской Федерации она обязана правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы. Поскольку указанная обязанность с 01.01.2017 года ответчиком не исполнена, административным истцом ей было направлено требование от 29.11.2018 года №15731 об уплате страховых взносов, начисленных с 16.09.2018 года по 01.11.2018 года в общей сумме 423 рубля 11 копеек со сроком уплаты до 19.12.2018 года. За 2018 год обязанность по уплате страховых взносов Лукиной Е.А. также не была исполнена, в связи с чем, ей налоговым органом выставлено требование об уплате страховых взносов от 22.01.2019 года №2064 в общей сумме 32815 рублей 36 копеек, включающей страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, в размере 26545 рублей, пени в размере 359 рублей 78 копеек, страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в размере 5840 рублей, пени в размере 70 рублей 58 копеек.

До настоящего времени задолженность по налогам и пени не погашена.

Решением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 13 мая 2020 года постановлено взыскать с Лукиной Е.А. задолженность в общей сумме 32815 рублей 36 копеек, из которых страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за 2018 год в размере 26545 рублей, пени в размере 359 рублей 78 копеек, страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года за 2018 год в размере 5840 рублей, пени в размере 70 рублей 58 копеек.

В апелляционной жалобе Лукина Е.А. просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что она в качестве предпринимателя не регистрировалась и предпринимательской деятельности не осуществляла, следовательно, она не является страхователем в силу чего привлечение ее к обязанности по уплате заявленных административным истцом и взысканных судом первой инстанции сумм является незаконным.

Проверив в полном объеме материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит, при этом исходит из следующего.

Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

С 1 января 2017 года в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 года №250-ФЗ вопросы исчисления и уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой страховых взносов регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации (здесь и далее в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) помимо лиц, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, плательщиками страховых взносов также признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

Согласно части 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено указанной статьей.

На основании пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и страховые взносы на обязательное медицинское страхование.

Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

В силу п.1 ст.45 Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В силу пункта 3 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признается минимальный размер оплаты труда, установленный на начало соответствующего расчетного периода; в случае, предусмотренном абзацем 3 подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.

Согласно абзацу 3 подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если величина дохода индивидуального предпринимателя за расчетный период не превышает 300 000 рублей, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачиваются в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса.

При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации страховые взносы на обязательное медицинское страхование, фиксированный размер которых определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подпунктом 3 пункта 2 статьи 425 настоящего Кодекса.

В соответствии с подпунктами 1, 3 пункта 1 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации тарифы страховых взносов устанавливаются в размерах на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 26 процентов; на обязательное медицинское страхование - 5,1 процента.

На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции от 28.12.2017 года, действующей с 01.01.2018 года) в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года.

Как следует из материалов дела, Лукина Е.А. с 18.01.2008 по 30.01.2019 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Ей обоснованно направлены налоговым органом требования от 29.11.2018 года №15731 от 22.01.2019 года №2064, в которых верно определены и выставлены к оплате суммы, в них указанные. Указанные требования налоговым органом были направлены в соответствии со статьями 69 - 70 НК РФ в установленный законом срок. Их неисполнение административным ответчиком послужило основанием для обращения налогового органа в судебные инстанции с заявлением о вынесении судебного приказа, а впоследствии с настоящим заявлением в порядке искового производства.

Согласно п. 2 ст. 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Пунктом 3 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, начисляются пени.

Поскольку обязанность по уплате страховых взносов в оспариваемые периоды Лукиной Е.А. не исполнена, ей также обоснованно были начислены пени в заявленных административным истцом и взысканных впоследствии судом первой инстанции суммах.

При изложенных обстоятельствах, учитывая, что задолженность по страховым взносам до настоящего времени Лукиной Е.А. не погашена, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении административного иска ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа. Суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.

Доводы апелляционной жалобы о том, что Лукина Е.А. в качестве индивидуального предпринимателя не регистрировалась и предпринимательской деятельности не осуществляла, в связи с чем, она не является страхователем, оценивался судом первой инстанции и обоснованно был отклонен. Он также не может быть принят судом апелляционной инстанции.

В соответствии со статьей 23 Гражданского кодекса Российской Федерации статус индивидуального предпринимателя без образования юридического лица приобретается физическими лицами посредством государственной регистрации и возникает с момента такой регистрации.

Вопросы государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Статьей 1 Федерального закона от 08.08.2001 года №129-ФЗ под государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу статей 11, 22.1 Федерального закона №129-ФЗ государственная регистрация осуществляется на основании представляемых физическим лицом документов, в том числе заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и решения о государственной регистрации, принимаемого регистрирующим органом на основании этих документов.

Статьей 22.3 Федерального закона №129-ФЗ установлено, что государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10 и 11 названной статьи.

Так как в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей имеется запись о государственной регистрации Лукиной Е.А. в качестве индивидуального предпринимателя, и доказательств аннулирования указанной записи по основаниям, установленным законодательством, до 30.01.2019 года в дело не представлено, суд при рассмотрении настоящего спора правомерно исходил из того, что Лукина Е.А. являлась индивидуальным предпринимателем в период, заявленный административным истцом.

Доводы административного ответчика об обратном не принимаются во внимание также ввиду того, что в ходе судебного разбирательства было установлено наличие у Лукиной Е.А. с 2015 года информации о ее регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, при этом до 30.01.2019 года мер к прекращению указанного статуса административным ответчиком не предпринималось.

При рассмотрении данного дела судом не допущено нарушений норм материального и норм процессуального права, предусмотренных ст. 310 КАС РФ в качестве основания для отмены судебного акта в апелляционном порядке.

Руководствуясь ст. ст. 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Коминтерновского районного суда города Воронежа от 13 мая 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению ИФНС России по Коминтерновскому району города Воронежа к Лукиной Е.А. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, пени оставить без изменения, апелляционную жалобу Лукиной Е.А. без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции в течении 6-ти месяцев через районный суд принявший решение.

Председательствующий:

судьи коллегии: