НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Воронежского областного суда (Воронежская область) от 21.10.2021 № 33-6435/2021

ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело № 33-6435/2021

УИД 36RS0004-01-2021-002787-18

Строка № 2.209

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 октября 2021 года г. Воронеж

Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда

в составе: председательствующего Глазовой Н.В.

судей Готовцевой О.В., Храпина Ю.В.

при секретаре Тарасове А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Воронежского областного суда по докладу судьи Готовцевой О. В.

гражданское дело № 2-2915/2021 по иску прокурора Ленинского района г. Воронежа в защиту интересов неопределенного круга лиц к ТСН «Атлант» о возложении обязанности по совершению определенных действий по апелляционной жалобе ТСН «Атлант»

на решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 07 июня 2021 года

(судья Щербатых Е.Г.)

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Ленинского района г. Воронежа обратился в Ленинский районный суд г. Воронежа с исковым заявлением к ТСН «Атлант» в защиту неопределенного круга лиц с требованиями о возложении обязанности на ТСН «Атлант» по размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства в сети «Интернет» на сайте: www.dom.gosuslugi.ru: годового отчета за 2019 год о деятельности правления товарищества, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (бухгалтерского баланса и отчёта о целевом использовании средств и приложения к ним) за 2019 год, промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 и 2020 годы, указав, что ТСН «Атлант» осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>. В нарушение требований действующего жилищного законодательства по состоянию на 25.01.2021 ТСН «Атлант» не размещены годовой отчет за 2019 год о деятельности правления товарищества, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность (бухгалтерский баланс и отчет о целевом использовании средств и приложения к ним) за 2019 год, промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2019 и 2020 годы.

26.01.2021 прокуратурой вынесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства в сфере размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, по результатам рассмотрения которого 01.03.2021 от ТСН «Атлант» получен ответ, однако выявленные нарушения не устранены.

По состоянию на 06.04.2021 обязанность по размещению информации ТСН «Атлант» не исполнена, что в свою очередь нарушает жилищные права неопределенного круга лиц и лишает их возможности получения полной информации об управляющей организации, результатах ее деятельности, что, в свою очередь, противоречит целям создания системы ГИС ЖКХ (л.д. 2-5).

07.06.2021 решением Ленинского районного суда г. Воронежа по настоящему гражданскому делу постановлено: «Исковые требования прокурора Ленинского района г. Воронежа удовлетворить. Возложить обязанность на ТСН «Атлант» (, юридический и фактический адрес: <...>) в течение 10 дней со дня вступления настоящего решения суда в законную силу разместить в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства в сети «Интернет» на сайте www.dom.gosuslugi.ru: годовой отчет за 2019 год о деятельности правления товарищества, годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность (бухгалтерский баланс и отчет о целевом использовании средств и приложения к ним) за 2019 год, промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность за 2019 и 2020 годы» (л.д. 70, 71-73).

Не согласившись с принятым судебным решением, ответчиком ТСН «Атлант» подана апелляционную жалобу, в которой просит решение Ленинского районного суда г. Воронежа отменить в части, в удовлетворении требований о возложении на ТСН «Атлант» обязанности по размещению в ГИС ЖКХ годового отчета за 2019 год о деятельности товарищества, промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 и 2020 годы - отказать, мотивируя тем, что отчет о деятельности правления подготавливается правлением для утверждения на общем собрании членов товарищества. Указывает, что согласно п. 2 раздела 13 Устава ТСН «Атлант» годовое общее собрание членов товарищества созывается не ранее, чем через 60 дней и не позднее, чем через 120 дней после окончания финансового года. Следовательно, в 2020 году такое собрание должно было быть созвано не ранее 1 марта 2020 года и не позднее 30 апреля 2020 года. Ссылается на то, что в указанный период начали действовать ограничения, связанные с распространением коронавирусной инфекции, ввиду чего было запрещено проведение всех публичных мероприятий, включая проведение общих собраний собственников. При этом возможность утвердить отчет могла быть реализована только на очередном собрании членов ТСН в 2021 году. На данном основании полагает, что товариществом нарушений действующего законодательства не допущено, а требование разместить в системе ГИС ЖКХ неподготовленный и неутвержденный отчет о деятельности правления является неисполнимым.

Кроме того, полагает, что обязанность по составлению промежуточной бухгалтерской отчетности может быть возложена на товарищество федеральным законом, правовым актом Министерства финансов РФ либо уставом товарищества, однако для ТСН «Атлант» подобная обязанность не предусмотрена, поэтому к деятельности товарищества не применяются положения п. 16.3 Раздела 10 Приказа Министерства связи и массовых коммуникаций РФ и Министерства строительства и ЖКХ РФ от 29.02.2016 № 74/114/ пр, обязывающие размещать промежуточную бухгалтерскую отчетность в ГИС ЖКХ как противоречащие ч. 4 ст. 13 ФЗ «О бухгалтерском учете» (л.д.81-83).

В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Ленинского района г. Воронежа указывает, что оснований для отмены решения Ленинского районного суда г. Воронежа от 07.06.2021 не имеется (л.д. 91-93).

В судебном заседании представитель ТНС «Атлант» ФИО1 доводы апелляционной жалобы о том, что у товарищества по объективным причинам отсутствовала возможность подготовить и утвердить отчет о деятельности правления товарищества за 2019 год в установленные сроки, поддержал. Пояснил, что поскольку было оставлено без изменения решение Верховного Суда РФ от 20.04.2021, которым было оставлено без удовлетворения заявление о признании частично недействующим пункта 16.3 раздела 10 состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, утв. Приказом Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29.02.2016, то он согласен с тем, что по настоящему делу подлежит применению пункта 16.3 раздела 10 Приказа Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29.02.2016.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав заключение прокурора Бескакотовой А.В., полагавшей, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 5 ст. 10 ФЗ от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» случаи и условия обязательного распространения информации или предоставления информации, в том числе, предоставление обязательных экземпляров документов, устанавливаются федеральными законами.

В соответствии с пунктом 2 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья обязано осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом VIII настоящего Кодекса (статьи 161-165 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 10.1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.

При этом согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2014 г. №209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Федеральный закон №209-ФЗ) под системой понимается государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства.

В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Федерального закона №209-ФЗ с 01 июля 2017 г. поставщики информации обязаны размещать в системе информацию, предусмотренную настоящим Федеральным законом.

В соответствии с совместным приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации №504 и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации №934/пр от 30 декабря 2014 г. «Об определении официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адрес официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - www.dom.gosuslugi.ru.

Согласно п. 18 ст. 7 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг, размещают в системе информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 6, 7, 21 - 25, 28 - 33, 35 - 40 ч. 1 ст. 6 настоящего Федерального закона, в частности, финансовую (п. п. 28 - 33).

Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее также - Минстрой России) от 29.02.2016 N 74/114/пр утверждены состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - Состав информации). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее также - Минюст России) 30 мая 2016 г., регистрационный номер 42350, опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 02.06.2016.

Согласно пункту 16.3 раздела 10 Состава информации к информации об отчетности товарищества и кооператива относится промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность за квартал. Размещается указанная информация ежеквартально, до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Пункт 16.3 раздела 10 Состава информации действует в редакции приказа Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 октября 2017 г. N 550/1434/пр, зарегистрированного в Минюсте России 24 января 2018 г., регистрационный номер N 49749, и опубликованного на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) - 25 января 2018 г.

Согласно пункту 16.1 раздела 10 товарищество собственников жилья ежегодно, в течение I квартала текущего года за предыдущий год, в котором товарищество осуществляло деятельность по управлению многоквартирным домом, обязано разместить годовой отчёт о деятельности правления товарищества.

Пунктом 16.2.1 раздела 10 закреплена обязанность ежегодно, в течение I квартала текущего года за предыдущий год, в котором товарищество осуществляло деятельность по управлению многоквартирным домом, размещать годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность (бухгалтерский баланс и отчет о целевом использовании средств и приложения к ним).

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что ТСН «Атлант» осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>.

По состоянию на 25.01.2021 ТСН «Атлант» в ГИС ЖКХ в ИТС «Интернет» на сайте www.dom.gosuslugi.ru не размещены годовой отчет за 2019 год о деятельности правления товарищества, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность (бухгалтерский баланс и отчет о целевом использовании средств и приложения к ним) за 2019 год, промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2019 и 2020 годы, что подтверждается справкой от 06.04.2021, составленной помощником прокурора Ленинского района г. Воронежа, а также скриншотами с сайта www.dom.gosuslugi.ru (л.д. 12; 13-15).

В связи с данными обстоятельствами 26.01.2021 председателю ТСН «Атлант» было выдано представление об устранении нарушений жилищного законодательства, содержащее требования о рассмотрении представления с участием представителя прокуратуры района и принять меры к устранению нарушений, а также о рассмотрении вопроса о привлечении к ответственности виновных должностных лиц (л.д.6-8).

В письменном ответе на представление председатель ТСН «Атлант», ссылался на неблагоприятную эпидемиологическую обстановку в регионе и введенные Губернатором Воронежской области ограничения, а также указал, что до 30.04.2021 будет инициировано проведение общего собрания, на котором будут утверждены отчеты о деятельности правления за 2019-2020 гг., после чего информация будет опубликована в ГИС ЖКХ (л.д.10-11).

Однако данные нарушения устранены не были, в связи с чем прокурор Ленинского района г. Воронежа обратился в суд в интересах неограниченного круга лиц.

Установив вышеприведенные обстоятельства, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 29 Конституции РФ, статьями 138, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 2, 7, 12 ФЗ от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», статьей 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также положениями п. 16.1, 16.2.1, 16.3 раздела 10 Приказа Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29 февраля 2016 г. «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» обоснованно исходил из факта нарушения приведенных норм ТСН «Атлант», выразившегося в не размещении в ГИС ЖКХ в установленный законом срок годового отчета за 2019 год о деятельности правления товарищества и промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 и 2020 годы.

К доводам апелляционной жалобы о том, что нарушения были допущены в связи с тяжелой эпидемиологической обстановкой в регионе, не позволяющей провести общее собрание собственников, судебная коллегия относится критически в соответствии со следующим.

В соответствии со ст. 44.1 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может проводиться посредством, в том числе, заочного голосования (опросным путем или с использованием системы в соответствии со статьей 47.1 настоящего Кодекса).

В силу ч. 1.1 ст. 146 ЖК РФ положения статей 45 - 48 настоящего Кодекса распространяются на порядок проведения общего собрания членов товарищества собственников жилья, если иное не установлено настоящим разделом.

Таким образом, положения федерального законодательства предусматривают возможность проведения общего собрания в заочной форме, т.е. без физического присутствия лиц.

Доказательств о том, что собрание собственников помещений было проведено после снятия ограничений – в разумный срок, ответчиком не представлено, поскольку общее собрание не проведено и на момент рассмотрения настоящего дела судом первой инстанции (07.06.2021).

Вместе с тем из п. 16.1 раздела 10 «Состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», утв. Приказом Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016, усматривается, что годовой отчет о деятельности правления товарищества и кооператива предоставляется ежегодно, в течение 1 квартала текущего года за предыдущий год, в котором товарищество и кооператив осуществляли деятельность по управлению многоквартирным домом.

Поскольку первый квартал текущего на тот момент года истекал 31.03.2020, общее собрание могло быть проведено до истечения 1 квартала текущего года за предыдущий год.

Судебная коллегия критически относится к доводам апелляционной жалобы о том, что обязанность по составлению промежуточной бухгалтерской отчетности может быть возложена на товарищество только федеральным законом, правовым актом Министерства финансов РФ либо уставом товарищества, а положения Приказа Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016 «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» неприменимы, по следующим основаниям.

Согласно пункту 16.3 раздела 10 Состава информации к информации об отчетности товарищества и кооператива относится промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность за квартал, которая подлежит размещению ежеквартально до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Федеральный закон от 21.07.2014 N 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» регулирует отношения, возникающие при создании, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, в том числе сборе, обработке информации для ее включения в данную информационную систему, хранении такой информации, обеспечении доступа к ней, ее предоставлении, размещении и распространении (пункт 1 статьи 1).

Федеральным законом «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» предусмотрено, что государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства - это единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством (пункт 1 статьи 2).

Лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг, размещают в Системе информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 6, 7, 21 - 25, 28 - 33, 35 - 40 этого закона (часть 18 статьи 7).

Перечень видов информации, размещаемой в Системе, в том числе управляющими организациями, приведен в части 1 статьи 6 этого закона, но не является исчерпывающим.

Так, в Системе должны размещаться, в том числе и иная информация, документы, подлежащие обязательному размещению в Системе в соответствии с данным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 42 части 1 статьи 6).

Согласно части 4 статьи 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете» промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, когда законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета, договорами, учредительными документами экономического субъекта, решениями собственника экономического субъекта установлена обязанность ее представления.

На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется экономическим субъектом и в том случае, когда законодательством Российской Федерации, к которому относятся также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в области жилищного законодательства, предусмотрена обязанность представления и публикации указанной отчетности. Таким нормативным актом является Приказ, который во исполнение части 1 статьи 6, части 3 статьи 7 Федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» в пункте 16.3 раздела 10 Состава информации определил порядок и срок размещения товариществами собственников жилья и жилищными кооперативами промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности за квартал в Системе при ее формировании.

Федерального закона или иного нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, который бы иначе, чем в пункте 16.3 раздела 10 Состава информации, упорядочил рассматриваемые правоотношения, не имеется.

Следовательно, доводы апелляционной жалобы в данной части вытекают из неправильного толкования норм материального права.

Таким образом, судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие юридическое значение для дела, судом первой инстанции были установлены верно, они были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, что отражено в судебном решении с изложением соответствующих мотивов. Выводы, к которым пришел суд первой инстанции, являются правильными, основанными на исследованных материалах дела, они мотивированы, последовательны, логичны и основаны исключительно на доказательствах, получивших надлежащую правовую оценку.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выводов суда не опровергают, выражают, по сути, несогласие с ними, направлены на переоценку фактических обстоятельств и субъективное толкование норм материального права.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 7 июня 2021 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу ТСН «Атлант» – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение составлено 25.10.2021.

Председательствующий:

Судьи коллегии: