НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Воронежского областного суда (Воронежская область) от 20.09.2018 № 33-6047

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Дело № 33-6047

Строка №073г

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

20 сентября 2018 года судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего – Глазовой Н.В.,

судей - Авдеевой С.Н., Квасовой О.А.,

при секретаре Бронякиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Авдеевой С.Н. гражданское дело по иску Федоровой Ирины Владимировны к УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии по государственному пенсионному обеспечению по старости, признании права на досрочное назначение пенсии по старости с 05.10.2017 г., возложении обязанности назначить пенсию с даты возникновения права на пенсию с 05.10.2017 г. и произвести ее начисление и выплату

по апелляционной жалобе Федоровой Ирины Владимировны

на решение Центрального районного суда г.Воронежа

от 28 мая 2018 года

(судья райсуда Шумейко Е.С.),

У С Т А Н О В И Л А:

Федорова И.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Воронеже о признании решения от 13.10.2017 г. незаконным, признании права на назначение досрочной пенсии по старости, возложении обязанности назначить и выплатить пенсию по старости с 05.10.2017 г. В обоснование заявленных требований указала, что 02.10.2017 г. обратилась в УПФ РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже с заявлением о назначении пенсии по государственному пенсионному обеспечению по старости в порядке, предусмотренном Законом РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», однако, решением от 13.10.2017 г. ей отказано в назначении государственной пенсии по старости в соответствии с пп.5 п.1 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в порядке, предусмотренном ст. 33 Закона РФ от 15.05.1991 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», поскольку документально не подтвержден юридический факт проживания на территории зоны проживания с правом на отселение, дающий право на снижение возраста выхода на пенсию на дополнительную величину. Полагает, что из представленных одновременно с заявлением документов следует, что она проживала на территории с льготным социально-экономическим статусом, поскольку населенный пункт, где она проживала и работала – закрытый военный городок Ефремов-3 находится на территории г. Ефремова, который относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, в связи с чем ей предоставлялись соответствующие льготы, в том числе доплаты за проживание в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Считает, что предоставленные документы подтверждают ее право на назначение пенсии с уменьшением возраста.

Решением Центрального районного суда г.Воронежа от 28 мая 2018 года в удовлетворении исковых требований Федоровой И.В. отказано (л.д. 60, 61-65).

В апелляционной жалобе ФИО1 ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального права, а также в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. При этом заявитель указывает на ошибочность выводов суда о том, что закрытый военный городок Ефремов-3, где она проходила службу и постоянно проживала в период с 31.12.1992 г. по 30.04.1998 г., не входил в административно-территориальное устройство муниципального образования г.Ефремов и не относился к зоне с льготным социально-экономическим положением. Полагает, что суд неправильно оценил представленные ею доказательства, подтверждающие, что военная часть, в которой она проходила службу дислоцировалась на территории г.Ефремова Тульской области, который относится к территории зоны с льготным социально-экономическим статусом вследствие радиоактивного загрязнения. Считает, что недостаточно полное оформление документов и допущенные при их оформлении ошибки не могут служить основанием для лишения ее установленного права на досрочный выход на пенсию. Полагает, что суд необоснованно не применил ст.34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1, что нарушает ее право на возмещение вреда, причиненного проживанием в экологически неблагоприятной среде. Ссылаясь на судебную практику Ефремовского районного суда Тульской области, указывает на свое неравное правовое положение по отношению к бывшим сослуживцам, соседям по месту жительства, в отношении которых приняты положительные решения (л.д.70-78).

В письменном возражении на апелляционную жалобу представитель УПФР в г.Воронеже, возражая против доводов жалобы, просит решение суда оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения, указывая на то, что основным условием назначения гражданам пенсии в соответствии с пп.7 п.1 ст.10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ является факт постоянного проживания на территории с правом на отселение и территории с льготным социально-экономическим статусом. При рассмотрении заявления истца о назначении ей пенсии в представленных документах имелись разночтения и неточности, более того, истец подтверждает, что населенный пункт «Ефремов-3» не включен в Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (л.д. 85-86).

Проверив материалы дела, выслушав истца ФИО1, ее представителя по устному заявлению ФИО2, поддержавших жалобу, представителя УПФР в г.Воронеже по доверенности ФИО3, возражавшую против жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит законных оснований для отмены решения суда.

Разрешая дело, суд правильно руководствовался нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Статьей 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" предусмотрено снижение общеустановленного пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения, в частности, для граждан, постоянно проживающих в зоне проживания с правом на отселение (п.6), для граждан, постоянно проживающих в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом (п.7).

Указанным гражданам пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О страховых пенсиях", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (граждане, постоянно проживающие на территории проживания с правом на отселение), пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности (ст. 33 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1).

Гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (граждане, постоянно проживающие на территории с льготным социально-экономическим статусом), пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности (ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1).

Пунктом 2 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установлено, что перечень документов, необходимых для установления пенсии, правила обращения за пенсией, в том числе работодателей, установления пенсии, проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, правила выплаты пенсии, осуществления контроля за ее выплатой, проведения проверок документов, необходимых для выплаты пенсии, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

А в соответствии с пунктом 3 названной статьи орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.

В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 границы зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы и перечень населенных пунктов, находящихся на их территориях, устанавливается в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в 5 лет.

Постановлением Минтруда России N 33 от 19.04.2000 г. утверждено Разъяснение N 4 от 19.04.2000 г. "О порядке применения Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения при установлении льготной пенсии по старости гражданам, проживающим (проживавшим), работающим (работавшим) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на ЧАЭС", согласно которого при назначении гражданам пенсии по старости в соответствии со ст. 34 Закона учитывается перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения - вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 28.12.1991 г. N 237-р и в дальнейшем Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 г. N 1582.

В данный перечень населенных пунктов включен г. Ефремов, в то время как истец была зарегистрирована и проживала в г. Ефремов-3.

Разрешая спорные правоотношения, суд установил, что 02.10.2017г. ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, обратилась в УПФ РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже с заявлением о назначении пенсии по государственному пенсионному обеспечению по старости в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Решением УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже от 13.10.2017 г. ФИО1 отказано в назначении государственной пенсии по старости с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в порядке, предусмотренном ст. 33 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Основанием для отказа в назначении пенсии по государственному пенсионному обеспечению по старости, является документально не подтвержденный юридический факт проживания ФИО1 на территории зоны проживания с правом на отселение, дающее право на снижение возраста выхода на пенсию на дополнительную величину. Суд также установил, что ФИО1 одновременно с заявлением о назначении пенсии в пенсионный орган были представлены следующие документы: трудовая книжка серии от 28.10.1981г. (л.д. 10-12), военный билет (л.д. 13), архивная справка о работе от 20.01.2017 г. (л.д. 14-15), от 20.01.2017 г. (л.д. 19), архивная справка от 20.01.2017 г. о военной службе в войсковой части (л.д. 16-18), справка о регистрации по месту жительства от 29.08.2017г. (л.д. 26), справка от 04.09.2017 г. о присвоении наименования поселку, образованному в границах бывшего военного городка Ефремов-3 (л.д. 25), справка от 04.09.2017 г. (л.д. 24), а также предъявлено удостоверение о праве на льготы серии от 19.07.1995г., выданное в/ч (л.д. 48), из которого следует, что предъявитель указанного удостоверения – ФИО1 имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», как гражданин, проживающий (проживавший) и работающий в зоне с правом на отселение.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Правила № 884н).

В соответствии с п. 22 Правил №884н при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (п. 23 Правил № 884н).

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. № 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее – Перечень № 958н).

Пунктом 2 данного Перечня предусмотрено, что для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные настоящим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным Законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Согласно п. 17 Перечня № 958н для назначения пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, необходимы документы о трудовом стаже. А согласно пункту 18 для подтверждения дополнительных условий назначения пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в зависимости от категории гражданина необходимы документы, в частности, о проживании (периоде проживания) или работе (периоде работы) в определенных зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Разрешая дело, суд правильно пришел к выводу, что действия пенсионного органа соответствуют приведенным выше нормам права и оснований для признания их незаконными не имеется.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что представленное истцом удостоверение о праве на льготы серии от 19.07.1995г. содержит сведения о периоде проживания истца в г.Ефремов-3 Тульской области с 1993 г. по 1998 г., т.е. о юридически значимом периоде, имевшем место после даты выдачи удостоверения, в связи с чем не может подтверждать период проживания или работы ФИО1 на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, кроме того, данное удостоверение не соответствует требованиям Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с которым основным документом, подтверждающим право на льготы, является удостоверение единого образца. Представленные истцом вышеуказанные документы имеют разночтения в наименовании зоны проживания, а также имеют неточности в указании периода времени проживания. Также суд исходил из того, что согласно письменной информации администрации муниципального образования город Ефремов Тульской области (сообщение от 04.09.2017г.) со ссылкой на Постановление Правительства РФ от 18.12.1997г. № 1582 «Об утверждении Перечня населенных пунктов в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», населенный пункт Ефремов-3 Ефремовского района Тульской области не входил в Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в период с 26.04.1986г. по 01.02.1998г., так как имел статус закрытого военного городка и не был внесен в справочник административно-территориального устройства Тульской области. На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 12.05.2003 года № 274 «О присвоении наименований географическим объектам и переименовании географических объектов в Республике Мордовия, Удмуртской Республике, Алтайском крае, Краснодарском крае, Калужской, Липецкой, Саратовской, Тверской и Тульской областях» поселку, образованному в границах бывшего военного городска Ефремов-3, было присвоено наименование «Восточный».

Представленные истцом в пенсионный орган документы для назначения государственной пенсии по старости подтверждают факт проживания и работы истца в городе Ефремов-3, тогда как данный населенный пункт не был включен в Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 1991г. №237-р. Суд первой инстанции правомерно отклонил новый документ – архивную справку от 09.02.2018г., поскольку данный документ не был представлен в пенсионный орган для оценки при рассмотрении вопроса о назначении пенсии.

Судебной коллегией также отклоняются доводы жалобы о том, что имеющиеся недостатки при оформлении документов (в частности в архивной справке от 18.03.1998г., удостоверении , выданном командиром в/ч 19.07.1995г., справке от 04.09.2017г.), допущенные вследствие «человеческого фактора» не могут влиять на предоставление ей льгот, в связи с проживанием на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом и лишать ее права на досрочный выход на пенсию.

В соответствии с положениями п. 22 Постановления Минтруда РФ N 16 ПФ РФ N 19па от 27.02.2002 г. "Об утверждении Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в качестве документов, подтверждающих проживание и работу в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", принимаются: удостоверения установленного образца, документы, подтверждающие проживание в указанных зонах (регистрация по месту жительства или месту пребывания), трудовая книжка с записью о факте работы в организации, расположенной в зоне радиоактивного загрязнения.

Таким образом, согласно требованиям нормативных правовых актов, регулирующих вопросы назначения пенсии по названному основанию, факт проживания (работы) в зоне с льготным социально-экономическим статусом должен подтверждаться совокупностью письменных доказательств - документами, из которых можно было бы достоверно определить такое юридически значимое обстоятельство. Документы, подтверждающие правовой статус лица, должны быть оформлены в соответствии с требованиями закона.

Между тем, как следует из материалов дела, документальных подтверждений факта проживания ФИО1 в конкретной зоне в определенный период времени, в пенсионный орган представлено не было.

Ссылка истца на имеющуюся аналогичную положительную судебную практику не может быть принята судебной коллегией, поскольку судебные акты, на которые указывает истец, касаются иных фактических обстоятельств, приняты в отношении иных лиц и не имеют преюдициального значения для разрешения данного спора.

Апелляционная жалоба не содержит сведений, опровергающих выводы суда, а также данных, которые не были приняты во внимание судом первой инстанции, ее доводы фактически повторяют обстоятельства, указанные в исковом заявлении, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, с которой не может согласиться судебная коллегия, и основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем не могут явиться основанием для отмены законного и обоснованного решения суда первой инстанции по настоящему делу.

На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, основанным на правильном толковании и применении норм материального права при соблюдении норм процессуального права, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не установлено.

Руководствуясь ст.ст.327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Центрального районного суда г. Воронежа от 28 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи коллегии