В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело № 33а-2407/2022
(№ 2а-46/2022 (2а-568/2021))
Строка 3.012
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 апреля 2022 года судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего – судьи Доровских И.А.,
судей Андреевой Н.В., Сухова Ю.П.
при секретаре Скосарь А.Р.,
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Хрипунова Г.М. к администрации Хохольского муниципального района Воронежской области о признании постановления администрации Хохольского района Воронежской области от 15.09.1998 №520 «Об утверждении акта выбора земельного участка под кладбище» незаконным, по апелляционной жалобе Хрипунова Г.М. на решение Хохольского районного суда Воронежской области от 27 января 2022 года.
Заслушав доклад судьи Доровских И.А., исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, выслушав административного истца Хрипунова Г.М., его представителя Сиволдаева И.В., судебная коллегия,
(судья районного суда Белоусов Е.А.)
У С Т А Н О В И Л А:
Административный истец Хрипунов Г.М. обратился в Хохольский районный суд Воронежской области с административным исковым заявлением к администрации Хохольского муниципального района Воронежской области о признании постановления администрации Хохольского района Воронежской области от 15.09.1998 № 520 «Об утверждении акта выбора земельного участка под кладбище» незаконным и обязании административного ответчика устранить нарушения его права и законных интересов путём его отмены.
В обосновании своих требований административный истец ссылается, что 09.07.2021 при ознакомлении с материалами надзорного дела в прокуратуре Хохольского района Воронежской области ему стало известно о существовании вышеназванного постановления № 520 от 15.09.1998, которым глава администрации Хохольского района разрешил проектирование мемориального комплекса воинского захоронения погибших в годы Великой Отечественной войны на землях Воронежской области на 30000 мест в с. Рудкино, Хохольского района Воронежской области, при этом не указывает, кому именно будет спроектирован мемориальный комплекс в населенном пункте. Данный комплекс построен для захоронения венгерских военнослужащих, которые воевали на стороне фашистской Германии против СССР. Заявитель считает, что обжалуемое им постановление противоречит законодательству РФ и международным договорам. Нарушает и его права как гражданина РФ, поскольку как плательщик налогов он вынужден содержать данный мемориальный комплекс, платя соответствующие федеральные налоги.
Решением Хохольского районного суда Воронежской области от 27 января 2022 года в удовлетворении административного искового заявления Хрипунова Г.М. было отказано.
В апелляционной жалобе Хрипунова Г.М. ставится вопрос об отмене названного решения районного суда от 27 января 2022 года, как незаконного и необоснованного, и о принятии по делу нового решения об удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.
В судебном заседании административный истец Хрипунов Г.М. и его представитель Сиволдаев И.В. доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержали, просили ее удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о слушании дела в установленном порядке, в судебное заседание не явились, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, выслушав административного истца Хрипунова Г.М., его представителя Сиволдаева И.В., судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с частью 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке по доводам апелляционных жалоб и изученным материалам административного дела, по мнению судебной коллегии, не имеется. При этом судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с ч.2 ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Административный истец не обязан доказывать незаконность оспариваемых им решений, действий (бездействия), но обязан: указывать, каким нормативным правовым актам, по его мнению, противоречат данные решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец ссылается как на основания своих требований.
Как следует из материалов дела и установлено судом, оспариваемым постановлением администрации Хохольского района Воронежской области № 520 от 15.09.1998, глава администрации - разрешил проектирование Мемориального комплекса воинского захоронения погибших в годы Великой Отечественной войны на землях Воронежской области на 30 000 мест в с. Рудкино, Хохольского района Воронежской области. Кроме того, был утвержден акт обследования и выбора земельного участка под строительство мемориала воинского захоронения.
Также, постановлением администрации Хохольского района Воронежской области № 526 от 16.09.1998, главой администрации, на основании ст.53, действующего на тот период Закона Воронежской области № 18-а от 09.06.1995 «О регулировании земельных отношений в Воронежской области», был согласован выбор земельного участка под строительство сборного кладбища Ассоциации «Военные мемориалы» общей площадью 3,0 гектара пашни, расположенного на землях Рудкинской сельской администрации. Согласие последней имеется.
Выбор земельного участка для размещения мемориального комплекса по захоронению останков венгерских военнослужащих произведен комиссией в составе представителей - администрации Хохольского района, комитета по земельным ресурсам и землеустройству Хохольского района, комитета по охране природы, органов осуществляющих санитарно-эпидемиологической, пожарной надзоры, гл. архитектора Хохольского района и администрации Рудкинского сельского поселения.
Землеотвод под указанный мемориальный комплекс осуществлен постановлением администрации Хохольского района Воронежской области № 462 от 11.10.1999 года «Об отводе земельного участка ассоциации международного военно-мемориального сотрудничества «Военные мемориалы», на основании заявки последней. Площадь выделенного участка составляет 3 га. Строительство кладбища осуществлялось по поручению уполномоченной Правительством Венгерской Республики организации – Военно-Исторического института и музея Министерства обороны Венгрии, Ассоциацией «Военные мемориалы» и на основании ст.3, 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Венгерской Республики об увековечивании памяти павших военнослужащих и гражданских жертв войны и о статусе захоронений от 06.03.1995.
Распоряжением администрации Воронежской области от 07.10.1999 №1542-р «Об обеспечении сохранности и достойном содержании иностранных военных захоронений на территории Воронежской области» указано главам местного самоуправления районов области: выдавать разрешения любым российским и зарубежным организациям и гражданам на эксгумацию останков иностранных военнослужащих и на проведение каких-либо работ на иностранных военных захоронениях, с учетом мнения Ассоциации «Военные мемориалы».
10.12.1999 администрацией Хохольского района Ассоциации «Военные мемориалы» было выдано свидетельство о праве пользования на землю № 36-31-VI-137 на выделенный земельный участок, которое в настоящее время является собственником данного земельного участка.
В соответствии с действующим российским и международным законодательством, все воинские захоронения обязаны содержаться согласно положениям Женевской конвенции о защите жертв войны от 12.08.1949 и нормами международного права.
Пунктом 3 статьи 20 Федерального Закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» определено, что порядок содержания отечественных воинских захоронений, находящихся на территориях других государств и порядок захоронений военнослужащих иностранных государств на территории России, определяются соответствующими международными договорами Российской Федерации. В данной сфере действует постановление Правительства РФ от 23.11.1996 № 1397 «Об утверждении Положения о деятельности организации, уполномоченной Правительства РФ на реализацию межправительственных соглашений о воинских захоронениях», принятое в целях выполнения Российской стороной обязательств по заключенным межправительственным соглашениям об обеспечении сохранности и порядке содержания российских (советских) воинских захоронений за рубежом и иностранных воинских захоронений в России.
Разрешая заявленные административным истцом Хрипуновым Г.М. административные исковые требования по существу, оценивая имеющиеся доказательства, применив действующее законодательство, и, отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое постановление администрации Хохольского района Воронежской области № 520 от 15.09.1998, было принято в рамках компетенции предоставленной его главе и в соответствии с действующим на тот период законодательством, никаких нарушений в отношении его незаконности при его вынесении установлено не было, как не установлено и нарушений прав административного истца Хрипунова Г.М., как гражданина Российской Федерации, вынесением данного постановления.
Судебная коллегия с такими выводами районного суда согласна, так как они сделаны на основании всесторонне и тщательно исследованных доказательств и фактически установленных обстоятельств, которым суд дал надлежащую правовую оценку при верном применении норм материального и процессуального права.
Административным истцом не представлено конкретных доказательств нарушения его прав.
Доводы заявителя о том, что обжалуемое им постановление противоречит законодательству РФ и международным договорам, нарушает и его права как гражданина РФ, поскольку как плательщик налогов он вынужден содержать данный мемориальный комплекс, платя соответствующие федеральные налоги, не состоятельны и не могут быть приняты во внимание, поскольку каких-либо противоречий между постановлением администрации Хохольского района Воронежской области от 15.09.1998 № 520 «Об утверждении акта выбора земельного участка под кладбище» и правовыми нормами Российской Федерации, международными договорами не усматривается, а кроме того, в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Доказательств наступления для административного истца негативных последствий, в том числе в результате принятия оспариваемого постановления администрации Хохольского района Воронежской области от 15.09.1998 № 520 «Об утверждении акта выбора земельного участка под кладбище» не представлено.
Кроме того, само по себе постановление администрации Хохольского района Воронежской области от 15.09.1998 № 520 «Об утверждении акта выбора земельного участка под кладбище» является промежуточным актом, при этом правоустанавливающий документ – свидетельство о праве пользования на землю № 36-31-VI-137 на выделенный земельный участок, на котором расположен Мемориальный комплекс воинского захоронения погибших в годы Великой Отечественной войны на землях Воронежской области на 30 000 мест в с. Рудкино, Хохольского района Воронежской области, собственником которого в настоящее время является Ассоциации «Военные мемориалы» оспорен не был.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами районного суда, к иной оценке имеющихся в материалах дела доказательств, и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального и процессуального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли привести к принятию незаконного определения, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия,
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Хохольского районного суда Воронежской области от 27 января 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца Хрипунова Г.М. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции в течении 6-ти месяцев через районный суд принявший решение.
Председательствующий:
Судьи: