НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Воронежского областного суда (Воронежская область) от 16.02.2017 № 33-1552/2017

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Дело

Строка г

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 февраля 2017 года судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего Кожевниковой А.Б.

судей Авдеевой С.Н., Трофимовой М.В.

при секретаре Мурашко А.А., -

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Трофимовой М.В.

гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже о признании незаконным невыплату установленных законодательством доплат, возложении обязанности произвести перерасчет и осуществить доплату пенсии

по апелляционной жалобе ФИО1

на решение Центрального районного суда г. Воронежа от 22 ноября 2016 года

(судья районного суда А.С. Фофонов)

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в г. Воронеже, в котором с учетом уточненных требований просил признать период с марта 2013 г. по октябрь 2016 г. незаконной невыплаты доплаты до прожиточного минимума суммы страховой пенсии по инвалидности, недоплаты на иждивенцев ввиду незаконного включения в расчет прожиточного минимума суммы ЕДВ (НСУ), предназначенную инвалиду,обязать ответчика произвести перерасчет и доплатить до прожиточного минимума сумму страховой пенсии по инвалидности и доплату на иждивенцев в сумме <данные изъяты>, признать достаточным имевшее место обращение в пенсионный орган 26.04.2016 г. и само обращение в суд в качестве обращения для получения социальной доплаты и обязать произвести доплату ему пенсии как инвалиду с марта 2013г. по ноябрь 2016 г. с учетом индексации в размере <данные изъяты>, указав в обоснование заявленных требований на несоответствующие законодательству действия ответчика по определению размера надбавки на иждивенцев, на назначение социальной доплаты к пенсии в спорный период (л.д.3,27, 36,41).

Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 22 ноября 2016 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано (л.д.68, 69-72).

В апелляционной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела (л.д.84).

В апелляционной инстанции ФИО1 поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже ФИО2 выразила несогласие с доводами апелляционной жалобы и просила решение суда оставить без изменения.

Проверив материалы дела, выслушав пояснения явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему:

Согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» фиксированная выплата к страховой пенсии по старости лицам (за исключением лиц, являющихся получателями пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», а также лиц, указанных в пункте 7 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»), к страховой пенсии по инвалидности (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности инвалидам III группы) устанавливается в сумме <данные изъяты> в месяц.

В соответствии с положениями п. 3 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи.

На основании п. 1 ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 400-ФЗ нетрудоспособными членами семьи признаются дети кормильца, не достигшие 18 лет, а также дети, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по окончании ими такого обучения, не дольше чем по достижении ими возраста 18 лет.

В силу части 3 статьи 16 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ следует, что одновременно с назначением страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается фиксированная выплата к страховой пенсии.

Судом первой инстанции было установлено, что ФИО1 с 16.03.2004 г. является получателем пенсии по инвалидности, назначенной в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ», а с 01.01.2015г. является получателем страховой пенсии инвалидности в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Из материалов дела также следует, что с 16.03.2004 г. по 31.10.2010 г. размер базовой части пенсии по инвалидности был определен истцу с учетом 3-х иждивенцев: <данные изъяты>ФИО8 - ДД.ММ.ГГГГ г.р., <данные изъяты>ФИО9 - ДД.ММ.ГГГГ г.р., <данные изъяты>ФИО10- ДД.ММ.ГГГГ г.р. (не достигшие возраста 18 лет). С 01.11.2010 г. фиксированная выплата была установлена истцу без учета одного иждивенца в связи с достижением <данные изъяты> - ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.р., возраста 18 лет, так как документы, подтверждающие обучение сына по очной форме, истцом не были представлены, с 01.12.2015 г. фиксированная выплата была установлена истцу без учета еще одного иждивенца в связи с достижением дочерью - ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ г.р., возраста 18 лет, так как документы, подтверждающие обучение <данные изъяты> по очной форме истцом не представлены, с 01.07.2016 г. фиксированная выплата была установлена без учета иждивенца в связи с окончанием срока обучения <данные изъяты> - ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ г.р. Размер пенсии у истца с 01.07.2016 г. составил <данные изъяты>, в т.ч. <данные изъяты> - страховая часть трудовой пенсии по инвалидности 2 группы, <данные изъяты> - фиксированный базовый размер ( л.д.42-52).

В соответствии с п.п. 1-5 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации.

При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации:

1) пенсий, в том числе сумма полагающейся страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», и накопительной пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 424-ФЗ «О накопительной пенсии», в случае отказа пенсионера от получения указанных пенсий;

2) дополнительного материального (социального) обеспечения;

3) ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг);

4) иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъектов Российской Федерации в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).

При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера не учитываются меры социальной поддержки, предоставляемые ему в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в натуральной форме, за исключением денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугородного), а также денежных компенсаций расходов по оплате указанных услуг.

Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.

Проанализировав данные о размере выплат ответчиком за период с 2013 г. - 2016 г. и сравнив их с величиной прожиточного минимума пенсионера в Воронежской области за указанные годы, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что сумма пенсии и ежемесячной денежной выплаты, получаемых истцом, превышает величину прожиточного минимума пенсионера в Воронежской области за соответствующий период.

Утверждение ФИО1 о том, что получаемая им ежемесячная денежная выплата, надбавка на иждивенцев не подлежит включению в общую сумму его материального обеспечения при определения его права на получение социальной доплаты к пенсии, противоречит п. 2 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Из материалов дела также усматривается, что с 01.07.2016 года размер получаемой истцом пенсии составил <данные изъяты>, размер ежемесячной денежной выплаты составил <данные изъяты>50 коп., а всего <данные изъяты>18 коп., что меньше установленного прожиточного минимума пенсионера в Воронежской области, который согласно Закона Воронежской области от 03.11.2015 года №131-ОЗ «Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Воронежской области на 2016 финансовый год» с 01.01.2016 года составил <данные изъяты>, однако данное обстоятельство само по себе не является достаточным для установления истцу социальной доплаты к пенсии, поскольку согласно п. 2 статьи 8 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь назначается на основании заявления гражданина в письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи, заявления в письменной форме опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания, в котором заявителем указываются сведения о составе семьи, доходах, сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.

В соответствии с п. 6 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.199 г. № 178-ФЗ социальная доплата к пенсии устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами (за исключением случаев, предусмотренных частью 7 данной статьи), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату на срок, на который установлена соответствующая пенсия.

Согласно п. 8 Правил обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30.09.2009 года № 805н пенсионеры, проживающие на территории Российской Федерации, получающие пенсию в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации, обращаются за установлением федеральной социальной доплаты к пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий их пенсионное обеспечение.

В соответствии с п. 17 Правил федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с заявлением и со всеми необходимыми документами.

Истцом не представлено и материалы дела не содержат доказательства обращения ФИО1 с таким заявлением к ответчику после 01.07.2016 года.

Исходя из изложенного выше, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции правильно истолковал материальный закон и пришел к обоснованному выводу о том, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 не имеется.

Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к таким выводам, подробно изложены в решении и являются правильными. В частности, суд правильно исходил из того, что назначение социальных доплат носит заявительный характер, а потому получение социальной доплаты к пенсии является правом пенсионера - заявителя и реализуется путем предоставления соответствующего заявления со всеми необходимыми документами в пенсионный орган.

Тот факт, что истец обратился к ответчику с заявлением о перерасчете базовой пенсии с ноября 2015 года, не свидетельствует о том, что истец обратился к ответчику с заявлением о назначении социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17.07.1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Ссылка на то, что пенсионный орган обязан был самостоятельно начислить социальную доплату к пенсии без его заявления, су4дебной коллегией отклоняются как не основанная на нормах материального права, так как в силу п. 7 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» социальная доплата к пенсии в без заявительном порядке устанавливается только детям-инвалидам и детям, не достигшим возраста 18 лет, которым установлена трудовая пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» или пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.

Судебная коллегия считает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение по делу судом установлены правильно.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.

Таким образом, оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда г.Воронежа от 22 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи коллегии: