НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Воронежского областного суда (Воронежская область) от 15.01.2013 № 1

Д е л о № 33-175

Строка № 29, 1

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«15» января 2013 года судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего: Агафоновой Р.Г.,

судей: Востриковой Г.Ф., Зелепукина А.В.,

при секретаре: Свечниковой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Зелепукина А.В.

гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 …к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Воронежской области о возложении обязанности исчисления транспортного налога в отношении транспортного средства как легкового автомобиля,

по апелляционной жалобе МИФНС России № 3 на решение Борисоглебского городского суда Воронежской области от 30.10.2012,

(судья Разумов М.В.)

У С Т А Н О В И Л А :

ФИО1.. . обратился в суд с исковым заявлением, указывая, что у него в личной собственности находится легковой автомобиль марки.. , 2008 года выпуска, государственный номер.. , идентификационный номер.. , паспорт транспортного средства.. .

12 октября 2012 года им получено налоговое уведомление № 589418 на уплату транспортного налога за 2011 год и доплата транспортного налога за 2009-2010 годы.

В настоящем уведомлении в качестве объекта налогообложения указан автомобиль …. Считает, что налоговым органом приведены неверные данные по расчету транспортного налога на принадлежащий ему на праве собственности легковой автомобиль, а именно применена налоговая ставка для грузовых автомобилей. Считает, что действия должностных лиц налогового органа по начислению транспортного налога как для грузового автомобиля незаконными.

По данным сертификата 0034980 принадлежащий ему автомобиль является пикапом, а не грузовым - бортовым автомобилем. Кроме этого по классификации комитета по внутреннему транспорту европейской экономической комиссии ООН - (КВТ ЕЭК ООН) и по классификации конвенции о дорожном движении принадлежащий ему автомобиль относится к категории «В», то есть является легковым автомобилем.

В 2009 году им уплачен транспортный налог за 2008 год согласно полученному уведомлению в размере …рублей по налоговой ставке на грузовые автомобили с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 150 л.с.

После произведенной оплаты он обратился в межрайонную инспекцию ФНС России №3 по Воронежской области за разъяснениями. В ответе МИФНС России № 3 от 19.03.2009 за № 12-05/7/02107 сообщило, что его заявление рассмотрено. Согласно представленному сертификату принадлежащий ему на праве собственности автомобиль … является не грузовым – бортовым, как указано в ПТС, а пикапом. В результате чего был произведен перерасчет транспортного налога на сумму … рубля.

За 2009, 2010 годы на основании налогового уведомления истец производил оплату транспортного налога за автомобиль … как за легковой автомобиль, исходя из налоговой ставки 30 рублей за 1 л.с.

В соответствии с уведомлением № 589418 налоговой инспекции, и на основании данных, поступивших из органов ГИБДД, копии паспорта транспортного средства на автомобиль …, в котором тип транспортного средства указан как «грузовой-бортовой», исчисление транспортного налога было повторно произведено по ставке, применяемой для грузовых автомобилей с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил (40 рублей за одну лошадиную силу).

Применение указанного расчета при исчислении суммы транспортного налога противоречит правовым нормам международной Конвенции о дорожном движении, заключенной в Вене 08.11.1968, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 N 5938-УШ; налогового законодательства Российской Федерации; локальным правовым актам министерств и ведомств и, как следствие, нарушает его право и обязанность платить законно установленные налоги и сборы.

Просит обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 3 по Воронежской области исчислять транспортный налог в отношении транспортного средства …, 2008 года выпуска, идентификационный номер …, номер двигателя № …,номер шасси …, мощность двигателя 105 кВт - 142,8 л.с., государственный номер …, принадлежащего ему на праве собственности, как легкового автомобиля, взыскать с ответчика судебные расходы в сумме … рублей 00 копеек.

Решением Борисоглебского городского суда от 30.10.2012 исковые требования ФИО1.. . удовлетворены частично (л.д. 53-58).

В апелляционной жалобе начальник МИФНС №3 по Воронежской области ФИО2.. . просит отменить решение Борисоглебского городского суда от 30.10.2012, как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм права (л.д. 59-60).

Не явившиеся лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в связи с чем судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя МИФНС России № 3 по доверенности ФИО3.. , судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:

1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;

2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;

3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;

4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Как следует из имеющихся в материалах дела доказательств и установлено судом первой инстанции, ФИО1.. . на праве собственности принадлежит автомобиль марки, модели … года выпуска, государственный регистрационный знак.. , идентификационный номер …, паспорт транспортного средства (далее ПТС) …, выданный Центральной акцизной таможней. В наименовании (тип ТС) в ПТС указано «грузовой-бортовой», категория ТС — «В», мощность двигателя «142.8 л.с. 105 кВт.», разрешенная максимальная масса, кг - «3030».

Согласно налоговым уведомлениям № 576396, 589418, направленным межрайонной инспекции ФНС России № 3 по Воронежской области ФИО1.. ., исчисление транспортного налога в отношении транспортного средства - автомобиля марки, модели …, государственный регистрационный знак …, за налоговый период - 2011 год, принадлежащего ФИО1.. ., произведено по ставке, применяемой для грузовых автомобилей с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил (40 рублей за 1 лошадиную силу).

Статьёй 358 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 361 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.

2. Налоговые ставки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз.

3. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.

Количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства.

4. В случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов Российской Федерации, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в пункте 1 настоящей статьи.

Таким образом, ст. 361 НК РФ предусматривает установление налоговых ставок в зависимости от мощности двигателя, при этом допускает изменение налоговых ставок в зависимости от категории транспортных средств.

В Воронежской области принят Закон от 27 декабря 2003 года N 80-03 (в ред. от 11.07.2011) «О введении в действие транспортного налога на территории Воронежской области», в соответствии с которым налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства:

-----T-----------------------------------------------------T-------------¬

¦ N ¦ Наименование объекта налогообложения ¦ Налоговая ¦

¦п/п ¦ ¦ ставка, в ¦

¦ ¦ ¦ рублях ¦

+----+-----------------------------------------------------+-------------+

¦1 ¦Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой¦ ¦

¦ ¦лошадиной силы): ¦ ¦

+----+-----------------------------------------------------+-------------+

¦ ¦до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно ¦ 20¦

+----+-----------------------------------------------------+-------------+

¦ ¦свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до¦ 30¦

¦ ¦110,33 кВт) включительно ¦ ¦

+----+-----------------------------------------------------+-------------+

+----+-----------------------------------------------------+-------------+

¦4 ¦Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой¦ ¦

¦ ¦лошадиной силы): ¦ ¦

+----+-----------------------------------------------------+-------------+

¦ ¦до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно ¦ 25¦

+----+-----------------------------------------------------+-------------+

¦ ¦свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до¦ 40¦

¦ ¦110,33 кВт) включительно ¦ ¦

+----+-----------------------------------------------------+-------------+

¦ ¦свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до¦ 50¦

¦ ¦свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) ¦ 100¦

¦(п. 9 в ред. закона Воронежской области от 11.07.2011 N 107-ОЗ) ¦

+----+-----------------------------------------------------+-------------+

Таким образом, действующее законодательство связывает определение размера налоговой ставки с мощностью двигателя и его категорией.

В своем письме от 01.07.2009 N 03-05-06-04/105 Минфин РФ указал, что категория транспортного средства в целях налогообложения должна определяться на основании представляемых уполномоченными органами в налоговые органы сведений исходя из типа транспортного средства и его назначения (категории), указанных в паспорте транспортного средства на основании Одобрения типа транспортного средства.

В п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" указано, что допуск автотранспортных средств для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации осуществляется путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.

Паспорт транспортного средства - это документ, действующий на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации. Паспорт транспортного средства подтверждает, в том числе, наличие Одобрения типа транспортного средства (Постановление Госстандарта России от 01.04.1998 N 19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов"), которое непосредственно указывается в паспорте транспортного средства. При этом тип транспортного средства, указанный в паспорте транспортного средства, должен соответствовать сведениям, указанным в Одобрении типа транспортного средства (сертификате соответствия).

Согласно Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005 (зарегистрировано в Минюсте России 29.07.2005 N 6842), в строке 4 "Категория ТС (A, B, C, D, прицеп)" паспорта транспортного средства указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией о дорожном движении, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР 29 апреля 1974 года. Перевод категорий транспортных средств, указываемых в Одобрении типа транспортного средства, в категории транспортных средств по классификации Конвенции производится согласно указанному Приказу в соответствии со Сравнительной таблицей категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении (приведена в Приложении N 3 к данному Приказу).

Из Сравнительной таблицы категорий транспортных средств (ТС) по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН) и по классификации Конвенции о дорожном движении следует, что к транспортным средствам категории «В» относятся:

-----------T---------------------------------T----------------T----------------------------¬

¦Категория ¦ Определение категории ¦ Категория ТС ¦ Определение категории ¦

¦ТС по ¦ транспортных средств ¦ по ¦ транспортных средств ¦

¦классифи- ¦ ¦ классификации ¦ ¦

¦кации КВТ ¦ ¦ Конвенции о ¦ ¦

¦ЕЭК ООН ¦ ¦ дорожном ¦ ¦

¦ ¦ ¦ движении ¦ ¦

+----------+---------------------------------+----------------+----------------------------+

¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦

+----------+---------------------------------+----------------+----------------------------+

M1 ¦Механические транспортные ¦ В ¦Автомобили, разрешенная ¦

¦ ¦средства для перевозки ¦ ¦максимальная масса ¦

¦ ¦пассажиров, имеющие не менее 4 ¦ ¦которых не превышает 3,5 т ¦

¦ ¦колес и не более 8 мест для ¦ ¦и число сидячих мест ¦

¦ ¦сидения (кроме места водителя). ¦ ¦которых, помимо сиденья ¦

¦ M1C ¦Механические транспортные ¦ ¦водителя, ¦

¦ ¦средства специального ¦ ¦не превышает 8. ¦

¦ ¦назначения, сконструированные ¦ ¦ ¦

¦ ¦так, что они включают жилой ¦ ¦ ¦

¦ ¦отсек (автомобиль - дом). ¦ ¦ ¦

¦ N1 ¦Механические транспортные ¦ ¦ ¦

¦ ¦средства для перевозки грузов, ¦ ¦ ¦

¦ ¦максимальная масса которых не ¦ ¦ ¦

¦ ¦более 3,5 тонны (т). ¦ ¦

В соответствии с паспортом транспортного средства автомобиль истца относится к категории «В», тип – транспортного средства – грузовой-бортовой (л.д. 10).

При этом в Сравнительной таблице категорий транспортных средств к категории «В» относятся как автомобили для перевозки пассажиров, так и автомобили для перевозки грузов, максимальная масса которых не превышает 3,5 т.

В Одобрении типа транспортного средства (сертификате соответствия) указано, что автомобиль марки, модели …, государственный регистрационный знак …, принадлежащий ФИО1.. ., является пикапом цельнометаллическим, рамного типа, четырехдверный, пятиместный, категория транспортного средства – N1G, тип транспортного средства - UN (л.д. 30-34).

Как указывалось ранее, действующее законодательство относит к объектам налогообложения автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства) без деления автомобилей на легковые и грузовые, и связывает размер налоговой ставки транспортного налога с мощностью двигателя и его категорией, что также вытекает из Сравнительной таблицы категорий транспортных средств по классификации КВТ ЕЭК ООН.

Автомобиль истца как транспортное средство отнесен к той же категории, что и легковые автомобили - к категории «В», то есть является автомобилем, разрешенная максимальная масса которого не превышает 3,5 т., и число сидячих мест которого, помимо сиденья водителя, не превышает 8. По своей конструкции автомобиль истца предназначен как для перевозки людей, что подтверждается исполнением загрузочного пространства, которым является «грузовая платформа со съемной крышей или без нее (пикап, цельнометаллический, рамного типа)» и исполнением кабины автомобиля, которая выполнена в четырехдверном, пятиместном варианте (раздел «Общие характеристики транспортного средства» сертификата), так и для перевозки грузов.

В связи с вышеизложенным судебная коллегия приходит к выводу о том, что взимание налога с автомашины ФИО1.. . по ставке, отличающейся от ставки, предусмотренной для легковых автомобилей, противоречит требованиям ст. 361 НК РФ, которая связывает размер налоговых ставок в зависимости от категории транспортных средств, тогда как легковые автомобили и автомобиль ФИО1.. . отнесены к одной категории «В» - то есть к категории автомобилей, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3,5 т., и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8.

С учетом требований ст.3 НК РФ, согласно которой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов), суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования, поскольку Закон Воронежской области от 27 декабря 2003 года N 80-03 (в ред. от 11.07.2011) «О введении в действие транспортного налога на территории Воронежской области» имеет неясности относительно ставки транспортного налога на автомашины, отнесенные к категории «В».

При изложенных обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения, которое вынесено при правильном определении имеющих значение для дела обстоятельств, которым дана надлежащая оценка. Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Борисоглебского городского суда Воронежской области от 30.10.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу МИФНС №3 по Воронежской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи коллегии: