В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело № 33-2343Строка № 54А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
14 мая 2015 года судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Кожевниковой А.Б.
судей Батищевой Л.В., Глазовой Н.В.
при секретаре Авдеевой Т.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кожевниковой А.Б.
гражданское дело по иску Т.Н.А. к КУ ВО «…», БУВО «…» и Департаменту … о признании незаконным отказа в принятии документов на присвоение звания «Ветеран труда», о признании права на присвоение звания «Ветеран труда»
по апелляционной жалобе представителя истицы по доверенности Б.А.Т. на решение Калачеевского районного суда Воронежской области от 19.02.2015 (судья Соляная И.В..)
У С Т А Н О В И Л А:
Т.Н.А. обратилась с иском к КУ ВО «Управление социальной защиты населения Калачеевского района», БУВО «…» и Департаменту … о признании незаконным отказа в принятии документов на присвоение звания «Ветеран труда», о признании права на присвоение звания «Ветеран труда».
В обоснование заявленных требований указала, что она в 2003 году за значительный вклад в организацию, становление и развитие системы Пенсионного фонда РФ была награждена Почетной грамотой Председателя правления Пенсионного фонда Российской Федерации, на основании постановления правления ПФР от 21.05.2003 № 29 пл, а также была награждена нагрудным знаком «Отличник Пенсионного фонда Российской Федерации».
В 2007 году она обратилась в КУВО «…» с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда», однако, ответчик пришел к выводу, что предоставленная ею почетная грамота и нагрудный знак «…» не могут быть отнесены к ведомственным знакам отличия в труде и не являются основанием для присвоения звания «Ветеран труда».
В письменном виде ей было отказано в присвоении звания «Ветеран труда» по тем основаниям, что представленные на присвоение звания «Ветерана труда» документы не соответствуют требованиям ст. 2 Закона Воронежской области «О присвоении звания «Ветеран труда», т.к., в соответствии с вышеназванным законом к ведомственным знакам отличия в труде относятся почетные грамоты, дипломы, благодарности, нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, ведомственные медали, звания почетных и заслуженных работников отрасли (ведомств), если награждение производилось Президиумом Центрального исполнительного Комитета бывшего СССР, совета Министров бывших СССР и РСФСР, министерствами и ведомствами бывшего СССР, РСФСР, в том числе с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства. Решение о награждении ведомственными знаками отличия в труде должны быть приняты (подписаны) руководителями (заместителями руководителей) органов, перечисленных в данном пункте, при условии что имеется ссылка на то, что вручение производилось от имени органа государственной власти СССР, РСФСР. Считает отказ филиала «…» Калачеевскому району в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным и необоснованным.
Согласно Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью (статья 2); в Российской Федерации как социальном государстве обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются гарантии социальной защиты, гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом (статьи 7 и 39); в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (статья 55, часть 2); защита прав и свобод человека и социальная защита, включая социальное обеспечение, являются предметами совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72, пункты «б», «ж» части 1). В ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5-ФЗ устанавливается - ветеранами труда являются лица, награжденные орденами и медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетними возрасте в период ВОВ и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяется законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации. Вместе с тем, данный Федеральный закон ст. 7 не содержит условия о том, что в удостоверении должна быть ссылка на то, что вручение производится от имени органа государственной или исполнительной власти СССР.
Согласно п. а ст. 1 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», утвержденного Указом Президента РФ от 25.09.1999 № 1270, лицам, награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или выслуге лет, присваивается звание «Ветеран труда». В соответствии с совместным письмом Минтруда РФ и Минсоцзащиты 15, 4.1, ст. 17, ст. 18,19 и ч.1 ст.55 Конституции РФ предполагает правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения, быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Под ведомственными знаками отличия в труде понимаются нагрудные почетные знаки, нагрудные значки, медали, звания почетных и заслуженных работников; отрасли (ведомства), благодарности, почетные грамоты, дипломы, учрежденные в установленном порядке федеральными органами государственной власти Российской Федерации, а также знаки отличия в труде, награждение которыми осуществлено имени Президиумов Верховного Совета СССР и РСФСР, Советов Министров СССР и РСФСР, министерств и ведомств бывшего Союза ССР и РСФСР.
Учитывая изложенное, считает, что Почетная грамота и нагрудный знак «Отличник Пенсионного фонда Российской Федерации» являются ведомственными и награждение проводилось за добросовестный труд.
Федеральный закон № 5-ФЗ от 12.01.1995 «О ветеранах» устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
Указом Президента РФ от 27.09.2000 № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» за Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами закреплены полномочия по выплате государственных пенсий. Законом РФ от 06.07.1991 «О мерах самоуправления в Российской Федерации» право осуществлять назначение и выплату пенсий предоставлено районным (городским) администрациям, как исполнительным органам государственной власти на местах. В настоящее время этот акт подлежит применению в части, не противоречащей Конституции РФ и Федеральному закону от 28.08.1995 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно Положению «О Пенсионном Фонде Российской Федерации», утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991, ПФР образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения РФ, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ. ПФР и его денежные средства не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат.
Полномочия по назначению, исчислению, перерасчету и выплате государственных пенсий ранее представлены Пенсионному Фонду не были. Назначение и выплату пенсий осуществляли в то время органы исполнительной власти. В ходе пенсионной реформы реализация конституционного права на пенсию была передана единым пенсионным службам на базе региональных отделений Пенсионного фонда. Эти службы осуществляют страховые выплаты (финансируют, назначают и выплачивают государственные пенсии) в рамках обязательного государственного пенсионного страхования, как составной части общей системы обязательного социального страхования, закрепленной Федеральным законом от 16.07.1999 «Об основах обязательного социального страхования», а также назначение и выплату социальных пенсий.
Следовательно, Пенсионный Фонд РФ наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочиями по назначению и выплате пенсий. Такие полномочия по смыслу статей 7 (часть 2), 10, 11 (часть 1), 15 (часть 2), 39,45 (часть 1), 71 (пункты "в", "ж"), 72 (пункт "ж" части 1), 78 (часть 1), 110, 114 (пункты "в", "г", "е" части 1) и 115 Конституции РФ относятся к сфере функционирования исполнительной власти и её органов.
Эти же положения закреплены и в Постановлении Конституционного Суда РФ № 9- П от 25.06.2001.
Таким образом, к моменту ее награждения Пенсионный Фонд РФ осуществлял полномочия органа исполнительной власти в области пенсионного обеспечения.
Решением Калачеевского районного суда Воронежской области от 19.02.2015 отказ КУ ВО «…» исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель истицы Баландин А.Т. просит отменить решение суда ввиду неправильного применения норм материального права, принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда явились представитель БУ ВО «Центр обеспечения деятельности учреждений социальной защиты населения Воронежской области»- К.Е.А., представитель Департамента социальной защиты населения Воронежской области»- Т.Г.Д. Другие лица, участвующие в деле, не явились; о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом Т.Н.А. с с 10.06.1998 года по 28.12.2001 год работала в отделении Пенсионного фонда РФ по Воронежской области, с 28.12.2001 года по настоящее время работает в ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по Калачеевскому району.
Общий трудовой стаж истицы по состоянию на 20.11.2014 год составляет более 33 лет.
За значительный вклад в становление и развитие пенсионной системы Российской Федерации в 2003 году истица награждена Почетной грамотой Председателя Правления ПФР на основании постановления Правления ПФР от 21 мая 2003 № 29пл, в 2011 году награждена нагрудным знаком «Отличник Пенсионного фонда Российской Федерации». Данные обстоятельства подтверждаются копией трудовой книжки истца, копиями почетной грамоты, удостоверения к нагрудному знаку.
В 2007 году истица обратилась в КУ ВО «…» с заявлением о присвоении ей звания «Ветерана труда» в связи с награждением ее ведомственными знаками отличия в труде: нагрудным знаком «Отличник Пенсионного фонда Российской Федерации» и Почетной грамотой Председателя Правления Пенсионного фонда Российской Федерации.
Письмом Управления от 22.03.2007 года в присвоении такого звания ей отказано, поскольку присвоенные ей награды ведомственными знаками отличия в труде не являются в силу того, что Пенсионный фонд Российской Федерации к федеральным органам государственной власти не относится.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что Пенсионный фонд РФ уполномоченным органом государственной власти не является, а наличие почетной грамоты, которая вручена не уполномоченным органом государственной власти, не дает основание присвоить звание «Ветеран труда»
Судебная коллегия не может согласить с таким выводом суда первой инстанции, по следующим основаниям.
Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», которым регулируется правовой статус ветеранов труда, относит к ним, в том числе, лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде (подпункт 2 пункта 1 статьи 7) и предоставляет субъектам Российской Федерации право определять порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» (пункт 4 статьи 7).
Вместе с тем, полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по определению порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда» ограничены федеральным законодательством, в том числе актами, определяющими категории граждан, являющихся ветеранами труда. Граждане, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие соответствующий трудовой стаж, в обязательном порядке признаются субъектами данного права, поскольку данное положение зафиксировано в пункте 2 части 1 статьи 7 Закона «О ветеранах». Субъект Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные категории знаков и иных оснований для расширения круга лиц, которым может быть присвоено звание «Ветеран труда», однако, он не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона «О ветеранах».
При присвоении звания «Ветеран труда» учитываются ведомственные знаки за отличия в труде в соответствии с профессиональной деятельностью, с соблюдением условий, что решение о награждении принято непосредственно в отношении конкретного работника (служащего), состоявшего в штате учреждения, организации или работающего (служащего) в организациях (учреждениях), на предприятиях, подведомственных соответствующему федеральному органу.
В соответствии со ст.ст. 5, 6 и 13 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы действуют на основании названного Федерального закона; Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим; средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются федеральной собственностью; бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно федеральными законами; Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, подготавливает обоснование тарифов страховых взносов, назначает (пересчитывает) и выплачивает трудовые пенсии, а также предусмотренные законодательством Российской Федерации другие виды пенсий, единовременные выплаты средств пенсионных накоплений и другие социальные пособия, составляет проект бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и обеспечивает его исполнение, осуществляет учет средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, ведет государственный банк данных по всем категориям страхователей, развивает международные связи в области пенсионного страхования в Российской Федерации и др.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2001 № 9-П Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе по назначению указанных пенсий, именно законом. Такие полномочия, по смыслу статей 7 (часть 2), 10, 11 (часть 1), 15 (часть 2), 39, 45 (часть 1, 71 (пункты "в", "ж"), 72 (пункт "ж" части 1), 78 (часть 1), 110, 114 (пункты "в", "г", "е" части 1) и ст. 115 Конституции Российской Федерации, относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов (п. 3 Постановления).
Из вышеназванного следует, что учрежденные Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 21.05.2003 № 29 пл награды, которыми награждаются работники Пенсионного фонда, внесшие большой личный вклад в решение возложенных на ПФР задач, за выдающиеся достижения в трудовой деятельности, за многолетний добросовестный и безупречный труд, за творчество и инициативу, качество и эффективность работы, являются ведомственными знаками отличия в труде и подлежат учету при присвоении звания «Ветеран труда».
Соответственно, истица с учетом наличия у нее трудового стажа, необходимого для назначения пенсии в соответствии с п. 2 ст. 7 Закона РФ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», имеет право на присвоение звания «Ветеран труда».
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Калачеевского районного суда Воронежской области от 19.02.2015 года отменить, принять по делу новое решение «Признать незаконным отказ КУ ВО «…» Т.Н.А. в принятии документов на присвоение звания «Ветеран труда».
Признать за Т.Н.А. право на присвоение звания «Ветеран труда»
Обязать КУ ВО «…» принять у Т.Н.А. документы на присвоение звания «Ветеран труда».
Председательствующий
Судьи коллегии