В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело № 33-163/2022 (33-7702/2021)
УИД:№
Строка № 067 г
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Воронеж 13 января 2022 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующегоКузнецовой Л.В.,
судей Глазовой Н.В., Кожевниковой А.Б.,
при секретаре Коган М.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Кузнецовой Л.В.
гражданское дело № 2-1303/2021 по иску Савельева Виктора Владиславовича к УФСИН России по Воронежской области и УФСИН России по Мурманской области о признании незаконным отказа в сохранении районного коэффициента к пенсии при переезде из районов Крайнего Севера, о возложении обязанности включить в выслугу лет период испытательного срока, о возложении обязанности выплачивать пенсию с применением районного коэффициента
по апелляционной жалобе Савельева Виктора Владиславовича
на решение Центрального районного суда г. Воронежа от 11 мая 2021 г.
(судья райсуда Багрянская В.Ю.),
У С Т А Н О В И Л А:
Савельев В.В. обратился в суд с вышеназванным иском к УФСИН России по Воронежской области, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ был принят на контрактную службу в <адрес> на должность младшего инспектора отдельной роты охраны, с ним заключен контракт с испытательным сроком 3 месяца, по истечении которого ему присвоено специальное звание старший сержант. ДД.ММ.ГГГГ он был уволен на пенсию по выслуге лет, на момент увольнения его выслуга составила в календарном исчислении 15 лет 18 дней, а в льготном - 22 года 18 дней. После выхода на пенсию по выслуге лет он переехал на постоянное место жительство в Воронежскую область, в связи с чем,пенсия по выслуге лет ему выплачивается УФСИН России по Воронежской области, при этом ответчиком не был сохранен районный коэффициент в связи с отсутствием необходимого стажа службы 15 лет в районах Крайнего Севера. Выражая несогласие с таким решением ответчика, указывая на наличие оснований для включения в его стаж периода испытательного срока с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, Савельев В.В. просит признать отказ УФСИН России по Воронежской области в сохранении районного коэффициента неправомерным; обязать ответчика включить в его стаж службы испытательный срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес><адрес>; обязать УФСИН России по Воронежской области произвести перерасчет пенсии по выслуге лет с учетом сохраненного районного коэффициента (л.д. 5-7).
Определением Центрального районного суда г. Воронежа от 26 марта 2021 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено УФСИН России по Мурманской области (л.д. 56-58).
Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 11 мая 2021 г. в удовлетворении заявленных требований ФИО1 отказано (л.д. 66, 67-69).
В апелляционной жалобе ФИО1 ставится вопрос об отмене состоявшегося решения как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, указывая, что законодательство, регулирующее вопросы пенсионного обеспечения сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, не предусматривает в качестве условия сохранения права на исчисление пенсии с применением соответствующего районного коэффициента службу не менее 15 и 20 лет на должностях рядового и начальствующего состава с присвоением специального звания, в связи с чем, период прохождения им службы в органах внутренних дел в должности стажера подлежит учету в стаж, необходимый для применения районного коэффициента (л.д. 75-77).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 27 июля 2021 г. решение Центрального районного суда г. Воронежа от 11 мая 2021 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО1 – без удовлетворения (л.д. 113, 114-123).
Определением судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 9 ноября 2021 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 27 июля 2021 г. отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Воронежского областного суда (л.д. 90, 191-196).
При новом рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции ФИО1 поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, считает решение суда подлежащим отмене.
Представители УФСИН России по Воронежской области по доверенностям ФИО2 и ФИО3 считают решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки суду не сообщили. Судебная коллегия на основании части 3 статьи 167 и статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, исследовав имеющиеся в деле доказательства, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ был принят на контрактную службу в <адрес><адрес> на должность младшего инспектора отдельной роты охраны.С истцом был заключен контракт с испытательным сроком 3 месяца, согласно которому он был принят стажером на указанную должность с распространением на него обязанностей, прав и льгот, установленных ст.11 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации для лиц, назначаемых стажерами. По истечении испытательного срока ДД.ММ.ГГГГ истцу присвоено специальное звание старший сержант.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был уволен на пенсию по выслуге лет.На момент увольнения выслуга составила в календарном исчислении 15 лет 18 дней, в льготном исчислении 22 года 18 дней.
После выхода на пенсию, истец переехал на постоянное место жительства в Воронежскую область, где до настоящего времени является получателем пенсии по выслуге лет, при этом, ФИО1 не был сохранен районный коэффициент при выезде из районов Крайнего Севера в Воронежскую область по причине отсутствия необходимого стажа службы 15 лет в районах Крайнего Севера, поскольку, в срок службы не зачтен период испытательного срока в должности стажера с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что решение об отказе в сохранении истцу районного коэффициента принято ответчиками правомерно и оснований для признания его незаконным не имеется, поскольку в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 не проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы на должностирядового или начальствующего состава, с присвоением специального звания, сотрудником органов уголовно-исполнительной системы в указанный период не являлся, в связи с чем, само по себе включение спорного периода до присвоения специального звания в стаж выслуги лет для назначения пенсии, не влечет его включение в стаж фактической службы в органах на определенной должности с присвоением специального звания. В связи с чем пришел к выводу о том, что стаж в органах уголовно-исполнительной системы для предоставления специальной гарантии пенсионеру в виде сохранения права на исчисление пенсии с применением районного коэффициента при переезде из районов приравненных к районам Крайнего Севере на новое место жительства,составляет менее необходимых 15 календарных лет.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами судаоб отсутствии оснований для включения периода стажировки в стаж истца для расчета выслуги лет для определения права пенсионера на сохранение районного коэффициента при его выезде из районов Крайнего Севера на новое постоянное место жительства, ввиду нарушения судом норм материального права.
В соответствии со статьей 24 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 (в редакции, действующей на момент службы истца) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»к работникам уголовно-исполнительной системы относятся лица, имеющие специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее - сотрудники уголовно-исполнительной системы), рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, объединений учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, федерального органа уголовно-исполнительной системы и его территориальных органов, а также следственных изоляторов, предприятий, научно-исследовательских, проектных, лечебных, учебных и иных учреждений, входящих в уголовно-исполнительную систему.
Работники уголовно-исполнительной системы, состоящие в штатах учреждений, исполняющих наказания, объединений учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы и следственных изоляторов, входящих в уголовно-исполнительную систему, являются персоналом учреждений, исполняющих наказания.
Порядок и условия прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы регламентируются настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации. Перечень должностей высшего начальствующего состава сотрудников уголовно-исполнительной системы и соответствующих этим должностям специальных званий утверждается Президентом Российской Федерации.
Организация деятельности рабочих и служащих, их трудовые отношения регламентируются законодательством Российской Федерации о труде и правилами внутреннего распорядка учреждений, исполняющих наказания.
Пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 8 октября 1997 г. N 1100 «О реформировании уголовно - исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации» установлено, что порядок и условия прохождения службы, а также организация деятельности работников уголовно - исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, перешедших либо вновь принятых на работу (службу) в уголовно - исполнительную систему Министерства юстиции Российской Федерации, регламентируются Положениемо службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации", Законом Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Уголовно - исполнительным кодексом Российской Федерации, соответствующими федеральными законами и правилами внутреннего распорядка учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. Указанным работникам и членам их семей сохранены льготы и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
В период службы истца действовало Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1.
В соответствии со статьей 1 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации», сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, являются граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, которым в установленном настоящим Положением порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.
В силу статей 6, 8 указанного Положения должности рядового и начальствующего состава органов внутренних дел замещаются в соответствии с действующим законодательством путем заключения индивидуальных контрактов, по конкурсу, а также посредством назначения на должность. Прием на службу сотрудников органов внутренних дел оформляется приказом начальника соответствующего органа внутренних дел согласно компетенции, определяемой министром внутренних дел Российской Федерации (ст. 8 Положения), а гражданам Российской Федерации, назначенным на должности рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, присваиваются соответствующие специальные звания (ст. 6 Положения).
Из статьи 12 указанного Положения и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, действовавшего в период службы истца, следует, что для лиц, впервые поступающих на службу в органы внутренних дел, может быть установлен испытательный срок продолжительностью от трех месяцев до одного года в зависимости от уровня подготовки и должности, на которую они поступают. В этом случае кандидат назначается стажером на соответствующую должность без присвоения ему специального звания. Для лиц, впервые принимаемых на службу в милицию, испытательный срок обязателен. Во время испытательного срока стажер выполняет обязанности и пользуется правами сотрудника органов внутренних дел в соответствии с занимаемой им должностью и условиями контракта.
На время испытательного срока на стажера распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде, а также статей 53 и 55 настоящего Положения. Испытательный срок засчитывается в стаж службы в органах внутренних дел, дающий право на выплату процентной надбавки за выслугу лет и назначение пенсии по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1237 утверждены Правила применения коэффициентов (районных, за военную службу (службу) в высокогорных районах, за военную службу (службу) в пустынных и безводных местностях) и процентных надбавок к денежному довольствию военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиям, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях.
В соответствии с пунктами 3, 4 названных Правил периоды военной службы, службы и трудовой деятельности военнослужащего (сотрудника) в районе (местности), дающие право на установление процентной надбавки, суммируются независимо от продолжительности перерыва между ними. Военнослужащему (сотруднику) стаж исчисляется со дня его прибытия в район (местность) и прекращается со дня, следующего за днем убытия из этого района (местности).
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в уголовно-исполнительной системе, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника регулируются Федеральным законом от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
В соответствии со статьей 24 названного Федерального закона для гражданина, поступающего на службу в уголовно-исполнительной системе, в целях проверки уровня его подготовки и соответствия должности в уголовно-исполнительной системе, на замещение которой он претендует, устанавливается испытание на срок от двух до шести месяцев, за исключением случаев, установленных частями 11 и 12 настоящей статьи (п. 1).
По результатам прохождения испытания на основании ходатайства непосредственного руководителя (начальника) срок испытания может быть сокращен (п. 2).
Сотрудник, проходящий испытание, назначается на соответствующую должность в уголовно-исполнительной системе без присвоения ему специального звания, исполняет служебные обязанности и пользуется правами в соответствии с замещаемой должностью в уголовно-исполнительной системе и условиями контракта (п. 3).
Срок испытания засчитывается в стаж службы (выслугу лет) в уголовно-исполнительной системе (п. 10).
Статьей 38 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ установлено, что стаж службы (выслуга лет) в уголовно-исполнительной системе исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) (далее - надбавка за выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в уголовно-исполнительной системе, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия (п. 1).
В соответствии с пунктом 11 части 2 названной статьи в стаж службы (выслугу лет) в уголовно-исполнительной системе включается срок испытания при поступлении гражданина на службу в уголовно-исполнительной системе, а согласно пункту 1 части 4 в стаж службы (выслугу лет) в уголовно-исполнительной системе включаютсядля назначения пенсии за выслугу лет - периоды, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, а такжепериоды, определенные в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (в календарном или льготном исчислении.
Порядок исчисления стажа службы (выслуги лет) в уголовно-исполнительной системе для назначения пенсии за выслугу лет и надбавки за выслугу лет, для выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника, предоставления иных социальных гарантий и зачета в стаж службы в уголовно-исполнительной системе периодов, указанных в настоящей статье, и иных периодов устанавливается Правительством Российской Федерации (п. 5 ст. 38).
В соответствии с пунктом 16.1 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службеГосударственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации», предписано сохранять размер пенсии с учетом соответствующего районного коэффициента за пенсионерами из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполненияРоссийской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет и непосредственно перед увольнением проходивших военную службу (службу) в этих районах и местностях, где им была исчислена пенсия за выслугу лет или по инвалидности с применением районного коэффициента, установленного в этих районах и местностях для военнослужащих и сотрудников, в случае их последующего выезда на новое постоянное место жительства в местности, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников районный коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере.
При этом в календарную выслугу лет в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающую право на исчисление (сохранение) пенсии в порядке, установленном настоящим пунктом, включаются периоды военной службы (службы) в этих районах и местностях, в том числе по призыву (срочная военная служба) в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин.
При исчислении указанной календарной выслуги лет применяется перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный в установленном порядке.
Исходя из приведенных правовых норм, регулирующих вопросы пенсионного обеспечения сотрудников уголовно-исполнительной системы, судебная коллегия полагает, что период испытательного срока истца при поступлении на службу в уголовно-исполнительной системе в районах Крайнего Севера с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в стаж службы для сохранения районного коэффициента к пенсии за выслугу лет при переезде ФИО1 из районов Крайнего Севера на постоянное место жительства в Воронежскую область, где выплата данного коэффициента не предусмотрена, поскольку названное законодательство (пенсионное) каких-либо исключений, предусматривающих, что период испытательного срока не засчитывается в календарную выслугу лет (стаж службы), необходимую для сохранения районного коэффициента к пенсии за выслугу лет, не содержит.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит обоснованным довод апелляционной жалобы истца о неправомерном отказе ответчика в сохранении районного коэффициента к пенсии за выслугу лет при переезде из районов Крайнего Севера на постоянное место жительства в Воронежскую область.
Таким образом, с выводами суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для признания за истцом права на сохранение районного коэффициента к пенсии за выслугу лет при переезде из районов Крайнего Севера на иное постоянное место жительства, а также для возложения на УФСИН России по Воронежской области обязанности включить период испытательного срока в выслугу лет для сохранения права на районный коэффициент к пенсии при переезде из районов Крайнего Севера в Воронежскую область и выплачивать истцу пенсию с учетом сохраненного районного коэффициента к пенсии как лицу, прослужившему в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет, судебная коллегия согласиться не может, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.
Учитывая, что пенсия за выслугу лет с момента ее назначения начисляется и выплачивается истцу без учета районного коэффициента, на сохранение которого он имеет право при переезде на постоянное место жительства в Воронежскую область, пенсия за выслугу с учетом сохраненного районного коэффициента подлежит выплате истцу за весь период ее выплаты.
Принимая во внимание вышеизложенное, решение суда на основании пункта 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 1ст. 327.1, ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Центрального районного суда г. Воронежа от
11 мая 2021 г. отменить, принять по делу новое решение:
Признать отказ УФСИН России по Воронежской области в сохранении ФИО1 районного коэффициента неправомерным.
Обязать УФСИН России по Воронежской области включить период испытательного срока 3 месяца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарную и льготную выслугу лет ФИО1 для сохранения права на районный коэффициент к пенсии при переезде из районов Крайнего Севера в Воронежскую область.
Обязать УФСИН России по Воронежской области выплачивать ФИО1 пенсию с учетом сохраненного районного коэффициента к пенсии.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24.01.2022 г.