НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Воронежского областного суда (Воронежская область) от 04.02.2016 № 33-731

ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело № 33-731

Строка № 54

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

04 февраля 2016 года судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего Кузнецовой Л. В.

судей Федорова В.А., Кожевниковой А. Б.

при секретаре Мурашко А. А.

по докладу судьи Федорова В.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании

гражданское дело по иску ПОВ, ПНВ действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетних ПНН, ПМН, ЗМС действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетней ЗАМ к администрации городского округа город Воронеж, управлению жилищный отношений администрации городского округа г. Воронеж о предоставлении жилых помещений

по апелляционной жалобе администрации городского округа город Воронеж

на решение Центрального районного суда г. Воронежа от 06.11.2015 года

(судья Клочкова Е. В.)

У С Т А Н О В И Л А:

ПОВ, ПНВ, действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетних - ПНН, ПМН, ЗМС, действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетней ЗАМ обратились в суд с иском к администрации городского округа <адрес>, управлению жилищных отношений администрации городского округа <адрес>, в котором просят обязать ответчиков предоставить жилые помещения в виде отдельных двухкомнатных квартир в <адрес> по договору мены или иного договора, определяющего переход права собственности на жилые помещения, но не менее ранее занимаемой жилой площади.

В обоснование заявленных требований истцы указывают, что ПОВ принадлежит право собственности на 1/2 долю в праве, общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, ул. (..), <адрес> общей площадью 44,9 кв.м.

ЗМС принадлежит 1/2 доля в указанном жилом помещении.

Согласно технического паспорта жилого помещения - квартира состоит из кухни площадью 7,5 кв.м., санузла площадью 3.7 кв.м., жилой комнаты площадью 9,5 кв.м., жилой комнаты площадью 13,1 кв.м., коридора площадью 1,7 кв.м., коридора площадью 4,5 кв.м., кладовой площадью 4,8 кв.м., шкафа площадью 0,1 кв.м.

ПНВ принадлежит право собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, ул. (..), <адрес>- а, общей площадью 25,0 кв.м.

Квартира состоит из кухни площадью 6,7 кв.м., санузла площадью 2,9 кв.м., жилой комнаты площадью 7,7 кв.м., жилой комнаты площадью 7,7 кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ Постановлением главы администрации <адрес> ПОВ было разрешено строительство жилой пристройки размером 10,0x3,0x6,0x2,40 метров и внутреннее переоборудование <адрес> по ул. (..) <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ актом районной межведомственной комиссии жилой <адрес> по ул. (..) <адрес> был признан непригодным для проживания.

Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден акт приема в эксплуатацию жилой пристройки лит. А1 и помещения площадью 3,7 кв.м, в Лит. А, состоящие из жилой пристройка Лит. А1 в количестве 3 комнат жилой площадью 24,9 кв.м., 2-х коридоров, совмещенного санузла и помещения площадью 3,7 кв.м, в Лит. А.

Согласно технического паспорта, указанные жилые помещения являются самостоятельными (раздельными).

После осуществления пристройки площадь <адрес> составила 44,9 кв.м., площадь <адрес> составила 25,0 кв.м.

Постановлением администрации городского округа <адрес> «Об утверждении муниципальной адресной программы «переселение граждан, проживающих на территории городского округа <адрес> из аварийного жилищного фонда в 2010 году в связи с увеличением лимитов предоставления финансовой поддержки» <адрес> по ул. (..) <адрес> внесен в перечень аварийных многоквартирных домов, подлежащих расселению в 2010 году.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес заявителей из управления жилищных отношений администрации городского округа <адрес> поступило уведомление № (..) явиться в управление в целях решения вопроса по переселению из <адрес> по ул. (..) <адрес>.

14.05.2015г. заявители направили в адрес ответчиков заявление с просьбой предоставить в собственность ЗМС и ПОВ отдельную двухкомнатную квартиру, также просили предоставить отдельную двухкомнатную квартиру ПНВ
К заявлениям были приложены документы, в том числе подтверждающие разрешение строительства пристройки, технические паспорта.

09.06.2015г. в адрес ПОВ из управления жилищный отношений администрации городского округа <адрес> поступило сообщение № (..), в котором говорилось том, что для всей семьи приобретена 4-комнатная квартира по адресу: Воронеж, ул. (..), <адрес>. и просили повторно представить документы, подтверждающие проведение перепланировки, переустройства квартиры, а также согласование (законность) проведенных работ, в результате которых 4-комнатная <адрес> была переоборудована в двухкомнатную и в двухкомнатную а.

Аналогичное письмо за № (..) поступило в адрес ПНВ

Заочным решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ были удовлетворены исковые требования администрации городского округа <адрес> к ответчикам ПОВ, ПНВ, ЗМС об обязании заключить договор мены жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>, ул. (..), <адрес> ул. (..), <адрес>.

Апелляционным определением от ДД.ММ.ГГГГ данное решение суда было отменено с принятием нового решения об отказе в иске.

Ссылаясь на решение ФИО1 городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 250-П "О Порядке освобождения жилых помещений и переселения граждан в городском округе <адрес>», истцы считают, что им должно быть предоставлено жилое помещение в виде двух двухкомнатных квартир по договорам мены площадью не менее ранее занимаемых.

Решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе администрация городского округа <адрес> просит об отмене решения как незаконного и необоснованного по тем основаниям, что истцы по делу не признаны малоимущими и не состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), выслушав явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.

Согласно п.1ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.

В силу ст.87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам, наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009г. «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.

Другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 Жилищного кодекса Российской Федерации), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения.

Иное толкование п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего правила о предоставлении жилых помещений в порядке очередности в отношении лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.

Из материалов дела следует, что 02.03.2000г. Постановлением главы администрации <адрес> ПОВ было разрешено строительство жилой пристройки размером 10,0x3,0x6,0x2,40 метров и внутреннее переоборудование <адрес> по ул. (..) <адрес>.

21.12.2000г актом районной межведомственной комиссии жилой <адрес> по ул. (..) <адрес> был признан непригодным для проживания.

Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден акт приема в эксплуатацию жилой пристройки лит. А1 и помещения площадью 3,7 кв.м, в Лит.А, состоящие из жилой пристройка Лит. А1 в количестве 3 комнат жилой площадью 24,9 кв.м., 2х коридоров, совмещенного санузла и помещения площадью 3,7 кв.м, в Лит. А.

Согласно технического паспорта - указанные жилые помещения являются самостоятельными (раздельными), что также подтверждается свидетельствами о регистрации права собственности, а именно и а.

Согласно соглашению между ПОВ, ПНВ, ЗМС от 06.07.2010г. - ПОВ, ЗМС переходит <адрес> общей площадью 44,9 кв.м., согласно кадастрового паспорта, ПНВ переходит квартира номер 4а, общей площадью 25 кв.м., согласно кадастрового паспорта.

ПОВ принадлежит право собственности на 1/2 долю в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, ул. (..), <адрес> общей площадью 44,9 кв.м. - свидетельство о регистрации права 36-АВ 946718 от 27.07.2010г.

ЗМС принадлежит 1/2 доля в указанном жилом помещении свидетельство о регистрации права 36-АВ 946719 от 27.07.2010г.

Согласно технического паспорта жилого помещения - квартира состоит из кухни площадью 7,5 кв.м., санузла площадью 3,7 кв.м., жилой комнаты площадью 9,5 кв.м., жилой комнаты площадью 13,1 кв.м., коридора площадью 1,7 кв.м., коридора площадью 4,5 кв.м., кладовой площадью 4,8 кв.м., шкафа площадью 0,1 кв.м.

ПНВ принадлежит право собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, ул. (..), <адрес> общей площадью 25,0 кв.м. - свидетельство о регистрации права 36-АВ 946717 от 27.07.2010г.

Согласно технического паспорта жилого помещения - квартира состоит из кухни площадью 6,7 кв.м., санузла площадью 2,9 кв.м., жилой комнаты площадью 7,7 кв.м., жилой комнаты площадью 7,7 кв.м.

Вместе с указанными лицами в квартирах проживают несовершеннолетние ПНН, ПМН, ЗАМ.

На момент принятия постановления администрации городского округа <адрес> от 20.09.2010г. об изъятии жилых помещений по ул. (..), <адрес>, истцам фактически принадлежало два жилых помещения (<адрес>а,) однако в постановлении была лишь указана <адрес>, без указания самостоятельного объекта <адрес> существовавшей на день принятия постановления, при этом площадь <адрес> была указана 69,9 кв.м., что соответствует общей площади <адрес> -44,9 кв. и <адрес> -25 кв.м.

Постановлением администрации городского округа <адрес> «Об утверждении муниципальной адресной программы «переселение граждан, проживающих на территории городского округа <адрес>, из аварийного жилищного фонда в 2010 году, в связи с увеличением лимитов предоставления финансовой поддержки» - приложения - <адрес> по ул. (..) <адрес> внесен в перечень аварийных многоквартирных домов, подлежащих расселению в 2010 году.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес заявителей из управления жилищных отношений администрации городского округа <адрес> поступило уведомление № (..) о необходимости явиться в управление в целях решения вопроса по переселению из <адрес> по ул. (..) <адрес>.

Переселение проводится в рамках реализации подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения городского округа <адрес>», утвержденной постановлением администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Средства на переселение граждан выделяются в рамках действия Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", цели и задачи которого направлены на формирование эффективных механизмов реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилья.

Согласно положений вышеуказанного закона, переселение граждан осуществляется путем предоставления равнозначных жилых помещений или путем предоставления возмещения за изымаемое жилое помещение.

Решением ФИО1 городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 250-II "О порядке освобождения жилых помещений и переселения граждан в городском округе <адрес>" был утвержден порядок освобождения жилых помещений и переселения граждан в городском округе <адрес>.

Собственник жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия для муниципальных нужд данного жилого помещения должен быть уведомлен в письменной форме о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, о дате осуществленной в соответствии с пунктом 2.5 государственной регистрации такого правового акта.

Выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника (п.2.6.)

Согласно п. 3.1. граждане при переселении и освобождении жилых помещений имеют право в установленном порядке на: предоставление собственникам равноценного возмещения (компенсации) в натуральной форме в виде предоставления равнозначного жилого помещения (п. 3); выкуп у собственников жилого помещения (п.4).

Собственники и наниматели жилых помещений при переселении и освобождении жилых помещений имеют право на получение официальной информации об основаниях, сроках, условиях и порядке переселения и освобождения жилых помещений, а также на защиту своих прав при переселении жилых помещений в соответствии с федеральным законодательством (п. 3.2).

Собственникам, освобождающим жилые помещения, по соглашению сторон предоставляется выкупная цена либо равноценное возмещение (компенсация) в натуральной форме. Размер выкупной цены определяется соглашением сторон на основе независимой оценки (п.5.1).

Пунктом 5.3 закреплено, что возмещение (компенсация) в натуральной форме предоставляется собственнику в виде другого благоустроенного жилого помещения, равнозначного освобождаемому жилому помещению, путем заключения договора мены или иного договора, определяющего переход права собственности на жилые помещения.
Равнозначным жилым помещением признается жилое помещение, площадь которого и количество комнат в нем соответствуют площади и количеству комнат в освобождаемом жилом помещении.

При этом доплата за разницу в стоимостях обмениваемых жилых помещений не взимается.

В случае проживания граждан в жилых помещениях, архитектурно-планировочные решения которых и их общие площади с учетом времени постройки домов значительно отличаются от характеристик современных типовых квартир и не позволяют обеспечить равнозначность освобождаемых и предоставляемых жилых помещений, допускается предоставление гражданам по договору мены квартир, состоящих из того же числа комнат, но общей площадью:

- для однокомнатной квартиры - до 40 кв. м; - для двухкомнатной квартиры - до 55 кв. м; - для трехкомнатной квартиры - до 70 кв. м; - для четырехкомнатной квартиры - до 80 кв. м. (абзац введен решением ФИО1 городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 504-III).

Исходя из изложенного, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о понуждении администрации городского округа <адрес> к предоставлению истцам по договорам мены или иным договорам равнозначных ранее занимаемым жилым помещениям.

Доводы жалобы о непредставлении истцами доказательств, подтверждающих принятие их на учет в качестве малоимущих и нуждающихся в жилом помещении, не является основанием для отмены решения суда по следующим основаниям.

Из содержания ЖК РФ не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания, и отнесение его к категории малоимущих.

Закрепление такого условия применительно к ситуациям непредвиденной утраты пригодного для проживания жилого помещения противоречило бы принципам равенства и справедливости как конституционным критериям правомерного регулирования прав и свобод человека и гражданина, поскольку означало бы предъявление гражданам, относящимся к данной категории нуждающихся в жилье, объективно невыполнимых требований для целей реализации их права на жилище и тем самым ставило бы их в положение объекта государственно-властной деятельности.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа <адрес> - без удовлетворения.

Председательствующий

судьи коллегии