НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Вологодского областного суда (Вологодская область) от 31.07.2015 № 33-3303/2015

Судья Беляева Т.Д.

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 31 июля 2015 года № 33-3303/2015

г. Вологда

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Охапкиной Г.А.,

судей Жидковой О.В., Слепухина Л.М.,

при секретаре Вариной С.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Васильева Ю.Д. на решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 30.04.2015, которым исковые требования Васильева Ю.Д. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Вологодской области, Вологодскому филиалу ФГУП «Ростехинветаризация - Федеральное БТИ» об исключении объекта налогообложения, оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Жидковой О.В., объяснения ­­­­­­­­­­­­­­­­­­ представителя истца Васильева Ю.Д. по доверенности Васильевой Г.М., представителя ответчика Межрайонной ИФНС России № 8 по Вологодской области по доверенности Некрасовой Л.А., судебная коллегия

установила:

Васильев Ю.Д. является собственником объекта индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>, в состав которого, по сведениям технического паспорта от 05.10.2011, входят жилой дом (основное строение и крыльцо) инвентаризационной стоимостью ... рублей и сооружения (теплица, скважина, забор) инвентаризационной стоимостью ... рубля (л.д. 8-12).

Налог на имущество физических лиц за 2012 год и 2013 год за принадлежащий Васильеву Ю.Д. жилой дом Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 8 по Вологодской области (далее Межрайонная ИФНС России № 8 по Вологодской области) исчислен из суммарной инвентаризационной стоимости всего объекта индивидуального жилищного строительства (л.д. 13-15).

27.03.2015 Васильев Ю.Д. обратился в суд с иском к Межрайонной ИФНС России № 8 по Вологодской области, Вологодскому филиалу ФГУП «Ростехинветаризация – Федеральное БТИ», в котором просил обязать Межрайонную ИФНС России № 8 по Вологодской области исключить из объекта налогообложения принадлежащие ему на праве собственности теплицу, скважину и забор, расположенные по адресу: <адрес>; обязать Межрайонную ИФНС России № 8 по Вологодской области произвести перерасчет налога на имущество физических лиц за 2012, 2013 годы и выставить соответствующее требование об уплате налога; обязать Череповецкое отделение Вологодского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» при предоставлении сведений в Межрайонную ИФНС России № 8 по Вологодской области об инвентаризационной оценке домовладения давать расшифровку о стоимости объекта недвижимости, т.е. основного строения.

В обоснование требований указал на неправомерность включения налоговым органом в налогооблагаемую базу для исчисления налога на имущество физических лиц инвентаризационной стоимости теплицы, скважины и забора, которые не относятся к объектам недвижимости, и передачи органом технического учета сведений об инвентаризационной оценке домовладения без расшифровки включенных в его состав объектов.

Истец Васильев Ю.Д. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен. Его представитель по доверенности Васильева Г.М. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Представитель ответчика Межрайонной ИФНС России № 8 по Вологодской области по доверенности Некрасова Л.А. в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что объектом налогообложения также признаются иные строения и сооружения, к которым относятся спорные постройки, налог на указанные объекты исчисляется исходя из суммарной стоимости всего объекта домовладения.

Представитель ответчика Вологодского филиала ФГУП «Ростехинветаризация - Федеральное БТИ» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен. В представленном суду отзыве разрешение исковых требований оставил на усмотрение суда, указав, что инвентаризационная стоимость принадлежащего истцу домовладения определена в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Судом принято приведенное решение.

В апелляционной жалобе Васильев Ю.Д., ссылаясь на прежние доводы, просит отменить решение суда, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований по мотиву неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела и несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

В отзыве на апелляционную жалобу Межрайонная ИФНС России № 8 по Вологодской области просит отказать в ее удовлетворении.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, полагает, что решение принято судом в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.

Порядок налогообложения имущества физических лиц на территории Российской Федерации до 01.01.2015 устанавливался Законом Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее Закон о налогах на имущество физических лиц).

В соответствии со статьей 1 Закона о налогах на имущество физических лиц плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

В силу статьи 2 Закона о налогах на имущество физических лиц объектами налогообложения признаются следующие виды имущества:

1) жилой дом;

2) квартира;

3) комната;

4) дача;

5) гараж;

6) иное строение, помещение и сооружение;

7) доля в праве общей собственности на имущество, указанное в пунктах 1 - 6 настоящей статьи.

Согласно статье 3 приведенного Закона налог на имущество физических лиц исчисляется исходя из суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения.

Основные требования к организации и порядку проведения технической инвентаризации и учета жилищного фонда в городах и других поселениях Российской Федерации определены Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации (далее также Инструкция), утвержденной приказом Минземстроя России от 04.08.1998 № 37.

Пунктом 1.1 Инструкции предусмотрено, что единицей технической инвентаризации является: домовладение; отдельно стоящее основное здание.

При этом под домовладением понимается жилой дом (дома) и обслуживающие его (их) строения и сооружения, находящиеся на обособленном земельном участке (приложение 1 к Инструкции).

На каждый объект составляется учетно-техническая документация, которая группируется в инвентарное дело (пункт 1.2 Инструкции).

Инвентарное дело на домовладение (здание) разделяется на три отдельно сброшюрованные в обложки группы документов; к первой группе относятся материалы, составленные в результате последней инвентаризации, в том числе технический паспорт на домовладение (здание), план земельного участка (пункт 8.11 Инструкции).

В силу пункта 1.4 Инструкции при производстве технической инвентаризации проводятся работы, в том числе, по измерению в натуре, описанию конструктивных элементов зданий и определению физического износа, составлению абрисов и планов земельных участков и зданий, а также экспликаций к ним, производству оценки зданий.

При измерениях в натуре составляется абрис земельного участка, в который после проведения измерений заносятся все строения постоянного типа, связанные с землей фундаментами или столбами, а именно основные здания и пристройки к ним; строения служебного назначения: сараи, конюшни, навесы, ледники, погреба и др.; сооружения: ограды, заборы, колодцы, мусорные ямы, тротуары, замощения, фонтаны и пр. (пункты 2.1, 2.9)

Исходя из содержания пунктов 2.11, 2.12 Инструкции план земельного участка составляется по данным абриса, на который наносятся, в том числе, все здания со всеми пристройками, тамбурами, галереями, лестницами, крыльцами, приямками и т.д., а также все сооружения: колодцы, заборы, замощения и контуры различных угодий.

Каждому основному зданию, строению служебного назначения и сооружению на плане земельного участка присваивается литера; заборы и ограждения нумеруются арабскими цифрами, тротуары и замощения нумеруются римскими цифрами (пункт 2.13 Инструкции).

Таким образом, данные технической инвентаризации домовладения отражаются в техническом паспорте на указанный объект, в состав которого включаются основное строение (жилой дом) и обслуживающие его строения постоянного типа, связанные с землей фундаментами или столбами.

В соответствии с пунктом 5.1 Инструкции для целей налогообложения физических лиц бюро технической инвентаризации (далее БТИ) определяет действительную инвентаризационную стоимость здания, строения, которую указывает в технических паспортах.

Действительная инвентаризационная стоимость определяется БТИ в соответствии с «Порядком оценки зданий, помещений, сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности» (далее также Порядок), утвержденным Приказом Министра архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.04.1992 № 87.

Согласно пунктам 3.2, 3.2.1 Порядка определение инвентаризационной стоимости строений и сооружений для целей налогообложения осуществляется по восстановительной стоимости, уменьшенной на величину стоимостного выражения физического износа на момент оценки. Определение восстановительной стоимости строений и сооружений производится по сборникам укрупненных показателей восстановительной стоимости с ее последующим пересчетом в уровень цен 1991 года по индексам и коэффициентам, введенным постановлением Госстроя СССР от 11.05.1983 № 94 и письмами Госстроя СССР от 06.09.1990 № 14-Д (по отраслям народного хозяйства) и Госстроя РСФСР от 29.09.1990 № 15-148/6 и N 15-149/6 (по отрасли «Жилищное хозяйство»), а затем в уровень цен года оценки по коэффициентам, утверждаемым органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Пунктом 9.1 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации, действовавшим в спорный период, была предусмотрена обязанность органов, осуществляющих государственный технический учет, ежегодно до 1 марта представлять в налоговые органы по месту своего нахождения сведения об инвентаризационной стоимости недвижимого имущества и иные сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года.

В соответствии с пунктом 3 Порядка представления уполномоченными организациями технической инвентаризации в налоговые органы сведений об объектах недвижимого имущества, утвержденного приказом Госстроя России № 36, МНС РФ № БГ-3-08/67 от 28.02.2001, действовавшего до 01.01.2012, сведения об инвентаризационной стоимости объектов налогообложения заполняются на основании данных технических паспортов.

Действующий с 01.01.2012 Порядок заполнения формы «Сведений об инвентаризационной стоимости недвижимого имущества и иных сведений, необходимых для исчисления налогов», утвержденный приказом ФНС России от 11.02.2011 № ММВ-7-11/154@, предусматривает заполнение формы на основании сведений государственного технического учета объектов капитального строительства.

Таким образом, сведения об инвентаризационной стоимости объектов налогообложения для целей налогообложения физических лиц в спорный период предоставлялись органами технического учета в налоговые органы на основании данных технических паспортов и сведений государственного технического учета.

По сведениям технического паспорта на принадлежащий истцу жилой дом по адресу: <адрес>, составленного Череповецким отделением Вологодского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по результатам технической инвентаризации по состоянию на 05.10.2011, копия которого имеется в материалах дела, в состав объекта индивидуального жилищного строительства включены: жилой дом (основное строение под литером «...» инвентаризационной стоимостью ... рублей и крыльцо под литером «...» инвентаризационной стоимостью ... рубль) и сооружения (теплица под литером «...» инвентаризационной стоимостью ... рублей, скважина под литером «...» инвентаризационной стоимостью ... рублей, забор под №... инвентаризационной стоимостью ... рублей) л.д. 10.

Из материалов дела также следует, что суммарная инвентаризационная стоимость вышеуказанных жилого дома и сооружений, представленная Вологодским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» в Межрайонную ИФНС России № 8 по Вологодской области, исчислена по данным инвентаризации 05.10.2011 с применением индексов и коэффициентов по сборнику укрупненных показателей восстановительной стоимости № 26, а также с применением индексов и коэффициентов изменения стоимости, введенных постановлением Госстроя СССР от 11.05.1983 № 94 и письмом Госстроя СССР от 06.09.1990 № 14-Д, и коэффициентов пересчета восстановительной стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, утвержденных постановлением Правительства Вологодской области от 29.09.2009 № 1446, по состоянию на 01.01.2012 составила ... рубля, по состоянию на 01.01.2013 – ... рублей (л.д. 63, 64).

Межрайонной ИФНС России № 8 по Вологодской области сумма налога на имущество физических лиц за 2012 и 2013 год рассчитана исходя из суммарной инвентаризационной стоимости принадлежащего истцу целого объекта – домовладения (жилого дома и сооружений) и налоговых ставок, установленных решением Совета муниципального образования Югское Череповецкого муниципального района от 20.10.2009 № 9 и от 16.10.2012 № 269 соответственно.

Исходя из содержания положений статей 134, 135 Гражданского кодекса Российской Федерации помимо жилого дома, истцу принадлежат и другие сооружения (теплица, скважина, забор), как вещи, предназначенные для обслуживания дома, которые в соответствии с пунктом 6 статьи 2 Закона о налогах на имущество физических лиц в качестве «иных сооружений» подлежат налогообложению.

Следовательно, стоимость указанных сооружений (теплицы, скважины, забора) правомерно включена в расчет инвентаризационной стоимости жилого дома, на основании которой был исчислен налог на имущество за 2012 и 2013 год.

При этом судебная коллегия отмечает, что доказательств, свидетельствующих о том, что спорные объекты (теплица, скважина, забор) не являются строениями постоянного типа, связанными с землей фундаментами или столбами, и не подлежали включению в технический паспорт жилого дома, истцом в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса не представлено.

Кроме того, действия органов технической инвентаризации по учету спорных сооружений (теплицы, скважины, забора) и включению их в технический паспорт в состав объекта – домовладения истцом не оспаривались.

Таким образом, на основании приведенных выше правовых норм и установленных по делу обстоятельств суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Васильева Ю.Д.

Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права и оснований, по которым решение суда может быть отменено, не содержат.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 30.04.2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Васильева Ю.Д. – без удовлетворения.

Председательствующий: Г.А. Охапкина

Судьи: О.В. Жидкова

Л.М. Слепухин