Судья Юкина Т.Л.
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 апреля 2016 года № 33а-1823/2016
г. Вологда
Судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда в составе
председательствующего Охапкиной Г.А.
судей Жидковой О.В., Коничевой А.А.,
при секретаре Кустовой Д.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Буйловой Н.А. на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 13.01.2016, которым административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Вологодской области удовлетворены.
С Буйловой Н.А., проживающей по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Вологодской области взысканы транспортный налог за 2014 год в размере ... рублей, пени по транспортному налогу в размере ... рублей ... копейки, земельный налог за 2014 год в размере ... рублей и пени по земельному налогу в размере ... рублей ... копейки, всего ... рублей ... копеек.
С Буйловой Н.А. в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина за рассмотрение дела судом в размере ... рублей ... копеек.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Жидковой О.В., объяснения представителя административного истца Межрайонной ИФНС России № 11 по Вологодской области по доверенности Пономаревой В.А., административного ответчика Буйловой Н.А., ее представителя Дороншоева А.М., судебная коллегия
установила:
налоговым уведомлением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы (далее Межрайонная ИФНС) № 11 по Вологодской области №... от 03.05.2015 Буйловой Н.А. исчислен транспортный налог за 2014 год в размере ... рублей, а также земельный налог за 2014 год в размере ... рублей, сроком уплаты до 01.10.2015 (л.д. 19).
В связи с неуплатой в установленный срок транспортного и земельного налогов, 14.10.2015 Межрайонной ИФНС № 11 по Вологодской области Буйловой Н.А. выставлено требование №... об уплате налогов в срок до 03.11.2015, которое оставлено без исполнения (л.д. 12).
01.12.2015 Межрайонная ИФНС № 11 по Вологодской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Буйловой Н.А. о взыскании недоимки по налогам и пени, ссылаясь на неисполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налоговых платежей.
Просила суд взыскать с Буйловой Н.А. недоимку по транспортному налогу за 2014 год в размере ... рублей и пени по транспортному налогу за 2014 год в размере ... рублей ... копейки, недоимку по земельному налогу за 2014 год в размере ... рублей и пени по земельному налогу за 2012, 2013 и 2014 годы в сумме ... рублей ... копейки.
На основании части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Буйлова Н.А. просит отменить решение суда в части взыскания с нее земельного налога, пени по земельному налогу и государственной пошлины, полагая неправильным исчисление земельного налога с применением налоговой ставки ...% исходя из формулировки разрешенного использования земельного участка «объекты розничной торговли», исключая значение «для эксплуатации и обслуживания жилого дома». Указывает, что принадлежащий ей на праве общей долевой собственности земельный участок с кадастровым номером №... площадью ... кв.м был разделен на два участка – с кадастровым номером №... площадью ... кв.м для размещения торгового здания и кадастровым номером №... площадью ... кв.м, на котором расположен жилой дом. После проведения кадастровых работ непреднамеренно на основании заявления собственников земельного участка с кадастровым номером №... в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о разрешенном использовании указанного земельного участка «для эксплуатации и обслуживания жилого дома, объекты розничной торговли». Данная формулировка не соответствует действительному назначению земельного участка. Земельный налог на вновь образованный земельный участок стал исчисляться исходя из налоговой ставки ...%, вместо ранее применяемой – ...%. В феврале 2015 года проведен государственный кадастровый учет изменений вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №... «малоэтажные жилые дома».
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Согласно требованиям статьи 4 Федерального закона от 08.03.2015 № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», дела по требованиям о взыскании с физических лиц обязательных платежей и санкций с 15.09.2015 подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном указанным Кодексом.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Налоговым кодексом Российской Федерации установлено, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы (пункт 1 статьи 3); налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (абзац первый пункта 1 статьи 45).
Пунктом 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Как следует из материалов дела, в 2014 году Буйловой Н.А. на праве собственности принадлежало транспортное средство - ..., регистрационный номер №... (л.д. 20).
Транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с данным кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статья 356); налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 данного кодекса, если иное не предусмотрено этой статьей (статья 357).
В соответствии с пунктом 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (пункт 2 статьи 52 и пункт 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно налоговому уведомлению №... от 03.05.2015 транспортный налог в отношении принадлежащего Буйловой Н.А. автомобиля ..., регистрационный номер №..., составляет ... рублей ... копеек, и исходя из положений абз. 3 части 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации, а также Закона Вологодской области от 15.11.2002 № 842-ОЗ «О транспортном налоге» (в редакции, действовавшей на момент возникновения обязательства по уплате налога), должен быть оплачен последней не позднее 01 октября года следующего за налоговым периодом, т.е. не позднее 01.10.2015.
Из материалов дела также следует, что Буйловой Н.А. в 2014 году принадлежал земельный участок с кадастровым номером №... (... доли до декабря 2014 года и ... доли с декабря 2014 г.) кадастровой стоимостью ... рубля, расположенный по адресу: <адрес> (л.д.33).
Земельный налог на указанный земельный участок исчислен налоговым органом на основании сведений, предоставленных органом, осуществляющим кадастровый учет.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным; формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Обязанность по уплате земельного налога предусмотрена статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу части 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Налоговая база при исчислении размера земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения; кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (часть 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 02.12.2013 № 334-ФЗ, действующей на момент возникновения у налогоплательщика обязанности по уплате налога) налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно налоговому уведомлению №... от 03.05.2015 (по налогу за 2014 год со сроком уплаты до 01.10.2015) земельный налог в отношении земельного участка с кадастровым номером №... за 2014 год составляет ... рублей (л.д. 19).
В нарушение статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации административный ответчик не исполнил установленную законом обязанность по уплате транспортного и земельного налога за 2014 год, исчисленных налоговым органом на основании вышеуказанного уведомления.
В соответствии с абзацем 13 пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок, признается недоимкой.
Пунктом 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога.
Согласно пункту 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 16.11.2011 № 321-ФЗ, от 23.07.2013 № 248-ФЗ) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса.
В силу пункта 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В связи с неуплатой транспортного и земельного налога за 2014 год в установленный законом срок (до 01.10.2015) налоговым органом в адрес Буйловой Н.А. направлено требование №... об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 14.10.2015 с указанием срока для добровольной уплаты до 03.11.2015.
Этим же требованием должнику в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате транспортного налога в размере ... руб. ... коп. и за несвоевременное исполнение обязанности по уплате земельного налога в размере ... руб. ... коп. ( ... руб.... коп.+... руб.... коп.).
Кроме того, в связи с неуплатой земельного налога за 2012 и 2013 годы в установленный законом срок (до 05.11.2013 и до 05.11.2014 соответственно) налоговым органом в адрес Буйловой Н.А. направлено требование №... об уплате пени в сумме ... руб. ... коп. по состоянию на 16.12.2014 с указанием срока для добровольной уплаты до 03.02.2015.
Указанные требования выставлены налогоплательщику в установленные налоговым законодательством сроки, процедура уведомления о заявленных требованиях соблюдена. Расчет налога и пени является правильным.
В добровольном порядке указанные требования налогоплательщиком не исполнены.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности по уплате налога, налоговый орган, вправе обратиться в суд с заявлением о его взыскании.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.
При этом в силу абзаца 2 пункта 2 указанной статьи, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Налоговый орган обратился в суд с административным иском в пределах предусмотренного законом срока (01.12.2015), поскольку сумма налогов и пеней по выставленным требованиям, начиная с самого раннего (№... от 16.12.2014 со сроком уплаты до 03.02.2015) превысила 3000 рублей только на момент выставления требования №... от 14.10.2015 со сроком исполнения до 03.11.2015).
Вместе с тем, как установлено судом апелляционной инстанции недоимка по земельному налогу за 2012 и 2013 годы на момент рассмотрения дела судом не оплачена, в судебном порядке не взыскана (и не предъявлена ко взысканию в рамках настоящего административного дела), в связи с чем взыскание в судебном порядке пени на указанную недоимку противоречит пункту 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации.
Так, согласно представленному налоговым органом расчету пени по требованию №... от 16.12.2014, пени в размере ... руб. ... коп. начислены на недоимку по земельному налогу за 2012-2013 годы (... руб. ... коп.) за период с 15.11.2014 по 16.12.2014 (... дня).
Пени по требованию №... от 14.10.2015 в размере ... руб. ... коп. начислены на недоимку по земельному налогу за 2012-2013 годы (... руб. ... коп.) за период с 16.12.2014 по 25.12.2014 (... дней) и (... руб. ... коп.) за период с 26.12.2014 по 31.12.2014 (... дней).
Пени по требованию №... от 14.10.2015 в размере ... руб. ... коп. состоят из суммы пени, начисленных на недоимку по земельному налогу за 2012-2013 годы (... руб. ... коп.) за период с 01.01.2015 по 01.10.2015 (... дня) в сумме ... руб. ... коп. и на общую недоимку по земельному налогу за 2012-2013 годы и 2014 год (... руб. ... коп. = ... руб. ... коп. + ... руб. ... коп.) за период с 02.10.2015 по 14.10.2015 (... дней) в сумме ... руб. ... коп.
С учетом изложенного, могут быть удовлетворены требования налогового органа лишь в части взыскания пени на недоимку по земельному налогу за 2014 год (... руб. ... коп.) в размере ... руб. ... коп. (... руб. * 1/300*...%*... дн.).
В указанной части решение суда подлежит изменению. Одновременно подлежит изменению и размер взысканной с административного ответчика в доход бюджета госпошлины.
В остальном, установив факт неисполнения административным ответчиком обязанности по уплате налогов в сроки, указанные в уведомлении №... от 03.05.2015 и требовании №... от 14.10.2015, направленных с соблюдением административным истцом предусмотренных законодательством порядка и сроков взыскания данных налогов, суд первой инстанции, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований о взыскании с административного ответчика недоимки по транспортному и земельному налогу за 2014 годы в размере ... рублей и ... рублей соответственно, а также пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате транспортного налога в размере ... руб. ... коп.
Доводы апелляционной жалобы относительно завышенной суммы земельного налога ввиду применения ставки ...% вместо ...%, судебная коллегия признает несостоятельными, как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Согласно положениям подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать в частности, 0,3 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом.
Пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.
В силу части 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом.
В соответствии с законодательством о налогах и сборах, в том числе статьей 31 и главой 31 «Земельный налог» Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган не полномочен определять вид разрешенного использования земельного участка при проверке правильности исчисления земельного налога и не наделен полномочиями по изменению целевого назначения земельных участков с учетом их фактического использования.
Статьей 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что изменение вида разрешенного использования носит заявительный характер.
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, предусматривается, что государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению (категориям) и виду функционального использования.
В соответствии с пунктом 2.3.2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 № 222, в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель населенных пунктов его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования, соответствующего измененному виду, для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Исходя из анализа указанных норм при разрешении вопроса о применении той или иной ставки земельного налога в отношении спорного участка подлежит установлению категория земельного участка и вид разрешенного (фактического) использования земельного участка. При этом для применения пониженной ставки налога необходимо не только фактическое использование земельного участка для жилищного строительства, но и отнесение его к землям занятым жилищным фондом.
Согласно материалам дела кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым №... на дату формирования 11.09.2012 определена в размере ... руб. ... коп. в соответствии с Постановлением Правительства Вологодской области от 30.12.2009 № 2154 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области». В соответствии с указанным постановлением кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым №... в размере ... руб. ... коп. рассчитана по 5 группе видов разрешенного использования земельных участков – земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (.../...=... руб./кв.м.). Удельный показатель ... руб./кв.м. соответствует 5 группе видов разрешенного использования земельных участков, что указано в приложении 2 вышеуказанного Постановления.
Налоговые ставки по земельному налогу за земельные участки, расположенные на территории <адрес>, установлены Решением Вологодской городской Думы от 06.10.2005 № 309 (в ред. от 27.11.2014) «Об утверждении Положения о земельном налоге.
Исходя из установленных данным решение налоговых ставок, налоговым органом правомерно начислен земельный налог в отношении земельного участка с кадастровым номером №... с применением налоговой ставки в размере ...%.
В связи с изменением 16.02.2015 вида разрешенного использования указанного земельного участка с «для эксплуатации и обслуживания жилого дома, объекты розничной торговли» на «малоэтажные жилые дома» и установлением его кадастровой стоимости в размере ... руб. ... коп., рассчитанной с применением удельного показателя ... руб./кв.м., соответствующего 2 группе видов разрешенного использования, применение ставки ...% возможно только начиная с налогового периода 2016 года в соответствии требованиями статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Поскольку налоговые органы не имеют полномочий по пересмотру вида разрешенного использования, факт изменения вида разрешенного использования спорного земельного участка на «малоэтажные жилые дома» в феврале 2015 года, основанием для применения пониженной ставки при исчислении земельного налога за 2014 год не является.
Доводы апелляционной жалобы о фактическом использовании спорного земельного участка для эксплуатации жилого дома и применении к нему пониженной налоговой ставки до 2012 года не могут быть приняты во внимание, поскольку по смыслу приведенных выше норм права факт нахождения на земельном участке объекта жилищного фонда без соответствующего изменения вида разрешенного использования этого участка влечет невозможность применения пониженной ставки. Владелец земельного участка, заинтересованный в пересмотре налогового обязательства, связанного с изменением целевого использования им земельного участка, вправе обратиться с соответствующим заявлением в установленном законом порядке в местный орган власти, полномочный принимать решения об изменении вида разрешенного землепользования, после принятия решения, которого правомерно применение иной ставки. Факта, что заявитель был лишен такой возможности, судом не установлено.
Утверждения подателя жалобы о допущенной кадастровым органом технической ошибке, со ссылкой на то, что до 2012 года к спорному земельному участку применялась пониженная налоговая ставка, не соответствуют обстоятельствам дела.
Исходя из представленного суду апелляционной инстанции кадастрового дела, земельный участок с кадастровым номером №... был поставлен на государственный кадастровый учет 11.09.2012 по заявлению его собственников и на основании представленного ими межевого плана с заявленным видом разрешенного использования «для эксплуатации и обслуживания жилого дома, объекты розничной торговли», что свидетельствует об отсутствии в сведениях государственного кадастра технической ошибки.
Из материалов кадастрового дела кроме того следует, что земельный участок с кадастровым номером №... площадью ... кв.м., а также земельный участок с кадастровым номером №... площадью ... кв.м., были образованы путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами №... и №..., имевшими до перераспределения иной вид разрешенного использования, который не может быть применен к вновь образованным земельным участкам в отсутствие соответствующего заявления его собственников.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вологодского городского суда Вологодской области от 13.01.2016 в части размера пени по земельному налогу, общей суммы взыскания и госпошлины изменить.
Взыскать с Буйловой Н.А. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Вологодской области пени по земельному налогу в размере ... рубля ... копейка, уменьшив общую сумму взыскания до ... рублей ... копеек и размер госпошлины до ... рублей ... копеек.
В остальной части решение Вологодского городского суда Вологодской области от 13.01.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Буйловой Н.А. без удовлетворения.
Председательствующий: Г.А. Охапкина
Судьи: О.В. Жидкова
А.А. Коничева