НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Вологодского областного суда (Вологодская область) от 26.05.2022 № 2-8669/2021

Судья Вахрушева Е.В. Дело № 2-8669/2021

УИД 35RS0002-01-2020-000413-77

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 26 мая 2022 года № 33-2245/2022

г. Вологда

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Махиной Е.С.,

судей Образцова О.В., Белозеровой Л.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Трофимовой Н.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Кузнецова И.В., представителя администрации Бабаевского муниципального района Вологодской области Панкратьевой Ю.Е. на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 01 декабря 2021 года с учетом дополнительного решения от 28 января 2022 года, определения от 04 февраля 2022 года об исправлении арифметической ошибки в решении суда, определения от 07 апреля 2022 года об исправлении описки в дополнительном решении суда.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Махиной Е.С., объяснения Кузнецова И.В., судебная коллегия

установила:

администрация Бабаевского муниципального района Вологодской области (далее администрация района) 24 апреля 2020 года обратилась в суд с исковым заявлением о взыскании с Кузнецова И.В. суммы неосновательного обогащения, совокупный размер которого первоначально определила в 1 364 001 рубль 09 копеек, в ходе судебного разбирательства уточнила данное требование, уменьшив его размер до 1 359 758 рублей 24 копеек.

В обоснование требований указано, что Кузнецов И.В. в период с 16 сентября 2013 года по 26 сентября 2017 года замещал муниципальную должность Главы Бабаевского муниципального района (далее Глава района).

В нарушение норм Положения о статусе должностных лиц местного самоуправления Бабаевского муниципального района, утвержденного решением Представительного Собрания от 23 апреля 2010 года № 175, и Положения о денежном содержании выборного должностного лица местного самоуправления Бабаевского муниципального района, утвержденного решением Представительного собрания от 20 февраля 2009 года № 593, распоряжениями администрации района были установлены иные размеры выплат, входящих в состав денежного содержания Главы района.

В результате размер денежного содержания ответчика был завышен на 16 019 рублей 90 копеек ежемесячно.

За период с 01 января 2016 года по 26 сентября 2017 года Кузнецову И.В. было начислено денежное содержание на общую сумму 4 563 948 рублей 36 копеек (с учетом районного коэффициента в размере 15 % на все составляющие денежного содержания), в том числе за период с 01 января 2016 года по 31 декабря 2016 года – 1 735 249 рублей 00 копеек, за период с 01 января 2017 года по 26 сентября 2017 года – 2 828 699 рублей 36 копеек, в том числе единовременное вознаграждение в связи с окончанием срока исполнения полномочий в размере годового денежного содержания – 1 464 676 рублей 80 копеек.

Фактически за период с 01 января 2016 года по 29 сентября 2017 года Кузнецову И.В. выплачено денежное содержание на общую сумму 3 971 675 рублей 36 копеек, в том числе за период с 01 января 2016 года по 31 декабря 2016 года – 1 510 187 рублей 00 копеек, за период с 01 января 2017 года по 29 сентября 2017 года – 2 461 488 рублей 36 копеек, в том числе единовременное вознаграждение в связи с окончанием срока исполнения полномочий – 1 274 268 рублей 80 копеек.

В связи с неправомерным увеличением должностного оклада за период с 01 января 2016 года по 26 сентября 2017 года Кузнецову И.В. были неправомерно выплачены отпускные, единовременные выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и компенсация за неиспользованные дни отпуска на общую сумму 75 620 рублей 04 копейки.

В связи с неправомерным увеличением надбавки за напряженность в работе ответчику за период с 01 января 2016 года по 26 сентября 2017 года выплачена ежемесячная надбавка к должностному окладу за напряженность на общую сумму 232 358 рублей 37 копеек.

Кроме того, при прекращении полномочий Кузнецова И.В. в сентябре 2017 года ему неправомерно было выплачено 124 867 рублей 58 копеек, в том числе отпускные – 18 498 рублей 51 копейка, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска – 106 189 рублей 07 копеек, поскольку срок исполнения им полномочий составил 4 года, однако совокупное количество единовременных выплат к отпуску и выплат отпускных за этот период составило 5 (при этом последняя выплата была произведена за период с 16 сентября 2017 года по 15 сентября 2018 года, то есть приходилась в том числе на период после окончания полномочий).

В отсутствие распорядительных документов ответчику неправомерно выплачены премии на общую сумму 21 650 рублей 45 копейки за период с 01 января 2016 года по 29 сентября 2017 года.

Кузнецову И.В. неправомерно выплачено единовременное вознаграждение при окончании срока исполнения полномочий Главы района, которое причиталось ему в размере не более 4-х размеров месячного содержания (по одному за каждый год исполнения полномочий), то есть 424 146 рублей, однако было выплачено в сумме 1 464 676 рублей 80 копеек, переплата составила 905 261 рубль 80 копеек.

Таким образом, бюджету Бабаевского муниципального района причинен ущерб на общую сумму 1 359 758 рублей 09 копеек.

Претензия, направленная администрацией района в адрес Кузнецова И.В., с требованием возвратить в добровольном порядке сумму неосновательного обогащения, полученная последним 04 марта 2020 года, не была удовлетворена.

Как указал истец, Кузнецов И.В., будучи Главой Бабаевского муниципального района и высшим должностным лицом муниципального образования, в должностные обязанности которого входит утверждение и составление бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, не мог не знать размер своего денежного содержания и составляющие части. Кроме того, он возглавлял представительный орган и не мог не знать законодательство, регулирующее оплату высшего должностного лица и порядок принятия данных нормативных правовых актов.

Заместители Главы администрации района, которыми издавались распоряжения об увеличении размера должностного оклада, ежемесячных и иных дополнительных выплат, также не наделены полномочиями по их установлению Главе района.

Определением Вологодского городского суда Вологодской области от 17 ноября 2021 года принят отказ истца от части исковых требований на сумму 254 873 рубля 62 копейки, выплаченную ответчику за период с 01 января 2016 года по 01 апреля 2017 года, производство по делу в указанной части прекращено.

Решением Вологодского городского суда Вологодской области от 01 декабря 2021 года с учетом дополнительного решения от 28 января 2022 года, определения от 04 февраля 2022 года об исправлении арифметической ошибки в решении суда, определения от 07 апреля 2022 года об исправлении описки в дополнительном решении суда исковые требования администрации Бабаевского муниципального района Вологодской области к Кузнецову И.В. о взыскании неосновательного обогащения удовлетворены частично.

С Кузнецова И.В. в пользу администрации Бабаевского муниципального района Вологодской области взыскано неосновательное обогащение в размере 344 978 рублей 94 копейки, государственная пошлина в доход бюджета городского округа город Вологда в размере 4285 рублей 19 копеек.

В апелляционных жалобах Кузнецов И.В. ставит вопрос об отмене решения суда и дополнительного решения по мотиву их незаконности, принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Указывает на недоказанность истцом недобросовестности в его действиях, наличия счетной ошибки. Постановлений и распоряжений об установлении себе надбавок или выплате премий не выносил, расчет размера заработной платы не осуществлял. Ссылается на то, что суд не исследовал вопрос наличия в свободном доступе нормативных актов и их версий в предыдущих редакциях, не принял во внимание показания допрошенных свидетелей, подтвердивших правильность начисления администрацией района денежного содержания и иных выплат.

Представитель администрации Бабаевского муниципального района Панкратьева Ю.Е. по мотиву нарушения норм материального права просит решение суда в части отказа во взыскании с Кузнецова И.В. излишне выплаченного вознаграждения при окончании срока полномочий в размере 905 261 рубль 80 копеек отменить, принять в указанной части новый судебный акт об удовлетворении исковых требований всего на сумму 1 099 113 рублей 12 копеек. Указывает, что судом не учтено, что распоряжение о выплате единовременного вознаграждения от 26 сентября 2017 года № 119-ок подписано самим ответчиком, который в силу замещаемой должности обязан соблюдать законодательство Российской Федерации, нормы муниципальных правовых актов, несет полную ответственность за принятые решения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции ответчик Кузнецов И.В. доводы своих апелляционных жалоб поддержал.

Представитель истца администрации Бабаевского муниципального района Вологодской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Судебная коллегия, исходя из требований статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проверив законность и обоснованность судебного акта в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, полагает его подлежащим изменению.

Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится, в том числе установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления (пункт «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ).

Местное самоуправление в Российской Федерации - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ).

Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (часть 1 статьи 4 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ).

Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ).

В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, в том числе находятся: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (пункты 2, 8, 9 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ).

Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (часть 11 статьи 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ).

Представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 11.1 статьи 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ).

Правовой статус главы муниципального образования определен статьей 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ).

Частью 4 статьи 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ определены полномочия главы муниципального образования.

Глава муниципального образования представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования; издает в пределах своих полномочий правовые акты; вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (пункты 1 - 5 части 4 статьи 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ).

Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования (часть 5 статьи 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ). Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 5.1 статьи 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ).

Согласно статье 169 Бюджетного кодекса Российской Федерации под составлением бюджета сельского поселения понимается разработка (подготовка) проекта бюджета в соответствии с муниципальным правовым актом представительного органа.

Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что вопросы, связанные с распоряжением муниципальной собственностью, принятием бюджета муниципального образования, контролем за его исполнением, материально-техническим обеспечением деятельности органов муниципального образования, в том числе определением размера расходов на денежное содержание главы муниципального образования, отнесены к компетенции представительного органа муниципального образования, в настоящем случае - к компетенции Представительного Собрания Бабаевского муниципального района, которому подконтролен и подотчетен Глава Бабаевского муниципального района.

Из материалов дела следует, что в период с 16 сентября 2013 года по 26 сентября 2017 года Кузнецов И.В. замещал муниципальную должность Главы Бабаевского муниципального района Вологодской области (том 1 л.д.48, 62).

Согласно Уставу Бабаевского муниципального района Вологодской области, действующему в редакции от 23 марта 2012 года, Глава района является высшим должностным лицом муниципального района и наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава района возглавляет администрацию района (часть 1, 4 статьи 31).

Глава района в своей деятельности подконтролен и подотчетен населению и Представительному Собранию района (часть 5 статьи 31 Устава).

Оплата труда Главы района в указанный период осуществлялась в соответствии с Положением о статусе должностных лиц местного самоуправления Бабаевского муниципального района, утвержденным решением Представительного Собрания Бабаевского муниципального района от 23 апреля 2010 года № 175 с последующими изменениями (далее Положение о статусе должностных лиц Бабаевского муниципального района от 23 апреля 2010 года № 175) (том 1 л.д.27-37, 42-43, 45-47, 53-54), а также Положением о денежном содержании выборного должностного лица местного самоуправления Бабаевского муниципального района, утвержденным решением Представительного Собрания Бабаевского муниципального района от 20 февраля 2009 года № 593 с последующими изменениями (далее Положение о денежном содержании выборного должностного лица местного самоуправления Бабаевского муниципального района от 20 февраля 2009 года № 593) (том 1 л.д.22-26, 38-41, 44, 51-52).

В соответствии с пунктом 3.3 раздела 3 Положения о статусе должностных лиц Бабаевского муниципального района от 23 апреля 2010 года № 175 оплата труда должностных лиц, замещающих муниципальные должности Бабаевского муниципального района, производится в виде выплаты денежного содержания, состоящего из должностного оклада, ежемесячных и иных дополнительных выплат (надбавка за выслугу лет, надбавка за напряженность, надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, ежемесячное денежное поощрение, премия за выполнение особо важных и сложных заданий, материальная помощь, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, иные выплаты в соответствии с действующим законодательством). Размер должностного оклада, ежемесячных и иных дополнительных выплат устанавливается Главе Бабаевского муниципального района в соответствии с Положением о денежном содержании выборного должностного лица местного самоуправления Бабаевского муниципального района, утвержденным решением Представительного Собрания Бабаевского муниципального района.

Согласно Положению о денежном содержании выборного должностного лица местного самоуправления Бабаевского муниципального района от 20 февраля 2009 года № 593 должностной оклад выборного должностного лица установлен в размере 13 267 рублей (пункт 2.1).

Дополнительные выплаты, входящие в состав денежного содержания выборного должностного лица установлены в следующих размерах (пункт 2.2):

- ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет при стаже свыше 15 лет - 30 процентов должностного оклада;

- ежемесячная надбавка к должностному окладу за напряженность в размере 100 процентов должностного оклада;

- ежемесячное денежное поощрение в размере 415 % должностного оклада (согласно подпункту 4 пункта 5.1 раздела 5).

Распоряжением администрации Бабаевского муниципального района от 16 сентября 2013 года № 113-ок, подписанным начальником финансового управления, первым заместителем Главы администрации района Морозовой Е.В., установлен Кузнецову И.В. размер должностного оклада и ежемесячных выплат, в том числе ежемесячная денежная надбавка за напряженность в работе в размере 120 процентов должностного оклада (том 1 л.д.49).

Ежемесячная надбавка за напряженность установлена Кузнецову И.В. с 01 февраля 2014 года в размере 205 процентов должностного оклада на основании распоряжения администрации Бабаевского муниципального района от 03 февраля 2014 года № 31-ок, подписанного первым заместителем Главы администрации района Савиной И.А. (том 1 л.д.50).

Штатными расписаниями на 01 января 2016 года и на 01 января 2017 года размер ежемесячного денежного содержания Главы района утвержден Главой Бабаевского муниципального района Кузнецовым И.В. в размере 122 056 рублей 40 копеек с учетом районного коэффициента (том 1 л.д.56-61).

Кузнецов И.В. прекратил исполнение полномочий Главы района 26 сентября 2017 года на основании распоряжения администрации Бабаевского муниципального района от 26 сентября 2017 года № 119-ок, ему начислено единовременное вознаграждение в размере годового денежного содержания, то есть в размере 12-ти месячных денежных содержаний Главы района.

Прокуратурой Бабаевского муниципального района с привлечением контрольно-ревизионной комиссии (контрольно-счетного органа) Бабаевского муниципального района проведена проверка законности нормативного правового регулирования вопросов оплаты труда должностных лиц органов местного самоуправления района, законности начисления и выплаты денежных средств Главе Бабаевского муниципального района Кузнецову И.В. в 2016-2017 годах.

В ходе проверки установлено, что Кузнецову И.В. неправомерно выплачены отпускные, единовременные выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и компенсация за неиспользованные дни отпуска, начислена ежемесячная надбавка к должностному окладу за напряженность, выплачены премии и единовременное вознаграждение при окончании срока исполнения полномочий Главы Бабаевского муниципального района (том 3 л.д.3-159).

31 января 2020 года прокуратурой Бабаевского района вынесено представление об устранении нарушений закона, причин и условий им способствующих (том 1 л.д.13-17).

Ссылаясь на причинение ответчиком указанными действиями бюджету Бабаевского муниципального района ущерба на сумму 1 104 884 рубля 62 копейки, исчисленной в пределах срока исковой давности, администрация Бабаевского района Вологодской области обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая исковые требования, суд первой инстанции правильно руководствовался положениями статей 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 2, 12, 35, 36, 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 25 Устава Бабаевского муниципального района Вологодской области, утвержденного решением Бабаевского районного собрания представителей от 18 августа 2005 года № 90 (с последующими изменениями), Положением о статусе должностных лиц Бабаевского муниципального района от 23 апреля 2010 года № 175, Положением о денежном содержании выборного должностного лица местного самоуправления Бабаевского муниципального района от 20 февраля 2009 года № 593.

Отказывая в удовлетворении требования о взыскании с Кузнецова И.В. в пользу администрации района премии в размере 5771 рубля 50 копеек, выплаченной по платежному поручению № 607 от 14 апреля 2017 года (том 1 л.д.186, 187), суд с учетом заявления ответчика о применении срока исковой давности, направления истцом в суд искового заявления 24 апреля 2020 года, пришел к выводу о пропуске истцом трехлетнего срока исковой давности и отсутствии доказательств недобросовестности Кузнецова И.В. при получении данной премии.

В данной части решение суда сторонами не обжалуется и судебной коллегией не проверяется.

Разрешая требования о взыскании с ответчика в пользу истца выплаченной надбавки за напряженность в размере 46 528 рублей 92 копеек за период с апреля 2017 года по сентябрь 2017 года, суд, оценив представленные доказательства в совокупности, в том числе показания свидетелей Ш.О.В., М.Е.В., исходя из того, что решение об увеличении Главе района ежемесячной денежной надбавки за напряженность до 205 процентов должностного оклада Представительным Собранием Бабаевского муниципального района не утверждалось, издавшая соответствующее распоряжение от 03 февраля 2014 года № 31-ок С.И.А. (первый заместитель Главы района) такими полномочиями не наделялась, обоснованно сделал вывод о том, что такое распоряжение не подлежит применению в силу его незаконности, следовательно, полученная ответчиком надбавка за напряженность исходя из 205 процентов должностного оклада всего в размере 46 528 рублей 92 копеек (по платежным поручениям от 24 апреля 2017 года № 727 на сумму 7090 рублей (том 1 л.д.188, 189), от 12 мая 2017 года № 810 на сумму 7712 рублей 93 копейки (том 1 л.д.190, 191), от 24 мая 2017 года № 967 на сумму 6300 рублей (том 1 л.д.194, 195), от 09 июня 2017 года № 1037 на сумму 7736 рублей 91 копейка (том 1 л.д.196, 197), от 01 июня 2017 года № 1005 на сумму 1327 рублей 70 копеек (том 1 л.д.198, 199), от 26 июля 2017 года № 1438 на сумму 7350 рублей (том 1 л.д.208, 209), от 10 августа 2017 года № 1496 на сумму 6586 рублей 91 копейка (том 1 л.д.210, 211), от 25 августа 2017 года № 1645 на сумму 656 рублей 25 копеек (том 1 л.д.214, 215), от 13 сентября 2017 года № 1713 на сумму 1768 рублей 22 копейки (том 1 л.д.218, 219)) является неосновательным обогащением и подлежит взысканию с Кузнецова И.В.

При этом суд признал, что истцом доказана недобросовестность в действиях Кузнецова И.В., поскольку о том, что надбавка за напряженность увеличена до 205 процентов должностного оклада он знал, как при получении заработной платы, так и при утверждении штатных расписаний на 2016 и 2017 годы, в которых указаны как размер должностного оклада, так и размеры ежемесячных выплат. О том, что для увеличения размера ежемесячной надбавки за напряженность необходимо решение Представительного Собрания Бабаевского муниципального района, такие решения ни Глава района, ни его заместитель принимать не уполномочены, Кузнецов И.В. должен был знать в силу занимаемой ранее должности заместителя Главы района в период до 13 сентября 2013 года и замещаемой должности Главы района с 16 сентября 2013 года.

С такими выводами суда судебная коллегия, проверившая и признавшая верным расчет истца (том 2 л.д.222-225), соглашается.

Взысканная судом сумма надбавки является излишне выплаченной суммой надбавки, рассчитанной исходя из необоснованного размера ежемесячного денежного содержания в размере 122 056 рублей 40 копеек, при том, что размер ежемесячного денежного содержания Кузнецова И.В. должен составлять 106 036 рублей 50 копеек. Размер ежемесячного денежного содержания завышен на 16 019 рублей 90 копеек с учетом районного коэффициента.

Установив, что размер ежемесячного денежного содержания Кузнецову И.В. завышен на 16 019 рублей 90 копеек в нарушение пункта 3.3 раздела 3 Положения о статусе должностных лиц Бабаевского муниципального района от 23 апреля 2010 года № 175, пункта 2.2 раздела 2 Положения о денежном содержании выборного должностного лица местного самоуправления Бабаевского муниципального района от 20 февраля 2009 года № 593, суд обоснованно взыскал с него в пользу истца в качестве неосновательного обогащения излишне выплаченные отпускные всего в размере 25 013 рублей 19 копеек (в том числе 11 317 рублей 41 копейки по платежному поручению № 1005 от 01 июня 2017 года (том 1 л.д.198-199), 11 317 рублей 41 копейки по платежному поручению № 1508 от 04 августа 2017 года (том 1 л.д.212, 213), 2378 рублей 37 копеек по платежному поручению № 1828 от 21 сентября 2017 года (том 1 л.д.220, 221)), рассчитанные исходя из размера ежемесячного денежного содержания в сумме 122 056 рублей 40 копеек.

При этом суд правомерно не усмотрел правовых оснований для взыскания в качестве неосновательного обогащения выплаченной по платежному поручению № 1828 от 21 сентября 2017 года остальной части отпускных за период работы с 23 сентября 2017 года по 27 сентября 2017 года в размере 16 120 рублей 14 копеек (рассчитанных из надлежащего размера ежемесячного денежного содержания 106 036 рублей 50 копеек), установив, что администрация района своим правом на удержание данной выплаты из денежного содержания ответчика в момент прекращения его полномочий не воспользовалась, доказательства недобросовестности Кузнецова И.В. в получении данной суммы не представила.

Доводов относительно несогласия с выводом суда об отказе в удовлетворении требований о взыскании данной суммы 16 120 рублей 14 копеек истец в своей жалобе не приводит.

Разрешая требования администрации района о взыскании с Кузнецова И.В. единовременной выплаты при предоставлении ему ежегодного оплачиваемого отпуска в размере 106 189 рублей 07 копеек, суд, установив, что данная выплата назначена распоряжением первого заместителя Главы района Савиной И.А. № 260-кс от 20 сентября 2017 года (том 3 л.д.129), произведена по платежному поручению № 1854 от 26 сентября 2017 года (том 1 л.д.224, 225), начислена в связи с предоставлением ежегодного оплачиваемого отпуска в период с 23 по 27 сентября 2017 года за период работы с 16 сентября 2017 года по 15 сентября 2018 года (том 3 л.д.130), то есть за период по истечении срока полномочий Главы района, пришел к правильному выводу о взыскании данной выплаты в качестве неосновательного обогащения ответчика. Судом учтено, что единовременная выплата перечислена Кузнецову И.В. 26 сентября 2017 года, то есть в день его увольнения, следовательно, он достоверно знал о том, что отпуск ему предоставлен в счет будущего периода, который не будет им отработан.

Рассматривая требования истца о взыскании с ответчика излишне выплаченного единовременного вознаграждения при окончании срока полномочий Главы района в размере 905 261 рубля 80 копеек, суд, исследовав протокол заседания комиссии по установлению стажа от 18 августа 2015 года, приняв во внимание показания свидетеля М.Е.В., показания ответчика об отсутствии указаний с его стороны для назначения выплаты в размере годового денежного содержания, пришел к выводу о недоказанности истцом недобросовестных действий со стороны Кузнецова И.В. при получении единовременного вознаграждения при окончании срока полномочий в размере годового денежного содержания, а не 4-х месячного денежного содержания. Однако, учитывая, что размер ежемесячного денежного содержания ответчика был незаконно увеличен на 16 019 рублей 90 копеек, как указано выше, суд взыскал с Кузнецова И.В. в пользу администрации района излишне выплаченное единовременное вознаграждение в размере 167 247 рублей 80 копеек, исходя из годового денежного содержания ((122 056 рублей 40 копеек * 12) – (106 036 рублей 50 копеек * 12) - 13%), в остальной части требований отказал.

Вместе с тем, доводы жалобы администрации района о несогласии с такими выводами суда заслуживают внимания.

Из материалов дела следует, что Кузнецов И.В. замещал муниципальную должность Главы района полных 4 года.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к лицам, замещающим муниципальную должность, относятся депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса, работающий в комиссии на постоянной (штатной) основе, председатель, заместитель председателя, аудитор контрольно-счетного органа муниципального образования.

Правовой статус должностных лиц местного самоуправления Бабаевского муниципального района определен в Положении о статусе должностных лиц Бабаевского муниципального района от 23 апреля 2010 года № 175, согласно пункту 1.3 которого к должностным лицам местного самоуправления, замещающим муниципальные должности Бабаевского муниципального района, относится только Глава Бабаевского муниципального района.

В соответствии с пунктом 3.7 данного Положения лицам, замещающим муниципальные должности района, должностным лицам местного самоуправления района при отставке (увольнении) в связи с выходом на пенсию выплачивается единовременное вознаграждение в размере месячного содержания за каждый полный год стажа замещения муниципальной должности района, но не более годового денежного содержания.

Данная выплата предоставляется один раз.

В состав денежного содержания, применяемого для расчета единовременного вознаграждения в связи с выходом на пенсию, включаются должностной оклад, иные доплаты, предусмотренные федеральным и областным законодательством, а также районный коэффициент.

Согласно части 3 статьи 31 Устава Бабаевского муниципального района, действующего в редакции от 23 марта 2012 года, срок полномочий Главы района составляет 4 года.

В ответе Представительного Собрания Бабаевского муниципального района от 26 ноября 2021 года на запрос суда первой инстанции также разъяснено, что исходя из перечисленных выше правовых норм право на получение предусмотренного Положением единовременного вознаграждения по окончании срока полномочий имеет только Глава Бабаевского муниципального района, так как выплата единовременного вознаграждения по окончании срока полномочий производится исходя из стажа замещения муниципальной должности.

Стажем замещения муниципальной должности для данной выплаты является период фактического замещения выборной муниципальной должности (том 3 л.д.176).

Таким образом, по окончании срока исполнения полномочий Главы района Кузнецову И.В. должно быть начислено единовременное вознаграждение в размере 4 месячных денежных содержаний, что составляет 424 146 рублей (106 036 рублей 50 копеек * 4).

Учитывая, что единовременное вознаграждение начислено Кузнецову И.В. в размере годового денежного содержания (12 месячных денежных содержаний) в сумме 1 464 676 рублей 80 копеек, следовательно, неправомерно получено Кузнецовым И.В. единовременное вознаграждение при окончании срока полномочий в размере 905 261 рубль 80 копеек ((1 464 676 рублей 80 копеек – 424 146 рублей) – 13% НДФЛ). Данная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца. Представленный истцом расчет судебной коллегией проверен, является верным, ответчиком не оспорен.

Доводы ответчика и показания свидетелей М.Е.В. (первый заместитель Главы района, начальник финансового управления), Ш.О.В. (заведующая отделом кадровой работы администрации района) о том, что при определении стажа Кузнецова И.В. замещения муниципальной должности для данной выплаты руководствовались протоколом заседания комиссии по установлению стажа от 18 августа 2015 года (том 2 л.д.45-46), которым установлен стаж замещения муниципальной должности Кузнецова И.В. по состоянию на 18 августа 2015 года в 15 лет, во внимание не принимаются, поскольку опровергаются приведенными выше положениями правовых актов. При этом данным протоколом комиссия определила стаж ответчика именно с целью определения права на назначение надбавки за выслугу лет, дополнительный отпуск за стаж работы. Занимаемая Кузнецовым И.В. до 2013 года должность заместителя Главы района в соответствии с пунктом 1.4 Положения о статусе относился к иным должностным лицам, замещающим должности муниципальной службы Бабаевского муниципального района (пункт 1.4 Положения), которым не предусмотрено данным Положением право на получение единовременного вознаграждения по окончании срока полномочий.

Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

В соответствии со статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3).

Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение.

Вместе с тем, закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

Следовательно, по данному делу юридически значимым обстоятельством является вопрос о том, была ли допущена Кузнецовым И.В. недобросовестность с его стороны в получении необоснованно завышенного размера денежного содержания, вознаграждения при окончании срока полномочий в размере 12-месячных денежных содержаний Главы района, иных выплат.

Признавая недобросовестность в действиях ответчика в получении взыскиваемых судом первой и апелляционной инстанции сумм, судебная коллегия отмечает, что вопреки доводам Кузнецова И.В. он, будучи Главой района, являясь выборным должностным лицом органа местного самоуправления, обладая особым статусом и выполняя публичные муниципальные функции, не мог не знать о порядке определения оплаты труда и неправомерности получения им спорных денежных средств.

Утверждая штатное расписание администрации района на 2017 год, содержащее явно завышенный размер ежемесячного денежного содержания Главы района, подписывая распоряжение о выплате единовременного вознаграждения при окончании срока полномочий, получая единовременную выплату при предоставлении ежегодного отпуска за будущий неотработанный период времени, Кузнецов И.В. не мог не знать о получении им денежного содержания, иных выплат в большем размере без законных на то оснований, что свидетельствует об осведомленности ответчика о несоблюдении администрацией подпункта 2 пункта 2.2 раздела 2 Положения о денежном содержании от 20 февраля 2009 года № 593, определяющего размер надбавки к должностному окладу за напряженность 100 процентов должностного оклада, пункта 3.7 Положения о статусе должностных лиц от 23 апреля 2010 года № 175, определяющего размер единовременного вознаграждения при окончании срока полномочий исходя из месячного содержания за каждый полный год стажа замещения муниципальной должности района.

В соответствии со статьей 36 Устава Бабаевского муниципального района администрация района наделена полномочиями по исполнению бюджета района, предоставлению отчета об исполнении бюджета района, составлению отчета об исполнении консолидированного бюджета района.

Однако при вступлении в должность Глава района обязуется соблюдать Конституцию Российской Федерации, Устав области, Устав и муниципальные правовые акты Бабаевского муниципального района, защищать интересы населения, добросовестно выполнять возложенные на него обязанности.

Вопреки доводам жалобы ответчика переплата денежного содержания Кузнецова И.В. без законных на то оснований образовалась не только из-за некомпетентных действий сотрудников финансового управления, отделов юридического обеспечения, кадровой работы, но и вследствие пренебрежительного отношения к выполнению своих обязанностей, установленных вышеупомянутыми нормативными правовыми актами, выразившиеся в отсутствии должного контроля, то есть бездействия со стороны самого Кузнецова И.В.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что истцом доказан факт того, что ответчик, являясь должностным лицом органа местного самоуправления, знал о выплате ему денежного вознаграждения в завышенном размере, вопреки требованиям правовых актов. Действиями должностного лица бюджету причинен ущерб.

В связи с изложенным доводы жалобы Кузнецова И.В. о том, что суд не исследовал вопрос о наличии в свободном доступе нормативных актов Бабаевского муниципального района в предыдущих редакциях, отклоняются.

При таких обстоятельствах решение суда с учетом дополнительного решения, определений об исправлении описок и арифметических ошибок подлежит изменению, размер неосновательного обогащения, подлежащий взысканию с Кузнецова И.В. в пользу администрации района следует увеличить с 344 978 рублей 94 копеек до 1 082 992 рублей 98 копеек (излишне выплаченные надбавка за напряженность 46 528 рублей 92 копейки + отпускные 25 013 рублей 19 копеек + единовременное вознаграждение при окончании срока полномочий 905 261 рубль 80 копеек + единовременная выплата при предоставлении ежегодного отпуска 106 189 рублей 07 копеек).

С учетом изменения взыскиваемой суммы увеличению также подлежит размер государственной пошлины, взыскиваемой с ответчика в доход бюджета городского округа город Вологда, с 4285 рублей 19 копеек до 13 614 рублей 96 копеек, исчисленной в соответствии со статьей 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вологодского городского суда Вологодской области от 01 декабря 2021 года с учетом дополнительного решения от 28 января 2022 года, определения от 04 февраля 2022 года об исправлении арифметической ошибки в решении суда, определении от 07 апреля 2022 года об исправлении описки в дополнительном решении суда изменить в части размера взысканного с Кузнецова И.В. в пользу администрации Бабаевского муниципального района неосновательного обогащения, в доход бюджета городского округа город Вологда государственной пошлины, увеличив размер неосновательного обогащения с 344 978 рублей 94 копейки до 1 082 992 рублей 98 копеек, государственной пошлины с 4 285 рублей 19 копеек до 13 614 рублей 96 копеек.

В остальной части решение Вологодского городского суда Вологодской области от 01 декабря 2021 года с учетом дополнительного решения от 28 января 2022 года, определения от 04 февраля 2022 года об исправлении арифметической ошибки в решении суда, определении от 07 апреля 2022 года об исправлении описки в дополнительном решении суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Кузнецова И.В. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 02 июня 2022 года.