НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Вологодского областного суда (Вологодская область) от 20.10.2020 № 2-5244/20

Судья Вахрушева Е.В. Дело № 2-5244/2020

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 20 октября 2020 года № 33-4382/2020

г. Вологда

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе

председательствующего Образцова О.В.,

судей Медведчикова Е.Г., Вахониной А.М.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ждановой К.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Панченко С.Ю. на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 28.07.2020 по исковому заявлению Панченко С.Ю. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области об оспаривании решения об отказе в установлении пенсии.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Медведчикова Е.Г., объяснения истца Панченко С.Ю., представителя ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области Куваевой Ю.В., судебная коллегия

установила:

20.04.2020 решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области (далее УПФР в г. Вологде) №... Панченко С.Ю. отказано в установлении страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях») в связи с отсутствием требуемого страхового стажа продолжительностью не менее 42 лет.

На дату определения права (23.01.2020) страховой стаж истца составил 37 лет 9 месяцев 10 дней (л.д. 9-10).

Оспаривая правомерность принятого решения, Панченко С.Ю. обратился в суд с иском к УПФР в г. Вологде, в котором просил признать решение пенсионного органа об отказе в установлении страховой пенсии по старости незаконным, возложить на УПФР в г. Вологде обязанность включить в страховой стаж период службы в армии с 20.04.1978 по 13.09.1978, период прохождения службы в органах внутренних дел с 21.07.1979 по 03.10.1983 и назначить пенсию по старости со дня возникновения права – с 26.01.2020.

Решением Вологодского городского суда Вологодской области от 28.07.2020 исковые требования Панченко С.Ю. к УПФР в г. Вологде оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Панченко С.Ю. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме. Полагает, что служба в органах внутренних дел и в армии подлежит включению в страховой стаж на основании пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и в соответствии с пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590. Обращает внимание на то, что согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации лица, которые приобрели пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняют их в соответствии с нормами, действовавшими в момент приобретения соответствующего права.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, оснований для его отмены не находит.

По общему правилу согласно статье 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1).

В соответствии с приложением № 6 к Федеральному закону «О страховых пенсиях», а также в силу переходных положений, содержащихся в части 3 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», у Панченко С.Ю., <ДАТА> года рождения, достигшего возраста 60 лет в 2020 году, право на пенсию по старости, предусмотренную статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», возникнет в 61 год 6 месяцев.

Федеральным законом от 03.10.2018 № 350-ФЗ в статью 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» введена новая часть 1.2, согласно которой лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

При этом в силу части 9 статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 этого Закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Закона), а также периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности (пункт 2 частью 1 статьи 12 Закона).

При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 статьи 13 данного закона, разрешающей применение законодательства, действовавшего в период выполнения работы (деятельности).

Как установлено судом и следует из материалов дела, Панченко С.Ю. проходил военную службу по призыву с 20.04.1978 по 13.09.1978 и службу в органах внутренних дел с 21.07.1979 по 03.10.1983 (л.д. 11-22).

Разрешая возникший спор и отказывая во включении в страховой стаж, необходимый Панченко С.Ю. для приобретения права на пенсию в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», периодов военной службы и службы в органах внутренних дел, суд первой инстанции исходил из того, что нормы права, регламентирующие порядок исчисления страхового стажа для лиц, перечисленных в части 1.2 статьи 8 вышеуказанного Закона, такую возможность не предусматривают.

Судебная коллегия с указанным выводом соглашается, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на правильном применении норм материального права.

Ссылка апеллянта на пункт 3 статьи 10 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и пункт 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590, правильность выводов суда первой инстанции не опровергает.

Перечисленные истцом нормативные правовые акты действительно допускали возможность включения в трудовой стаж периодов прохождения военной службы.

Предусматривается такая возможность и действующим в настоящее время Федеральным законом «О страховых пенсиях», согласно которому в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного закона, засчитываются периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (пункт 1 части 1 статьи 12).

Вместе с тем, в силу прямого указания в законе данные положения о включении в страховой (трудовой) стаж периодов службы в армии и в органах внутренних дел не применяются при исчислении страхового стажа для назначения досрочной страховой пенсии по новому основанию, предусмотренному частью 1.2 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Законодатель, реализуя свои дискреционные полномочия и вводя с 01.01.2019 дополнительное основание для досрочного назначения страховой пенсии по старости, наряду с ранее существовавшей системой страховых пенсий, вправе самостоятельно определить условия её назначения, указав, в том числе, конкретные периоды, подлежащие включению в страховой стаж, необходимый для её установления.

При этом установление условий назначения страховой пенсии по новому основанию, предусмотренному частью 1.2 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», ранее приобретенные права граждан на включение в страховой (общий трудовой) стаж периодов военной службы не умаляет и не препятствует учету таких периодов при назначении пенсии на общих основаниях в соответствии с частью 1 статьи 8 вышеуказанного закона.

Таким образом, правовых доводов, влекущих отмену решения, а также ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вологодского городского суда Вологодской области от 28.07.2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Панченко С.Ю. – без удовлетворения.

Председательствующий: О.В. Образцов

Судьи: Е.Г.Медведчиков

А.М. Вахонина