НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Вологодского областного суда (Вологодская область) от 20.07.2021 № 2-4/20

Судья Кузнецов А.Г. Дело № 2-4/2020

УИД 35RS0002-01-2019-001125-59

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 20 июля 2021 года № 33-2326/2021

город Вологда

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе

председательствующего Холминовой В.Н.,

судей Репман Л.Ю., Татарниковой Е.Г.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кустовой Д.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Абдрахманова А. А. на решение Бабаевского районного суда Вологодской области от 31 января 2020 года по иску Военного комиссариата Вологодской области к Абдрахманову А. А. о взыскании незаконно выплаченной пенсии и встречному исковому заявлению Абдрахманова А. А. к Военному комиссариату Вологодской области о взыскании незаконно удержанной пенсии.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Холминовой В.Н., объяснения представителя Абдрахманова А.А. – Синякова М.С., объяснения представителя Военного комиссариата Вологодской области Серженюк Ю.Л., судебная коллегия

установила:

Военный комиссариат Вологодской области (далее Военный комиссариат) обратился в суд с иском к Абдрахманову А.А., в котором с учётом последующего изменения исковых требований просил установить фактическое место жительства Абдрахманова А.А. за период с декабря 2010 года по дату вынесения решения суда, взыскать с Абдрахманова А.А. сумму переплаты районного коэффициента к пенсии за период с 01 февраля 2011 года по 31 марта 2018 года в размере ... копеек.

В обоснование заявленных требований Военный комиссариат указал, что Абдрахманов А.А. является пенсионером по линии Министерства обороны Российской Федерации и получателем пенсии за выслугу лет. В период с 02 февраля 2006 года по 01 апреля 2018 года ответчику выплачивалась пенсия с учетом районного коэффициента в размере 1,6, установленного на территории <адрес>. При этом ответчик фактически с 10 января 2011 года и по настоящее время проживает в <адрес>, на территории которой районный коэффициент к пенсии не установлен. За период с 01 февраля 2011 года по 1 апреля 2018 года ответчик незаконно получил районный коэффициент к пенсии в общем размере ... копеек. На основании принятого Военным комиссариатом решения из пенсии ответчика удержано ... копейки, поэтому сумма задолженности составляет ... копеек.

Абдрахманов А.А. обратился в суд со встречным иском, в котором с учетом последующего изменения исковых требований просил признать незаконным и отменить решение Центра социального обеспечения Военного комиссариата Вологодской области от 21 ноября 2018 года № 13 об удержании полученной суммы пенсии за выслугу лет, взыскать с Военного комиссариата Вологодской области в свою пользу незаконно удержанную пенсию в размере ... копеек, а также незаконно невыплаченную пенсию в размере ... копеек.

В обоснование заявленных требований Абдрахманов А.А. указал, что об отъезде из <адрес> края он сообщил в 2010 году в Военный комиссариат <адрес>. С 20 апреля 2017 года зарегистрирован по месту жительства в <адрес>ФИО3<адрес>, но работает вахтовым методом с 2010 года по настоящее время в <адрес>, поселок им. Морозова в МОУ «Средняя общеобразовательная школа им. Морозова». Решение Центра социального обеспечения Военного комиссариата ФИО3<адрес> от 21 ноября 2018 года № 13 является незаконным, поскольку, проживая на территории Вологодской области, он имеет право на получение районного коэффициента к пенсии.

Решением Бабаевского районного суда Вологодской области от 31 января 2020 года исковые требования Военного комиссариата Вологодской области удовлетворены частично.

Установлен факт проживания Абдрахманова А.А. с 01 декабря 2010 года по 19 апреля 2017 года в Ленинградской области, с 20 апреля 2017 года и по дату принятия судебного решения (по 31 января 2020 года) в поселке <адрес>ФИО3<адрес>.

Взыскана с Абдрахманова А.А. в пользу Военного комиссариата Вологодской области излишне выплаченная сумма пенсии за период с 01 февраля 2011 года по 31 марта 2018 года в сумме ... копеек.

В остальной части заявленных исковых требований Военному комиссариату Вологодской области отказано.

Исковые требования Абдрахманова А.А. удовлетворены частично.

Абдрахманову А.А. восстановлен срок для обжалования решения Военного комиссариата Вологодской области в лице его Центра социального обеспечения от 21 ноября 2018 года № 13.

Признано незаконным решение Военного комиссариата Вологодской области в лице его Центра социального обеспечения от 21 ноября 2018 года № 13 в части прекращения Абдрахманову А.А. доплаты к военной пенсии в виде районного коэффициента и установления суммы переплаты за период с 01 января 2017 года по 30 сентября 2018 года в сумме ... рубля.

Взыскана с Военного комиссариата Вологодской области в пользу Абдрахманова А.А. сумма невыплаченной надбавки к пенсии в виде районного коэффициента за период с 01 декабря 2018 года по 30 ноября 2019 года в сумме ... копейки (34 ... копеек за 10 месяцев с декабря 2018 года по сентябрь включительно 2019 года и ... копейки за октябрь - ноябрь 2019 года)

В остальной части заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе Абдрахманов А.А. ставит вопрос об отмене решения суда. Указывает, что, вопреки выводу суда, местом его жительства с 01 декабря 2010 года по 19 апреля 2017 годя являлась не Ленинградская область, а оставался <адрес> края. Также суду при взыскании переплаты пенсии надлежало принять во внимание пропуск Военным комиссариатом срока исковой давности. Суд признал незаконным оспариваемое решение Военного комиссариата от 21 ноября 2018 года № 13 об удержании суммы переплаты пенсии ... рубля, но необоснованно отказал во взыскании в его (Абдрахманова А.А.) пользу данных денежных средств.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Военного комиссариата Вологодской области Серженюк Ю.Л. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы Абдрахманова А.А., поскольку в деле имеются доказательства его проживания с 2010 года по настоящее время на территории Ленинградской области. В связи с этим районный коэффициент не подлежит выплате. Также полагает, что положения закона об исковой давности не подлежат применению к требованиям об удержании незаконно выплаченной пенсии.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции Абдрахманов А.А. не явился, в предыдущем заседании апелляционного суда представитель Абдрахманова А.А. – Синяков М.С. поддержал полностью доводы апелляционной жалобы.

В соответствии с частью 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также с учетом правовой позиции, изложенной в пункте 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», судебная коллегия в интересах законности вправе проверить обжалуемое судебное постановление в полном объеме вне зависимости от доводов жалобы, представления.

В силу изложенного и в интересах законности судебная коллегия считает возможным при рассмотрении апелляционной жалобы Абдрахманова А.А. проверить обжалуемое судебное постановление в полном объеме.

Согласно части 1 статьи 48 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1), пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные статьями 17, 24 и 38 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для военнослужащих и сотрудников Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1237 «О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях» установлены размеры коэффициентов (районных, за военную службу (службу) в высокогорных районах, за военную службу (службу) в пустынных и безводных местностях), в том числе, 1,6 на территории <адрес> и 1,15 на территории Вологодской области.

На территории <адрес> коэффициент не установлен.

Часть 1 статьи 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 закрепляет, что выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, указанных в статье 11 настоящего Закона, через публичное акционерное общество «Сбербанк России» путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи.

При переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета, а при отсутствии у пенсионера регистрации по новому месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации - на основании его пенсионного дела и личного заявления с указанием места жительства или места пребывания (часть 9 статьи 56 указанного Закона).

Лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, несут ответственность за недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях, представляемых ими в пенсионный орган для назначения и выплаты пенсии. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсий, виновные лица возмещают государству причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 12 статьи 56 указанного Закона).

В силу части 1 статьи 62 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 удержания из пенсии, выплачиваемой в соответствии с настоящим Законом, производятся на основании судебных решений, определений, постановлений и приговоров (в части имущественных взысканий), исполнительных надписей нотариальных контор и других решений и постановлений, исполнение которых в соответствии с законодательством производится в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Сумма пенсии или пособия, излишне выплаченная пенсионеру вследствие злоупотребления с его стороны, может удерживаться из пенсии на основании решения соответствующего пенсионного органа ежемесячно в размере, не превышающем 20 процентов причитающейся к выплате пенсии, сверх удержаний по другим основаниям.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, полагает, что решение суда подлежит отмене.

Из материалов дела установлено, что Абдрахманов А.А. является пенсионером по линии Министерства обороны Российской Федерации и получает пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1.

Данная пенсия назначена Абдрахманову А.А. Военным комиссариатом <адрес> с 02 февраля 2006 года с применением районного коэффициента в размере 1,6.

В период с 08 мая 2008 года по 15 марта 2017 года Абдрахманов А.А. состоял на регистрационном учете по месту жительства по адресу: <адрес>.

Из пояснений Абдрахманова А.А. следует, что в декабре 2010 года он с семьей выехал за пределы <адрес>.

С 10 января 2011 года Абдрахманов А.А. принят на работу в качестве заместителя директора по административно-хозяйственной работе 13 разряда в ... по адресу: <адрес> (том 1 лист дела 35).

В данной должности Абдрахманов А.А. работает по настоящее время.

С 20 апреля 2017 года по 05 сентября 2017 года Абдрахманов А.А. зарегистрирован по месту жительства по адресу: ФИО3<адрес>, с 23 сентября 2017 года по адресу: ФИО3<адрес>.

С 2006 года по 31 марта 2018 года пенсия выплачивалась Абдрахманову А.А. с учетом районного коэффициента в размере 1,6, установленного на территории <адрес>, с 01 апреля 2018 года - с учетом районного коэффициента в размере 1,15, установленного на территории Вологодской области, с 01 октября 2018 года без учета районного коэффициента.

Судебная коллегия полагает, что в период с 10 января 2011 года (дата постоянного трудоустройства Абдрахманова А.А. в Ленинградской области) по 01 октября 2018 года выплата Абдрахманову А.А. районного коэффициента к пенсии являлась незаконной на основании следующего.

Согласно приведенным выше положениям части 1 статьи 48 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1, пенсии, надбавки к этим пенсиям и увеличения исчисляются с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности, на период проживания пенсионеров в данных местностях.

Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях создания необходимых условий для реализации гражданами прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом возложил на граждан Российской Федерации обязанность регистрироваться по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации в органах регистрационного учета.

Вместе с тем, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может сам по себе служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации; регистрация граждан в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этом конкретное место жительства лица может быть установлено и судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами.

Из материалов дела достоверно установлено, что с 10 января 2011 года по 31 января 2020 года (дату вынесения решения судом первой инстанции) Абдрахманов А.А. проживал в <адрес>, поскольку с 10 января 2011 года по настоящее время имеет постоянное место работы в ..., расположенном по адресу: <адрес> (том 1 лист дела 35).

Факты регистрации Абдрахманова А.А. по месту жительства до 15 марта 2017 года в <адрес> края, а с 20 апреля 2017 года по настоящее время в <адрес>ФИО3<адрес> сами по себе не являются доказательствами его проживания в <адрес> и ФИО3<адрес>, поскольку, вопреки доводам Абдрахманова А.А., судебная коллегия полагает невозможным для заявителя постоянно работать в ...», расположенном на расстоянии более 6 000 километров от <адрес> края и на расстоянии более 300 километров от <адрес>ФИО3<адрес>.

Доводы апеллянта Абдрахманова А.А. об отсутствии у него жилья на территории <адрес>, об оплате им коммунальных услуг в <адрес> до 2017 года и о выдаче ему отделом внутренних дел в 2019 году в <адрес> разрешения на оружие не имеют правового значения для рассмотрения данного дела, поскольку выплата районного коэффициента к пенсии обусловлена установлением фактического места проживания пенсионера.

Показания свидетелей Гнусарева Д.Е., Павлова А.К., Гуричева Ю.И. не подтверждают факт постоянного проживания Абдрахманова А.А. с 2017 года в <адрес>ФИО3<адрес>, поскольку, как указано выше, с 10 января 2011 года по настоящее время Абдрахманов А.А. имеет постоянное место работы в муниципальной учреждении образования в пос. им. <адрес>, расположенном на расстоянии более 300 километров от <адрес>ФИО3<адрес>.

Таким образом, судебной коллегией установлено, что с 10 января 2011 года (дата трудоустройства Абдрахманов А.А. в <адрес>) по 31 января 2020 года (дата принятия решения судом первой инстанции) Абдрахманов А.А. проживал в <адрес>.

Вывод суда первой инстанции о постоянном проживании Абдрахманова А.А. в Вологодской области с 20 апреля 2017 года (дата регистрации Абдрахманова А.А. по месту жительства в <адрес>ФИО3<адрес>) является ошибочным.

Как указано выше, районный коэффициент к пенсии на территории Ленинградской области не установлен.

Выплата районного коэффициента к пенсии Абдрахманову А.А. была прекращена 01 октября 2018 года.

На основании изложенного выплата Абдрахманову А.А. с 10 января 2011 года по 01 октября 2018 года районного коэффициента к пенсии являлась незаконной.

При этом с 2006 года по 31 марта 2018 года пенсия выплачивалась Абдрахманову А.А. с учетом районного коэффициента в размере 1,6, установленного на территории <адрес>, с 01 апреля 2018 года по 01 октября 2018 года - с учетом районного коэффициента в размере 1,15, установленного на территории Вологодской области.

Согласно представленным расчетам Военного комиссариата, которые Абдрахманов А.А. не оспаривал, за период с 01 февраля 2011 года по 01 октября 2018 года Абдрахманову А.А. выплачен районный коэффициент к пенсии в общем размере ... копеек.

Принимая во внимание, что данная сумма районного коэффициента выплачена незаконно, и руководствуясь приведенными выше положениями части 1 статьи 62 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1, Военный комиссариат Вологодской области обоснованно принял 21 ноября 2018 года решение № 13 об удержании из пенсии Абдрахманова А.А. незаконно полученных им за период с 01 января 2017 года по 31 марта 2018 года сумм районного коэффициента к пенсии.

Данное решение Военного комиссариата является законным, оснований для удовлетворения встречных исковых требований Абдрахманова А.А. о признании решения Военного комиссариата незаконным и возращении незаконно удержанных денежных средств не имеется.

Во исполнение данного решения № 13, принятого Военным комиссариатом 21 ноября 2018 года, из пенсии Абдрахманова А.А. по состоянию на настоящее время (на 20 июля 2021 года - дата апелляционного разбирательства) удержана сумма в общем размере ... рублей 68 копеек, а по состоянию на 14 августа 2019 года (дата подачи Военным комиссариатом иска в суд) из пенсии Абдрахманова А.А. была удержана сумма в общем размере ... копеек.

14 августа 2019 года Военный комиссариат обратился с иском в суд о взыскании с Абдрахманова А.А. незаконно выплаченной ему за период с 01 февраля 2011 года по 01 октября 2018 года суммы районного коэффициента к пенсии в размере ... рублей 46 копеек - ... копеек).

Судебная коллегия признает данные исковые требования частично обоснованными.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьи 1109 данного Кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, в частности: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подп. 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).

По смыслу положений указанной нормы права не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.

По данному делу юридически значимым обстоятельством с учетом заявленных исковых требований и правовых норм, подлежащих применению, являлось установление недобросовестности в действиях Абдрахманова А.А., не сообщившего Военному комиссариату о перемене своего места жительства.

Согласно письменному заявлению Абдрахманова А.А. о назначении пенсии от 14 марта 2006 года ему было известно об обязанности письменно сообщить в Военный комиссариат о перемене места жительства (том 1 листы дела 9-10).

Данная обязанность Абдрахмановым А.А. при переезде из <адрес> в <адрес> не была исполнена.

Указанное бездействие Абдрахманова А.А., не сообщившего о перемене места жительства, нельзя признать добросовестным поведением, поэтому получение им районного коэффициента к пенсии после переезда в <адрес> является неосновательным обогащением, подлежащим возврату.

Вместе с тем, суд признает обоснованными доводы Абдрахманова А.А. о применении к исковым требованиям Военного комиссариата о возврате незаконно полученных сумм районного коэффициента положений закона об исковой давности.

Согласно статье 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 данного кодекса.

Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Таким образом, для разрешения вопроса об исчислении срока исковой давности по иску Военного комиссариата к Абдрахманову А.А. необходимо установить начальный момент течения данного срока, то есть день, когда Военный комиссариат узнал или должен был узнать об отсутствии оснований получения Абдрахмановым А.А. районного коэффициента к пенсии в связи с его переездом в <адрес>.

Как указано выше, с 10 января 2011 года по настоящее время Абдрахманов А.А. имеет постоянное место работы в <адрес>, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>.

Сведения о работе Абдрахманова А.А. в данном муниципальном учреждении образования имелись в органах Пенсионного фонда с момента трудоустройства Абдрахманова А.А., что подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Данные сведения носят открытый характер.

Указом Президента Российской Федерации от 07 декабря 2012 года N 1069 утверждено Положение о военных комиссариатах.

В силу подпункта 39 статьи 17 указанного Положения основной задачей военных комиссариатов, в том числе является осуществление пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, назначение указанным лицам пенсий, пособий, предоставление компенсаций и осуществление других выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 20 Положения военный комиссариат возглавляет военный комиссар. Военный комиссар назначается на должность и освобождается от должности командующим войсками военного округа после согласования его кандидатуры с министром обороны Российской Федерации. Военный комиссар непосредственно подчиняется начальнику штаба - первому заместителю командующего войсками военного округа.

Военный комиссар организует служебную деятельность военного комиссариата в соответствии с законодательством Российской Федерации и управляет ею; обеспечивает в военном комиссариате: выполнение личным составом поставленных перед ним задач; законное, экономное и эффективное использование выделенных бюджетных ассигнований, нефинансовых активов и иного имущества, соблюдение бюджетной, налоговой, платежной, кассовой и штатно-тарифной дисциплины; организует взаимодействие военного комиссариата с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, осуществляет взаимодействие непосредственно (пункт 10).

Исходя из приведенных норм Положения о военном комиссариате, на военный комиссариат возложена функция контроля за правильным и рациональным расходованием его средств, формируемых, в том числе за счет федерального бюджета.

Таким образом, руководствуясь приведенными нормативными положениями, органы Военного комиссариата с момента поступления сведений в органы Пенсионного фонда о работе Абдрахманова А.А. в ... области имели возможность получить данные сведения из органов Пенсионного фонда и соответственно прекратить выплату районного коэффициента к пенсии Абдрахманова А.А..

В связи с этим срок исковой давности по требованиям о взыскании с Абдрахманова А.А. незаконно полученных им с 01 февраля 2011 года по 01 октября 2018 года сумм районного коэффициента подлежит исчислению с 2011 года.

Военный комиссариат обратился с настоящим иском в суд 14 августа 2019 года (том 1 лист дела 4).

Таким образом, в пределах срока исковой давности Военным комиссариатом заявлены требования о взыскании с Абдрахманова А.А. сумм районного коэффициента, полученных им за период с 14 августа 2016 года (14 августа 2019 года, то есть дата обращения с иском в суд – 3 года) по 01 октября 2018 года.

За данный период с 14 августа 2016 года по 01 октября 2018 года Абдрахманов А.А. незаконно получил районный коэффициент к пенсии в общем размере ... копеек.

Как указано выше, Военным комиссариатом из пенсии Абдрахманова А.А. удержано ... копеек.

Таким образом, с Абдрахманова А.А. в пользу Военного комиссариата Вологодской области подлежит взысканию сумма незаконно полученного районного коэффициента к пенсии в общем размере ... рублей 68 копеек)

На основании изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Бабаевского районного суда Вологодской области от 31 января 2020 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Установить факт проживания Абдрахманова А. А. с 10 января 2011 года по 31 января 2020 года в <адрес>.

Взыскать с Абдрахманова А. А. в пользу Военного комиссариата Вологодской области ... копейки.

В удовлетворении исковых требований Военного комиссариата Вологодской области в остальной части отказать.

В удовлетворении исковых требований Абдрахманова А. А. отказать.

Председательствующий

Судьи