НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Вологодского областного суда (Вологодская область) от 19.10.2018 № 33А-5641/18

Судья Белова А.А.

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 19 октября 2018 года № 33а-5641/2018

г. Вологда

Судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда в составе

председательствующего Охапкиной Г.А.,

судей Коничевой А.А., Жидковой О.В.,

при секретаре Журавлевой В.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Департамента лесного комплекса Вологодской области на решение Вологодского районного суда Вологодской области от 06 августа 2018 года, которым удовлетворены административные исковые требования Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации о возложении на Департамент лесного комплекса Вологодской области обязанности по проведению лесоустройства в границах Вологодского лесничества Вологодской области в части закрепления на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксации лесов; проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

На Департамент лесного комплекса Вологодской области возложена обязанность по проведению лесоустройства в границах Вологодского лесничества Вологодской области в части закрепления на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксации лесов; проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в срок до 01.07.2021 года.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Охапкиной Г.А., объяснения представителя Департамента лесного комплекса Вологодской области Солодягина А.В., заместителя Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора Калугина А.О., судебная коллегия

установила:

Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка осуществления полномочий, переданных Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, по результатам которой установлено, что Департаментом лесного комплекса Вологодской области не реализуются в установленном порядке требования федерального законодательства о проведении мероприятий по лесоустройству на территории Вологодского лесничества Вологодской области.

По данному факту 16 марта 2018 года Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес Департамента лесного комплекса Вологодской области внесено представление об устранении нарушений закона.

Ссылаясь на то, что не проведение лесоустройства создает реальную угрозу потери лесов как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, что является нарушением прав неопределенного круга лиц граждан, Череповецкая межрайонная природоохранная прокуратура Вологодской области обратилась в суд с административным иском к Департаменту лесного комплекса Вологодской области, в котором с учетом уточнения административных исковых требований, просила возложить на Департамент лесного комплекса Вологодской области в срок до 01 января 2021 года обязанности провести лесоустройство в границах Вологодского лесничества Вологодской области в части закрепления на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксации лесов; проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Судом принято приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Департамента лесного комплекса Вологодской области указана просьба об отмене решения суда, поскольку судом не приняты во внимание доводы о недостаточности финансирования и срока на выполнение обязанности по проведению лесоустроительных работ на территории Вологодского лесничества.

Заместителем Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора представлены возражения на апелляционную жалобу Департамента лесного комплекса Вологодской области, в которых он просит решение суда от 08 августа 2018 года оставить без изменения.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Департамента лесного комплекса Вологодской области Солодягин А.В. доводы апелляционной жалобы поддержал.

Заместитель Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора Калугин А.О. в судебном заседании апелляционной инстанции возражал относительно доводов апелляционной жалобы, просил оставить решение суда без изменения.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены судебного решения.

В соответствии с частью 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 данного кодекса.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях;

Пунктом 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктом 2.2.9 Положения о Департаменте лесного комплекса Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 24 сентября 2012 года № 1108, проведение лесоустройства в Вологодском лесничестве Вологодской области возложено на Департамент лесного комплекса Вологодской области.

Департамент лесного комплекса Вологодской области ведет государственный лесной реестр в отношении лесов, расположенных в границах области, и вносит в него изменения, осуществляет на землях лесного фонда в границах Вологодской области федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах, а также проводит на землях лесного фонда в границах Вологодской области лесоустройство, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации (пункты 2.2.8, 2.2.9 Положения о Департаменте лесного комплекса Вологодской области).

Проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов является одной из составляющих лесоустройства (статья 68 Лесного кодекса Российской Федерации), правила проведения которого установлены Лесоустроительной инструкцией, утвержденной Приказом Минприроды России от 29 марта 2018 года № 122 (далее - Лесоустроительная инструкция).

Исходя из положений пунктов 4, 5 Лесоустроительной инструкции, проведение лесоустройства осуществляется в отношении лесничеств, лесопарков. Проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса.

В силу пункта 116 Лесоустроительной инструкции проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляется для лесотаксационных выделов одновременно с наземной таксацией лесов на основе оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

В соответствии со статьей 69.1 Лесного кодекса Российской Федерации, таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов. При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.

Периодичность проведения таксации лесов составляет: а) для объектов работ, на которых использование расчетной лесосеки превышает 50%, а также на которых таксация лесов выполнена по первому таксационному разряду лесов - 10 лет; б) для объектов работ, на которых таксация лесов выполнена по второму и третьему таксационным разрядам лесов - 15 лет; в) для резервных лесов - 20 лет (пункт 31 Лесоустроительной инструкции).

Пунктом 32 Лесоустроительной инструкции определено, что таксация лесов выполняется в течение двух лет и состоит из подготовительных работ, полевых работ и составления лесоустроительной документации.

В силу пункта 147 Лесоустроительной инструкции по результатам таксации лесов составляется лесоустроительная документация. Таксационные описания лесотаксационных выделов в пределах лесных кварталов (таксационные описания на территорию лесничества и лесных участков), лесоустроительные планшеты (планшеты на территорию лесничества и лесных участков) являются лесоустроительными документами, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение.

Со дня утверждения акта о внесении документированной информации в государственный лесной реестр или ее изменении лесоустроительная документация вводится в действие.

Поскольку представленными в материалы дела доказательствами подтверждается тот факт, что последнее лесоустройство на территории Вологодского лесничества было проведено в 1996 году, то есть 22 года назад, что не соответствует пункту 31 Лесоустроительной инструкции, и это обстоятельство в силу приведенных норм не позволяет надлежащим образом спроектировать мероприятия по их охране, защите и воспроизводству, равно как и выполнять требования Правил пожарной безопасности, суд первой инстанции правомерно возложил на Департамент лесного комплекса Вологодской области обязанность по проведению лесоустройства в границах Вологодского лесничества Вологодской области.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы о том, что на выполнение таких мероприятий средства федерального бюджета в виде субвенций Департаменту лесного комплекса Вологодской области выделяются в недостаточном объеме, не свидетельствует о наличии оснований к отмене принятого по делу судебного решения.

Согласно положениям части статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации субвенции из федерального бюджета, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, распределяются исходя из площади эксплуатационных лесов, защитных лесов, интенсивности их использования, количества проживающего на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации населения, показателей пожарной опасности лесов по методике, утвержденной Правительством Российской Федерации.

При этом Методикой распределения между субъектами российской федерации субвенций из федерального бюджета для осуществления отдельных полномочий российской федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 года № 838, не предполагается определение финансирования конкретных мероприятий (например, только работ по лесоустройству), а определяется объем субвенций, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации, в целом.

В силу пункта 3 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 года № 837, органы государственной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 декабря текущего финансового года согласовывают с Федеральным агентством лесного хозяйства целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год и плановый период (в случае необходимости их установления) и мероприятия, направленные на их достижение, предусмотренные перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, утверждаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Таким образом, каждый субъект Российской Федерации самостоятельно определяет и согласовывает направления расходования субвенций.

Кроме того, судом первой инстанции обоснованно указано, что вопросы недостаточного финансирования не являются основаниями для освобождения уполномоченного государственного исполнительного органа от реализации им обязанности, возложенной законом, поскольку вопросы достаточности финансирования имеют несудебный порядок разрешения.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, установленный судом первой инстанции срок исполнения обязанности по проведению лесоустройства в границах Вологодского лесничества Вологодской области в полной мере соответствует требованиям пунктов 32, 116 Лесоустроительной инструкции.

Поскольку судом полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, находит решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вологодского районного суда Вологодской области от 06 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента лесного комплекса Вологодской области – без удовлетворения.

Председательствующий: Г.А. Охапкина

Судьи: О.В. Жидкова

А.А. Коничева