НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Вологодского областного суда (Вологодская область) от 18.01.2017 № 33А-331/2017

Судья Цветкова Л.Ю.

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 18 января 2017 года № 33а-331/2017

г. Вологда

Судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда в составе

председательствующего Охапкиной Г.А.,

судей Жидковой О.В., Чистяковой С.В.,

при секретаре Вариной С.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Лапина Н.А. на решение Вологодского городского суда Вологодской области от <ДАТА>, которым Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Вологодской области восстановлен срок на подачу административного искового заявления к Лапину Н.А. о взыскании задолженности.

Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Вологодской области удовлетворены.

С Лапина Н.А., проживающего по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Вологодской области взыскана недоимка по земельному налогу в размере 3541 рубль 08 копеек, пени по земельному налогу в размере 332 рубля 40 копеек, всего 3873 рубля 48 копеек.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Жидковой О.В., объяснения представителя административного истца Межрайонной ИФНС № 11 по Вологодской области по доверенности Попова К.В., административного ответчика Лапина Н.А., судебная коллегия

установила:

02.09.2016 Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 11 по Вологодской области (далее Межрайонная ИФНС № 11 по Вологодской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Лапину Н.А. о взыскании земельного налога за 2011-2014 годы и пени, ссылаясь на неисполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налоговых платежей.

Просила восстановить пропущенный процессуальный срок для обращения в суд и взыскать с Лапина Н.А. недоимку по земельному налогу за 2011-2014 годы в размере ... рубль ... копеек, пени по земельному налогу в размере ... рубля ... копеек.

Судом принято приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Лапин Н.А. просит отменить решение суда, полагая его незаконным и необоснованным. Указывает, что освобожден от уплаты земельного налога в связи с тем, что является инвалидом второй группы и ветераном боевых действий.

В судебном заседании апелляционной инстанции административный ответчик Лапин Н.А. доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда отменить, принять по делу новое решение.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель административного истца Межрайонной ИФНС № 11 по Вологодской области Попов К.В., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил решение суда оставить без изменения.

Судебная коллегия, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения, не находит оснований для его отмены.

Частью 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, который в силу статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Аналогичные положения содержит и часть 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем, положениями приведенной статьи Налогового кодекса Российской Федерации также установлен специальный порядок исчисления срока для обращения в суд.

Так, в соответствии с абзацем 2 части 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 04.03.2013 № 20-ФЗ), если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абзац 4 части 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, сумма налогов и пеней по выставленным Лапину Н.А. требованиям, начиная с самого раннего (№... от 29.11.2012 со сроком уплаты до <ДАТА>) превысила 3000 рублей только на момент выставления требования №... от 16.10.2015 со сроком исполнения до 25.01.2016). В соответствии с приведенными выше требованиями закона исковое заявление могло быть подано в суд до 25.07.2016.

Межрайонная ИФНС № 11 по Вологодской области обратилась в суд с административным иском 02.09.2016, то есть с пропуском срока.

Суд, оценив изложенные обстоятельства и учитывая незначительность пропуска срока для обращения в суд, пришел к выводу о возможности его восстановления.

Оснований для иной оценки обстоятельств судебная коллегия не усматривает.

Правомерным признает судебная коллегия и сделанный судом по существу вывод о взыскании с Лапина Н.А. задолженности по земельному налогу.

Из материалов дела следует, что Лапину Н.А. с <ДАТА> года на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №..., расположенный по адресу: <адрес> (л.д.8).

Земельный налог на указанный земельный участок исчислен налоговым органом на основании сведений, предоставленных органом, осуществляющим кадастровый учет.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным; формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно части 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Земельный налог на территории муниципального образования «Город Вологда» установлен Положением о земельном налоге (далее Положение о земельном налоге), утвержденным Решением Вологодской городской Думы от 06.10.2005 № 309.

Налогоплательщиками земельного налога в силу положений статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В силу части 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Налоговая база при исчислении размера земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения; кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 4 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения обязанности по уплате налога) налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (часть 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации).

Положениями части 1 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации установлены сроки уплаты налога налогоплательщиками - физическими лицами.

По сведениям органа кадастрового учета, предоставленным в Межрайонную ИФНС № 11 по Вологодской области в соответствии с частью 4 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, кадастровая стоимость принадлежащего Лапину Н.А. земельного участка №... по состоянию на 01.01.2011, 01.01.2012, 01.01.2013 составляла ... рублей ... копейки, по состоянию на 01.01.2014 – ... рубль ... копеек.

При этом Лапиным Н.А. в период, за который ему исчислен земельный налог (2011-2014 годы), кадастровая стоимость земельного участка в установленном законом порядке не оспорена.

Согласно налоговым уведомлениям №..., №... (по налогу за 2011-2012 годы со сроком уплаты до 06.11.2012, 05.11.2013 соответственно) земельный налог в отношении вышеназванного земельного участка составляет по ... рублей ... копейки за 2011 и 2012 годы. Согласно налоговому уведомлению №... (по налогу за 2013 год со сроком уплаты до 05.11.2014) земельный налог в отношении этого же земельного участка за 2013 год составляет ... рубль, согласно налоговому уведомлению №... (по налогу за 2014 год со сроком уплаты до 01.10.2015) земельный налог составляет ... рубля (л.д.18,19).

В нарушение статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации административный ответчик не исполнил установленную законом обязанность по уплате земельного налога за 2011-2014 годы, исчисленного налоговым органом на основании вышеуказанных уведомлений.

В соответствии с абзацем 13 части 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок, признается недоимкой.

Частью 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога.

Согласно пункту 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент возникновения у налогоплательщика обязанности по уплате налога) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса.

В силу части 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

В связи с неуплатой земельного налога за 2011 год в установленный законом срок (до 06.11.2012) налоговым органом в адрес Лапина Н.А. направлено требование №... об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 29.11.2012 с указанием срока для добровольной уплаты до 29.12.2012.

Этим же требованием должнику в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате земельного налога в размере ... рубля ... копеек (л.д.14).

В связи с неуплатой земельного налога за 2012 год в установленный законом срок (до 05.11.2013) налоговым органом в адрес Лапина Н.А. направлено требование №... об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 09.12.2013 с указанием срока для добровольной уплаты до 24.01.2014, которым также начислены пени в размере ... рублей ... копеек (л.д.16); в связи с неуплатой земельного налога за 2013 год в установленный законом срок (до 05.11.2014) – направлено требование №... об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 15.12.2014 с указанием срока для добровольной уплаты до 02.02.2015, которым также начислены пени в размере ... рублей ... копейки (л.д.12); в связи с неуплатой земельного налога за 2014 год в установленный законом срок (до 01.10.2015) – направлено требование №... об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 16.10.2015 с указанием срока для добровольной уплаты до 25.01.2016, которым также начислены пени в размере ... рублей ... копеек (л.д.10).

Указанные требования выставлены налогоплательщику в установленные налоговым законодательством сроки, процедура уведомления о заявленных требованиях соблюдена.

В добровольном порядке указанные требования налогоплательщиком не исполнены.

Из имеющегося в материалах дела расчета следует, что пени, включенные в требования №... от 29.11.2012, №... от 09.12.2013, №... от 15.12.2014, №... от 16.10.2015 в общей сумме ... рубля ... копеек начислены за период с 08.11.2012 по 16.10.2015 на недоимку за 2011-2014 годы (л.д.9).

С учетом изложенных обстоятельств и положений вышеприведенных правовых норм, суд первой инстанции, установив факт неисполнения административным ответчиком обязанности по уплате земельного налога в сроки, указанные в уведомлениях и требованиях, направленных с соблюдением административным истцом предусмотренных законодательством порядка и сроков взыскания данного налога, пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований о взыскании с Лапина Н.А. недоимки по земельному налогу за 2011-2014 годы в размере ... рубль ... копеек и пени по земельному налогу в размере ... рубля ... копеек.

Доводы апелляционной жалобы об освобождении Лапина Н.А. от уплаты земельного налога в связи с тем, что он является инвалидом второй группы и ветераном боевых действий, подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм материального права.

Согласно пунктам 2, 4 части 5 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, являющихся инвалидами I и II групп инвалидности, ветеранами и инвалидами Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий.

Пунктом 4.5 Положения о земельном налоге предусмотрено, что дополнительно к уменьшению, установленному пунктом 5 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база на одного налогоплательщика на территории муниципального образования «Город Вологда» в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении, уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 150000 рублей для налогоплательщиков, в том числе инвалидов I и II групп инвалидности, ветеранов и инвалидов боевых действий (подпункты 2, 4).

По смыслу приведенных правовых норм, налогоплательщикам земельного налога – инвалидам I и II групп инвалидности и ветеранам, инвалидам боевых действий на территории муниципального образования «Город Вологда» предоставляется льгота в виде уменьшения налоговой базы на общую сумму 160 000 рублей от кадастровой стоимости земельного участка.

При этом судебная коллегия отмечает, что наличие льготы по уплате земельного налога, установленной вышеуказанными правовыми актами, не тождественно освобождению налогоплательщика от уплаты такового в полном объеме.

В то же время, как правильно указал суд первой инстанции, полное освобождение от уплаты земельного налога инвалидов I и II групп инвалидности и ветеранов боевых действий законодательством не предусмотрено.

Как следует из материалов дела, при расчете земельного налога за 2011-2014 годы Лапину Н.А. предоставлены льготы, предусмотренные пунктом 2 части 5 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации и подпунктом 2 пункта 4.5 Положения о земельном налоге, что подтверждается соответствующими налоговыми уведомлениями.

Так, согласно налоговым уведомлениям №..., №..., №... (по налогу за 2011-2013 годы соответственно) земельный налог исчислялся с кадастровой стоимости ... рублей (... рублей (кадастровая стоимость по сведениям кадастрового учета) – 160 000 рублей (льгота), согласно налоговому уведомлению №... (по налогу за 2014 год) земельный налог исчислялся с кадастровой стоимости ... рубля (... рубля (кадастровая стоимость по сведениям кадастрового учета) – 160 000 рублей (льгота).

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда, с которыми согласилась судебная коллегия, основанием к отмене решения суда служить не могут.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вологодского городского суда Вологодской области от 07.11.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Лапина Н.А. – без удовлетворения.

Председательствующий: Г.А. Охапкина

Судьи: О.В. Жидкова

С.В. Чистякова