НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Вологодского областного суда (Вологодская область) от 15.02.2019 № 33А-828/19

Судья Екимов С.Г.

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 15 февраля 2019 года № 33а-828/2019

г. Вологда

Судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда в составе

председательствующего Охапкиной Г.А.,

судей Жидковой О.В., Марковой М.В.,

при секретаре Кудряшовой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Вологодской области на решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 22.11.2018, которым исковые требования Соловьева Д.В. удовлетворены.

Признано незаконным и не порождающим правовых последствий налоговое уведомление №... от 30.08.2018 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Вологодской области в адрес Соловьева Д.В. в части начисления земельного налога за 2015-2017 годы в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №... и №... с применением повышающего коэффициента 4.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Жидковой О.В., объяснения представителя административного истца Соловьева Д.В. Ждановой Е.Г., представителя административного ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Вологодской области Афанасьевой А.Г., судебная коллегия

установила:

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, Соловьев Д.В. является собственником 1177/100000 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №..., площадью 6456 кв.м., находящейся по адресу, установленного относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир - жилой дом, участок находится примерно в 350 м от ориентира по направлению на юго-восток: <адрес>, а также собственником 1177/100000 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №..., площадью 14446 кв.м., находящегося по адресу, установленного относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир - жилой дом, участок находится примерно в 450 м от ориентира по направлению на юго-восток: <адрес> (л.д.25,33).

В обоснование указал, что земельные участки с кадастровыми номерами №... и №... образованы из земельного участка, предназначенного для жилищного строительства, после раздела которого строительство многоквартирных домов на вновь образованных земельных участках не предусматривалось. Посредством земельных участков с кадастровыми номерами №... и №... обеспечивается доступ к другим земельным участкам, предназначенным для индивидуального жилищного строительства. Вид разрешенного использования данных земельных участков «для жилищного строительства» был присвоен производно от вида разрешенного использования «материнского» участка №... Росреестром. Решением Череповецкого районного суда Вологодской области от 15.03.2018 удовлетворены исковые требования об изменении вида разрешённого использования земельных участков с вида «для жилищное строительство» на вид «улично-дорожная сеть». Полагал, что незаконное применение повышающего коэффициента 4 к установленной налоговой базе в отношении указанных земельных участков увеличивает налоговые обязательства административного истца в 4 раза, что нарушает его имущественные права.

Судом принято приведенное решение.

В апелляционной жалобе Межрайонная ИФНС России №8 по Вологодской области просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе Соловьеву Д.В. в удовлетворении заявленных требований. Указывает, что исчисление земельного налога с применением повышающего коэффициента 4 произведено на основании действующего налогового законодательства в строгом соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации. Земельный налог исчислен Соловьеву Д.В. на основании сведений, представленных органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Так, регистрирующими органами представлены в налоговый орган сведения о наличии в собственности Соловьева Д.В. доли в праве 1177/100000 на земельный участок с кадастровым номером №..., кадастровая стоимость которого на 01.01.2015, 01.01.2016, 01.01.2017 составляла ... рублей, а также доли в праве 1177/100000 на земельный участок с кадастровым номером №..., кадастровая стоимость которого на 01.01.2015, 01.01.2016, 01.01.2017 составляла ... рублей. До 01.01.2018 земельные участки с кадастровыми номерами №... и №... имели разрешенное использование «для жилищного строительства», а с 01.01.2018 на основании решения Череповецкого районного суда Вологодской области от 15.03.2018 вид использования- «улично- дорожная сеть». Управлением Росреестра внесены изменения по виду разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами №... и №... с 01.01.2018 и направлены сведения в адрес налогового органа. Данные сведения будут учтены налоговым органом при расчете земельного налога, начиная с налогового периода 2018 год и последующие периоды. В налоговом уведомлении от 30.08.2018 №... отражено исчисление земельного налога на спорные участки за 2015-2017 с применением повышающего коэффициента 4. Перерасчет налога за 2015,2016 годы произведен налоговым органом в соответствии со статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель административного истца Соловьева Д.В. Озорнин А.А,, действующий на основании доверенности, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель административного истца Соловьева Д.В. Жданова Е.Г., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения апелляционной жалобы и просила решение суда оставить без изменения.

Представитель административного ответчика Межрайонной ИФНС России №8 по Вологодской области Афанасьева А.Г., действующая на основании доверенности, доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме, просила решение суда отменить, принять по делу новое решение.

Административный истец Соловьев Д.В., будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в его отсутствие.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших возражений, не находит оснований для отмены судебного решения.

Из содержания положений статей 218, 226 и 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными является установление их противоправности и одновременно нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.

Согласно статьям 7 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами.

Из материалов дела следует, что Соловьев Д.В. является собственником 1177/100000 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №..., а также собственником 1177/100000 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №... (л.д.25,33).

Указанные выше земельные участки образованы путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером №..., отнесены к категории земель «земли населенных пунктов», имели вид разрешенного использования «для жилищного строительства».

Решением Череповецкого районного суда Вологодской области от 15.03.2018 изменен вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами №... и №... с «для жилищного строительства» на вид разрешенного использования «улично-дорожная сеть» (л.д.10-12).

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли). В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В силу пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками земельного налога в силу положений статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В пункте 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

В соответствии с абзацем третьим пункта 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (абзац введен Федеральным законом от 02.04.2014 № 52-ФЗ и его положения вступили в силу с 01.01.2015).

Полагая, что применение налоговым органом повышающего коэффициента 4 к установленной налоговой базе в отношении указанных земельных участков является незаконным, Соловьев Д.В. обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.

При разрешении спора, суд первой инстанции исходил из того, что применение повышающего коэффициента 4 к установленной налоговой базе в отношении указанных земельных участков является экономической санкцией, призванной стимулировать их освоение в предусмотренных законодательством целях, что, исходя из материалов дела, невозможно, но влечет для истца увеличение суммы налога в 4 раза, что явно нарушает его имущественные права.

С указанным выводом соглашается и судебная коллегия.

Согласно пункту 15 статьи 396 Налогового кодекса в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока строительства сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке.

В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

Иными словами, если налогоплательщик в течение трех лет с момента регистрации права собственности на земельный участок, предоставленный для жилищного строительства, не закончил строительство или вообще его не вел, то после истечения указанного трехлетнего срока налогоплательщик обязан исчислять налог с учетом повышающего коэффициента 4.

Как указано выше, земельные участки с кадастровыми номерами №... и №..., до 15.03.2018 имели вид разрешенного использования «для жилищного строительства», однако фактическое использование указанных земельных участков в соответствии с видом разрешенного использования было невозможно с момента образования данных земельных участков.

Так, из ответа первого заместителя Главы администрации Череповецкого муниципального района М.И.В. на заявление Соловьева Д.В. о возможности строительства жилого дома, в том числе многоквартирного, на земельном участке с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: <адрес>, следует, что согласно правилам землепользования и застройки Ирдоматского сельского поселения, утвержденных решением Совета Ирдоматского сельского поселения от 25.07.2014 №42, испрашиваемый земельный участок относится к территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами Ж-1. Минимальное расстояние от границы участка до стены жилого дома составляет 3 метра. Учитывая ширину вышеуказанного земельного участка, которая составляет 8 метров, и минимальное расстояние от границы участка до стены жилого дома, размещение жилого дома, в том числе многоквартирного, не представляется возможным (л.д.18).

Согласно ответу исполняющего полномочия Главы Ирдоматского сельского поселения П.Е.А. на заявление Соловьева Д.В., улица Шекснинская и улица Щукинская расположены на земельном участке с кадастровым номером №..., улицы Береговая 1, Береговая 2 и Речная расположены на земельном участке с кадастровым номером №.... Вышеуказанные земельные участки образованы путем раздела одного земельного участка большей площадью и были выделены как подъезды к остальным образованным в результате деления земельным участкам (л.д. 19).

Также, по информации исполняющего полномочия Главы Ирдоматского сельского поселения П.Е.А., изложенной в справке №... от 27.01.2017, земельные участки с кадастровыми номерами №... и №... образованы из земельного участка, предназначенного для жилищного строительства. После раздела первоначального земельного участка строительство многоквартирных домов на вновь образованных земельных участках, в том числе и на земельных участках с кадастровыми номерами №... и №..., не предусматривалось (л.д.40).

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости посредством земельных участков с кадастровыми номерами №... и №... обеспечивается доступ к земельным участкам с кадастровыми номерами №..., что позволяет сделать вывод о возможности использования указанных земельных участков исключительно в целях обеспечения доступа к другим участкам, предоставленным для индивидуального жилищного строительства.

Вступившим в законную силу решением Череповецкого районного суда Вологодской области от 15.03.2018 установлено, что земельные участки, образованные путём перераспределения земельного участка с кадастровым номером №..., фактически были перераспределены в целях использования для проездов к участкам граждан и фактически используются как улично-дорожная сеть, а использование их для жилищного строительства, учитывая их конфигурацию и размеры невозможно.

Сведения, содержащиеся в указанных документах, согласуются с фактическим видом использования спорных земельных участков «улично-дорожная сеть».

То обстоятельство, что в Единый государственный реестр недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости до 01.01.2018 (на основании решения Череповецкого районного суда Вологодской области от 15.03.2018) не были внесены изменения относительно вида разрешенного использования названных земельных участков, не свидетельствует о том, что фактический вид разрешенного использования спорных земельных участков в указанный период не соответствовал виду разрешенного использования «улично-дорожная сеть».

Согласно правовой позиции, отраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.10.2010 № 5743/10, вид разрешенного использования земельного участка отображается в сведениях государственного земельного кадастра, а не устанавливается этим документом

Статьёй 57 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Между тем, возложение на Соловьева Д.В. обязанности по оплате земельного налога с применяем повышающего коэффициента 4 в связи с неосуществлением им в течение трех лет с момента регистрации права собственности на земельном участке строительства жилого дома, является незаконным, поскольку, как установлено выше, фактически возвести жилой дом на спорных земельных участках невозможно.

Исчисление Межрайонной ИФНС России №8 по Вологодской области земельного налога с применением повышающего коэффициента 4 на основании сведений, предоставленных Управлением Росреестра и в соответствии с требованиями налогового законодательства, не свидетельствует о законности обжалуемого уведомления и не является основаниям для отмены обоснованного, правильного по сути решения Череповецкого городского суда Вологодской области от 22.11.2018.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 22.11.2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Вологодской области – без удовлетворения.

Председательствующий: Г.А. Охапкина

Судьи: О.В. Жидкова

М.В. Маркова