НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Вологодского областного суда (Вологодская область) от 13.02.2019 № 33А-717/19

Судья Гудков Н.В.

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 13 февраля 2019 года № 33а-717/2019

г. Вологда

Судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда в составе

председательствующего Охапкиной Г.А.,

судей Жидковой О.В., Арсеньевой Н.П.,

с участием прокурора прокуратуры Вологодской области Вавиловой И.В.,

при секретаре Трофимовой Н.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Прониной В.В. на решение Бабаевского районного суда Вологодской области от 03.12.2018, которым административное исковое заявление прокурора Бабаевского района, действующего в интересах Прониной В.В., удовлетворено частично.

Признано незаконным бездействие администрации Бабаевского муниципального района Вологодской области, выразившееся в невыплате доплаты к пенсии Прониной В.В..

В удовлетворении остальной части требований отказано.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Жидковой О.В., объяснения административного истца прокурора прокуратуры Вологодской области Вавиловой И.В., административного истца Прониной В.В., представителя административного истца Прониной В.В. Серова А.Ю., судебная коллегия

установила:

с 17.08.2010 Прониной В.В., замещающей должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Бабаевского муниципального района Вологодской области, распоряжением Главы Бабаевского муниципального района от 16.09.2010 №... на основании решения Представительного Собрания Бабаевского муниципального района Вологодской области от 09.12.2008 №... назначена ежемесячная муниципальная пенсия за выслугу лет в размере ... рублей (л.д. 9).

В обоснование требований указал, что администрацией Бабаевского муниципального района не исполняется решение Бабаевского районного суда Вологодской области и выплата муниципальной пенсии Прониной В.В. незаконно производится в размере ... рублей вместо ... рублей. Кроме того, вопреки требованиям законодательства, незаконно приостановлено действие индивидуального акта, которым определена муниципальная пенсия Прониной В.В.

С учетом уточнения требований, просил суд признать незаконным бездействие администрации Бабаевского муниципального района Вологодской области, выразившееся в невыплате доплаты к пенсии Прониной В.В.; взыскать с администрации Бабаевского муниципального района Вологодской области в пользу Прониной В.В. проценты за пользование чужими денежными средствами в размере ... рублей ... копейки.

Судом постановлено приведенное решение.

В апелляционной жалобе Пронина В.В. просит отменить решение суда в части отказа административному истцу во взыскании денежной компенсации (неустойки) по выплате муниципальной пенсии за выслугу лет за период с 01.01.2016 по 03.12.2018 из расчета 1/150 ставки рефинансирования Банка России в размере ... рублей ... копейки в связи с доказанной виной административного ответчика в несвоевременности выплаты им части муниципальной пенсии и разрешить вопрос по существу. Указывает, что к спорным правоотношениям должны быть применены положения статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку Пронина В.В. находилась в трудовых отношениях с административным ответчиком, начисление данной выплаты были установлены ей по причине выслуги лет у административного ответчика, его вина в несвоевременности выплаты ей части муниципальной пенсии доказана в суде.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Бабаевского района просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Прониной В.В.- без удовлетворения.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель административного ответчика администрации Бабаевского муниципального района просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Прониной В.В.- без удовлетворения.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель административного истца Прониной В.В. Серов А.Ю., действующий на основании доверенности, доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда в части отказа административному истцу во взыскании денежной компенсации (неустойки) по выплате муниципальной пенсии за выслугу лет за период с 01.01.2016 по 03.12.2018 из расчета 1/150 ставки рефинансирования Банка России в размере ... рублей ... копейки отменить, принять по делу новое решение.

Представитель административного истца прокурора Бабаевского района прокурор прокуратуры Вологодской области Вавилова И.В. просила решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Прониной В.В.- без удовлетворения.

Представитель административного ответчика администрации Бабаевского муниципального района, административный ответчик Глава Бабаевского муниципального района, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших возражений, не находит оснований для отмены судебного решения.

Исходя из положений статей 218, 226 и 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязательным условием для удовлетворения судом требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными является установление их противоправности и одновременно нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.

Из пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 1512.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» следует, что определение условий предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно части 9 статьи 34 и части 2 статьи 53 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований; исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления; в таком случае расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета (абзац второй пункта 1 и пункт 2 указанной статьи).

Согласно части 2 статьи 24 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.

Условия и порядок установления и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Вологодской области, определяет Закон Вологодской области «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Вологодской области и должности государственной гражданской службы Вологодской области».

Из приведенных выше положений нормативных правовых актов следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих (пенсия за выслугу лет), осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих муниципального образования. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять условия и порядок выплаты такой пенсии.

В связи с тем, что пенсии за выслугу лет муниципальным служащим выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, само по себе изменение органами местного самоуправления размера и правил исчисления таких пенсий не является нарушением прав на пенсионное обеспечение муниципальных служащих.

Между тем, Представительное Собрание Бабаевского муниципального района Вологодской области, установив фиксированный размер муниципальной пенсии за выслугу лет, фактически предусмотрело правило пенсионного обеспечения лиц, замещавших должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Бабаевского муниципального района, отличное от правил пенсионного обеспечения лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Вологодской области, ухудшив, тем самым, положение лиц, замещавших должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Бабаевского муниципального района, по сравнению с лицами, замещавшими должности государственной гражданской службы Вологодской области, что противоречит приведенным выше положениям законодательства.

Указанные обстоятельства установлены решением Вологодского областного суда от 25.06.2018 №..., согласно которому признано не действующим с момента его принятия решение Представительного Собрания Бабаевского муниципального района Вологодской области от 22.12.2015 №... «О внесении изменений в решение Представительного Собрания Бабаевского муниципального района Вологодской области от 09.12.2008 №...» (л.д. 32-38), а также апелляционным определением Вологодского областного суда от 27.06.2018, которым признано незаконным и отменено распоряжение Главы администрации Бабаевского муниципального района от 11.01.2016 №... «Об изменении размера муниципальной пенсии за выслугу лет Прониной В.В.».

Как верно установил суд первой инстанции, вопреки требованиям федерального законодательства, а также решения Вологодского областного суда от 25.06.2018 и апелляционного определения судебной коллеги по административным делам Вологодского областного суда 27.06.2018 администрацией Бабаевского муниципального района Вологодской области незаконно производилась выплата муниципальной пенсии Прониной В.В. в размере ... рублей вместо ... рублей, как то определено распоряжением Главы администрации Бабаевского муниципального района Вологодской области от 16.09.2010 №... с 17.08.2010, чем нарушен конституционный принцип недопустимости придания обратной силы новому регулированию, ухудшающему правовое положение Прониной В.В., а также индивидуальности при исчислении пенсии.

Указанное нарушение администрацией Бабаевского муниципального района Вологодской области было устранено в рамках рассмотрения дела судом первой инстанции 30.11.2018 путем осуществления выплаты, то есть спустя значительный промежуток времени после установления факта незаконности изменения размера муниципальной пенсии за выслугу лет Прониной В.В.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что приостановление распоряжением Главы Бабаевского муниципального района Вологодской области от 10.09.2018 №... распоряжения Главы Бабаевского муниципального района Вологодской области от 16.09.2010 №... «Об установлении муниципальной пенсии за выслугу лет Прониной В.В.» является незаконным, поскольку приостановлено действие индивидуального акта, которым определена муниципальная пенсия Прониной В.В., а также допущен произвольный отказ от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств.

При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о допущенном бездействие администрации Бабаевского муниципального района Вологодской области, выразившееся в несвоевременной невыплате доплаты к пенсии Прониной В.В.

Также суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что не подлежат удовлетворению требования прокурора Бабаевского района Вологодской области в части взыскания с администрации Бабаевского муниципального района Вологодской области в пользу Прониной В.В. процентов за пользование чужими денежными средствами в размере ... рублей ... копейки.

Согласно пункту 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.

В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 13, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 14 от 08.10.1998 «О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами», имея в виду, что статья 395 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает последствия неисполнения или просрочки исполнения денежного обязательства, в силу которого на должника возлагается обязанность уплатить деньги, положения данной статьи не применяются к отношениям сторон, если они не связаны с использованием денег в качестве средства платежа, средства погашения денежного долга.

Как отмечается в пункте 3 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 19.04.2001 № 99-О, пункт 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предписывает судам и иным правоприменительным органам применять гражданское законодательство к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой в том случае, если это предусмотрено законодательством. Тем самым применение положений статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в конкретных спорах зависит от того, являются ли спорные имущественные правоотношения гражданско-правовыми, а нарушенное обязательство - денежным, а если не являются, то имеется ли указание законодателя о возможности их применения к этим правоотношениям.

Поскольку законодательством, регулирующим вопросы назначения и выплаты муниципальной пенсии за выслугу лет, ответственность пенсионного органа в виде неустойки за несвоевременную выплату пенсии не предусмотрена, а потому положения ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации к спорным правоотношениям применению не подлежат.

Вопреки доводам апелляционной жалобы к спорным правоотношениям не подлежат применению и положения статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации.

Статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации установлена материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику.

Согласно данной норме при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть завышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Из буквального толкования положений статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определенном законом размере наступает только при нарушении работодателем срока выплаты начисленных работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику по трудовому договору.

Применение данной нормы к другим отношениям, в том числе пенсионным, не предусмотрено.

Кроме того, отношения между сторонами по поводу назначения и выплаты пенсии являются по своему характеру не гражданско- правовыми обязательствами, а финансовыми, публично- правовыми отношениями по социальному обеспечению.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для вмешательства в решение суда первой инстанции.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Бабаевского районного суда Вологодской области от 03.12.2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Прониной В.В. – без удовлетворения.

Председательствующий: Г.А. Охапкина

Судьи: О.В. Жидкова

Н.П.Арсеньева