НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Вологодского областного суда (Вологодская область) от 07.06.2022 № 2А-179/2022

Дело № 2а-179/2022

35RS0027-01-2022-000005-08

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 07 июня 2022 года № 33а-2336/2022

г. Вологда

Судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Балаевой Т.Н.,

судей Коничевой А.А., Цветковой Л.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шутовой Я.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Департамента лесного комплекса Вологодской области на решение Череповецкого районного суда Вологодской области от 09 марта 2022 года по административному исковому заявлению Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Департаменту лесного комплекса Вологодской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Балаевой Т.Н., объяснения представителя административного истца Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора – прокурора прокуратуры Вологодской области Тропиной М.В., судебная коллегия

установила:

Череповецкий межрайонный природоохранный прокурор, указав на непринятие Департаментом лесного комплекса Вологодской области мер, направленных на устранение нарушений и ликвидацию несанкционированных свалок, обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту лесного комплекса Вологодской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.

Просил признать незаконным бездействие Департамента лесного комплекса Вологодской области по реализации полномочий, направленных на ликвидацию несанкционированной свалки отходов, расположенной в выделе 2 квартала 27 Судского участкового лесничества Череповецкого лесничества; в выделах 4, 14 квартала 24, Судского участкового лесничества Череповецкого лесничества; в выделах 3, 6, 22 квартала 14 Судского участкового лесничества Череповецкого лесничества; в выделе 7 квартала 25 Судского участкового лесничества Череповецкого лесничества; в выделе 10 квартала 26 Судского участкового лесничества Череповецкого лесничества; в выделах 20, 22 квартала 216 Череповецкого участкового лесничества Череповецкого лесничества; в выделе 8 квартала 38 Ваучского участкового лесничества Череповецкого лесничества, возложить на административного ответчика обязанность в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов.

Решением Череповецкого районного суда Вологодской области от 09 марта 2022 года признано незаконным бездействие Департамента лесного комплекса Вологодской области по реализации полномочий, направленных на ликвидацию несанкционированных свалок отходов, расположенных по адресам: в выделе 2 квартала 27 Судского участкового лесничества Череповецкого лесничества; в выделах 4, 14 квартала 24, Судского участкового лесничества Череповецкого лесничества; в выделах 3, 6, 22 квартала 14 Судского участкового лесничества Череповецкого лесничества; в выделе 7 квартала 25 Судского участкового лесничества Череповецкого лесничества; в выделе 10 квартала 26 Судского участкового лесничества Череповецкого лесничества; в выделах 20, 22 квартала 216 Череповецкого участкового лесничества Череповецкого лесничества; в выделе 8 квартала 38 Ваучского участкового лесничества Череповецкого лесничества.

На Департамент лесного комплекса Вологодской области возложена обязанность в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированные свалки отходов, расположенные по вышеуказанным адресам.

Принят отказ Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора от административных исковых требований к Департаменту лесного комплекса Вологодской области в части признания незаконным бездействия по реализации полномочий, направленных на ликвидацию несанкционированных свалок отходов, и возложения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки отходов в выделе 22 квартала 144 Череповецкого участкового лесничества Череповецкого лесничества.

Производство по административному делу в указанной части прекращено.

В апелляционной жалобе Департамент лесного комплекса Вологодской области, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит об отмене решения суда, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований. Указывая, что проведение мероприятий по очистке лесов от бытовых отходов не входит в полномочия Департамента и расходование предоставляемых из федерального бюджета субвенций на данные мероприятия является нецелевым, полагает, что Департамент лесного комплекса Вологодской области является ненадлежащим ответчиком по делу, а обязанность по ликвидации свалки должна быть возложена на орган местного самоуправления. Кроме того, обращает внимание на постановление Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641», предусматривающее иное правовое регулирование спорных правоотношений.

В возражениях на апелляционную жалобу и.о. Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора Закиров А.Ш., глава Нелазского сельского поселения Череповецкого муниципального района Родькин А.С. просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Представитель административного истца Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора по доверенности – прокурор прокуратуры вологодской области Тропина М.В. в судебном заседании апелляционной инстанции возражала относительно доводов апелляционной жалобы, просила оставить решение суда без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, приходит к выводу, что решение принято в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, 51, 60.12, 83 Лесного кодекса Российской Федерации, нормами Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», принимая во внимание, что несанкционированное складирование отходов расположено на земельном участке, относящемся к землям государственного лесного фонда, и лица, осуществившие несанкционированное складирование отходов, не установлены, пришел к выводу, что обязанность по ликвидации несанкционированной свалки должна быть возложена на Департамент лесного комплекса Вологодской области, как на орган исполнительной власти в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов на территории Вологодской области.

Оснований не согласиться с такими выводами суда судебная коллегия не усматривает, находя доводы апелляционной жалобы несостоятельными.

Установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих владение и использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия (статьи 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 51 Лесного кодекса Российской Федерации). Данные мероприятия на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей собственников и лесопользователей, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии на них (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 года № 26-П).

Согласно статье 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.

Участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации), соответственно, осуществление полномочий собственника возлагается на федеральные исполнительные органы власти, если осуществление таковых не перераспределено в установленном порядке.

Частью 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению (далее также - мероприятия по сохранению лесов), а также мероприятия по лесоустройству осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.

Применительно к полномочиям в области лесных отношений в пункте 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации передается, за отдельными исключениями, осуществление организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты, воспроизводства на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях.

Исполнительным органом государственной власти в области лесных отношений в Вологодской области является Департамент лесного комплекса Вологодской области, в полномочия которого в соответствии с положением, утвержденным постановлением Правительства Вологодской области от 24 сентября 2012 года, входит осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводство лесов, лесоразведение (пункт 2.2.6); организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности Вологодской области (пункт 2.2.30); осуществление лесной охраны на землях лесного фонда (пункт 2.2.37).

В силу пункта 1 статьи 50.7, статей 51, 53 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству.

В соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 декабря 2020 года № 2047, не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса, установленное законодательством об охране окружающей среды (подпункт «а» пункта 20). Меры санитарной безопасности в лесах предусмотрены пунктом 2 названных Правил, и данный перечень не является исчерпывающим.

Пунктом 9 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2020 № 1614, установлено, что запрещается засорение леса отходами производства и потребления.

Следовательно, в целях предупреждения лесных пожаров должен осуществляться сбор и вывоз таких отходов с территории лесного фонда. Положениями пункта 4 названных Правил предусмотрено, что меры пожарной безопасности в лесах осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.

Частью 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что при использовании лесов, охране лесов от пожаров, защите, воспроизведение лесов должны соблюдаться установленные законодательством Российской Федерации требования по охране окружающей среды от загрязнения (в том числе нефтяного, радиоактивного и другого) и иного негативного воздействия, выполняться меры по охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия, включая меры по сохранению лесных насаждений, лесных почв, среды обитания объектов животного мира, других природных объектов в лесах, а также должна осуществляться, в том числе рекультивация земель, на которых расположены леса и которые подвергались загрязнению и иному негативному воздействию.

Как следует из материалов дела, в ходе проведенной Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратурой проверки на территории государственного лесного фонда обнаружены места несанкционированных свалок: в выделе 2 квартала 27 Судского участкового лесничества Череповецкого лесничества; в выделах 4, 14 квартала 24, Судского участкового лесничества Череповецкого лесничества; в выделах 3, 6, 22 квартала 14 Судского участкового лесничества Череповецкого лесничества; в выделе 7 квартала 25 Судского участкового лесничества Череповецкого лесничества; в выделе 10 квартала 26 Судского участкового лесничества Череповецкого лесничества; в выделах 20, 22 квартала 216 Череповецкого участкового лесничества Череповецкого лесничества; в выделе 8 квартала 38 Ваучского участкового лесничества Череповецкого лесничества.

Указанные земельные участки лесного фонда находятся в федеральной собственности. Собственник отходов, а также лица, причастные к размещению отходов на землях лесного фонда, не установлены.

Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, и учитывая, что собственник отходов, размещенных на поименованных земельных участках, находящихся в собственности Российской Федерации в составе земель лесного фонда, не установлен, суд правомерно возложил обязанность по ликвидации несанкционированной свалки на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника в отношении названного федерального имущества – Департамент лесного комплекса Вологодской области.

Доводы апелляционной жалобы о том, что Департамент лесного комплекса Вологодской области не является уполномоченным органом, и соответственно, является ненадлежащим ответчиком, подлежат отклонению, поскольку проведение мероприятий по охране лесов, в том числе по очистке лесов от бытовых отходов, в рамках которых подлежит ликвидации несанкционированная свалка, как следует из приведенных выше норм лесного законодательства и установленных в ходе рассмотрения дела фактических обстоятельств дела, охватывается полномочиями Департамента, который, являясь собственником земельных участков обязан осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Не могут быть приняты во внимание и доводы административного ответчика о том, что законом не предусмотрено выделение органам государственной власти субъектов Российской Федерации субвенций из федерального бюджета на мероприятия по очистке земель лесного фонда от отходов производства и потребления (несанкционированных свалок), как противоречащие положениям пункта 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ.

В соответствии частями 3 и 5 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации средства на осуществление переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений, в том числе по организации использования лесов, их охраны, защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Порядок расходования и учета средств на осуществление переданных полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации.

Имея в виду круг полномочий по охране лесов, переданных в силу пункте 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (к числу исключений из которого не относится очистка лесов от загрязнения отходами производства и потребления) органам государственной власти субъектов Российской Федерации, именно Департамент, являясь уполномоченным органом исполнительной власти Вологодской области, должен обеспечивать в лесах Вологодской области, помимо прочего, соблюдение правил пожарной безопасности, а также охрану от загрязнения и иного негативного воздействия, выполнять иные меры по охране лесов от загрязнения.

Указанное соотносится и с предоставлением в соответствии с частью 3 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации субвенций, направленных на осуществление полномочий, переданных в соответствии с частью 1 указанной статьи, а также с передачей на основании абзаца седьмого части 1 статьи 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджеты субъектов Российской Федерации в полном объеме платы за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части, превышающей минимальный размер арендной платы и минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений, платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд и платы за использование лесов, расположенных на землях иных категорий, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.

Прекращение с 01 октября 2016 года действия нормы статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации, предусматривавшей очистку лесов от захламления и загрязнения, не устраняет необходимость обеспечения санитарной безопасности в лесах при осуществлении полномочий по охране лесов от загрязнений и иного негативного воздействия в силу главы 3.2 Лесного кодекса Российской Федерации, Федерального закона об охране окружающей среды и Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2020 № 1614).

Введенная с 01 марта 2017 года норма части 3 статьи 60.12 главы 3.2 «Охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия» Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает, что охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется, в том числе органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии с настоящим Кодексом и Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Не влекут отмену судебного акта и доводы апелляционной жалобы о том, что образование свалки является прямым следствием ненадлежащего исполнения органами местного самоуправления возложенных обязанностей, которые в свою очередь и обязаны устранять причины образования таких свалок.

В соответствии с пунктом 18 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения поселения.

Вместе с тем, общие положения Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в данном случае не могут применяться, поскольку обязанность собственников участков лесного фонда проводить очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия прямо предусмотрена нормами специального вышеприведенного законодательства, регулирующими правоотношения по использованию лесов.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, согласно требованиям Лесного кодекса Российской Федерации, осуществляют охрану и защиту лесов в пределах полномочий, определенных в соответствии с его статьями 81 – 84, при этом к полномочия органов местного самоуправления в области лесных отношений, в силу части 1 статьи 84 Лесного кодекса Российской Федерации, сводятся к принятию мер по предотвращению вредного воздействия (включая захламление) на те лесные участки, которые находятся в муниципальной собственности.

Таким образом, в системе действующего правового регулирования принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков, расположенных на территории сельского поселения, но не находящихся в его собственности, органами местного самоуправления данного сельского поселения не предусмотрено и относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти.

Указания подателя жалобы на постановление Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641», предусматривающее иное правовое регулирование спорных правоотношений, основанием для освобождения Департамента лесного комплекса Вологодской области от необходимости ликвидации места несанкционированного размещения отходов не является, поскольку положения пункта 18 вышеуказанных Правил также предусматривают, что собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором. В случае осуществления ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов силами регионального оператора, согласно пункту 17 Правил, за региональным оператором остается право обращения в суд с требованием о взыскании понесенных убытков.

В целом доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного истца с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.

С учетом приведенных выше обстоятельств решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не содержащей оснований для его отмены.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Череповецкого районного суда Вологодской области от 09 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента лесного комплекса Вологодской области – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Третий кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи: