Судья Шепунова С.В. Дело № 33-15816/2017
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
28 сентября 2017 года в городе Волгограде судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Ванюхина Н.Н.
судей Петрушенко Ф.П., Сукачева Д.Ю.
при секретаре Обуховой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Строганова В. И. к ФКУ «Военный комиссариат Волгоградской области» о возложении обязанности назначить (продлить) выплату пенсии за выслугу лет
по апелляционной жалобеФКУ «Военный комиссариат Волгоградской области»
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 29 ноября 2016 года, которым исковые требования Строганова В. И. удовлетворены;
на ФКУ «Военный комиссариат Волгоградской области» возложена обязанность назначить (продлить) выплату пенсии за выслугу лет Строганову В. И. с 1 ноября 2015 года.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Петрушенко Ф.П., судебная коллегия
установила:
Строганов В.И. обратился в суд с иском к ФКУ «Военный комиссариат Волгоградской области» о возложении обязанности назначить (продлить) выплату пенсии за выслугу лет.
В обоснование заявленных требований истец указал, что он проходил военную службу в Вооруженных силах СССР с 1950 по 1980 годы и в настоящее время является военным пенсионером. С 4 августа 1982 года по 4 июля 2014 года постоянно проживал на территории Украины по адресу: <адрес>, где и получал военную пенсию в органах социальной защиты Украины. В связи с возникшими военными действиями по месту его жительства, в 2014 году истец был вынужден переехать с семьей на постоянное место жительства в г. Волгоград по адресу: <адрес>, где и постоянно проживает в настоящее время, зарегистрирован с 19 сентября 2014 года.
В марте 2015 года истец обратился к ответчику с заявлением о возобновлении выплаты пенсии по новому месту жительства и сделать запросы в Пенсионный фонд Украины, Донецкий областной военный комиссариат об истребовании пенсионного и военного дел.
Однако письмом ответчика от 8 апреля 2015 года он был уведомлен, что для решения вопроса о продлении пенсии за выслугу лет ему необходимо предоставить документы, подтверждающие снятие с регистрационного учета по прежнему месту жительства в Украине.
23 октября 2016 года, после получения истцом вида на жительство в РФ (82 № 053752), получения ФКУ «Военный комиссариат Волгоградской области» всех ранее истребованных документов, истец вновь обратился за возобновлением выплаты пенсии по линии Министерства обороны РФ как офицеру запаса. Однако ответчиком письмом исх. № ЦСО/1/4153 от 25 октября 2016 года ему было вновь отказано в возобновлении выплаты пенсии, ввиду не предоставления документа, подтверждающего снятие с регистрационного учета по прежнему месту жительства (лист убытия).
Истец полагает позицию ответчика незаконной, поскольку в случае переселения пенсионера на постоянное место жительства в пределах государств-участников СНГ, действующие нормативные акты предполагают прекращение выплаты пенсии по прежнему месту жительства, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства или месту пребывания пенсионера.
Истец, являясь иностранным гражданином постоянно проживающим в Российской Федерации с 14 октября 2016 года не может быть лишен права на получение пенсии.
С учетом изложенного, просил суд обязать ФКУ «Военный комиссариат Волгоградской области» возобновить ему выплату пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны РФ с 1 ноября 2015 года.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ФКУ «Военный комиссариат Волгоградской области» оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения, указывая на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 2 марта 2017 года решение Центрального районного суда г. Волгограда от 29 ноября 2016 года по гражданскому делу по иску Строганова В. И. к ФКУ «Военный комиссариат Волгоградской области» о возложении обязанности назначить (продлить) выплату пенсии за выслугу лет оставлено без изменения, апелляционная жалобаФКУ «Военный комиссариат Волгоградской области» оставлена без удовлетворения.
Постановлением президиума Волгоградского областного суда от 6 сентября 2017 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 2 марта 2017 года по гражданскому делу по иску Строганова В. И. к ФКУ «Военный комиссариат Волгоградской области» о возложении обязанности назначить (продлить) выплату пенсии за выслугу лет отменено и направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствие со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав объяснения представителя ФКУ «Военный комиссариат Волгоградской области» ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ФИО2 – ФИО3, возражавшего относительно них, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу положений закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее по тексту – закон от 12 февраля 1993 года № 4468-1) согласно которым, лица, указанные в статье 1 настоящего закона и члены их семей (кроме указанных в части второй статьи 2) с заявлениями о назначении пенсий обращаются в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
Лица, указанные в статье 2 закона от 12 февраля 1993 года № 4468-1, и члены их семей с заявлениями о назначении пенсии в соответствии с федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», обращаются в территориальные пенсионные органы по месту их жительства.
Заявления о назначении пенсий представляются в пенсионные органы вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса.
Днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми документами, а при пересылке заявления и документов по почте - дата их отправления.
Согласно ст. 56 закона от 12 февраля 1993 года № 4468-1, выплата пенсий, предусмотренных настоящим законом, производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти, указанных в статье 11 настоящего Закона, через соответствующие учреждения (филиалы) Сберегательного банка Российской Федерации путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи. Порядок выплаты пенсий определяется соглашениями, заключаемыми между соответствующими федеральными органами исполнительной власти и Сберегательным банком Российской Федерации.
При переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации, на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО2 является гражданином Украины, проживал на территории Украины, проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР с 1950 по 1980 годы, получал пенсию по линии Минобороны Украины.
В связи с боевыми действиями по месту жительства истец с семьей переехал в 2014 году на постоянное место жительства к сыну по адресу: <адрес>, где проживает и зарегистрирован с 19 сентября 2014 года.
23 октября 2016 года после получения вида на жительство в Российской Федерации истец в очередной раз обратился в ФКУ «Военный комиссариат Волгоградской области» с заявлением о возобновлении пенсии и предъявил копию паспорта гражданина Украины, копию вида на жительство иностранного гражданина серии № <...> от 14 октября 2016 года, копию лицевого счета для перечисления денежных средств.
Однако, письмом ФКУ «Военный комиссариат Волгоградской области» от 25 октября 2016 года № ЦСО/1/4153 ФИО2 уведомлен, что возобновление пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны России задерживается в связи с отсутствием документа полномочного органа, подтверждающего снятие с регистрационного учета по прежнему месту жительства.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 56 закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1, Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (далее по тексту – Соглашение от 13 марта 1992 года), Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года (далее по тексту – Соглашение от 15 мая 1992 года), исходил из того, что обязанности пенсионера по предоставлению документа, подтверждающего снятие с регистрационного учета, нормативными актами не предусмотрено, а поэтому отказ истцу в возобновлении получения пенсии является неправомерным, поскольку получение истцом вида на жительство свидетельствует о намерении проживать на территории Российской Федерации, пришел к выводу о наступлении у истца права на получение пенсии по месту пребывания в Российской Федерации с 1 ноября 2015 года.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции о наступлении у истца права на получение пенсии по месту пребывания в Российской Федерации именно с 1 ноября 2015 года согласиться не может.
Пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств-участников Содружества Независимых государств регулируется специальным Соглашением от 15 мая 1992 года (ст. 2 Соглашения от 13 марта 1992 года).
Статьей 1 Соглашения от 15 мая 1992 года, предусмотрено, что пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств-участников Содружества осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены законодательством государств-участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие.
В соответствии со ст. 1 закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения распространяются на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте «б» настоящей статьи, и их семей).
Анализируя положения Соглашения от 13 марта 1992 года и Соглашения от 15 мая 1992 года, касающихся назначения и дальнейшей выплаты на территории Российской Федерации пенсии пенсионеру, переселившемуся из государства-участника, обстоятельством имеющим значение для дела является установление его (пенсионера) постоянного проживания в Российской Федерации по адресу, указанному им как место жительства в заявлении в соответствующий орган.
Временно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, получившее разрешение на временное проживание, а постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином - лицо, получившее вид на жительство (ст. 2 федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).
Таким образом, из приведенных выше нормативных положений следует, что пенсионное обеспечение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в связи с переездом бывшего военнослужащего на новое место жительства в пределах Российской Федерации, допускается в отношении пенсионера - иностранного гражданина только в том случае, если он имеет статус постоянно проживающего иностранного гражданина в Российской Федерации (как лица, получившее вид на жительство).
Из материалов дела видно, что ФИО2, являясь иностранным гражданином получил вид на жительство 14 октября 2016 года и 23 октября 2016 года в очередной раз обратился с письменным заявлением к ответчику о выплате пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны РФ, в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 51 закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», полученное последним 24 октября 2016 года.
В этой связи, пенсия по линии Министерства обороны Российской Федерации ФИО2 должна быть назначена с 14 октября 2016 года.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия, учитывая позицию сторон, требования вышеприведенных норм права, приходит к выводу о том, что судом сделаны выводы, не соответствующие установленным по делу обстоятельствам, допущено неправильное применение норм материального права при разрешении спора. Поэтому решение суда не может быть признано законным и обоснованным в части даты, с которой должна быть назначена выплата пенсии по выслуге лет по линии Министерства обороны РФ, а поэтому состоявшееся решение подлежит изменению в указанной части, с указанием даты выплаты - с 14 октября 2016 года, то есть с даты получения вида на жительство иностранного гражданина ФИО2
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 29 ноября 2016 года по гражданскому делу по иску ФИО2 к ФКУ «Военный комиссариат Волгоградской области» о возложении обязанности назначить (продлить) выплату пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации с 1 ноября 2015 года изменить, определив дату выплаты пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации ФИО2 с 14 ноября 2015 года.
В остальной части решение Центрального районного суда г. Волгограда от 29 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФКУ «Военный комиссариат Волгоградской области» – оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: