НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Волгоградского областного суда (Волгоградская область) от 28.04.2021 № 2А-2207/20

УИД34RS0001-01-2020-005278-13 Административное дело № 2а-2207/2020

Судья Юрченко Д.А., Дело № 33а-4429/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Волгоград 28 апреля 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Сергеева С.С.,

судьей Камышниковой Н.М., Гоношиловой О.А.,

при ведении протокола помощником судьи Сологубовой Н.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №10 по Волгоградской области к Саламатову Ю.Л. о взыскании с физического лица денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций

по апелляционной жалобе административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №10 по Волгоградской области Марченко Е.И.

на решение Ворошиловского районного суда города Волгограда от22 декабря 2020 года, которым в удовлетворении административного иска Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России №10 по Волгоградской области в удовлетворении административного иска о взыскании с Саламатова Ю.Л. задолженности по транспортному налогу за 2018 год на общую сумму 4 554 рубля 36 копеек, задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на страховую часть трудовой пенсии за расчетный период с 01 января 2017 года в размере 58 078 рублей 96 копеек, пени в размере 3 520 рублей 62 копейки, задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетный период с 01 января 2017 года в размере 16 702 рубля 09 копеек, пени в размере 1 420 рублей 36 копеек, отказано.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Камышниковой Н.М., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

МИФНС России №10 по Волгоградской области обратилась в суд с административным иском, в обоснование которого указано, что Саламатов Ю.Л. является плательщиком транспортного налога и страховых взносов. Административному ответчику было направлено налоговое уведомление с расчетом суммы налога, подлежащего уплате, с установлением срока для уплаты налога, которое осталось без удовлетворения. Саламатову Ю.Л. направлено требование об уплате задолженности по транспортному налогу за 2018 год на общую сумму 4 554 рубля 36 копеек, по страховым взносам на общую сумму 79722 рубля 03 копейки. Однако до настоящего времени обязанность по уплате транспортного налога и страховых взносов налогоплательщиком не исполнена.

В связи с чем, просит взыскать с административного ответчика образовавшуюся:

задолженность по транспортному налогу за 2018 г. в размере 4 506 рублей, пени– 48 рублей 36 копеек,

задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г.: недоимка в сумме 16702,09 руб., пеня в сумме 1420,36 руб.;

задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г.: недоимка в сумме 58078,96 руб., пеня в сумме 3520,62 руб.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе административный истец Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №10 по Волгоградской области Марченко Е.И. ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании с ответчика страховых взносов, ссылаясь на наличие новых доказательств, влияющих на правильность принятого решения.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) в полном объёме, выслушав представителя административного истца Елисеева А.М., поддержавшего апелляционную жалобу, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

С принятием Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 423-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» и Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" с 1 января 2017 г. изменился действовавший порядок администрирования и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды, на Федеральную налоговую службу России возложены функции по администрированию страховых взносов. С этой же даты отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, регулирует глава 24 "Страховые взносы" Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) арбитражные управляющие признаются плательщиками страховых взносов.

Согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) арбитражным управляющим признается гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую настоящим Федеральным законом профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой. Арбитражный управляющий вправе заниматься иными видами профессиональной деятельности и предпринимательской деятельностью при условии, что такая деятельность не влияет на надлежащее исполнение им обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом. Арбитражный управляющий вправе быть членом только одной саморегулируемой организации.

Объекты налогообложения, размер, порядок исчисления и уплаты страховых взносов определены в ст.ст.420,430,432 Кодекса.

Так, согласно п. 3 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в п.п. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим п.п. 1 п. 1 ст. 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с п. 9 ст. 430 настоящего Кодекса.

В силу ст. 430 НК РФ плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 г., 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года;

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 223400 рублей за расчетный период 2017 года либо если сумма дохода плательщика, превышающего 300000 рублей за расчетный период (23400+(доход за год-300000)*1%, но не более 187200 рублей.

При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Согласно п. 4.1 ст.85 НК РФуполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, оценщиков, обязан не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения за предшествующий месяц об арбитражных управляющих, оценщиках, занимающихся частной практикой, - членах соответствующих саморегулируемых организаций, внесенных в сводные реестры членов указанных саморегулируемых организаций, исключенных из таких реестров, о прекращении оценщиком занятия частной практикой.

Статьей 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке и сроки, установленные ст.ст. 69 и 70 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 НК РФ).

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п. 3 ст. 48 НК РФ).

Судом апелляционной инстанции установлено, что согласно сведениям, представленным налоговому органу в порядке ст. 85 НК РФ в автоматическом режиме, Саламатов Ю.Л. в период с 11 декабря 2008 г. по 28 ноября 2019 г. состоял на учете в качестве арбитражного управляющего, являясь членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих – <.......> что подтверждается приложенными стороной истца к апелляционной жалобе новыми доказательствами, принятыми судом апелляционной инстанции, поскольку они имеют существенное значение для правильного разрешения спора(скриншотами соответствующих сайтов сети Интернет, содержащих данные из карточки Единого Федерального Реестра сведений о банкротстве, данные СРО- <.......>

В связи с неуплатой страховых взносов в установленный срок, в адрес административного ответчика, административным истцом было направлено требование <.......>. об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г.: недоимка в сумме 16702,09 руб., пеня в сумме 1420,36 руб.; задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г.: недоимка в сумме 58078,96 руб., пеня в сумме 3520,62 руб.

Указанное требование было направлено налоговым органом по месту жительства Саламатова Ю.Л. заказным письмом с уведомлением 27 января 2020 г. (ШПИ № <...> что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений. В требовании был установлен срок для оплаты до 4 марта 2020 г., однако административному истцу от административного ответчика в установленный срок сведения об уплате вышеуказанных сумм не поступили.

В связи с неисполнением ответчиком обязательств по оплате страховых взносов, Межрайонная ИФНС России № 10 по Волгоградской области обратилась в установленный 6-ти месячный срок (после истечения срока для исполнения требования) с заявлением к мировому судье судебного участка № <...> Волгоградской области о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по обязательным платежам с Саламатова Ю.Л.

14 июля 2020 г. мировым судьей был вынесен судебный приказ о взыскании указанной задолженности с Саламатова Ю.Л., однако, в соответствии со ст. 123.7 КАС РФ по поступившим возражениям должника относительно исполнения вышеуказанного судебного приказа, 10 августа 2020 г. он был отменен.

С административным исковым заявлением административный истец Межрайонная ИФНС России № 10 по Волгоградской области обратилась в Краснооктябрьский районный суд г. Волгограда 23 октября 2020 г., то есть в пределах шести месяцев со дня принятия мировым судьей определения об отмене судебного приказа.

Разрешая требования административного истца и отказывая в удовлетворении требований истца о взыскании страховых взносов, суд первой инстанции исходил из того, что административный ответчик свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя прекратил в 2013 г., в связи с чем у него отсутствует обязанность уплаты страховых взносов, исчисленных за периоды после 1 января 2017 г.

Судебная коллегия с учетом новых доказательств полагает данные выводы суда первой инстанции не соответствующими обстоятельствам административного дела и основанными на неверно примененных нормах налогового законодательства.

Как следует из выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Саламатов Ю.Л. прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (вид деятельности: код 74.14 консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления) 27 февраля 2013 г.

Между тем, как установлено судом апелляционной инстанции, Саламатов Ю.Л. в период с 11 декабря 2008 г. по 28 ноября 2019 г. являлся арбитражным управляющим, а следовательно в силу вышеизложенных положений налогового законодательства, в том числе подп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ он являлся в указанный период плательщиком страховых взносов.

Факт прекращения статуса индивидуального предпринимателя в 2013 году на данную обязанность ответчика никаким образом повлиять не мог, поскольку в силу указанной правовой нормы, как индивидуальные предприниматели, так и арбитражные управляющие являются самостоятельными плательщиками указанных обязательных платежей.

При том, что п. 2 ст. 419 НК РФ предусматривает, что если плательщик относится одновременно к нескольким категориям, указанным в п. 1 настоящей статьи, он исчисляет и уплачивает страховые взносы отдельно по каждому основанию.

При таких обстоятельствах на основании п.п. 3.4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ решение суда в части отказа в удовлетворении требований о взыскании с ответчика страховых взносов, следует отменить как незаконное и необоснованное и принять в этой части новое решение об удовлетворении требований административного истца о взыскании с ответчика страховых взносов.

Решение суда в части отказа в удовлетворении иска о взыскании с налогоплательщика транспортного налога принято в соответствии с положениями налогового законодательства, в том числе ст. 356-358 НК РФ с учетом установленного факта того, что в спорный налоговый период за ответчиком не было зарегистрировано транспортное средство в отношении которого начислен транспортный налог, предъявленный к взысканию налоговым органом. В данной части решение суда является правильным и подлежит оставлению без изменения. В этой части оно не оспаривалось в апелляционной жалобе.

Руководствуясь ст. 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ворошиловского районного суда города Волгограда от 22 декабря 2020 года отменить в части отказа в удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №10 по Волгоградской области к Саламатову Ю.Л. о взыскании страховых взносов и принять в этой части новое решение.

Взыскать с Саламатова Ю.Л. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №10 по Волгоградской области:

задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017г.: недоимка в сумме 16702,09 руб., пеня в сумме 1420,36 руб.;

задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017г.: недоимка в сумме 58078,96 руб., пеня в сумме 3520,62 руб.

В остальной части решение Ворошиловского районного суда города Волгограда от 22 декабря 2020 года оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи