НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Волгоградского областного суда (Волгоградская область) от 27.01.2022 № 2А-5216/2021

УИД 34RS0008-01-2021-007535-65 Административное дело № 2а-5216/2021

Судья Мягкова Е.А. Дело № 33а-346/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Волгоград 27 января 2022 г.

Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Балашовой И.Б.,

судей Тертышной В.В., Еромасова С.В.

при ведении протокола помощником судьи Козиной М.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к ИФНС России по Центральному району г.Волгограда об оспаривании действий

по апелляционной жалобе административного ответчика ИФНС России по Центральному району г.Волгограда

на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 16 сентября 2021г.,

которым постановлено:

административные исковые требования ФИО1 к ИФНС России по Центральному району г.Волгограда об оспаривании действий и решений - удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение ИФНС России по Центральному району г.Волгограда о начислении НДФЛ за 2019 год при продаже недвижимого имущества в размере 645 924 рублей, за 2020 год при продаже недвижимого имущества в размере 109 217 рублей.

Признать незаконным и отменить решение ИФНС России по Центральному району г.Волгограда о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения штрафа в размере 129 185 рублей, а также начисление суммы пени за несвоевременную оплату до начисленного НДФЛ по состоянию на 12 августа 2021 года в размере 38 851,08 рублей.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Тертышной В.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском, в обоснование требований указала, что в связи с продажей нежилых помещений в 2019 году (16 объектов), 18.06.2020 ею в Инспекцию подана налоговая декларация по НДФЛ (форма 3 - НДФЛ), с учетом установленной судом кадастровой стоимости объектов недвижимости. Сумма налога, подлежащая доплате в бюджет, составила 0 рублей. В связи с продажей нежилых помещений в 2020 году (12 единиц) 22.04.2021 ею в Инспекцию подана налоговая декларация по НДФЛ (форма 3 - НДФЛ) с учетом установленной судом кадастровой стоимости объектов недвижимости. Сумма налога, подлежащая доплате в бюджет, составила 0 рублей. Вместе с тем Инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки за 2019 год принято решение №2021 от 20.11.2020 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому установлено занижение налогооблагаемой базы и неисчисление суммы налога за 2019 год. В соответствии с актами налоговой проверки за 2020 год Инспекция вменяет ей сумму налога, исчисленную к уплате в размере 109 217,00 рублей, за 2019 год - в размере 645 924,00 рублей, штраф в размере 129 185,00 рублей, а также пени по состоянию на 12.08.2021 в размере 38 851,08 рублей, а всего – 813 960,08 рублей.

Просила суд признать незаконным и отменить решение ИФНС России по Центральному району г.Волгограда о начислении НДФЛ за 2019 год при продаже недвижимого имущества в размере 645 924 рублей, за 2020 год при продаже недвижимого имущества в размере 109 217 рублей, решение ИФНС России по Центральному району г.Волгограда о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения штрафа в размере 129 185 рублей, а также начисление суммы пени за несвоевременную оплату доначисленного НДФЛ по состоянию на 12 августа 2021 г. в размере 38 851,08 рублей.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе административный ответчик ИФНС России по Центральному району г.Волгограда оспаривает законность и обоснованность решения суда ввиду нарушения судом норм материального и процессуального права. Просит решение отменить, принять новое решение.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель административного истца ФИО2 указывает на законность принятого судом решения. Просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) в полном объеме, проверив материалы дела, выслушав представителей административного ответчика ИФНС России по Центральному району г. Волгограда ФИО3, административного ответчика ИФНС России по Центральному району г.Волгограда и заинтересованного лица УФНС России по Волгоградской области ФИО4, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя административного истца ФИО2, считавшую решение законным и обоснованным, вместе с тем просившую решение суда в части признания незаконным начисление суммы пени за несвоевременную оплату до начисленного НДФЛ по состоянию на 12.08.2021 в размере 38 851,08 рублей изменить, указав сумму в размере 11771,96 рублей, судебная коллегия приходит к следующему.

Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд, что прямо предусмотрено ч.1,2 ст. 46 Конституции РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Из материалов дела следует, что административному истцу ФИО1 на основании договора участия в долевом строительстве № 1/П-2016 от 30.11.2016, номер регистрации № <...> от 06.12.2016 принадлежали нежилые помещения: площадью <.......> кв.м, кадастровый номер № <...>, расположенное по адресу: <адрес>; площадью <.......> кв.м, кадастровый номер № <...>, расположенное по адресу: <адрес>.

Решением собственника от 09.10.2017 о разделе нежилого помещения указанные помещения были разделены, из них образовались помещения меньшей площадью.

Решением Волгоградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № № <...>, вступившим в законную силу, установлена кадастровая стоимость нежилых помещений по состоянию на 24.10.2017 равной их рыночной стоимости, а именно:

- <.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

Действие установленной кадастровой стоимости равной рыночной стоимости распространяется на период до 31.12.2020. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости судом постановлено считать 30.12.2020.

В связи с продажей нежилых помещений в 2019 году (16 объектов), 18.06.2020 административным истцом в налоговый орган подана налоговая декларация по НДФЛ (форма 3 - НДФЛ) с учетом установленной судом кадастровой стоимости объектов недвижимости. Сумма налога, подлежащая доплате в бюджет, составила 0 рублей.

В связи с продажей нежилых помещений в 2020 году (12 единиц), 22.04.2021 административным истцом в налоговый орган подана налоговая декларация по НДФЛ (форма 3 - НДФЛ) с учетом установленной судом кадастровой стоимости объектов недвижимости. Сумма налога, подлежащая доплате в бюджет, составила 0 рублей.

В период с 18.06.2020 по 18.09.2020 ИФНС России по Центральному району г.Волгограда проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2019 год, по результатам которой был составлен акт от 01.10.2020 № 2197.

По результатам камеральной налоговой проверки, проведенной на основании налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2019 год, представленной ФИО1, принято решение ИФНС России по Центральному району г. Волгограда от 20.11.2020 №2021 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым установлена неуплата налога в размере 645 924 рублей, начислены пени 11 771,96 рублей, налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 129 185 рублей.

Не согласившись с решением налогового органа, ФИО1 представила жалобу в УФМС России по Волгоградской области.

30.03.2021 жалоба ФИО1 рассмотрена, принято решение об оставлении жалобы без удовлетворения.

Давая оценку решению суда по заявленным требованиям административного истца в части признания незаконным и отмене решения ИФНС России по Центральному району г.Волгограда о начислении НДФЛ за 2019 г. при продаже недвижимого имущества в размере 645 924 рублей, штрафа в размере 129 185 рублей, а также в части признания незаконным начисления суммы пени за несвоевременную оплату доначисленного НДФЛ по состоянию на 12.08.2021 в размере 38 851,08 рублей, судебная коллегия полагает, что при принятии решения в указанной части судом неправильно применены нормы материального права, что является основанием для отмены решения в связи со следующим.

При определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ (пункту 1 статьи 210 НК РФ).

На основании пункта 6 статьи 210 НК РФ налоговая база по налогу на доходы физических лиц в отношении доходов от продажи недвижимого имущества определяется с учетом особенностей, установленных ст. 217.1 НК РФ (в отношении объектов недвижимого имущества, приобретенных в собственность после 1 января 2016 г. и до 1 января 2020 г.).

Согласно пункту 5 статьи 217.1 НК РФ в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимого имущества, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения налогом доходы налогоплательщика от продажи указанного объекта принимаются равными кадастровой стоимости этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества, умноженной на понижающий коэффициент 0,7.

В случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества, указанного в настоящем пункте, не определена по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на указанный объект, положения настоящего пункта не применяются.

По смыслу пункта 5 статьи 217.1 Налогового Кодекса Российской Федерации для исчисления налога на доходы физического лица принималась во внимание кадастровая стоимость объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на объект недвижимого имущества.

Данная правовая позиция прямо согласуется с положениями статей 40, 41 Налогового Кодекса Российской Федерации, поскольку в рассматриваемом случае спорные правоотношения не связаны с использованием земельного участка и объекта недвижимого имущества, а эти объекты выступают как предмет гражданского оборота, то в целях определения налоговой базы по налогу на доходы физических подлежит использованию их рыночная стоимость.

Согласно абзацу 6 пункта 1 статьи 391 НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

В силу части 2 статьи 3 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

В соответствии с абзацем 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие: исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, послужившего основанием для такого изменения; внесения изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, изменяющий кадастровую стоимость объекта недвижимости в сторону уменьшения; установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Правовая позиция по вопросу применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы по НДФЛ изложена в письме ФНС России от 03.03.2021 N БС-4-21/2663@.

Кроме того общий порядок применения измененной кадастровой стоимости для целей налогообложения содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 05.05.2021 N 309-ЭС20-21650.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 15.02.2019 N 10-П указал, что в силу статьи 19 Конституции Российской Федерации, во взаимосвязи со статьей 57 налогообложение должно быть основано на конституционном принципе равенства, который исключает придание налогам и сборам дискриминационного характера и возможность их различного применения. В налогообложении равенство понимается прежде всего как равномерность, нейтральность и справедливость налогообложения. Это означает, что одинаковые экономические результаты деятельности налогоплательщиков должны влечь одинаковое налоговое бремя и что принцип равенства налогового бремени нарушается в тех случаях, когда определенной категории налогоплательщиков предоставляются иные по сравнению с другими налогоплательщиками условия, хотя между ними нет существенных различий, которые оправдывали бы неравное правовое регулирование.

Таким образом, расчет налога на доходы физических лиц, произведенный налоговым органом в решении N 2021 от 20.11.2020, которым ФИО1 начислены НДФЛ в сумме 645924 рубля, штраф в размере 129185 рублей, исходя из неактуальной и завышенной кадастровой стоимости объектов, нельзя признать обоснованным, в связи с чем требование о его признании являются законными и подлежат удовлетворению.

Подлежат удовлетворению и требования административного истца о признании незаконным начисление пени по состоянию на 12.08.2021 в размере 38 851 рубль 08 копеек, поскольку как следует из скрин-шота личного кабинета налогоплательщика, пени в указанном размере рассчитаны по состоянию на 12.08.2021 на недоимку в размере 645924 рубля, исчисленную к уплате по решению налогового органа № 2021. Доказательств того, что указанная сумма пени складывается из сумм пеней, начисленных по иным налоговым обязательствам, административным ответчиком не представлено.

С учетом вышеприведенных норм права доводы административного ответчика о том, что новая кадастровая стоимость объекта применяется только со дня подачи заявления в суд об установлении кадастровой стоимости равной ее рыночной, что кадастровая стоимость применяется только для исчисления земельного налога и на правоотношения, связанные с выполнением обязанности об уплате НДФЛ не распространяется, что требования о признании незаконным начисления пени по состоянию на 12.08.2021 в размере 38 851 рубль 08 копеек заявлены необоснованно, отклоняются судебной коллегией как несостоятельные.

Давая оценку решению суда в части удовлетворения требований о признании незаконным и отмене решения ИФНС России по Центральному району г.Волгограда о начислении НДФЛ за 2020 год при продаже недвижимого имущества в размере 109 217 рублей судебная коллегия исходит из следующего.

Из материалов дела следует, что актом налоговой проверки № 2206 от 05.08.2021 установлено, что в действиях ФИО1 содержится состав налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ.

Решение по итогам налоговой проверки принято 20.09.2021, то есть после принятия обжалуемого решения суда.

В соответствии со статьей 138 Налогового кодекса РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Из разъяснений, изложенных в пункте 63 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении заявлений налогоплательщиков об оспаривании ненормативных правовых актов налоговых органов судам необходимо исходить из следующего.

Установление пунктом 5 статьи 101.2 НК РФ обязательной досудебной процедуры только в отношении обжалования решений о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решений об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения обусловлено тем обстоятельством, что все последующие ненормативные правовые акты (равно как и действия, направленные на взыскание налогов, пеней, штрафа) принимаются (совершаются) налоговыми органами исключительно во исполнение названных решений, то есть являют собой механизм их реализации.

Учитывая, что на момент обращения административного истца с требованиям о признании незаконным и отмене решения ИФНС России по Центральному району г.Волгограда о начислении НДФЛ за 2020 год в размере 109217 рублей налоговым органом решение не было принято, а акт налоговой проверки является лишь результатом фиксации процессуальных действий, не возлагает на налогоплательщика каких-либо обязанностей и права его не нарушает, требования о его незаконности и отмене удовлетворению не подлежат.

С учетом вышеприведенных норм права и обстоятельств дела судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене, с принятием нового решения о признании незаконным и отмене решения ИФНС России по Центральному району г.Волгограда № 2021 от 20.11.2020 о привлечении ФИО1 к ответственности за совершение налогового правонарушения; признании незаконным начисления пени по состоянию на 12.08.2021 г. в размере 38851 рубль 08 копеек; об отказе в удовлетворении требований о признании незаконным решения ИФНС России по Центральному району г.Волгограда о начислении НДФЛ за 2020 г. при продаже недвижимого имущества в размере 109 217 рублей.

Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда г. Волгограда от 16 сентября 2021г. отменить, принять новое решение.

Признать незаконным и отменить решение ИФНС России по Центральному району г.Волгограда № 2021 от 20 ноября 2020 г. о привлечении ФИО1 к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Признать незаконным начисление пени по состоянию на 12 августа 2021 г. в размере 38851 рубль 08 копеек.

В удовлетворении требований о признании незаконным решение ИФНС России по Центральному району г.Волгограда о начислении НДФЛ за 2020 г. при продаже недвижимого имущества в размере 109 217 рублей отказать.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий судья

Судьи