Судья Голованов С.В. дело № 33-13686/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«26» ноября 2015 года судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
Председательствующего: Колгановой В.М.,
судей: Марчукова А.В., Гулян Р.Ф.,
при секретаре: Булдаковой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГКУ «ЦСЗН по Серафимовичскому району Волгоградской области» о возложении обязанности по включению в сводный список для присвоения звания «Ветеран труда»,
по апелляционным жалобам ГКУ «ЦСЗН по Серафимовичскому району Волгоградской области» и комитета социальной защиты населения Волгоградской области,
на решение Серафимовичского районного суда Волгоградской области от 6 июля 2015 года, которым
был удовлетворен иск ФИО1.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Марчукова А.В., выслушав представителей комитета социальной защиты населения Волгоградской области по доверенностям ФИО2 и ФИО3, поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился с иском к ГКУ «ЦСЗН по Серафимовичскому району Волгоградской области» о возложении обязанности по включению в сводный список для присвоения звания «Ветеран труда».
В обоснование заявленных требований указал, что за долголетнюю и безупречную службу в государственной лесной охране Российской Федерации приказом № <...> от ДД.ММ.ГГГГ от имени Федеральной службы лесного хозяйства России был награжден нагрудным знаком «10 лет службы в государственной лесной охране Российской Федерации».
ДД.ММ.ГГГГ обратился в ГКУ «ЦСЗН по Серафимовичскому району Волгоградской области» с заявлением о включении в сводный список для присвоения звания «Ветеран труда», представив все необходимые документы.
Однако решением ГКУ «ЦСЗН по Серафимовичскому району Волгоградской области» от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в удовлетворения заявления, поскольку на дату награждения Федеральная служба лесного хозяйства России согласно Положению, утвержденному постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ <...>, находилась в подчинении Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ, и не имела полномочий на награждение работников ведомственными наградами. Кроме того, в положении о знаке за долголетнюю и безупречную службу в государственной лесной охране РФ, утвержденном приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> не указана принадлежность врученного нагрудного знака к ведомственным знакам отличия в труде.
Полагал, что отказ ГКУ «ЦСЗН по Серафимовичскому району Волгоградской области» является незаконным, нарушающим его права в области социального обеспечения.
На основании изложенного, просил признать незаконным решение ГКУ «ЦСЗН по Серафимовичскому району Волгоградской области» от ДД.ММ.ГГГГ, обязать ответчика включить его в список претендентов на присвоение звания «Ветеран труда» и направить ходатайство на присвоение звания в Комитет социальной защиты Волгоградской области, взыскать судебные расходы по оплате услуг представителя в размере <.......>.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционных жалобах ГКУ «ЦСЗН по Серафимовичскому району Волгоградской области» и комитет социальной защиты населения Волгоградской области оспаривают законность и обоснованность решения суда и просят его отменить, как постановленное с нарушением норм материального права. Полагают, что суд необоснованно пришел к выводу об удовлетворении иска, так как знак «10 лет службы в государственной лесной охране Российской Федерации» не является ведомственной наградой, при этом доказательств того, что награждение было произведено от имени Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ в материалы дела не представлено. Поскольку Федеральная служба лесного хозяйства России не является Федеральным органом исполнительной власти, она не вправе производить награждение своих сотрудников от имени государственного органа.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» № 5 – ФЗ от 12.01.1995 г., ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоверенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах»).
Постановлением главы Администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» было утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда».
Согласно ст. 1 Положения звание «Ветеран труда» присваивается:
а) награжденным орденами или медалями либо удостоенным почетных званий СССР, РФ, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
б) начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период ВОВ и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и не менее 35 лет для женщин.
Под ведомственными знаками отличия в труде в Федеральном законе «О ветеранах» № 5 – ФЗ от 12.01.1995 г., понимаются награды, в том числе почетные грамоты, дипломы, нагрудные и почетные знаки, звания почетных и заслуженных работников отрасли (ведомства), учрежденные за заслуги и достижения в труде органами государственной власти и иными государственными органами СССР, РСФСР, Российской Федерации, центральными органами общественных объединений и организаций СССР, РСФСР, Российской Федерации, участвующими (участвовавшими) в осуществлении государственных (ведомственных) функций.
Основанием для подтверждения факта награждения ведомственными наградами, почетными ведомственными званиями, почетными грамотами являются: указы высших органов государственной власти, постановления, решения, приказы о награждении государственных органов и организаций, наградные листы, список лиц, награжденных ведомственными наградами.
Таким образом, нормы права, относя к числу ветеранов труда лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде (п.п. 2 п. 1 ст. 7), и предоставляя субъектам Российской Федерации право определять порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» (п. 4 ст. 7), направлены на учет трудовых заслуг граждан перед обществом и государством с целью обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки.
Постановлением Совета Министров СССР от 22 марта 1950 г. № 1181 было утверждено Положение о государственной лесной охране СССР.
В соответствии с п. 6 данного Положения, общее руководство государственной лесной охраной СССР осуществляется Государственным комитетом СССР по лесному хозяйству через управления лесного хозяйства областей, краев, министерства (управления) лесного хозяйства автономных республик, министерства и другие органы лесного хозяйства союзных республик. Разработка мероприятий по охране лесов, а также контроль за осуществлением этих мероприятий и деятельностью государственной лесной охраны СССР проводятся Управлением охраны и защиты леса Государственного комитета СССР по лесному хозяйству.
В соответствии с п.п. «е» п. 35 Положения к работникам государственной лесной охраны за образцовую работу, успехи в социалистическом соревновании, проявление инициативы, находчивости и самоотверженности в борьбе с лесонарушениями и лесными пожарами применяются поощрения в виде награждения нагрудными значками.
В силу п. 38 вышеуказанного Положения, лица, проработавшие в государственной лесной охране непрерывно и безупречно 10 и более лет, награждаются нагрудным значком установленного образца отдельно за 10, 20, 30 и более лет в порядке, определяемом Государственным комитетом СССР по лесному хозяйству.
Приказом Министра лесного хозяйства РСФСР № 111 от 18.03.1966 г. «О предоставлении министрам лесного хозяйства АССР и начальникам управлений лесного хозяйства права награждать значком «За долголетнюю и безупречную службу в государственной лесной охране работников лесной охраны подведомственных предприятий и организаций», право награждать от имени Министерства лесного хозяйства РСФСР наградным значком «За долголетнюю и безупречную службу в государственной лесной охране» было предоставлено начальникам управлений лесного хозяйства.
Приказом Государственного комитета лесного хозяйства Совета Министров СССР от 22.05.1967 г. № 99 было утверждено Положение о значке за долголетнюю и безупречную службу в государственной лесной охране.
Данное Положение утратило силу в связи изданием приказа Федеральной службы лесного хозяйства России от 4.06.1993 г. № 144 «Об утверждении положения о значке за долголетнюю и безупречную службу в государственной лесной охране Российской Федерации».
Согласно п. 1 Положения о значке за долголетнюю и безупречную службу в государственной лесной охране Российской Федерации (приложение № 1 к приказу Федеральной службы лесного хозяйства России от 4.06.1993 г. № 144), в соответствии с Положением о государственной лесной охране Российской Федерации лица, прослужившие в государственной лесной охране России непрерывно и безупречно десять и более лет награждаются нагрудными значками за долголетнюю и безупречную службу в государственной лесной охране за 10,20, 30 и более лет.
Согласно п. 2.2 Положения о значке - награждение работников государственной лесной охраны Российской Федерации значками за долголетнюю и безупречную службу производится органами управления лесами республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, учреждениями, организациями непосредственного подчинения Федеральной службы - работников государственной лесной охраны подведомственных лесхозов, авиабаз и работников органов управления лесами.
При этом, в соответствии с п. 1 положения о Федеральной службе лесного хозяйства, утвержденным постановлением Правительства РФ от 5.07.1994 г. № 808 «Об утверждении положения о Федеральной службе лесного хозяйства России», Федеральная служба лесного хозяйства России является Федеральным органом исполнительной власти по управлению лесным хозяйством на территории Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование и государственный контроль в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов и в соответствии со структурой Федеральных органов исполнительной власти по состоянию на 1996 г. находилось в подчинении Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ.
Из Письма Рослесхоза от 11.02.1998 г. № ДО-1-17-5/35 «О порядке награждения ведомственным знаком отличия в труде» следует, что нагрудный знак «10 лет службы в государственной лесной охране СССР» до 1966 г. присуждался приказами Министерства лесного хозяйства РСФСР, а с 1966 года право награждения нагрудным знаком за долголетнюю и безупречную службу в гослесоохране от имени Минлесхоза РСФСР было предоставлено областным управлениям лесного хозяйства (приказ Минлесхоза РСФСР от 18 марта 1966 г. № 111).
Таким образом, юридически значимым обстоятельством для разрешения возникшего спора является подтверждение факта награждения работника соответствующим нагрудным знаком от имени Федерального органа исполнительной власти.
Как следует из копии удостоверения, а также записи в трудовой книжке истца, приказом начальника Волгоградского управления лесами от ДД.ММ.ГГГГ№ <...>, от имени Федеральной службы лесного хозяйства России, за долголетнюю и безупречную службу в государственной лесной охране Российской Федерации ФИО1 был награжден знаком «10 лет службы в государственной лесной охране Российской Федерации».
Таким образом, награждение истца было произведено Федеральной службой лесного хозяйства России в лице Волгоградского управления лесами в соответствии с действовавшим на момент награждения законодательством и в пределах предоставленных ему полномочий.
Однако решением ГКУ «ЦСЗН по Серафимовичскому району Волгоградской области» от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления истца о включении его в сводный список для присвоения звания «Ветеран труда», было отказано.
Принимая во внимание, что нагрудный знак «10 лет службы в государственной лесной охране Российской Федерации», выданный ФИО1 на основании приказа начальника Волгоградского управления лесами от ДД.ММ.ГГГГ№ <...>, является ведомственной наградой, врученной от имени Федерального органа исполнительной власти и в рамках предоставленных ему полномочий, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истец вправе требовать присвоения звания ему «Ветеран труда».
Основания, по которым руководствуясь положениями ст. 98 ГПК РФ суд пришел к выводу о взыскании в пользу истца понесенных им судебных расходов, приведены в решении суда и по мнению судебной коллегии являются правильными.
Довод апелляционных жалоб о том, что нагрудный знак «10 лет службы в государственной лесной охране Российской Федерации» не является ведомственной наградой, поскольку истцом не представлено доказательств его награждения от имени Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ, является несостоятельным, поскольку как указано ранее, награждение истца произведено Федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий.
Таким образом, сам по себе факт нахождения Федеральной службы лесного хозяйства России в подчинении Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ при наличии полномочий на награждение своих сотрудников ведомственными знаками отличия в труде от имени министерства, не свидетельствует о незаконности заявленных требований.
Иные доводы апелляционных жалоб также являются необоснованными и не опровергают выводов суда.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствие с требованиями процессуальных норм. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом также допущено не было.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционных жалоб, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Серафимовичского районного суда Волгоградской области от 6 июля 2015 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы ГКУ «ЦСЗН по Серафимовичскому району Волгоградской области» и комитета социальной защиты населения Волгоградской области, без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Верно:
Судья Волгоградского
Областного суда А.В. Марчуков
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>