НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Волгоградского областного суда (Волгоградская область) от 25.04.2022 № 2-5670/2021

судья Коротенко Д.И. дело № 33-3093/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Волгоград 25 апреля 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе

председательствующего Станковой Е.А.,

судей Ждановой С.В., Марчукова А.В.,

при помощнике судьи Григорьевой О.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5670/2021 по иску прокурора г.Волгограда, действующего в интересах ФИО1, к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области (далее - Пенсионный фонд) о перерасчёте пенсии, возложении обязанности произвести доплату,

по апелляционному представлению прокурора и апелляционной жалобе ФИО1

на решение Центрального районного суда г.Волгограда от 9 ноября 2021 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи областного суда Ждановой С.В. об обстоятельствах дела, пояснения прокурора отдела прокуратуры Волгоградской области Бережнова А.И., истца ФИО1, поддержавших доводы апелляционных представления и жалобы, возражения на апелляционные представление и жалобу представителя Пенсионного фонда ФИО2, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда,

установила:

прокурор, действуя в интересах ФИО1, обратился в суд с иском к Пенсионному фонду, в котором с учётом уточнённых требований (т.2 л.д.143-144) просил возложить на ответчика обязанность произвести расчёт пенсии ФИО1 за период с 13 ноября 2011 года по 30 апреля 2018 год включительно с учётом включения в страховой стаж времени получения ею пособия по безработице с 12 января по 4 мая 2000 года, а также за период с 13 ноября 2011 года по день расчёта с учётом включения в страховой стаж времени нетрудоспособности с 26 марта по 8 апреля 1998 год включительно в период получения пособия по безработице, и времени получения стипендии при прохождении профессиональной подготовки по направлению органов занятости с 5 мая по 28 июля 1999 года включительно; произвести доплату разницы между рассчитанным во исполнение решения суда размером страховой пенсии по старости ФИО1 и фактически выплаченной суммой пенсии за период с 13 ноября 2011 года по день расчёта.

В обоснование требований истец указал, что прокуратурой г.Волгограда проведена проверка доводов обращения ФИО1 о нарушении пенсионных прав, в ходе которой установлено следующее. ФИО1 с 13 ноября 2011 года является получателем страховой пенсии по старости, размер которой при её назначении составил 7594 рубля 55 копеек. В связи со сменой места жительства ФИО1, её пенсионное дело было передано в пенсионный орган по месту её жительства. Размер пенсии при передаче пенсионного дела составлял 12711 рублей 57 копеек. На основании решения Пенсионного органа от 24 января 2020 года, в связи с обнаружением ошибки, допущенной при установлении пенсии, размер пенсии ФИО1 уменьшился и составил с 13 ноября 2011 года – 7588 рублей 25 копеек, с 1 мая 2018 года - 12503 рубля. Указанное явилось следствием исключения пенсионным органом периода работы истца в ООО «Форест» с 5 мая по 30 ноября 2000 года, невключение сумм пособия по безработице за период с 12 января по 4 мая 2000 года, невключение периода временной нетрудоспособности с 26 марта по 8 апреля 1998 года, периода обучения истца по направлению органов занятости с 5 мая по 28 июля 1999 года, а также перерасчёта и корректировки страховой пенсии с даты её назначения, в связи с некорректным заполнением сведений по заработной плате ФИО1 в 1985 году её работодателем ОАО «ГНПП «Регион».

Судом принято решение об отказе в удовлетворении иска, с которым не согласились прокурор и ФИО1, подав на него апелляционное представление и апелляционную жалобу, соответственно.

В апелляционном представлении прокурор просит решение отменить, принять новое решение об удовлетворении иска. Указывает на то, что в решении судом не дана оценка действиям пенсионного органа по самовольному удержанию излишне выплаченной ФИО1 пенсии в период с 13 ноября 2011 года по 30 апреля 2018 год, при отсутствии её виновных действий и наличии ошибки пенсионного органа в расчёте пенсии. Полагает, что судом дана неверная оценка действиям пенсионного органа по невключению в страховой стаж ФИО1 периода временной нетрудоспособности с 26 марта по 8 апреля 1998 года и периода обучения по направлению органов занятости населения с 5 мая по 28 июля 1999 год.

Относительно апелляционного представления Пенсионным фондом поданы возражения.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, принять новое решение об удовлетворении иска прокурора.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) и возражениях на неё, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.

С 1 января 2002 года пенсионное обеспечение граждан осуществлялось в соответствии с нормами Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 173-ФЗ), в целях реализации которого введено понятие - трудовая пенсия, а с 1 января 2015 года - согласно нормам Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон № 400-ФЗ) - страховая пенсия (страховой стаж).

С 13 ноября 2011 года ФИО1 назначена трудовая пенсия по старости в соответствии со статьёй 7 Федерального закона № 173-ФЗ.

Размер пенсии, установленный ФИО1 УПФР в Тракторозаводском районе г.Волгограда на 13 ноября 2011 года, составлял 7 594 рубля 55 копеек (в том числе 3 950 рублей 76 копеек базовая часть пенсии + 3 643 рубля 79 копеек - страховая часть пенсии). При этом продолжительность страхового стажа составляла 21 год 1 месяц 21 день (без учёта периода получения пособия по безработице с 12 января по 31 марта 2000 года), соотношение заработков при исчислении расчётного размера пенсии применялось в размере 1,007.

По нормам Федерального закона № 173-ФЗ при определении размера трудовой пенсии учитываются суммы страховых взносов, начисленных (уплаченных) работодателем в Пенсионный фонд РФ за застрахованное лицо с 1 января 2002 года (при наличии факта работы после 1 января 2002) и пенсионные права в денежном выражении до этой даты, преобразованные в расчётный пенсионный капитал согласно статье 30 Федерального закона № 173-ФЗ, и зависящие от стажа и заработной платы конкретного лица. При этом периоды работы, осуществляемой после 1 января 2002 года, не подлежат зачёту в трудовой стаж. Данное обстоятельство связано с тем, что после указанной даты при определении размера страховой пенсии во внимание принимается сумма страховых взносов, перечисленных за застрахованное лицо в Пенсионный фонд РФ в течение всего периода, предшествующего назначению пенсии.

В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ на 1 января 2002 года стаж для конвертации пенсионных прав застрахованного лица составлял 21 год 4 месяца 10 дней (с учётом периода с 12 января по 31 марта 2000 года). Коэффициент по стажу составил величину 0,56, который рассчитывается следующим образом: 0,55 (требуемый стаж в месяцах, для женщин 20 лет) + 0,01 (повышение за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемой продолжительности). В случае продолжения работы после 1 января 2002 года коэффициент по стажу увеличению не подлежит.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона № 400-ФЗ для лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2014 года установлена трудовая пенсия по старости в соответствии с Федеральным законом № 173-ФЗ величина индивидуального пенсионного коэффициента (ИПКс) за периоды до 1 января 2015 года определяется на основании документов выплатного дела исходя из размера установленной им трудовой пенсии по старости (без учёта фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), делённого на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015 года. В соответствии с пунктом 10 статьи 15 Федерального закона № 400-ФЗ стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015 года, равна 64 рублям 10 копейкам.

Новеллой нового пенсионного законодательства являются нормы пункта 12 статьи 15 Федерального закона № 400-ФЗ, согласно которой пенсионные баллы начисляются за отдельные не страховые периоды, в их числе периоды ухода за детьми до достижения ими возраста 1,5 лет (но не более 6 лет в общей сложности). При этом в соответствии с частью 13 статьи 15 Федерального закона № 400-ФЗ в случае, если периоды ухода, указанные в пунктах 1 - 3 части 12 статьи 15 Федерального закона № 400-ФЗ, совпадают по времени, коэффициент за полный календарный год указанных периодов определяется как сумма коэффициентов, предусмотренных пунктами 1 - 3 части 12 статьи 15 Федерального закона № 400-ФЗ соответственно.

За полный календарный год периодов ухода за детьми применяются следующие коэффициенты: 1,8 пенсионных коэффициента - период ухода за первым ребёнком до 1,5 лет; 3,6 коэффициента - период ухода за вторым ребёнком до 1,5 лет; 5,4 коэффициента - период ухода за третьим и четвертым ребёнком до достижения каждым из них 1,5 лет.

По заявлению ФИО1 от 24 августа 2017 года № 668142/17 о перерасчёте пенсии с 1 сентября 2017 года произведён перерасчёт пенсии с учётом нестраховых периодов (уход за ребёнком ДД.ММ.ГГГГ года рождения до достижения им возраста 1,5 лет). При этом произведена замена периода работы, совпадающего по времени с периодами ухода за ребёнком, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до достижения им возраста полутора лет. Стаж работы составил 19 лет 10 месяцев 10 дней (238,333 месяца). Коэффициент по стажу составил величину 0,546 (0,55 х 238,333 (фактический стаж в месяцах) : 240 (требуемый стаж в месяцах, для женщин 20 лет); процент валоризации составил 20 % (10% за 10 полных лет стажа до 1 января 1991 года (период работы, совпадающий с периодом ухода за ребёнком, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до достижения им возраста полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ года по 31 декабря 1990 = 00.04.26 исключён из подсчёта страхового стажа) + 10 % (сумма валоризации, составляющая 10 % величины расчётного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьёй 30 Федерального закона № 173-ФЗ). За периоды ухода за ребёнком до достижения ими возраста 1,5 лет установлено 2,7 балла (1,8 (коэффициент за 1 полный год ухода за одним ребёнком х 540 дней (количество дней ухода) : 360).

Таким образом, размер пенсии определён по наиболее выгодному варианту с учётом замены периода работы периодом ухода за ребёнком.

В соответствии со статьёй 11 Федерального закона № 173-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности засчитываются периоды получения пособия по безработице, в этой связи, на основании справок органов службы занятости периоды получения пособия по безработице с 13 по 25 марта 1998 года (13 дней), с 9 апреля по 11 мая 1998 года (1 месяц 3 дня), а также с 12 мая 1998 года по 26 марта 1999 год (10 месяцев 15 дней) учтены в полном объёме.

В связи с вынесением в адрес ОПФР по Волгоградской области представления прокуратуры от 11 января 2021 года № 7-28-2021 территориальным органом ПФР были приняты распоряжения о перерасчёте пенсии ФИО1 от 18 февраля 2021 года в связи с включением в страховой стаж периода получения пособия по безработице с 12 января по 31 марта 2000 года (00 лет 02 месяца 20 дней) с возвратом на дату назначения - 13 ноября 2011 года.

Однако, поскольку трудовой стаж ФИО1 составлял 21 год 1 месяц 21 день, то включение в стаж периода получения пособия по безработице, составляющего по продолжительности 2 месяца 20 дней (т.е. менее одного полного календарного года) за период с 13 ноября 2011 года по 31 августа 2017 год не повлияло на размер исчисляемой пенсии.

Ниже приводится расчёт размера пенсии на 13 ноября 2011 года в связи с включением в страховой стаж периода с 12 января по 31 марта 2000 года и применением верного соотношения коэффициента по заработной плате в размере 0,993: 3 950 рублей 76 копеек - базовая часть пенсии с учётом нетрудоспособного члена семьи; 2 039 рублей 38 копеек - часть пенсии, исчисленная из пенсионного капитала на 1 января 2002 года: (((0,56*0,993*1671)-450)/240)* 4,255734….. коэффициенты индексации в соответствии с постановлениями Правительства РФ за 2002-2011 годы: 0,56 - коэффициент по стажу при полном стаже 20 лет - 0,55 + 0,01 за каждый полный год сверх требуемой продолжительности; 0,993 - соотношение заработков; 1 671 рубль среднемесячная заработная плата за 3 квартал 2001 года; 450 базовая часть трудовой пенсии; 240 количество месяцев при полном стаже 20 лет для женщин; 4,255734…..суммарный коэффициент индексации пенсии за период с 1 января 2020 года по 13 ноября 2011 года.

407 рублей 87 копеек - сумма увеличения за счёт валоризации с учётом индексации (2 039 рублей 38 копеек * 20 %).

1 190 рублей 26 копеек - сумма пенсии, исчисленная с учётом сумм страховых взносов за период с 2002 по 2011 годы.

Размер пенсии на дату назначения составил 7588 рублей 25 копеек, вместо ранее установленного размера 7 594 рубля 55 копеек (уменьшение на 6 рублей 30 копеек).

Размер пенсии в результате перерасчёта с 1 сентября по 31 декабря 2017 год составил 12 195 рублей 40 копеек, с 1 января по 30 апреля 2018 года - 12 646 рублей 87 копеек.

Размер пенсии с учётом коэффициента по заработной плате 1,007 и периода работы с 12 января по 31 марта 2000 года за период с 1 сентября по 31 декабря 2017 года составил 12 257 рублей 79 копеек, с 1 января по 30 апреля 2018 года - 12 711 рублей 57 копеек.

Поскольку на размер пенсии, включённый в подсчёт стажа, период получения пособия по безработице с 12 января по 31 марта 2000 года за период с 13 ноября 2011 года по 31 августа 2017 года (до перерасчёта пенсии с учётом замены периода ухода за ребенком пенсионными баллами) не повлиял по указанным выше основаниям, оснований для перерасчёта размера пенсии за период с 13 ноября 2011 года по 31 августа 2017 год не имеется.

При этом, поскольку после 1 сентября 2017 года и до 30 апреля 2018 года ФИО1 не была произведена доплата пенсии с учётом включения в страховой стаж времени получения ею пособия по безработице с 12 января по 31 марта 2000 года, судебная коллегия приходит к выводу о возложении обязанности на ответчика произвести эту доплату.

Исковые требования прокурора о перерасчёте пенсии по дату - на 4 мая 2000 года не подлежат удовлетворению, поскольку согласно справке ГКУ ЦЗН г.Волгограда от 29 декабря 2020 года ФИО1 имела периоды, засчитываемые в страховой стаж: с 12 января по 31 марта 2000 года (т.2 л.д.138).

Разрешая заявленные требования в части включения в страховой стаж ФИО1 спорных периодов с 26 марта по 8 апреля 1998 года (13 дней) – период временной нетрудоспособности, с 5 мая по 28 июля 1999 года (2 месяца 24 дня) - период получения стипендии во время профессиональной подготовки, а всего 3 месяца 7 дней и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что в эти периоды пособие по безработице истцу не выплачивалось.

Судебная коллегия с указанными выводами не соглашается, исходя из следующего.

В соответствии со статьёй 11 Федерального закона № 173-ФЗ, статьёй 12 Федерального закона № 400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности засчитывается период получения пособия по безработице.

Статьёй 31 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон № 1032-1), в редакции, действующей по состоянию на март - апрель 1998 года, предусмотрено, что пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

В статье 28 Закона № 1032-1 гарантировалась выплата пособия по безработице (абзац 2 пункта 1), а также оплата в размере причитающегося пособия по безработице (стипендии) за счёт средств фонда занятости периода временной нетрудоспособности гражданам, потерявшим работу и заработок в течение 12 месяцев, предшествовавших официальному признанию их безработными, но не свыше 30 календарных дней в течение 12-месячного периода безработицы или всего периода обучения по направлению органов службы занятости (абзац 6 пункта 1).

При этом оплата временной нетрудоспособности не являлась в силу статьи 35 Закона № 1032-1 основанием для прекращения или приостановления выплаты пособия, а фактически являлась его заменой.

Более того, в силу части 2 статьи 28 Закона № 1032-1 период временной нетрудоспособности, а также время в течение которого безработный получал пособие, стипендию не прерывает трудового стажа и засчитывается в общий трудовой стаж.

Вместе с тем, до наступления спорного по настоящему гражданскому делу периода постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 16 декабря 1997 года № 20-П «По делу о проверке конституционности положения абзаца шестого пункта 1 статьи 28 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года «О занятости населения в Российской Федерации» в редакции от 20 апреля 1996 года» положения абзаца 6 пункта 1 статьи 28 признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации (соответственно, с указанного периода времени не подлежали применению), в связи с чем Федеральным законом от 30 апреля 1999 года № 85-ФЗ в Закон № 1032-1 внесены изменения.

В действующей редакции статья 28 Закона № 1032-1 предусматривает, что государство гарантирует безработным выплату пособия по безработице, в том числе, в период временной нетрудоспособности безработного (абзац 2 пункта 1).

Более того, пунктом 60 Правил, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам, утверждённым приказом Минтруда России от 22 февраля 2019 года № 116н, предусмотрено, что безработным гражданам в период временной нетрудоспособности выплачивается пособие по безработице, за исключением случаев, когда временная нетрудоспособность наступила в период невыплаты пособия по безработице, в том числе приостановки выплаты пособия по безработице по основаниям, предусмотренным пунктом 3 статьи 35 Закона № 1032-1.

Исходя из анализа приведённых выше норм, следует, что в случае наступления нетрудоспособности в период выплаты пособия по безработице, данный период подлежит зачёту в страховой стаж в соответствии с нормами пенсионного законодательства. Иное толкование указанной нормы ставило бы в неравное положение работающих граждан и граждан, которые добросовестно используют свои права по поиску работы и которым государство предоставляет при этом определённые гарантии, в том числе, в сфере социального и пенсионного обеспечения.

По тем же основаниями подлежат зачёту в страховой стаж период прохождения ФИО1 обучения по направлению органов занятости.

При этом судебная коллегия учитывает, что в соответствие со справкой центра занятости населения от 2 августа 1999 года периоды получения стипендии во время профессиональной подготовки с 5 мая по 28 июля 1999 год и период временной нетрудоспособности с 26 марта по 8 апреля 1998 год засчитаны ФИО1 в общий трудовой стаж на основании пункта 2 статьи 28 Закона № 1032, с учётом чего, общее время, засчитываемое с трудовой стаж за время безработицы, составило 1 год 3 месяца 9 дней (т.1 л.д.84, 85).

Как следует из материалов дела, продолжительность страхового стажа ФИО1 на 1 января 2002 год в период с 13 ноября 2011 года по 31 августа 2017 год составляла 21 год 4 месяца 10 дней. При включении в страховой стаж спорных периодов продолжительность страхового стажа составит 21 год 7 месяцев 17 дней.

Таким образом, за период с 13 ноября 2011 года по 30 августа 2017 года включение спорных периодов с 26 марта по 8 апреля 1998 года и с 5 мая по 28 июля 1999 год в страховой стаж ФИО1 не повлечёт изменения (увеличения) размера пенсии, поскольку количество полных лет стажа, учитываемого при определении размера пенсии, до 1 сентября 2017 года не изменилось - 21 год 7 месяцев 17 дней (было 21 год 4 месяца 10 дней). Размер пенсии на дату назначения составит 7588 рублей 25 копеек.

Однако после 1 сентября 2017 года с учётом замены периода работы периодом ухода за ребенком до 1,5 лет, который совпадает с периодом работы, продолжительность стажа, учитываемая при определении размера пенсии (с учётом спорных периодов (с 26 марта по 8 апреля 1998 года и с 5 мая по 28 июля 1999 год) составит 20 лет 1 месяц 17 дней, (ранее 19 лет 10 месяцев 10 дней).

Поскольку общее количество страхового стажа в результате перерасчёта размера пенсии, произведённого с 1 сентября 2017 года, составляло менее 20 лет, то включение спорных периодов в страховой стаж приведёт к увеличению продолжительности страхового стажа на 1 января 2002 года до полных 20 лет, соответственно приведёт к увеличению размера страховой пенсии только с 1 сентября 2017 года.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора о возложении на пенсионный орган обязанности произвести расчёт и доплату пенсии ФИО1 только период с 1 сентября 2017 года по день расчёта - 30 апреля 2018 года с учётом включения в страховой стаж времени нетрудоспособности и получения стипендии при прохождении профессиональной подготовки по направлению органов занятости, и об отказе в удовлетворении исковых требований о перерасчёте пенсии с 13 ноября 2011 года по 31 августа 2017 год.

Доводы Пенсионного фонда о невозможности произвести указанную выше доплату к пенсии ФИО1, ввиду переплаты пенсионным органом сумм пенсии ранее, являются несостоятельными.

Порядок выявления и устранения ошибок, влекущих выплату пенсии в повышенном размере определён статьей 28 Федерального закона № 400-ФЗ, частью 4 которой установлено, что в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчёте размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом частью 5 указанной статьи предусмотрено, что излишне выплаченные пенсионеру суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии определяются за период, в течение которого выплата указанных сумм производилась пенсионеру неправомерно, в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения.

Соответствующий порядок определён приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 ноября 2014 года № 885н «Об утверждении Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии». Пункты 100 - 104 указанных Правил регламентируют порядок расчёта сроков, в течение которых имела место выплата пенсии в завышенном размере.

Порядок удержания из пенсии установлен статьёй 29 Федерального закона № 400-ФЗ, в соответствии с которой удержания из страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, производятся на основании: 1) исполнительных документов; 2) решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям (с учётом повышений фиксированных выплат к страховым пенсиям), излишне выплаченных пенсионеру в связи с нарушением положений части 5 статьи 26 Федерального закона № 400-ФЗ; 3) решений судов о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат страховым пенсиям (с учётом повышений фиксированных выплат к страховым пенсиям) вследствие злоупотреблений со стороны пенсионера, установленных в судебном порядке.

Исходя из смысла приведённых правовых актов, излишне выплаченные пенсионеру суммы пенсии могут быть удержаны пенсионным органом только в случае наличия виновных действий пенсионера, выразившихся в непредставлении своевременно сведений о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии.

В иных случаях взыскание излишне выплаченной пенсии возможно только на основании решения суда в соответствии с нормами гражданского законодательства (неосновательное обогащение).

Поскольку в материалы дела не представлены соответствующие документы об удержании из пенсии ФИО1 излишне выплаченных сумм, у пенсионного органа отсутствуют основания для их удержания.

При указанных обстоятельствах решение Центрального районного суда г.Волгограда от 9 ноября 2021 года нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении исковых требований прокурора частично.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

определила:

решение Центрального районного суда г.Волгограда от 9 ноября 2021 года отменить, исковые требования прокурора г.Волгограда, действующего в интересах ФИО1, к государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области о перерасчёте пенсии, возложении обязанности произвести доплату, удовлетворить частично.

Возложить на государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области обязанность произвести расчёт пенсии ФИО1 за период с 1 сентября 2017 года по 30 апреля 2018 год включительно с учётом включения в страховой стаж времени получения ею пособия по безработице с 12 января по 31 марта 2000 года, а также за период с 1 сентября 2017 года по день расчёта с учётом включения в страховой стаж времени нетрудоспособности с 26 марта по 8 апреля 1998 год включительно в период получения пособия по безработице, и времени получения стипендии при прохождении профессиональной подготовки по направлению органов занятости с 5 мая по 28 июля 1999 года включительно; произвести доплату разницы между рассчитанным во исполнение настоящего решения суда размером страховой пенсии по старости ФИО1 и фактически выплаченной суммой пенсии за период с 1 сентября 2017 года по день расчёта.

В удовлетворении остальной части исковых требований прокурора г.Волгограда отказать.

Председательствующий

Судьи