НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Волгоградского областного суда (Волгоградская область) от 25.02.2016 № 33-3270/2016

Судья Захаров Р.П. Дело № <...>

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

<адрес> 25 февраля 2016 года

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Колгановой В.М.,

судей Гулян Р.Ф., Сукачева Д.Ю.,

при секретаре Давыдове Д.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по иску б к администрации Новоаннинского муниципального района <адрес> о взыскании суммы недоплаченной пенсии за выслугу лет, расчете суммы недоплаченной пенсии на момент вынесения решения суда, понуждении администрации Новоаннинского муниципального района <адрес> выплачивать пенсию за выслугу лет с учетом индексации должностных окладов муниципального служащего, взыскании судебных расходов, связанных с оплатой государственной пошлины,

по апелляционной жалобе истца б,

на решение Новоаннинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:

В удовлетворении искового заявления б к администрации Новоаннинского муниципального района <адрес> о взыскании суммы недоплаченной пенсии за выслугу лет, расчете суммы недоплаченной пенсии на момент вынесения решения суда, понуждении администрации Новоаннинского муниципального района <адрес> выплачивать пенсию за выслугу лет с учетом индексации должностных окладов муниципального служащего, взыскании судебных расходов, связанных с оплатой государственной пошлины – отказать.

Заслушав доклад судьи Гулян Р.Ф., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

б обратилась в суд с иском к администрации Новоаннинского муниципального района <адрес> о взыскании суммы недоплаченной пенсии за выслугу лет, расчете суммы недоплаченной пенсии на момент вынесения решения суда, понуждении администрации Новоаннинского муниципального района <адрес> выплачивать пенсию за выслугу лет с учетом индексации должностных окладов муниципального служащего, взыскании судебных расходов, связанных с оплатой государственной пошлины.

В обоснование заявленных требований указала, что решением Новоаннинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ей была назначена пенсия за выслугу лет как лицу, замещавшему должности муниципальной службы в администрации Новоаннинского муниципального района <адрес> с момента подачи заявления в администрацию района, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. В начале ДД.ММ.ГГГГ года, когда решение <.......> коп. Индексация назначенной пенсии за выслугу лет не производилась.

Утверждая, что действия ответчика приводят к нарушению её прав, уточнив требования, просила суд взыскать с администрации Новоаннинского муниципального района <адрес> сумму недоплаченной пенсии за выслугу лет в размере <.......> коп., рассчитать сумму недоплаченной ей пенсии на момент вынесения судом решения; <.......>, связанные с оплатой государственной пошлины.

Суд постановил указанное выше решение.

Не согласившись с постановленным судом решением, истец б, обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права и вынести новое решение.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции в судебное заседание не явились, доказательств уважительности причин неявки не представили, в связи с чем на основании статьи 167 ГПК РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с пунктами «ж» и «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

Пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищённости гражданских служащих (как федеральных, так и субъектов Российской Федерации) им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.

Такой федеральный закон до настоящего времени не принят, в связи с чем условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счёт средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объёме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23). В силу части 2 статьи 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.

Приведённые нормативные положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» направлены на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путём введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих. По существу, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, но не обязательно во всём тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.

Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. Пункт 5 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривает, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций. В данном случае основания возникновения права на пенсионное обеспечение за выслугу лет государственных гражданских служащих <адрес> и лиц, замещавших государственные должности <адрес>, а также порядок назначения пенсии за выслугу лет и определения её размера урегулированы принятым <адрес> Думой <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ <...>-ОД «О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственную должность <адрес> (главы администрации <адрес>), лиц, замещавших государственные должности <адрес> и должности государственной гражданской службы <адрес>».

Согласно статье 4 этого закона финансирование пенсии за выслугу лет поименованных выше лиц производится за счёт средств областного бюджета. Статьёй <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ <...>-ОД «О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственную должность <адрес> (главы администрации <адрес>), лиц, замещавших государственные должности <адрес> и должности государственной гражданской службы <адрес>» предусмотрено, что лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы <адрес>, пенсия за выслугу лет устанавливается при наличии стажа государственной службы, установленного пунктом 3 статьи 5 данного закона (не менее 15 лет), в размере 30 процентов среднемесячного денежного содержания государственного гражданского служащего <адрес>. За каждый полный год стажа государственной гражданской службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 процента ежемесячного денежного содержания государственного гражданского служащего <адрес>. При этом пенсия не может превышать 60 процентов среднемесячного денежного содержания государственного гражданского служащего <адрес> и составлять более 2,6 должностного оклада (в редакции законов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ <...>-ОД, от ДД.ММ.ГГГГ№ <...>-ОД, от ДД.ММ.ГГГГ№ <...>-ОД).

Особенности организации муниципальной службы в <.......> лет муниципальным служащим осуществляется за счёт средств местных бюджетов.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 53 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.

Статьёй 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счёт собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета. Из приведённых законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счёт средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования.

В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Вопросы пенсионного обеспечения муниципальных служащих <.......> самоуправления.

Финансирование пенсий за выслугу лет муниципальным служащим осуществляется за счет средств местных бюджетов.

В соответствии со ст. <адрес>ной <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> «О Положении о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Новоаннинского муниципального района <адрес>», пенсия за выслугу лет устанавливается в виде ежемесячной дополнительной выплаты к пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» или Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», по достижении возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин независимо от возраста, в котором лица, указанные в пункте 2 статьи 3 настоящего Закона, были уволены с муниципальной службы <адрес> или освобождены от муниципальных должностей.

В случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 32 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», либо при назначении трудовой пенсии по инвалидности при условии, что инвалидность наступила вследствие заболевания в период прохождения муниципальной службы, пенсия за выслугу лет назначается со дня назначения трудовой пенсии.

Таким образом, предусмотренное Положением право муниципального служащего на пенсию за выслугу лет в виде ежемесячной доплаты к государственной пенсии является дополнительной гарантией, установленной органом местного самоуправления за счет средств бюджета Новоаннинского муниципального района.

Путем принятия указанного нормативного акта администрация района и <адрес> реализовали свое право, предусмотренное статьями 31 и 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, самостоятельного определения направлений расходования средств муниципального бюджета и исполнения расходных обязательств за счет доходов местного бюджета, исходя из возможностей бюджета и с учетом требований пункта 4 статьи 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счёт собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учётом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий. <адрес> Дума правомочна была устанавливать правовое регулирование порядка и условий назначения пенсии за выслугу лет.

Из материалов дела следует, что истец б с ДД.ММ.ГГГГ является получателем пенсии за выслугу лет лиц, замещавших <.......>

Статьей 6 «Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Новоаннинского муниципального района <адрес>», <.......>» и «О занятости населения в Российской Федерации».

За каждый полный год стажа муниципальной службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 процента ежемесячного денежного содержания муниципального служащего.

Размер пенсии за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы <.......> рублей.

При определении размера пенсии за выслугу лет в порядке, установленном пунктом 1 настоящей статьи, не учитываются суммы фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости (фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности), приходящиеся на нетрудоспособных членов семьи и на увеличение указанного фиксированного базового размера в связи с достижением возраста 80 лет или наличием инвалидности I группы, размер доли страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» исходя из расчетного пенсионного капитала, сформированного за счет общей суммы страховых взносов, поступивших за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации после назначения пенсии за выслугу лет за период не менее 12 полных месяцев работы и (или) иной деятельности, включая суммы ее увеличения в связи с индексацией (дополнительным увеличением) и перерасчетом (корректировкой) в соответствии с пунктом 6 статьи 17 и статьей 17.1 указанного Федерального закона, а также суммы, полагающиеся в связи с валоризацией пенсионных прав в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Судом первой инстанции проверялись правильность назначения и выплаты ответчиком б доплаты к муниципальной пенсии за период с <.......>, которые признаны верными, поскольку начисление и выплата производились без учета размера доли страховой части трудовой пенсии по старости и сумм валоризации.

При таких основаниях судом первой инстанции постановлено верное решение об отказе в удовлетворении исковых требований <.......>

С учётом изложенного вывод суда первой инстанции основан на правильном толковании положений Федерального закона от <.......>

Условия пенсионного обеспечения муниципальных служащих Новоаннинского муниципального района <адрес> по своим основным параметрам являются сходными (но не тождественными, а определёнными с учётом возможностей местного бюджета) с условиями пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации - <адрес>. Поскольку пенсии за выслугу лет муниципальным служащим выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, то само по себе изменение органами местного самоуправления правил исчисления таких пенсий и их размера не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение и ухудшающее положение б

Доводы в апелляционной жалобе о том, что выводы изложенные судом первой инстанции в решении является необоснованными, направлены на необоснованную переоценку установленных по делу обстоятельств и не могут повлечь отмену решения суда первой инстанции.

Доводы жалобы о том, что муниципальная доплата к пенсии не была проиндексирована, являются не состоятельными, поскольку пенсия была назначена б в ДД.ММ.ГГГГ года, а индексация должностных окладов муниципальных служащих произведена <.......> году, сводятся к несогласию с принятым решением и на правильность выводов суда не влияют.

Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался заявитель в суде первой инстанции в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ. Сама по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.

Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, применен материальный закон, регулирующий возникшие между сторонами отношения, нарушения норм процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционной порядке не имеется.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Новоаннинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца б, без удовлетворения.

Председательствующий <.......>

<.......>

<.......>

<.......>