НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Волгоградского областного суда (Волгоградская область) от 22.09.2021 № 2А-1639/2021

УИД 34RS0004-01-2021-002210-53 Административное дело № 2а-1639/2021

Судья Озаева О.В. Дело № 33а-9202/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Волгоград 22 сентября 2021 г.

Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Камышниковой Н.М.,

судей Раптановой М.А., Гоношиловой О.А.,

при ведении протокола помощником судьи Сологубовой Н.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции ФНС России № 11 по Волгоградской области к Хижнякову С.В. о взыскании обязательных платежей и санкций

по апелляционной жалобе административного ответчика Хижнякова С.В.

на решение Красноармейского районного суда г. Волгограда от 26 мая 2021г.,

которым постановлено:

административное исковое заявление Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 11 по Волгоградской области к Хижнякову С.В. о взыскании обязательных платежей и санкций - удовлетворить.

Взыскать с Хижнякова С.В., ИНН <.......>, в пользу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 11 по Волгоградской области налог на имущество физических лиц в размере 102 183 руб., пени в размере 202 руб. 66 коп., транспортный налог в размере 65 782 руб. 14 коп., земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов в размере 2 944 руб., а всего в сумме 171111 рублей 80 копеек.

Взыскать с Хижнякова С.В. в доход муниципального образования город-герой Волгоград государственную пошлину в сумме 4 622 рубля 24 копеек.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Камышниковой Н.М., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 11 по Волгоградской области обратилась в суд с административным иском, в обоснование требований указала, что Хижняков С.В. является плательщиком налога на имущество физических лиц, земельного и транспортного налога. Налогоплательщику направлялось налоговое уведомление, которое осталось без исполнения. В связи с несвоевременной оплатой налогов в установленной законодательством о налогах и сборах срок, налогоплательщику направлено требование об уплате налога, которое также не исполнено. Просила взыскать недоимку по налогу на имущество физических лиц в за период 2018г. в размере 7 136 руб., пени в размере 14 руб. 15 коп., за период 2019г. налог в размере 95047 руб., пени в размере 188 руб. 51 коп., по транспортному налогу в размере 65 782 руб. 14 коп. за период 2019г., по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов в размере 2 944 руб. за период 2019г., а всего в сумме 171 111 руб. 80 коп.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе административный ответчик оспаривает законность и обоснованность решения суда. Обращает внимание, что автомобиль <.......> г/рег. знак <.......> 10 сентября 2018г. находится в розыске. Просит решение суда изменить путем уменьшения суммы налога на сумму налога, начисленную за указанный автомобиль.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральнымзакономфункциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее – контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Удовлетворяя исковые требования налогового органа, суд пришел к выводу о наличии у административного ответчика неоплаченной в установленный срок, задолженности по обязательным платежам и санкциям и соблюдении налоговым органом сроков взыскания в судебном порядке образовавшейся недоимки.

Судебная коллегия с данным выводом суда соглашается.

Статья57Конституции РФ устанавливает, что каждый обязан платить законно установленныеналогии сборы.

Транспортный налог отнесен к региональным налогам и регламентирован главой 28 НК РФ.

На территории Волгоградской области транспортный налог установлен и введён в действие, определены ставки налога, порядок, сроки его уплаты и льготы по данному налогу Законом Волгоградской области от 11 ноября 2002г. № 750 ОД «О транспортном налоге». Законом закреплены ставки данного налога с каждой лошадиной силы в зависимости от наименования объектов налогообложения (автомобили легковые, мотоциклы и мотороллеры, автобусы, автомобили грузовые и т.д.) и мощности двигателя.

Положениями ст. 357 НК РФ налогоплательщиками данного налога, признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьёй.

Статья 358 НК РФ в качестве объектов налогообложения признаёт в том числе автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, зарегистрированные в установленномпорядкев соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление величины налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков.

Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии сост. 389настоящего Кодекса, направесобственности, праве постоянного (бессрочного) пользования илиправепожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (п. 1 ст. 388 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

На основании ст. 390 налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Согласно п. 1, 4 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

В силу положений ст. 360, 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

Согласно п. 1 ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Ставки налога на имущество физических лиц на территории Волгограда установлены Постановлением Волгоградского городского совета народных депутатов от 23 ноября 2005г. № 24/464 «О положении о местных налогах на территории г. Волгограда».

Согласно ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, в котором должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчёт налоговой базы, а также срок уплаты налога. В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам.

Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога.

В соответствии с п. 3 ст. 363, п. 4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

В силу ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признаётся извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требованиеоб уплате налога может быть передано руководителю организации (еёзаконномуили уполномоченному представителю) или физическому лицу (егозаконномуили уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Исчисление налоговой базы производится налоговыми органами по итогам каждого налогового периода на основе имеющихся у них данных (п. 5 ст. 54 Кодекса).

Органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения (п. 4 ст. 85 НК РФ).

Согласно ч.ч.1,3 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.

Как установлено судом апелляционной инстанции, административный ответчик состоит на налоговом учете и является плательщиком транспортного, земельного налогов, налога на имущество физических лиц.

За административным ответчиком в налоговом периоде числилось следующее имущество:

- иное строение, помещение и сооружение, адрес: <.......>

- иное строение, помещение и сооружение, адрес: <.......>

- иное строение, помещение и сооружение, <.......>;

- квартира, адрес: <.......>

- жилой дом, адрес: <.......>

- иное строение, помещение и сооружение, адрес: <.......>

- квартира, адрес: <.......>

- земельный участок, адрес: <.......>

-земельный участок, адрес: <.......>

-автомобиль легковой, государственный регистрационный знак: <.......>

-автомобиль легковой, государственный регистрационный знак: <.......>

-автомобиль легковой, государственный регистрационный знак: <.......>

- автомобиль грузовой, государственный регистрационный знак<.......>

Согласно налоговому уведомлению <.......> от 3 августа 2020г. от 12 июля 2018г. Хижнякову С.В. начислен транспортный налог за 2019 г. на общую сумму 70815 руб., земельный налог за 2019г. в сумме 2944 руб., налог на имущество физических лиц за 2019г., с учетом перерасчета за 2018г. в сумме 102368 руб.

В связи с неуплатой налогов в установленные сроки в адрес ответчика было направлено требование <.......> от 16 декабря 2020г. об оплате в срок до 13.01.2021г., в том числе налога на имущество физических лиц в размере 102 183 руб., пени в размере 202 руб. 66 коп., транспортного налога в размере 65 782 руб. 14 коп., земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов в размере 2 944 руб.

В срок, установленный ч. 2 ст. 48 НК РФ, то есть в течение 6 месяцев со истечения срока исполнения названного требования, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдачи судебного приказа. 20 февраля 2021г. мировым судьей судебного участка <.......> Волгоградской области ИО мирового судьи судебного участка <.......> Волгоградской области вынесен судебный приказ о взыскании указанной задолженности по налогам и пени, который определением того судьи 18 марта 2021г. был отменен.

С настоящим иском налоговый орган обратился в суд 22 апреля 2021г., то есть также в установленный ч. 3 ст. 48 НК РФ процессуальный срок.

Доказательства надлежащего исполнения административным ответчиком обязанности по оплате указанной недоимки по транспортному налогу, земельному налогу и налогу на имущество физических лиц, пени в материалах настоящего дела отсутствуют.

Судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил верное решение о взыскании задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере 102 183 руб., пени в размере 202 руб. 66 коп., транспортному налогу в размере 65 782 руб. 14 коп., земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов в размере 2 944 руб.

Доводы автора апелляционной жалобы об отсутствии у налогоплательщика обязанности уплачивать транспортный налог в заявленной сумме в связи с нахождением в розыске транспортного средства-автомобиля государственный регистрационный знак: <.......> марка/модель: <.......> проверены судом апелляционной инстанции и не могут быть признаны обоснованными к отмене судебного акта ввиду следующего.

Статья 358 НК РФ связывает прекращение обязанности по уплате транспортного налога не с моментом прекращения прав собственности на транспортное средство, а с моментом прекращения регистрации транспортного средствав соответствии с законодательством Российской Федерации в отношении данного налогоплательщика.

В силу п. 7 ч. 2 ст. 358 НК РФ не являются объектом налогообложения транспортные средства, находящиеся в розыске, а также транспортные средства, розыск которых прекращен, с месяца начала розыска соответствующего транспортного средства до месяца его возврата лицу, на которое оно зарегистрировано. Факты угона (кражи), возврата транспортного средства подтверждаются документом, выдаваемым уполномоченным органом, или сведениями, полученными налоговыми органами в соответствии со ст. 85 настоящего Кодекса;

Как следует из письменного ответа на запрос суда апелляционной инстанции УМВД по г. Краснодару автомобиль государственный регистрационный знак: <.......> марка/модель: <.......>, принадлежащий Хижнякову С.В. числится в розыске с 21 августа 2020г., тогда как по настоящему иску взыскивается транспортный налог в отношении данного транспортного средства за 2019г.

При таких обстоятельствах решение суда как принятое в соответствии с нормами материального и процессуального права, является законным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 308-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Красноармейского районного суда г. Волгограда от 26 мая 2021г. оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика административного ответчика Хижнякова С.В. – без удовлетворения.

Председательствующий судья

Судьи