НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Волгоградского областного суда (Волгоградская область) от 21.07.2021 № 2А-267/2021

УИД: 34RS0034-01-2021-000315-74 № 2а-267/2021

Судья Утюшева Т.Л. Дело №33а-7827/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Волгоград 21 июля 2021 г.

Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Балашовой И.Б.

судей Сергеева С.С., Тертышной В.В.

при ведении протокола помощником судьи Болкуновой Т.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Волгоградской области к Ларченкову А.Е. о взыскании задолженности по налогам

по апелляционной жалобе административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Волгоградской области

на решение Палласовского районного суда Волгоградской области от 26 апреля 2021 г., которым в удовлетворенииадминистративного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Волгоградской области к Ларченкову А.Е. о взыскании задолженности по налогам, пени по транспортному налогу с физических лиц за 2018 в размере 19 руб. 08 коп. за период с 16.12.2019 по 7.02.2020, налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со ст.227 НК РФ за 2019 год в размере 5617 руб.42 коп., - отказано.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Сергеева С.С., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по Волгоградской области (далее - Межрайонная ИФНС России № 4 по Волгоградской области) обратилась в суд с административным иском о взыскании с Ларченкова А.Е. налоговых платежей.

В обосновании требований указала, что Ларченков А.Е. состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 4 по Волгоградской области, как плательщик транспортного налога и налога на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой.

В адрес налогоплательщика направлено требование № <...> об имеющейся у него недоимке по состоянию на 8 февраля 2021 г. с установленным сроком исполнения до 24 марта 2020 г.

В связи с неисполнением обязанности по уплате налога мировым судьей судебного участка №44 Волгоградской области вынесен судебный приказ 24 августа 2020 г. о взыскании с Ларченкова А.Е. в пользу Межрайонной ИФНС России № 4 по Волгоградской области недоимки по транспортному налогу в размере 1356 руб. 25 коп., пени в размере 19 руб. 08 коп.; недоимки по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) в размере 5450 руб., пени в размере 167 руб. 42 коп. и государственной пошлины в размере 200 руб.

4 сентября 2020 г. определением мирового судьи судебного участка №44 Волгоградской области вышеназванный судебный приказ отменен, в связи с поступившими возражениями должника.

На основании изложенного просит суд взыскать с административного ответчика сумму задолженности по налогам, пени по транспортному налогу с физических лиц за 2018 год в размере 19 руб. 08 коп. за период с 16 декабря 2019 г. по 07 февраля 2020 г., налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 НК РФ за 2019 год в размере 5617 руб.42 коп.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель административного истца Межрайонной ИФНС № 4 по Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность решения суда. Ставит вопрос об отмене постановленного по делу судебного решения и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы указывает на нарушение судом первой инстанции норм материального права.

Относительно доводов апелляционной жалобы возражений не поступило.

В суд апелляционной инстанции стороны не явились, извещены надлежащим образом и своевременно.

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение закреплено в пункте 1 статьи 3 НК РФ.

В соответствии со статьей 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.

Согласно статье 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, к каковым относятся, в том числе, автомобили.

Законом Волгоградской области «О транспортном налоге» от 11 ноября 2002 года № 750-ОД установлены ставки, льготы, порядок и сроки уплаты транспортного налога.

В соответствии с пунктом 1 статьей 363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно статье 72 НК РФ способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов являются пени.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах сроки.

В силу пунктов 3, 5 статьи 75 НК РФ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах дня уплаты налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Таким образом, уплата пеней является дополнительной обязанностью налогоплательщика в случае уплаты налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах сроки.

Из материалов дела следуют, что Ларченков А.Е. состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 4 по Волгоградской области. В период 2018 года являлся собственником транспортного средства <.......> гос.номер № <...>

Согласно налоговому уведомлению № <...> от 10 июля 2019 г. административному ответчику за 2018 год начислен транспортный налог в размере 2040 руб., со сроком уплаты не позднее 02 декабря 2019 г.

Из содержания административного искового заявления следует, что уплата транспортного налога произведена административным ответчиком с нарушением установленного срока.

26 февраля 2020 г. Межрайонной ИФНС России №4 по Волгоградской области Ларченкову А.Е. направлено Требование № <...> сформированное по состоянию на 08 февраля 2020 г., согласно которому налогоплательщику предложено в срок не позднее 24 марта 2020 г. уплатить пеню по транспортному налогу в размере 19 руб. 08 коп.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции Ларченковым А.Е. представлена квитанция об уплате пени по транспортному налогу в размере 20 рублей.

В связи с указанным судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для взыскания с Ларченкова А.Е. пени по транспортному налогу в размере 19 руб. 08 коп. по Требованию № <...>

Статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, в том числе, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии с пунктом 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Особенности исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, определены в статье 227 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода, а также сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет (пункт 3 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации).

Пунктом 7 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, по итогам первого квартала, полугодия, девяти месяцев исчисляют сумму авансовых платежей исходя из ставки налога, фактически полученных доходов, профессиональных и стандартных налоговых вычетов, а также с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей.

Согласно пункту 3 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с настоящим Кодексом может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу - авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.

Как следует из пунктов 8, 10 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации, исчисление суммы авансовых платежей производится налоговым органом. Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода от указанных в пункте 1 настоящей статьи видов деятельности за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 и 221 настоящего Кодекса.

Из материалов дела следует, с 15 июня 2012 г. Ларченков А.Е. зарегистрирован в качестве адвоката в связи, с чем является налогоплательщиком НДФЛ по формам 3-НДФЛ и 4-НДФЛ.

В связи с не представлением административным ответчиком декларации за 2019 год в срок не позднее 15 июля 2019 г., Межрайонной ИФНС России № 4 по Волгоградской области начислен налог на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 НК РФ, за первое полугодие 2019 года в размере 2725 руб., за 9 месяцев 2019 года в размере 1363 руб., а также за 12 месяцев 2019 года 1362 руб.

08 февраля 2020 г. Межрайонной ИФНС России №4 по Волгоградской области выставлено требование № <...> налогоплательщику предложено в срок не позднее 24 марта 2020 г. оплатить задолженность по налогу на доходы физических лиц по состоянию на 08 февраля 2020 в размере 6812 руб.

Из материалов дела также следует, что в связи с непредставлением административным ответчиком декларации о предполагаемом доходе за 2019 год по форме 4-НДФЛ, авансовые платежи исчислены налоговым органом исходя из декларации по форме 3-НДФЛ за 2018 год.

В материалы дела административным ответчиком представлена налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2019 год согласно которой Ларченковым А.Е. указан подлежащий обложению налогом доход в размере 72581 рубля, исчислен подлежащий уплате налог в размере 8074 рублей с учетом фактически уплаченных сумм авансовых платежей в размере 1362 рублей.

Указанная в административном исковом заявлении недоимка по НДФЛ в общей сумме 5450 руб. фактически представляет собой сумму авансовых платежей - предварительных платежей по налогу, что видно из Требования № <...>. В указанном Требовании со сроком уплаты 15 июля 2019 года указан предварительный платеж по налогу в сумме 2725 рублей, со сроком уплаты 15 октября 2019 года указан предварительный платеж по налогу в сумме 1363 рубля, со сроком уплаты 15 января 2020 года указан предварительный платеж по налогу в сумме 1362 рубля.

Таким образом, судебной коллегий установлено, что налоговым органом фактически взыскиваются авансовые платежи по налогу.

Авансовые платежи являются промежуточными платежами, уплачиваются в течение налогового периода, а, следовательно, в силу статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации неуплаченный авансовый платеж не является недоимкой по налогу.

Авансовый платеж по НДФЛ не является налогом, поскольку окончательная сумма налога определяется по итогам налогового периода - 30 апреля 2020 года за 2019 год.

Законодательство о налогах и сборах не содержит норм, позволяющих налоговому органу взыскивать с налогоплательщика исключительно суммы авансовых платежей, рассчитанных на основании предполагаемого дохода, при доказанности фактически полученного дохода налогоплательщика в меньшем размере, поскольку принудительное взыскание возможно только в отношении недоимки по налогу.

Задолженность по данному налогу может возникнуть только после 15 июля календарного года, следующего за отчетным.

В соответствии со статьями 45 и 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, неуплаты пени и штрафа налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате налога, сбора, пени или штрафа; в случае неисполнения указанного требования принимается решение о взыскании налога, сбора, пени или штрафа.

Таким образом, налоговый орган не вправе осуществлять принудительное взыскание авансовых платежей по НДФЛ.

В то же время в абзацем 2 пункта 3 статьи 58 НК РФ предусмотрено, что в случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 НК РФ.

Согласно разъяснениям данным в п. 14 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода, судам необходимо исходить из того, что пени, начисленные за неуплату указанных авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению.

В рассматриваемом случае сумма исчисленного Ларченковым А.Е. налога оказалась больше сумм авансовых платежей, следовательно, налоговым органом правомерно начислена пеня на сумму не уплаченных своевременно авансовых платежей за 2019 год в размере 167 руб. 42 коп.

В то же время в судебное заседание суда апелляционной инстанции административным ответчиком представлен чек-ордер об уплате пени начисленной на сумму авансовых платежей по налогу на доходы физических лиц в размере 170 рублей.

Исходя из того, что административным ответчиком в материалы дела представлены доказательства уплаты налога на доходы физических лиц за 2019 год – чек-ордер от 15 июля 2020 года (л.д. 51), а также уплаты пени на сумму начисленных авансовых платежей, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных налоговым органом требований о взыскании с Ларченкова А.Е. задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2019 год в размере 5450 руб. и пени в размере 167 руб. 42 коп.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию истца с принятым решением, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу заявленных требований, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда. Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Палласовского районного суда Волгоградской области от 26 апреля 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Волгоградской области - без удовлетворения.

Председательствующий судья:/подпись/

Судьи:/подпись/