УИД 34RS0037-01-2019-000787-19 Административное дело № 2а-82/2020
Судья Голованов С.В. Дело № 33а-8672/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 20 августа 2020 г.
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Балашовой И.Б.,
судей Тертышной В.В., Антропова Е.А.
при ведении протокола помощником судьи Козиной М.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 6 по Волгоградской области к Стрыгиной Л.И. о взыскании недоимки по налогам
по апелляционной жалобе административного истца Межрайонной ИФНС России № 6 по Волгоградской области
на решение Серафимовичского районного суда Волгоградской области от 20 февраля 2020 г., которым постановлено:
административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 6 по Волгоградской области к Стрыгиной Л.И. о взыскании недоимки по налогам удовлетворить частично.
Взыскать cо Стрыгиной Л.И., недоимки:
- Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года: пеня в размере 462.27 руб. КБК 18210202103082011160 ОКТМО 18650448;
-Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года): пеня в размере 996.63 руб. КБК 18210202140062100160 ОКТМО 18650448
- Транспортный налог с физических лиц: налог в размере 61872 руб. КБК 18210604012021000110 ОКТМО 18650448, пеня в размере 984.28 руб. КБК 18210604012022100110 ОКТМО 18650448
- Земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов: пеня в размере 4.90 руб. КБК 18210606042042100110 ОКТМО 18701000
В остальной части административные исковые требования оставить без удовлетворения.
Взыскать со Стрыгиной Л.И. госпошлину в Федеральный бюджет в размере 400 рублей.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Тертышной В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
межрайонная ИФНС № 6 по Волгоградской области обратилась в суд с административным исковым заявлением, в обоснование требований указала, что Стрыгина Л.И. в 2017 г. имела в собственности <.......> автомобиля и <.......> земельных участка, на которые начислен налог. Расчет транспортного налога за 2017 год, подлежащий уплате в бюджет за имеющиеся объекты движимого имущества, указан в налоговом уведомлении № 9442876 от 12.07.2018. Кроме того, административный ответчик с 19.11.2015 по 01.08.2016 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и в соответствии со ст. 346.12 НК РФ являлся плательщиком налога уплачиваемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения. Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка в связи с предоставлением налоговой декларации по УСН за 2015 г. 08.06.2017. По результатам камеральной проверки принято решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности в виде штрафа на сумму 500 руб. Также в связи с ведением предпринимательской деятельности административный ответчик в указанный период являлся плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское и пенсионное страхование, однако в установленный законом срок оплату их не производил. В связи с несвоевременной оплатой ответчику направлялись требования об уплате налогов и пени от 10.01.2018 № 42, от 16.01.2018 № 248, от 04.02.2019 № 1509, которые до настоящего времени остались без исполнения.
Просила взыскать со Стрыгиной Л.И. пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г., в размере 462.27 руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г.), в размере 996.63 руб.; штраф в размере 500 руб.; транспортный налог с физических лиц в размере 6 1872 руб., пени в размере 984.28 руб., пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов в размере 4.90 руб.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе административный истец межрайонная ИФНС № 6 по Волгоградской области выражает несогласие с решением суда в части отказа в удовлетворении требований о взыскании штрафа в размере 500 руб. Просит решение в указанной части отменить, принять новое решение о полном удовлетворении требований.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) в полном объёме, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 1 статьи 286 КАС РФ предусмотрено право налогового органа (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со стаьей 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Согласно пункту 3 статьи 363 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Статьей 357 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Частью 1 статьи 388 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно части 1 статьи 69 НК РФ, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Частью 2 данной статьи настоящего Кодекса предусмотрено, что требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Статьей 72 НК РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Из материалов дела следует, что Стрыгина Л.И. в 2017 г. имела в собственности следующие объекты налогообложения:
- <.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
Обязанность по уплате транспортного и земельного налогов за налоговый период 2017 года в установленный срок Стрыгиной Л.И. не исполнена, в связи с чем налоговом органом в соответствии со статьей 75 НК РФ рассчитана пеня.
Направленное в адрес административного ответчика требование № 1509 от 4 февраля 2019 г. сроком исполнения до 20 марта 2019 г. оставлено Стрыгиной Л.И. без исполнения.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № № <...> Волгоградской области вынесен судебный приказ о взыскании со Стрыгиной Л.И. обязательных платежей
и санкций.
Определением мирового судьи судебного участка № № <...> Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ указанный судебный приказ отменен в связи с поступившими возражениями.
Установив факт неисполнения административным ответчиком обязанности по уплате транспортного и земельного налога за налоговый период 2017 года, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований в указанной части, взыскав со Стрыгиной Л.И. недоимку по транспортному налогу за налоговый период 2017 год в размере 61872 руб., пени за период с 04.12.2018 по 03.02.2019 в сумме 984 рубля 28 копеек, пени за неисполнение обязанности по уплате земельного налога за 2017 год за период с 04.12.2018 по 03.02.2019 4 руб. 90 коп.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда в части взыскания с административного ответчика пени за невыполнение обязанности по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года).
В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" на ФНС России возложены функции по администрированию страховых взносов, в том числе, функции по взысканию недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам, возникших до 1 января 2017.
Согласно пунктам 1,2 статьи 19 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ, на территориальные органы ПФР и ФСС РФ возлагается обязанность по передаче Налоговым органам: сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по взносам в государственные внебюджетные фонды РФ, образовавшихся на 01.01.2017 и сведений о суммах взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами ПФР и ФСС РФ по результатам контрольных мероприятий, проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, если имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности).
Из материалов дела следует, что административный ответчик был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и являлся плательщиком страховых взносов в связи с ведением предпринимательской деятельности в период с 19.11.2015 по 01.08.2016.
Удовлетворяя административный иск в части взыскания пени, исчисленной в связи с неуплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование и обязательное пенсионное страхование, суд исходил из установления факта неисполнения административным ответчиком обязанности по уплате вышеуказанных налогов за налоговый период, истекший до 1 января 2017 г.
Однако, согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» вышеприведенного закона признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Поскольку административным истцом заявлено требование о взыскании пени, исчисленной в связи с неуплатой страховых взносов за расчетный период, истекший до 1 января 2017 г., у суда отсутствовали основания для взыскания с административного ответчика данного вида санкции, в связи с чем решение в данной части подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска в этой части.
Проверяя законность решения суда в части отказа во взыскании с административного ответчика штрафа в размере 500 рублей, судебная коллегия полагает, что выводы суда в указанной части также основаны на неверном толковании норм материального права.
В силу пункта 2 части 1 статьи 346.23 НК РФ индивидуальные предприниматели по итогам налогового периода представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи).
В силу части 1 статьи 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
Судом апелляционной инстанции установлено, что Стрыгина Л.И., являясь индивидуальным предпринимателем и осуществляя предпринимательскую деятельность в 2015 – 2016 гг., не представила в установленный законодательством о налогах и сборах срок в налоговый орган налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2015 год.
Декларация в налоговый орган подана Стрыгиной Л.И. 08.06.2017, тогда как применительно к п.1ч.1 ст. 346 НК РФ данный срок истекал 04.05.2016.
Решением № № <...> от ДД.ММ.ГГГГ ИП Стрыгина Л.И. привлечена к ответственности за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета и подвергнута наказанию в виде штрафа в размере 500 рублей с применением части 3 статьи 114 НК РФ, в связи с установлением обстоятельств, смягчающих вину нарушителя.
Штрафные санкции по решению не оплачены, в связи с чем, в соответствии с требованиями статьи 70 НК РФ выставлено требование об уплате штрафных санкций N 42 от 10.10.2018 со сроком уплаты до 30.01.2018, которое до настоящего времени не исполнено.
Поскольку Стрыгина Л.И. нарушила срок декларирования дохода по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в результате чего была привлечена налоговым органом к ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 119 НК РФ, правовых оснований для отказа в удовлетворении административного иска в части взыскания штрафа у суда не имелось, в связи с чем судебная коллегия считает необходимым решение в этой части отменить и взыскать штраф в размере 500 рублей.
С учетом принятых судебной коллегией решений подлежит изменению размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с административного ответчика.
В силу абзаца 3 пункта 1 части 1 статьи 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащих оценке, при цене иска от 20 001 рубля до 100 000 рублей - 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей.
Исходя из суммы удовлетворенных требований административного иска, принимая во внимание положения части 1 статьи 114 КАС РФ, со Стрыгиной Л.И. в пользу бюджета Серафимовичского муниципального района Волгоградской области подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2100 руб. 84 коп.
В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Серафимовичского районного суда Волгоградской области от 20 февраля 2020 г. в части удовлетворения административных исковых требований Межрайонной ИФНС России № 6 по Волгоградской области к Стрыгиной Л.И. о взыскании пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года в размере 462.27 руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года) в размере 996.63 руб.; отказе в удовлетворении административных исковых требований Межрайонной ИФНС России № 6 по Волгоградской области к Стрыгиной Л.И. о взыскании штрафа в размере 500 руб.; взыскании со Стрыгиной Л.И. государственной пошлины в федеральный бюджет в размере 400 руб. - отменить. Принять в указанной части новое решение.
В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной ИФНС России № 6 по Волгоградской области к Стрыгиной Л.И. о взыскании пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г. в размере 462.27 руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года) в размере 996.63 руб. - отказать.
Административное исковые требования Межрайонной ИФНС России № 6 по Волгоградской области к Стрыгиной Л.И. о взыскании штрафа в размере 500 руб.- удовлетворить.
Взыскать со Стрыгиной Л.И. в пользу Межрайонной ИФНС России № 6 по Волгоградской области штраф в размере 500 руб., назначенный по решению Межрайонной ИФНС России № 6 по Волгоградской области № 5430 о привлечении Стрыгиной Л.И. к ответственности за совершение налогового правонарушения. КБК 18210501011013000110 ОКТМО 18701000.
Взыскать со Стрыгиной Л.И. в доход бюджета Серафимовичского муниципального района Волгоградской области государственную пошлину в размере 2100 руб. 84 коп.
В остальной части решение Серафимовичского районного суда Волгоградской области от 20 февраля 2020 г. оставить без изменения.
Председательствующий судья
Судьи