НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Волгоградского областного суда (Волгоградская область) от 20.07.2022 № 2А-116/2022

УИД 34RS0029-01-2022-000075-08 Административное дело № 2а-116/2022

Судья Горбунова С.А. Дело № 33а-7973/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Волгоград 20 июля 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Балашовой И.Б.,

судей Еромасова С.В., Гоношиловой О.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Журкиной Я.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Волгоградской области к Гура В. В. о взыскании обязательных платежей и санкций

по апелляционной жалобе административного ответчика Гура В. В.

на решение Николаевского районного суда Волгоградской области от 21 марта 2022 года, которым постановлено: взыскать с Гура В. В. в пользу Межрайонной ИНФС № 4 Волгоградской области задолженность за 2020 год по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, - налог в размере 8426 рублей, пеню в размере 45,36 рублей; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года) - налог в размере 32448 рублей, пеню в размере 174,68 рублей, а всего на общую сумму 41 094,04 рубля.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Еромасова С.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 4 по Волгоградской области (далее МИФНС России № 4 по Волгоградской области) обратилась в суд с административным иском, указав в обоснование требований, что налогоплательщик Гура В.В. зарегистрирован в качестве адвоката с 9 июля 2014 года, состоит на налоговом учете в МИФНС России № 4 по Волгоградской области и является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в фиксированном размере. Поскольку административным ответчиком в установленный законом срок обязанность по уплате соответствующих сумм страховых взносов за 2020 год не выполнена налоговым органом в адрес Гура В.В. направлено налоговое требование № 3776 по состоянию на 8 февраля 2021 года об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, в размере 32 448 рублей и пени по указанным взносам в размере 174,68 рубля, а также страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, в размере 8426 рублей и пени по указанным взносам в размере 45,36 рублей со сроком исполнения до 24 марта 2021 года. 27 июля 2021 года мировым судьей судебного участка № 129 Волгоградской области на основании заявления МИФНС России № 4 по Волгоградской области вынесен судебный приказ № 2А-129-1507/2021 о взыскании с Гура В.В. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование, который отменен 23 августа 2021 года в связи с поступившими возражениями административного ответчика относительно его исполнения, при этом до настоящего времени недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование в фиксированном размере административным ответчиком не уплачена.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит взыскать с Гура В.В. в пользу Межрайонной ИНФС № 4 Волгоградской области задолженность за 2020 год: по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, - налог в размере 8426 рублей, пеню в размере 45,36 рублей; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г.) - налог в размере 32448 рублей, пеню в размере 174,68 рубля, а всего на общую сумму 41 094,04 рубля.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе административный ответчик Гура В.В. ставит вопрос об отмене решения суда ввиду неправильного применения норм материального права. Признавая исковые требования в части взыскания с него страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, в размере 8426 рублей, пени в размере 45,36 рублей, просит судебный акт отменить, принять новое решение, отказав в удовлетворении исковых требований в части взыскания с него страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что он является пенсионером Следственного комитета РФ по выслуге лет и в соответствии с Законом от 12.02.1993 г. № 4468-1 освобожден от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере.

Относительно доводов апелляционной жалобы административным истцом МИФНС России № 4 по Волгоградской области поданы возражения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца МИФНС России № 4 по Волгоградской области Четников А.А. просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, решение оставить без изменения.

Административный ответчик Гура В.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах не явки не сообщал, с заявлением об отложении судебного заседания не обращался, в связи с чем, коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие в соответствии с ч. 7 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Частью 1 статьи 286 КАС РФ предусмотрено право налогового органа (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно подпункту 1 пункта 3.4 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики страховых взносов обязаны уплачивать установленные данным Кодексом страховые взносы.

В силу пункта 2 части 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов (далее - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

Порядок исчисления и уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, установлены статьей 432 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которой исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 указанного Кодекса, если иное не предусмотрено данной статьей.

В пункте 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено данной статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом (абзац 2 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, в срок, установленный абзацем 2 данного пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (абзац 3 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, то фиксированный размер страховых взносов определяется: за расчетный период 2020 года - на обязательное пенсионное страхование в сумме 32 448 рублей, на обязательное медицинское страхование в сумме 8 426 рублей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 72 Налогового кодекса Российской Федерации способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов являются пени.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах сроки.

В силу пунктов 3, 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах дня уплаты налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Как установлено судом и следует из материалов административного дела, Гура В.В. с 9 июля 2014 года является адвокатом и состоит на налоговом учете в МИФНС России № 4 по Волгоградской области.

Обязанность по уплате страховых взносов за 2020 год Гура В.В. добровольно не исполнена.

Налоговым органом Гуре В.В. через личный кабинет 8 февраля 2021 года направлено налоговое требование № 3776 по состоянию на 8 февраля 2021 года об уплате за 2020 год страховых взносов на обязательное пенсионное страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, в размере 32 448 рублей и пени 174,68 рублей, а также страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, в размере 8 426 рублей и пени 45,36 рублей со сроком исполнения до 24 марта 2021 года, что подтверждается скриншотом страницы налогоплательщика (программа АИС налог-3 ПРОМ).

В установленные сроки налогоплательщиком требование не исполнено, задолженность по уплате страховых взносов за 2020 год и пени, начисленные на указанную недоимку, не погашены, поэтому налоговый орган обратился с заявлением к мировому судье судебного участка № 129 Волгоградской области о вынесении судебного приказа.

27 июля 2021 года мировым судьей судебного участка № 129 Волгоградской области вынесен судебный приказ о взыскании с Гуры В.В. задолженности по страховым взносам, отмененный 23 августа 2021 года в связи с поступившими возражениями должника относительно его исполнения, что послужило основанием для обращения МИФНС России № 4 по Волгоградской области 27 января 2021 года в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что суммы обязательных платежей исчислены правильно, своевременно административным ответчиком не уплачены, пени начислены обоснованно, порядок взыскания обязательных платежей и срок на обращение в суд соблюдены.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о необходимости взыскания с Гуры В.В. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2020 год, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в обжалуемом решении.

Судебная коллегия отклоняет доводы административного ответчика об отсутствии у него в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку он является пенсионером Следственного комитета РФ ввиду следующего.

Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" установлено, что пенсионное обеспечение лиц, осуществляется: Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной службой исполнения наказаний, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Следственным комитетом Российской Федерации, Федеральной службой судебных приставов.

Федеральным законом от 30 декабря 2020 года N 502-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" статьи 6 и 7 Федерального закона N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" дополнены положениями в части исключения из числа страхователей и застрахованных лиц адвокатов, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" и не вступивших добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.

В Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации признал положения подпункта 1 пункта 1 статьи 6, пункта 2.2 статьи 22, пункта «г» статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 7 Федерального закона N 4468-1, частей 2 и 3 статьи 8, части 18 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" в их взаимосвязи с абзацем 3 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не противоречащими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они, признавая адвокатов из числа военных пенсионеров страхователями по обязательному пенсионному страхованию, возлагают на них обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с целью обеспечения их права на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.

Во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28 января 2020 года N 5-П был принят Федеральный закон от 30 декабря 2020 года N 502-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", исключивший адвокатов, получающих пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", из числа страхователей и застрахованных лиц с предоставлением им права добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию. Тем самым они были освобождены от обязанности по уплате за себя страховых взносов на обязательное пенсионное страхование со дня вступления в силу названного Федерального закона, а именно с 10 января 2021 года.

Таким образом, согласно Федеральному закону от 30 декабря 2020 года N 502-ФЗ, вступившему в силу с 10 января 2021 года, с указанной даты из числа страхователей и застрахованных лиц исключаются адвокаты, получающие пенсии за выслугу лет или по инвалидности, с предоставлением им права добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.

Согласно пункту 4 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Однако Федеральный закон от 30 декабря 2020 года N 502-ФЗ не содержит каких-либо положений, придающих ему обратную силу, в связи с чем суд первой инстанции правильно признал необоснованными доводы административного истца в отношении требования налогового органа от 21 января 2021 года N 1974.

Поскольку предметом рассмотрения данного спора является задолженность Гуры В.В. по страховым взносам за 2020 год, оснований для применения положений данного постановления, освобождающего пенсионеров Следственного комитета РФ от уплаты обязательных страховых взносов на пенсионное страхование с 10 января 2021 года, не имеется.

Кроме того, положения названного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28 января 2020 года от 28 января 2020 года N 5-П не распространяются на отношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Судебная коллегия констатирует, что действовавшее в период возникновения спорных правоотношений правовое регулирование не содержало исключений из плательщиков страховых взносов адвокатов, из числа пенсионеров Следственного комитета РФ, в связи с чем, требование административного истца является законным и обоснованным.

Судом верно установлен круг обстоятельств, подлежащих установлению для рассмотрения и разрешения настоящего дела, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нормы процессуального и материального права не нарушены.

Иное толкование автора апелляционной жалобы норм закона не свидетельствует о нарушение судом первой инстанции норм материального права и не влечет отмену судебного акта.

Вопреки доводам апелляционной жалобы нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено; выводы, изложенные в решении суда, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.

Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Николаевского районного суда Волгоградской области от 21 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Гуры В. В. – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий судья

Судьи: