НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Волгоградского областного суда (Волгоградская область) от 20.06.2019 № 33-7236/19

ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 20 июня 2019 года по делу N 33-7236/19

Судья: Попова И.Н.

20 июня 2019 года город Волгоград судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего: Ванюхина Н.Н.

судей: Колгановой В.М., Грымзиной Е.В.

при секретаре Лузине Д.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Куровой И. Ф. к муниципальному бюджетному учреждению «Детская школа искусств «Этос» о признании незаконным бездействие по не включению в приказы о выплате выплат стимулирующего характера, о взыскании стимулирующей выплаты, компенсации морального вреда, судебных расходов,

по апелляционной жалобе Куровой И. Ф. на решение Волжского городского суда Волгоградской области от 1 февраля 2018 года которым:

в удовлетворении вышеуказанных исковых требований Куровой И. Ф. было отказано

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Колгановой В.М., выслушав Курову И.Ф. и её представителя - Симкину З.М., поддержавших доводы жалобы, возражения представителя МБУ «Детская школа искусств «Этос» в лице директора - Илларионовой Е.Д., представителя администрации г.Волжского Волгоградской области - Тихоновой О.В. на доводы жалобы,

установила:

Курова И.Ф. обратилась в суд с иском к муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования « Детская школа искусств « Этос», в котором просила суд: признать незаконным бездействие ответчика в части необоснованного не включения её в списки приказов «О стимулирующих выплатах» № 38 от 29 января 2018 года, № 52 от 27 февраля 2018 года, № 76 от 28 марта 2018 года, № 94 от 23 апреля 2018 года, № 115 от 28 мая 2018 года для выплаты стимулирующих выплат за интенсивность работы, связанной с выполнением дополнительного объема работ, связанных с образовательным процессом и не входящих в круг должностных обязанностей работников; взыскать с ответчика в её пользу не начисленные и не выплаченные стимулирующие выплаты за интенсивность работы, не связанной с выполнением дополнительного объема работ, связанных с образовательным процессом и не входящие в круг должностных обязанностей работников за январь 2018 год - 10 410 рублей, за февраль 2018 год - 11 230 рублей, за март 2018 год - 10540 рублей, за апрель 2018 года - 10338 рублей, за май 2018 год – 7929 рублей, всего – 50 451 рублей; взыскать с ответчика в её пользу компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей и расходы на оплату услуг представителя в сумме 8 000 рублей, оплаченные согласно договора оказания юридических услуг от 4 октября 2018 года, в обоснование требований указав на то, что согласно условиям трудового договора на ответчика была возложена обязанность по выплате стимулирующих выплат за интенсивность работы в соответствии с трудовым законодательством и локальным актом образовательного учреждения. При осуществлении педагогической деятельности условия и объем её труда были такими же, как и у лиц, указанных в списках оспариваемых приказов, соответствовала критериям, предусматривающим выплату стимулирующих выплат за интенсивность труда. Приказов о лишении её выплат стимулирующего характера ответчиком не издавалось. Несмотря на условия совместительства в трудовом договоре, работа у ответчика являлась для неё единственным местом работы, что позволяло ей интенсивно трудиться наравне с другими работниками. Считает, что невключение её в списки оспариваемых приказов для получения стимулирующих выплат при равных условиях работы с остальными преподавателями является дискриминацией в соответствии со статьей 2 Трудового кодекса Российской Федерации.

Суд постановил указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Курова И.Ф. оспаривает законность и обоснованность решения суда и просит его отменить, постановить новое решение об удовлетворении требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст.327.1 ГК РФ в пределах доводов апелляционных жалоб, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.

В силу ст. 15 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что трудовые отношения- это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции ( работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Ст. 132 Трудового кодекса Российской Федерации установлен принцип оплаты по труду - заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполненной работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Как следует из положений ст.ст. 129, 135 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата ( оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты, надбавки компенсационного характера). Заработная плата устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которая включает: размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, которые устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Главой 44 Трудового кодекса Российской Федерации установлены особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству.

Согласно ст. 282 Трудового кодекса Российской Федерации совместительство - это выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. Заключение трудовых договоров о работе по совместительству допускается с неограниченным числом работодателей, если иное не предусмотрено федеральным законом. Работа по совместительству может выполняться работником как по месту его основной работы, так и у других работодателей.

В силу ст. 285 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда лиц, работающих по совместительству, производится пропорционально отработанному времени, в зависимости от выработки либо на других условиях, определенных трудовым договором.

Согласно статьи 287 Трудового кодекса Российской Федерации совместители имеют право на все гарантии и компенсации, предусмотренные действующим трудовым законодательством.

Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30 июня 2003 года № 41 установлены особенности работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры; в их числе следующие особенности: указанные категории работников вправе осуществлять работу по совместительству- выполнение другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время по месту их основной работы или в других организациях; продолжительность работы по совместительству указанных категорий работников в течение месяца устанавливается по соглашению между работником и работодателем и не может превышать - для работников культуры, привлекаемых в качестве педагогических работников дополнительного образования, концертмейстеров, хормейстеров, аккомпаниаторов, художественных руководителей - месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели.

Согласно Положения «Об оплате труда работников муниципальных учреждений дополнительного образования в сфере культуры, подведомственных Управлению культуры администрации городского округа- город Волжский Волгоградской области» к постановлению администрации городского округа - г.Волжский Волгоградской области от 30 марта 2017 года № 1851, заработная плата работников учреждений устанавливается исходя из базового оклада, базового должностного оклада (ставки), устанавливаемых в соответствии с ПКГ, и коэффициента, учитывающего персональную квалификацию работника по занимаемой должности, выплат компенсационного и стимулирующего характера (пункт 1.4); в зависимости от квалификации каждого работника, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда (пункт 1.7); оплата труда совместителей производится пропорционально отработанному времени, исходя из оклада, ставки заработной платы и выплат компенсационного и стимулирующего характера (пункт 1.6).

В соответствии с пунктом 1.10 настоящего Положения руководитель учреждения имеет право с учетом мнения представительного органа работников разрабатывать и утверждать показатели премирования, размеры и условия выплат стимулирующего характера работникам учреждений, направленные на увеличение объема и улучшения качества предоставленных услуг.

Фонд оплаты труда учреждения формируется в пределах средств финансового обеспечения учреждения, полученного в виде субсидий на текущий финансовый год на выполнение муниципального задания, и средств, полученных от приносящей доход деятельности ( пункт 8.1 Положения).

Положением «О стимулирующих выплатах работникам МБУ дополнительного образования «Детская школа искусств «Этос» г. Волжского, согласованным с профсоюзным комитетом и утвержденным 27 апреля 2017 года, установлено, что выплаты стимулирующего характера производятся в пределах средств финансового обеспечения, полученного в виде субсидий на выполнение муниципального задания и средств, полученных от приносящей доход деятельности, в виде надбавок или повышающих коэффициентов к окладам работников по соответствующим квалификационным категориям, профессиональной квалификационной группы, которая устанавливается не более одного года, по истечении которого может быть отменена или сохранена ( пункты 1.2-1.3); выплачиваются одновременно с заработной платой за фактически отработанное время и учитываются при исчислении средней заработной платы, установленной Трудовым кодексом Российской Федерации ( пункт 1.10).

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, с 1 января 2012 года между сторонами спора был заключён трудовой договор, в соответствии с которым истец Курова И.Ф. была принята на работу преподавателем по совместительству, бессрочно. Оплата труда установлена в виде должностного оклада. Компенсационные выплаты (доплата, надбавки и другие виды выплат) согласно пункта 4.1.2 части 4 трудового договора устанавливаются работнику в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации при наличии условий труда, предусматривающих установление таких выплат. Премии и иные выплаты устанавливаются в соответствии с локальными нормативными актами работодателя (пункт 4.2 части 4 договора).

Согласно записям в трудовой книжке, 22 марта 2017 года истец была уволена из муниципального бюджетного учреждения «Центр культуры и искусства «Октябрь» в связи с сокращением численности или штата работников организации. Работа истца в этом учреждении являлась её основным местом работы до дня увольнения.

Таким образом, суд обоснованно исходил из того обстоятельства, что истец Курова И.Ф., работая преподавателем у ответчика по совместительству, относилась к внешним совместителям.

Трудовой договор, заключенный между сторонами спора 1 января 2012 года, не изменялся до момента прекращения трудовых отношений, поэтому истец являлась у ответчика работником - совместителем.

Оплата труда истцу Куровой И.Ф., как совместителю, оплачивалась ответчиком в соответствии с условиями трудового договора и принятым ответчиком Положением «О стимулирующих выплатах работникам муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств «Этос», утвержденным 27 апреля 2017 года, которым предусматриваются и выплаты стимулирующего характера (пункт 1.7).

Согласно пунктов 1.10 и 1.11 этого Положения распределение фонда стимулирующих выплат осуществляется у ответчика одновременно с заработной платой за фактически отработанное время; распределение фонда стимулирующих выплат осуществляется: за стаж непрерывной работы, выслугу лет, за интенсивность и высокие результаты работы, за качество выполненных работ, премиальные выплаты по итогам (месяц, квартал, год).

Эти выплаты стимулирующего характера производятся в пределах средств финансового обеспечения, полученного в виде субсидий на выполнение муниципального задания и средств, полученных от приносящей доход деятельности (пункт 1.2 Положения).

Из Устава муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств «Этос» г.Волжского видно, что учредителем его является муниципальное образование городской округ - г.Волжский Волгоградской области, которым и осуществляется финансовое обеспечение ответчика в виде субсидий на выполнение муниципального задания из бюджета городского округа - г.Волжский Волгоградской области.

Как следует из пункта 2.8 настоящего Устава, ответчик имеет право за плату выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности в сфере культуры, для граждан и юридических лиц сверх установленного муниципального задания, а также в случаях определенных федеральными законами.

Истец получала заработную плату, в том числе выплаты стимулирующего характера из средств финансового обеспечения, перечисляемых учредителем и средств, полученных от приносящей доход деятельности соразмерно её педагогической нагрузки, исходя из 1,1 ставки, следовательно труд истца оплачивался соразмерно отработанному времени.

Таким образом, ответчик (работодатель) исполнял обязанности, принятые заключенным с истцом трудовым договором и в соответствии с вышеуказанными Положениями, выплачивал заработную плату соразмерно педагогической нагрузке, а также - производил выплаты стимулирующего характера.

Спорными по настоящему гражданскому делу являются приказы за 2018 года «О выплатах стимулирующего характера педагогическим работникам за интенсивность работы, связанной с выполнением дополнительного объема работ, связанных с образовательным процессом и не входящие в круг должностных обязанностей работников (ведение внеклассной работы с учащимися, организация просветительской работы с родителями учащихся, разработка и внедрение новых методических материалов, создание и использование новых элементов инфраструктуры)»: приказ № 38 от 29 января - на сумму по 10 410 рублей каждому работнику, за исключением двух работников, которым выплата назначалась в меньшем размере; приказ № 52 от 27 февраля - на сумму по 11 230 рублей каждому работнику (за исключением двух работников); приказ № 76 от 28 марта - на сумму 10 544 рубля каждому работнику (за исключением двух работников); приказ № 94 от 23 апреля - на сумму 10 338 рублей каждому работнику (за исключением двух работников); приказ № 115 от 28 мая - на сумму 7 929 рублей каждому работнику (за исключением двух работников).

Выплаты стимулирующего характера по оспариваемым приказам назначались и выплачивались в одинаковом размере основному педагогическому составу, кроме двух работников, которым назначались к выплате суммы в меньшем размере учитывая период их работы.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в целях дальнейшего совершенствования государственной социальной политики Правительству Российской Федерации поручалось произвести доведение средней заработной платы к 2018 году до средней заработной платы в соответствующем регионе некоторым категориям работников. К категориям таких работников отнесены и работники учреждения культуры. С этой целью возлагалась обязанность по принятию программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, обусловив повышение и оплаты труда достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг.

Во исполнение вышеуказанного Указа Президента РФ, Правительством РФ была принята Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 года № 2190-р. В приложении № 4 к указанной Программе утверждена динамика примерных ( индикативных) значений соотношения средней заработной платы работников учреждений, повышение оплаты труда которых предусмотрено Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года № 597, и средней заработной платы в субъектах РФ в 2012-2018 годах. Указанные значения носят индикативный характер и могут быть уточнены в «дорожных картах» по мере реализации Программы.

Как указано Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в информационном письме от 28 ноября 2013 года, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 повышение оплаты труда работников бюджетной сферы обусловлено повышением количества и качества оказываемых услуг.

Категории, показатели и периодичность оценки эффективности деятельности работников учреждений устанавливаются локальными нормативными актами учреждений, коллективными договорами, соглашениями, трудовыми договорами и определяются с учетом достижения целей и показателей эффективности деятельности учреждения. Выплаты за достижение установленных показателей следует осуществлять в виде выплат стимулирующего характера. Поступательная реализация данных мероприятий, повышение оплаты труда, создают предпосылки увеличения в дальнейшем тарифной части заработной платы.

Выделение средств в целях обеспечения реализации, в том числе Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, осуществляется в рамках заключенных с Минфином России соглашений об условиях предоставления бюджету субъекта Российской Федерации дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета в виде дотации на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы.

Согласно Методике расчета фактического уровня заработной платы отдельных категорий работников, определенной Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» по отношению к средней заработной плате в соответствующем субъекте, являющейся Приложением № 5 к Программе поэтапного совершенствования оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 года № 2190-р ( в редакции постановления Правительства РФ от 14 сентября 2015 года № 973) показатель средней заработной платы по итогам организуемого статистического наблюдения исчисляется в отношении работников списочного состава по основной работе делением фонда начисленной заработной платы работников списочного состава (без фонда заработной платы внешних совместителей) на среднемесячную численность работников (без внешних совместителей и работающих по договорам гражданско- правового характера) и на количество месяцев в периоде. При этом в сумму начисленной заработной платы работников списочного состава по основной работе включается оплата труда по внутреннему совместительству, а также вознаграждение по договорам гражданско- правового характера, заключенным работниками списочного состава со своим учреждением.

Как следует из пункта 2.3 Методологических и организационных положений по проведению федерального статистического наблюдения численности и заработной платы работников по категориям в организациях социальной сферы и науки в 2018 году, утвержденных приказом от 24 января 2018 года № 29 Федеральной службы государственной статистики Министерства экономического развития Российской Федерации, в списочную численность работников не включаются ряд работников, в их числе указаны работники, принятые на работу по совместительству из других организаций.

Согласно пункта 3 Приложения № 4 к Рекомендациям Министерства культуры России от 31 октября 2012 года «По разработке нормативных правовых актов по реализации мер по поэтапному повышению заработной платы работников учреждений культуры» показатель средней заработной платы по категориям работников учреждения социальной сферы и науки по итогам организуемого статистического наблюдения исчисляется по работникам списочного состава по основной работе делением фонда начисленной заработной платы работников списочного состава ( без фонда заработной платы внешних совместителей) на среднесписочную численность работников ( без внешних совместителей) и на количество месяцев в периоде.

Судом установлено, что стимулирующие выплаты по оспариваемым приказам назначались и производились педагогическим работникам не из фонда заработной платы, перечисляемой учредителем в виде субсидий, обеспечивающих выполнение муниципального задания, а в виде субсидий для исполнения Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года № 597, предусматривающего повышение средней заработной платы работников учреждений культуры до средней заработной платы в регионе. Порядок расчета уровня средней заработной платы работников производился согласно регламентирующего письма Министерства культуры РФ от 31 октября 2012 года.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами и пояснениями представителя ответчика, данными в суде первой инстанции.

При таких обстоятельствах, отказывая в удовлетворении исковых требований Куровой И.Ф., суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что ответчиком по оспариваемым приказам с января по май 2018 года производились выплаты стимулирующего характера работникам списочного состава основного места работы не из фонда заработной платы, а в целях реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», финансируемого, в том числе, в виде дотаций из федерального бюджета, которые не являются постоянными выплатами, предусмотренными системой оплаты труда. Ответчиком не были нарушены трудовые права истца оспариваемыми приказами.

Учитывая отсутствие оснований для признания оснований для удовлетворения основных требований, суд правомерно отказал в удовлетворении производных требований истца о компенсации морального вреда.

Доводы апелляционной жалобы о том, что вывод суда об осуществлении ответчиком истцу выплат стимулирующего характера по оспариваемым приказам в целях реализации положений вышеуказанного Указа Президента Российской Федерации не основан на доказательствах и не соответствует обстоятельствам дела, не состоятельны, т.к. судом в порядке ст.67 ГПК РФ дана оценка, имеющимся в деле доказательствам, основанная на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Указания в апелляционной жалобе о наличии со стороны ответчика в отношении истца дискриминации труд, а также иные доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, повторяют позицию истца, изложенную при рассмотрении дела судом первой инстанции, направлены на переоценку доказательств, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы изложенные выводы, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения суда.

Таким образом, исходя из приведенных выше правовых норм, судебная коллегия приходит к выводу о правильном установлении судом первой инстанции юридически значимых обстоятельств по данному делу. Обжалуемое судебное постановление вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права на основании представленных сторонами по делу доказательств, которым судом дана надлежащая оценка в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Волжского городского суда Волгоградской области от 1 февраля 2018 года по гражданскому делу по иску по иску Куровой И. Ф. к муниципальному бюджетному учреждению «Детская школа искусств «Этос» о признании незаконным бездействие по не включению в приказы о выплате выплат стимулирующего характера, о взыскании стимулирующей выплаты, компенсации морального вреда, судебных расходов – оставить без изменения, апелляционной жалобе Куровой И. Ф. - оставить без удовлетворения.

Председательствующий –

Судьи –