Судья Лымарев В.И. Дело № 33-3559/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 20 марта 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ванюхина Н.Н.,
судей Гулян Р.Ф., Марчукова А.В.,
при секретаре Яковенко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Красноармейском районе г. Волгограда об оспаривании решения об отказе в установлении страховой пенсии, обязании включить периоды работы и назначении страховой пенсии по старости,
по апелляционной жалобе ФИО1
на решение Красноармейского районного суда г. Волгограда от
4 февраля 2019 г., которым постановлено:
в удовлетворении искового заявления ФИО1 к ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Красноармейском районе г. Волгограда о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ№ <...>, обязании признать период проживания и работы с 28 мая 1993 г. по 16 апреля 1999 г. в <адрес> Республики Беларусь как территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом по ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и ст. 34 Закона РФ от
15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», обязании назначить ФИО1 государственную пенсию с 27 ноября 2018 г. - отказать.
Заслушав доклад судьи Гулян Р.Ф., ФИО1, представителя истца по устному заявлению ФИО2 поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ГУ УПФ РФ в Красноармейском районе г. Волгограда ФИО3, возражавшую относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ в Красноармейском районе г. Волгограда об оспаривании решения об отказе в установлении страховой пенсии, обязании включить периоды работы и назначении страховой пенсии по старости.
Требования мотивированы тем, что истец в период с 28 мая 1993 г. по
16 апреля 1999 г. проживал и был зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Указанный населенный пункт отнесен к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Истец 27 ноября 2018 г. обратился в ГУ УПФ РФ в Красноармейском районе г. Волгограда с заявлением о назначении страховой пенсии, в соответствии со ст. 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ и ст. 34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» от ДД.ММ.ГГГГ№ <...>.
Решением ГУ УПФ РФ в Красноармейском районе г. Волгограда
№ <...> от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в назначении страховой пенсии, по причине отсутствия правоустанавливающих документов, выданных в соответствиями с нормами Российского законодательства.
ФИО1 просил суд признать незаконным решение ГУ УПФ РФ в Красноармейском районе г. Волгограда № 945900/18 от 6 декабря 2018 г. об отказе в назначении страховой пенсии по старости в части не включения спорного периода; обязать ГУ УПФ РФ в Красноармейском районе г. Волгограда назначить досрочную страховую пенсию с 27 ноября 2018 г.
Суд постановил указанное выше решение.
Не согласившись с постановленным судом решением, ФИО1 обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права и вынести новое решение, которым удовлетворить заявленные требования.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
В соответствии с положениями статьи 10 Федерального закона от
15 декабря 2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зонах радиоактивного загрязнения, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения, в порядке, предусмотренном Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В пункте 8 статьи 13 указанного Закона к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
На основании пп. «б» п. 18 Приказа Минтруда России от 28 ноября 2014 г. № 958н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению для подтверждения дополнительных условий назначения пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, предусмотренных Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в зависимости от категории гражданина необходимы документы о проживании (периоде проживания) или работе (периоде работы) в определенных зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Согласно ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 (с последующими изменениями и дополнениями) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в п. 8 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона (граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом), пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
В примечании к ст. 35 Закона РФ от 15 мая 1991 г. указано, что первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная ст. 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 г., независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Решением ГУ УПФ РФ в Красноармейском районе г. Волгограда
№ <...> от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в назначении страховой пенсии в связи с отсутствием у заявителя правоустанавливающего документа, выданного в соответствии с нормами Российского законодательства.
Для приобретения права на пенсию по старости по нормам статьи 10 Федерального закона № 166 от 15 декабря 2001 г., необходимо проживание на указанной территории с момента катастрофы 26 апреля 1986 г. по 30 июня
1986 г. независимо от продолжительности такого проживания, либо проживание на этой территории после указанной даты в течение не менее 4 лет (для права на снижение пенсионного возраста на 1 год).
Согласно справке о месте жительства, выданной УП «Жилкомсервис два» <адрес>, в период с 28 мая 1993 г. по 16 апреля 1999 г. ФИО1 был зарегистрирован по месту жительства на территории Республики Беларусь, <адрес>.
С 22 декабря 1999 г. ФИО1 зарегистрирован по месту жительства в <адрес>.
Из трудовой книжки ФИО1 следует, что истец 19 июля 1993 г. принят в автотранспортный цех водителем I класса Белорусского металлургического завода (<адрес>), откуда был уволен 18 июля 1997 г.
17 ноября 1997 г. ФИО1 принят на работу водителем в Жлобинском сельском совете электрических сетей Жлобинского предприятия электрических сетей РУП «Гомельэнерго», а уволен 29 июня 1998 г.
Согласно письму Жлобинского районного исполнительного комитета Гомельского областного исполнительного комитета Республики Беларусь от 19 ноября 2018 г. №159 подтверждается, что г. Жлобин Гомельской области Республики Беларусь подвергался радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС и относился по уровню загрязнения радионуклидами и степени воздействия радиации на человека к зоне проживания с периодическим радиационным контролем, где плотность загрязнения почв цезием - 137 составляла от 1 до 5 Ки/кв.км, либо стронцием - 90 менее 0,5 Ки/кв.км, либо плутонием – 238, 239, 240 менее 0,02 Ки/кв.км.
С 1 января 2005 г., согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь г. Жлобин исключен из перечня населенных пунктов и объектов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения.
Исходя из положений ст. 11 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» зона проживания с льготным социально-экономическим статусом - часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв.км. В указанной зоне среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв (0.1 бэр).
В период с 26 апреля 1986 г. по 1 января 2005 года г. Жлобин Гомельской области Республики Беларусь относился к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Истцом к заявлению о назначении досрочной пенсии в качестве документа, подтверждающего статус гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», были предоставлены справки, выданные в Республике Беларусь.
В ст. 11 Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 дано понятие зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом как части территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв. км. В указанной зоне среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв (0.1 бэр). Дополнительные критерии по определению границ этой зоны в зависимости от степени радиоактивной загрязненности ее территории другими (кроме цезия-137) долгоживущими радионуклидами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что справка о месте жительства, выданная унитарным предприятием «Жилкомсервис два»
г. Жлобин Республики Беларусь, справка, выданная Беларусской металургической компанией о переименовании предприятия, Жлобинскими электрическими сетями, справка о периодах работы, справка о переименовании предприятия, Жлобинским районным исполнительным комитетом справка от 19 ноября 2018 г. не могли быть признаны ответчиком в качестве соответствующего документа, с которым закон связывает предоставление мер социальной поддержки.
Согласно п. 17 Перечня для назначения пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, необходимы документы о трудовом стаже.
В силу п. 18 Перечня для подтверждения дополнительных условий назначения пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, предусмотренных Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в зависимости от категории гражданина необходимы документы о проживании (периоде проживания) или работе (периоде работы) в определенных зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Законодательство Российской Федерации предусматривает предоставление мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС только при условии предъявления соответствующего удостоверения, порядок выдачи которого является единым как для граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, так и переселившихся из других республик бывшего СССР.
В соответствии с Порядком и условиями оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным Приказом МЧС России, Минздравсоцразвития России и Минфина России от 11 апреля 2006 г. № 228/271/63н, устанавливаются единые на всей территории Российской Федерации обязательные правила оформления и выдачи удостоверения гражданам, указанным в пунктах 6, 7, 9, 11 и 12 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
При обращении в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии по старости лиц, проживавших в зоне с льготным социально-экономическим статусом, факт такого проживания подтверждается в соответствии с письмом ФИО4 от 27 апреля 1993 г. № ВД-10-2079 «О порядке подтверждения пребывания в зоне с льготным социально-экономическим статусом».
Согласно данному письму у граждан, выезжающих из зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, изымается удостоверение проживающего на загрязненного радиацией территории, взамен его местными органами власти выдается справка установленного образца о проживании (работе) в данной зоне (для решения вопросов пенсионного обеспечения).
Таким образом, законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и переселившимся с территории Украины и Республики Беларусь, при условии предъявления соответствующих документов, в том числе удостоверения, порядок выдачи которого является единым как для граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, так и переселившихся из других бывших республик СССР, или при подтверждении их статуса в соответствии с требованиями российского законодательства и оформлении ими удостоверения установленного образца.
ФИО5 представлены – справка, подтверждающая факт проживания с 28 мая 1993 г. по 16 апреля 1999 г. в г. Жлобин, выданная коммунальным дочерним жилищно-эксплуатационным унитарным предприятием «Жилкомсервис два»; справка, выданная Жлобинским районным исполнительным комитетом Гомельской области от 19 ноября 2018 г. № 159 о том, что г. Жлобин относился к зоне радиоактивного загрязнения и согласно Постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 23 декабря 2004 г.
№ 1623 г. Жлобин с 1 января 2005 г. исключен из перечня населенных пунктов и объектов, находящихся в зоне радиоактивного загрязнения.
Документов, выданных уполномоченным органом Республики Беларусь и подтверждающих право на обеспечение льготы в соответствии с законодательством Республики Беларусь, истцом не представлено.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции обоснованно сделан вывод об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и считает, что при разрешении возникшего спора суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил решение, основанное на совокупной оценке собранных по делу доказательств и требованиях норм материального права, регулирующих возникшие спорные правоотношения.
Поскольку выводы суда основаны на установленных по делу обстоятельствах и материалах дела, которым дана соответствующая требованиям ст. 67 ГПК РФ правовая оценка, судебная коллегия соглашается с ними и не принимает доводы апелляционной жалобы, о том, что суд неправильно применил нормы материального и процессуального права и что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы о том, что факт проживания и работы в населенном пункте, включенном в утвержденный уполномоченным органом Республики Беларусь, перечень населенных пунктов и объектов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения, подтверждается записями в трудовой книжке, вышепоименованными справками, фактически повторяют доводы искового заявления, являлись предметом оценки суда первой инстанции, основания для переоценки которых у судебной коллегии отсутствуют.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что доводы апеллянта не свидетельствуют о наличии нарушений, указание на которые содержится в ст. 330 ГПК РФ, а потому оснований для отмены оспариваемого решения у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Красноармейского районного суда г. Волгограда от
4 февраля 2019 г. по гражданскому делу по иску ФИО1 к ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Красноармейском районе
г. Волгограда об оспаривании решения об отказе в установлении страховой пенсии, обязании включить периоды работы и назначении страховой пенсии по старости - оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 оставить - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: