УИД 50RS0039-01-2021-007300-85 Административное дело 2а-1590/2021
Судья Ветлугин В.А. Дело № 33а-178/2022(№ 33а-14070/2021)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Волгоград 19 января 2022 г.
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Балашовой И.Б.
судей Гоношиловой О.А., Тертышной В.В.
при ведении протокола помощником судьи Муравлевой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Московской области к Черенкову А. А. о взыскании обязательных платежей и санкций,
по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Черенкова А. А.
на решение Камышинского городского суда Волгоградской области от 6 октября 2021г., которым постановлено: требования административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Московской области к Черенкову А. А. о взыскании обязательных платежей и санкций - удовлетворить.
Взыскать с Черенкова А. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, ИНН № <...>, в доход соответствующего бюджетазадолженность:
пени по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой, в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 370 рублей 49 копеек;
пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года в размере 463 рублей 48 копеек;
по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года в размере 264 рублей 46 копеек, пени в размере 157 рублей 79 копеек;
по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года) в размере 1348 рублей 23 копеек, пени в размере 804 рублей 43 копеек,
а всего на общую сумму 3408 рублей 88 копеек.
Взыскать с Черенкова А. А. в доход бюджета городского округа – города Камышина Волгоградской области государственную пошлину в размере 400 рублей.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Гоношиловой О.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Межрайонная ИФНС России № 1 по Московской области обратилась в суд с административным иском к Черенкову А.А.овзыскании обязательных платежей и санкций в общей сумме 3408,88 рублей, в том числе: пени в размере 370,49 рублей, начисленной на недоимку по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 НК РФ; пени в размере 463,48 рублей, начисленной на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г.; недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г. в размере 264,46 рублей, пени в размере 157,79 рублей; недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г. в размере 1348,23 рублей, пени в размере804,43 рублей.
В обоснование требований административный истец указал, что Черенков А.А. является адвокатом. Ответчик своевременно не исполнил обязанность по уплате обязательных платежей и санкций, в связи с чем, у него образовалась названная выше задолженность. Направленные налоговые требования № 93118 от 6 марта 2020 года, № 106903 от 10 июня 2020 года, должником не исполнены. 7 декабря 2020 года мировым судьей судебного участка № 215 Раменского судебного района Московской области по заявлению налоговой инспекции вынесен судебный приказ № 2а-3629/2020 о взыскании с Черенкова А.А. указанной выше задолженности. 14 января 2021 года мировым судьей вынесено определение об отмене данного судебного приказа, в связи с поступившими от Черенкова А.А. возражениями относительного его исполнения.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе административный ответчик Черенков А.А. оспаривает законность и обоснованность решения суда, просит его отменить, оставив административное исковое заявление без рассмотрения. Ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального и норм процессуального права.
Относительно доводов апелляционной жалобы административным истцом Межрайонной ИФНС России № 1 по Московской области поданы возражения.
Стороны, заинтересованное лицо в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. От административного ответчика Черенкова А.А., представителя административного ответчика Межрайонной ИФНС России № 1 по Московской области, представителя заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России № 3 по Волгоградской области поступили заявления о рассмотрении дела без их участия.
Изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на апелляционную жалобу, проверив материалы дела, законность и обоснованность решения в соответствии с положениями статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее- КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права, если оно привело к принятию неправильного решения (части 2,4 статьи 310 КАС РФ).
Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции такого рода нарушения допущены.
С 1 января 2017 г. вопросы исчисления и уплаты обязательных страховых взносов регулируются главой 34 НК РФ, введенной в действие Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой. Расчетным периодом признается календарный год (часть 1 статьи 423 НК РФ).
Размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, определен статьей 430 НК РФ.
Исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (часть 1 статьи 432 НК РФ).
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (пункт 2 статьи 432 НК РФ.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом (абзац 2 пункта 2 статьи 432 НК РФ). В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (абзац 3 пункта 2 статьи 432 НК РФ).
Материалами дела подтверждается, что Черенков А.А. являясь с 24 мая 2017 г. адвокатом (реестровый №34/2781), страховые взносы за отчетный период 2017г. без законных к тому оснований не уплатил.
Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Черенкову А.А. налоговым органом направлялись:
требование №93118 от 6 марта 2020 г. об уплате в срок до 7 апреля 2020г. пени в общем размере 1459,29 рублей, в том числе: пени в размере 370,49 рублей на недоимку по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 НК РФ; пени в размере 522,77 рублей на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г.); пени в размере 463,48 рублей на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г.; пени в размере 102,55 рублей на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г.;
требование №106903 от 10 июня 2020 г. об уплате в срок до 14 июля 2020г. задолженности по страховым взносам по сроку уплаты до 9 января 2018 г. и пеням в общей сумме 1949,59 рублей, в том числе: задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г.) в размере 1348,23 рублей; пени в размере 281,66 рублей; задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г., в размере 264,46 рублей; пени в размере 55,24 рублей.
В связи с неисполнением указанных требований, 7 декабря 2020 года мировым судьей судебного участка № 215 Раменского судебного района Московской области по заявлению налоговой инспекции вынесен судебный приказ № <...>а-3629/2020 о взыскании с Черенкова А.А. выше названной задолженности, который 14 января 2021 года отменен определением мирового судьи, в связи с поступившими от Черенкова А.А. возражениями относительного его исполнения.
В этой связи, и принимая во внимание, что срок и порядок обращения в суд за взысканием недоимки по страховым взносам и пене налоговым органом соблюден, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил административный иск в части взыскания с Черенкова А.А. задолженности за 2017 г. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г.) в размере 1348,23 рублей; пени за период с 10 января 2018г. по 9 июня 2020г. в размере 804,43 рублей; задолженности за 2017 г. по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г., в размере 264,46 рублей; пени за период с 10 января 2018г. по 9 июня 2020г. в размере 157,79 рублей.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции, удовлетворяя иск в указанной выше части, правильно применил нормы материального права.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения требований о взыскании с Черенкова А.А. пени в размере 370,49 рублей на недоимку по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 НК РФ, и пени в размере 463,48 рублей на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017г. N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" вышеприведенного закона признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Поскольку административным истцом заявлено требование о взыскании пени, исчисленной в связи с неуплатой страховых взносов за расчетный период, истекший до 1 января 2017 года, то у суда отсутствовали основания для взыскания с административного ответчика пени в размере 463,48 рублей. Разрешая требование о взыскании пени в размере 463,48 рублей суд не применил закон, подлежащий применению, что привело к принятию неправильного решения, в связи с чем решение в данной части подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска в этой части.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2015 года N 422-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Г. на нарушение его конституционных прав пунктом 5 части первой статьи 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, положениями пунктов 1, 2 и абзацем первым пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации", к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.
Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75). Принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 статьи 48). С учетом изложенного, оспариваемые законоположения, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
Таким образом, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пени недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать отдельно от основного.
Пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога и данная возможность не утрачена.
После истечения срока взыскания задолженности по налогу, пени не могут рассматриваться как способ обеспечения исполнения обязанности по его уплате.
Разрешая требование о взыскании пени в размере 370,49 рублей на недоимку по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 НК РФ, суд первой инстанции приведенные выше законоположения во внимание не принял.
Из материалов дела следует, что пени в размере 370,49 рублей начислены за период с 22 августа 2019г. по 23 февраля 2020 г. на недоимку по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 НК РФ, за 2017 г. в размере 9075 рублей.
Вместе с тем, материалы дела не содержат доказательств того, что налоговым органом были приняты меры к принудительному взысканию суммы налога в размере 9075 рублей, на которую начислены спорные пени, и данная возможность не утрачена. Такие доказательства не представлены налоговым органом и в суд апелляционной инстанции.
Поэтому, решение суда в части взыскания с Черенкова А.А. пени в размере 370,49 рублей также подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска в этой части.
Учитывая, что судом апелляционной инстанции принято новое решение об отказе во взыскании с Черенкова А.А. пени в размере 463,48 рублей и 370, 49 рублей, то общую сумму взыскания по оспариваемому судебному акту следует уменьшить с 3408 рублей 88 копеек до 2574,91 рублей.
Доводы апелляционной жалобы о наличии оснований для отмены решения суда и оставлении административного иска без рассмотрения, судебная коллегия находит основанными на неправильном толковании норм материального и процессуального права.
Основания для оставления административного иска без рассмотрения указаны в статье 196 КАС РФ. Вопреки доводам апелляционной жалобы, такие основания по делу отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Камышинского городского суда Волгоградской области от 6 октября 2021г. отменить в части взыскания с Черенкова А. А. пени в размере 370,49 рублей на недоимку по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 НК РФ; пени в размере 463,48 рублей на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г.
В указанной части принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Общую сумму взыскания уменьшить с 3408 рублей 88 копеек до 2 574,91 рублей.
В остальной части решение Камышинского городского суда Волгоградской области от 6 октября 2021г. оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Черенкова А.А. – без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи