Судья Олейников А.В. Дело № 33а-14955/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 октября 2018 года г. Волгоград
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сергеева С.С.
судей Тертышной В.В., Балашовой И.Б.
при секретаре Обуховой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ерохина С. Н. к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области, начальнику управления по работе с личным составом Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области Леншину В. Э. о признании незаконным отказа в выдаче справки о расчете выслуги лет в органах внутренних дел в календарном и льготном исчислении, возложении обязанности выдать расчет выслуги лет в органах внутренних дел в календарном и льготном исчислении
по апелляционной жалобе административного истца Ерохина С. Н. и его представителя Борисова П. В.
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 9 июля 2018 года, которым в удовлетворении административного искового заявления Ерохина С. Н. отказано.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Тертышной В.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Ерохин С.Н. обратился в суд с названным административным иском, указав, что 23.11.2017 им на имя руководителя управления по работе с личным составом (УРЛС) ГУ МВД России по Волгоградской области направлено обращение с просьбой об исчислении выслуги лет административного истца в органах внутренних дел МВД РФ в льготном исчислении и предоставлении справки о расчете выслуги лет. Уведомлением от 27.12.2017 № <...> за подписью врио начальника УРЛС ГУ МВД России по Волгоградской области Кузнецова Д.Л. запрашиваемой информации не представлено. Считая данный отказ необоснованным, 05.02.2018 административный истец обратился в ГУ МВД России по Волгоградской области и к руководителю УРЛС с досудебной претензией, просил исчислить выслугу лет в органах внутренних дел в льготном исчислении, выдать справку и расчет выслуги лет в органах внутренних дел. Письмом начальника УРЛС ГУ МВД России по Волгоградской области Леншина В.Э. от 20.02.2018 № <...> запрашиваемой информации также не представлено. Указал, что административными ответчиками нарушены положения п. 8 Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД РФ от 27.05.2005 N 418, тем самым ущемлены права, свободы и законные интересы административного истца.
Просил суд признать незаконным отказ начальника управления по работе с личным составом ГУ МВД России по Волгоградской области Леншина В.Э. в выдаче справки о расчете выслуги лет в органах внутренних дел МВД РФ в календарном и льготном исчислении. Обязать ГУ МВД России по Волгоградской области и должностное лицо - начальника управления по работе с личным составом ГУ МВД России по Волгоградской области Леншина В.Э. выдать расчет выслуги лет Ерохина С.Н. в органах внутренних дел МВД РФ в календарном и льготном исчислениях согласно действующим нормативным актам.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе административный истец и его представитель оспаривают законность и обоснованность решения, просят его отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении административного иска, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам административного дела.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель ГУ МВД России по Волгоградской области считает решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьёй 308 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ), оценив имеющиеся в деле доказательства,выслушав административного истца Ерохина С.Н. и его представителя Борисова П.В., поддержавших доводы жалобы, представителя ГУМВД России по Волгоградской области Федичеву Е.А., считавшую решение законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч. ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом апелляционной инстанции установлено, что Ерохин С.Н. проходил службу в органах внутренних дел, уволен приказом ГУ МВД России по Волгоградской области от 14.06.2011 №1096 л/с по основанию, предусмотренному п. «к» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации с 14.06.2011. Данным приказом его выслуга лет по состоянию на 14.06.2011 определена в календарном исчислении – 17 лет 07 месяцев 08 дней, в льготном исчислении – 19 лет 07 месяцев 08 дней.
Административным истцом 23.11.2017 в УРЛС ГУ МВД России по Волгоградской области направлено заявление, в котором указал, что с 05.12.1996 по 14.06.2011 он проходил службу в органах внутренних дел. С февраля 2017 года он находится на муниципальной службе в должности <.......>. Так как нормативными актами о муниципальной службе при определении стажа муниципальной службы учитывается выслуга лет в органах внутренних дел РФ, со ссылкой на Закон РФ от 12.02.1993 №4468-1 и Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 №941 просил в соответствии с действовавшим на дату его увольнения законодательством исчислить выслугу лет в органах внутренних дел в льготном исчислении, выдать ему справку и расчет выслуги лет в органах внутренних дел МВД РФ.
В ответ на указанное заявление 27.12.2018 ГУ МВД России по Волгоградской области административному истцу направлено сообщение, согласно которому выслуга лет за период службы в органах внутренних дел составляет: в календарном исчислении – 17 лет 07 месяцев 08 дней; в льготном исчислении – 19 лет 07 месяцев 08 дней. В том числе: служба в Вооруженных Силах РФ – 03 года 01 месяц 01 день; учеба в Волгоградской архитектурно-строительной академии – 02 года 00 месяцев 00 дней; служба в органах внутренних дел – 14 лет 06 месяцев 07 дней.
Не согласившись с представленными сведениями, 05.02.2018 Ерохин С.Н. направил в ГУ МВД России по Волгоградской области и начальнику УРЛС ГУ МВД России по Волгоградской области претензию. В обоснование своей позиции сообщил, что с 13.09.1989 по 11.06.1990 (всего 272 дня) и с 19.09.1991 по 30.06.1997 (всего 2112 дней) он проходил обучение в высшем учебном заведении - Волгоградской архитектурно-строительной академии. Общий период его обучения до поступления на службу (05.12.1996) составил 2177 дней (5 лет 11 месяцев и 15 дней). Полагал, что расчет выслуги лет в льготном исчислении административные ответчики обязаны произвести в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941, на основании которого в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в соответствии с пунктом "а" части первой статьи 13 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 необходимо засчитывать время (не более пяти лет) их обучения до поступления на службу по очной, очно-заочной или заочной форме в образовательных организациях по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научнопедагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры - стажировки) при условии завершения освоения данных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, исчисляемое из расчета два месяца учебы за один месяц службы, - в отношении сотрудников органов внутренних дел, поступивших на службу до 01.01.2012.
В этой связи считал необходимым, чтобы ГУ МВД России по Волгоградской области и начальник УРЛС ГУ МВД России по Волгоградской области исчислили ему выслугу лет в ОВД МВД РФ, засчитав время (не более пяти лет) обучения в Волгоградской архитектурно-строительной академии до поступления на службу (по очной, очно-заочной или заочной форме обучения): 02 года 06 месяцев 00 дней. Его выслуга лет за период службы в органах внутренних дел составляет: - в календарном исчислении - 17 лет 07 месяцев 08 дней; - в льготном исчислении - 20 лет 01 месяцев 08 дней, в том числе служба в Вооруженных Силах РФ- 03 года 01 месяц 01 день; учеба в Волгоградской архитектурно-строительной академии - 02 года 06 месяцев 00 дней.
Вновь просил в соответствии с действовавшим на дату его увольнения законодательством исчислить выслугу лет в органах внутренних дел МВД РФ в льготном исчислении, выдать ему справку и расчет выслуги лет в органах внутренних дел МВД РФ.
Письмом начальника УРЛС ГУ МВД России по Волгоградской области Леншина В.Э. от 20.02.2018 № <...>Ерохин С.Н. уведомлен, что при увольнении из органов внутренних дел расчет выслуги лет на пенсию подготовлен в соответствии с нормативными актами, действовавшими на тот момент. Кроме того, ранее он (Ерохин С.Н.) обращался в Центральный районный суд г. Волгограда с иском к ГУ МВД России по Волгоградской области о признании незаконным отказа в назначении пенсии за выслугу лет, включении в пенсионный стаж для получения пенсии периодов обучения с 13.09.1989 по 11.06.1990, и с 19.09.1991 по 30.07.1997 в Волгоградской государственной архитектурно-строительной академии. Вступившим в законную силу решением суда от 09.10.2013 отказано в удовлетворении исковых требований о признании незаконным отказа в назначении пенсии за выслугу лет, включении в пенсионный стаж для получения пенсии периоды обучения в высшем учебном заведении. С учетом изложенного, правовые основания для внесения изменений в выслугу лет при увольнении из органов внутренних дел с 14.06.2011 отсутствуют.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда об отказе в удовлетворении административного иска о признании незаконным отказа в выдаче справки о расчете выслуги лет в органах внутренних дел в календарном и льготном исчислении, возложении обязанности выдать расчет выслуги лет в органах внутренних дел в календарном и льготном исчислении по следующим основаниям.
На дату увольнения Ерохина С.Н. со службы в органах внутренних дел вопросы прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации регламентировались Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 №2402-1.
По смыслу ч. 2 ст. 63 названного Положения порядок исчисления выслуги лет для назначения сотрудникам органов внутренних дел пенсии определяется Правительством Российской Федерации. При этом в выслугу лет сотрудникам органов внутренних дел засчитывается время учебы на очных отделениях высших и средних специальных учебных заведений из расчета два месяца учебы за один месяц службы.
В расчете выслуги лет на пенсию в отношении Ерохина С.Н., выполненном Центром пенсионного обслуживания ГУВД по Волгоградской области 13.05.2011, который положен в основу приказа об увольнении административного истца от 14.06.2011 № <...> л/с в полном объеме отражены периоды службы и учебы, засчитанные в выслугу лет, в том числе периоды обучения в Волгоградской архитектурно-строительной академии.
Из содержания ответа врио начальника УРЛС ГУ МВД России по Волгоградской области от 27.12.2017 № <...> следует, что Ерохину С.Н. предоставлена необходимая информация по периодам его службы, которые засчитаны административным ответчиком в стаж его службы в органах внутренних дел в льготном и календарном исчислении.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия полагает, что ответы на обращения Ерохина С.Н. даны должностными лицами ГУ МВД России по Волгоградской области в пределах их компетенции, нарушения права административного истца на получение информации не допущено, следовательно, основания для признания незаконным отказа административного ответчика в предоставлении сведений о выслуге лет отсутствуют.
Кроме того, из пояснений административного истца, данных в судебном заседании суда первой инстанции следует, что он не согласен с расчетом периода, связанного с обучением в Волгоградской архитектурно-строительной академии, так как, по его мнению, данный расчет должен производиться иным образом.
Вместе с тем, решением Центрального районного суда г. Волгограда от 09.10.2013, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 11.12.2013, в удовлетворении исковых требований Ерохина С.Н. к ГУ МВД России по Волгоградской области о признании незаконным отказа в назначении пенсии за выслугу лет, включении в пенсионный стаж для получения пенсии периода обучения в высшем учебном заведении, возложении обязанности рассчитать, назначить и выплатить пенсию по выслуге лет отказано.
В рамках рассмотрения указанного гражданского дела истцом приводились аналогичные доводы о том, что ГУ МВД России по <адрес> неверно произвело исчисление его выслуги лет за периоды обучения в Волгоградской архитектурно-строительной академии с 13.09.1989 по 11.06.1990 и с 19.09.1991 по 30.06.1997, при увольнении ему было засчитано только 4 года обучения, вместо 5, и на момент увольнения его выслуга лет составляла 20 лет 01 месяц 08 дней.
Таким образом, имеется вступивший в законную силу судебный акт, которым установлены фактические и правовые обстоятельства, связанные с определением выслуги лет Ерохина С.Н. в льготном исчислении в органах внутренних дел, что в силу ч.2 ст. 64 КАС РФ исключает возможность повторной судебной оценки этих же обстоятельств при разрешении настоящего административного дела.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении административными ответчиками требований п. 8 Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД РФ от 27.05.2005 N 418, о наличии оснований для перерасчета выслуги лет повторяют правовую позицию административного истца, выраженную им в суде первой инстанции, являлись предметом исследования и оценки суда, сводятся в ошибочному толкованию норм материального закона и не свидетельствуют о наличии оснований к отмене решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 9 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Ерохина С. Н. и его представителя Борисова П. В. - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи