НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Волгоградского областного суда (Волгоградская область) от 18.05.2022 № 2А-500/2022

УИД 34RS0019-01-2022-000313-18 Административное дело 2а-500/2022

Судья Коваленко Н.Г. Дело № 33а-5227/2022

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Волгоград 18 мая 2022г.

Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Балашовой И.Б.

судей Гоношиловой О.А., Еромасова С.В.,

при ведении протокола помощником судьи Муравлевой Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Волгоградской области к Панину Г. И. о взыскании задолженности,

по апелляционной жалобе административного ответчика Панина Г. И.

на решение Камышинского городского суда Волгоградской области от 22 февраля 2022г., которым административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Волгоградской области к Панину Г. И. о взыскании задолженности удовлетворено.

С Панина Г. И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по месту жительства: <адрес> пользу Межрайонной ИФНС России № 3 по Волгоградской области взыскана задолженность по:

НДФЛ за 2019 г. в размере 16250 рублей;

штрафным санкциям по НДФЛ за 2019 г. в размере 4250 рублей;

пени по НДФЛ за 2019 г. (за период с 16 июля 2019 г. по 20 января 2021 г.) в размере 436, 58 рублей.

С Панина Г. И. взыскана в доход бюджета городского округа – города Камышина Волгоградской области государственная пошлина в размере 828, 10 рублей.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Гоношиловой О.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Межрайонная ИФНС России № 3 по Волгоградской области обратилась в суд с административным иском к Панину Г.И. о взыскании задолженности, указав, что Панин Г.И. состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 3 по Волгоградской области в качестве налогоплательщика. Панин Г.И. с 17мая 2017г. по 18 сентября 2018г. являлся индивидуальным предпринимателем с видом деятельности по коду ОКВЭД «Деятельность автомобильного грузового транспорта».

Межрайонной ИФНС России № 3 по Волгоградской области проведена камеральная налоговая проверка декларации по НДФЛ за 2019 г., представленной Паниным Г И. 10 августа 2020 г., по результатам которой было выявлено нарушение действующего законодательства, зафиксированное в акте камеральной налоговой проверки от 24 ноября 2020г.№ 3084. Сумма налога за 2019 г. по данным налогоплательщика, подлежащая уплате в бюджет, составила 0 рублей. Согласно представленной налоговой декларации транспортное средство ВАЗ 21099 VIN номер № <...> продано за 50 000 рублей, МАЗ VIN номер № <...> продано за 125 000 рублей. По транспортному средству МАЗ VIN номер № <...>Панин Г.И. заявил имущественный налоговый вычет в соответствии с п.п. 1 п.1 ст. 220 НК РФ, в связи с продажей имущества, находившегося в собственности менее 3 лет. Указанное транспортное средство находилось в собственности Панина Г.И. с 31 мая 2017г. по 13февраля 2019г.

Размер имущественного налогового вычета, на который имеет право Панин Г.И. равен 50 000 рублей. Таким образом, налоговая база, подлежащая налогообложению за 2019 г. составила 125 000 рублей. Сумма занижения налога на доходы физических лиц, подлежащего к уплате в бюджет за 2019 г., составила 16 250 рублей (из расчета 125000х13%)

2 ноября 2020г. Панину Г.И. направлено требование о предоставлении пояснений № 10361 в связи с неверным заполнением приложения № 6 «Вычеты от доходов по продаже имущества» и неправомерное заявление имущественного налогового вычета в соответствии со ст. 220 НК РФ.

Фактически обязанность по уплате налога в размере 16 250 руб. по сроку уплаты не исполнена. В лицевом счете переплата отсутствовала.

Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством срок налоговой декларации по НДФЛ влечет взыскание штрафа в размере 5% от неуплаченной в установленный срок суммы налога, но не менее 1000 рублей, неуплата налога в результате занижения налоговой базы влечет начисление штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы, то есть в размере 3250 рублей, а также пени в размере 436,58 рублей.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, административный истец просит взыскать с административного ответчика НДФЛ за 2019г. в размере 16250 рублей, штрафные санкции в общей сумме 4250 рублей, пени по НДФЛ в размере 436,58 рублей.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе административный ответчик просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать. Ссылается на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права.

Относительно доводов апелляционной жалобы административным истцом поданы возражения.

Стороны в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом, об обстоятельствах, препятствующих явке в суд, не уведомили.

Изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее- КАС РФ), оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.

Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права, если оно привело к принятию неправильного решения (части 2,4 статьи 310 КАС РФ).

Судом первой инстанции такого рода нарушения не допущены.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В силу пункта 8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении пеней.

В соответствии с пунктом 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Подпунктом 5 пункта 1 статьи 208 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для целей настоящей главы к доходам от источников в Российской Федерации относятся доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации и принадлежащего физическому лицу.

Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников, в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации (пункт 1 статьи 209 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.

Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу (пункт 1).

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки (пункт 2).

Согласно пункту 1 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Налоговым периодом в соответствии со статьей 216 Налогового кодекса Российской Федерации признается календарный год.

Общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду (пункт 3 статьи 225 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 228 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица производят исчисление и уплату налога на доходы физических лиц исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению (подпункт 2 пункта 1).

Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса (пункт 2).

Физические лица, получившие доход, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию (пункт 3).

В соответствии с пунктом 1 статьи 229 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса.

Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей (пункт 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации).

Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов) (пункт 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1).

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате, налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (пункт 3).

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 4).

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5).

Как следует из материалов дела, Панин Г.И. с 15 мая 2017 г. по 18 сентября 2018 г. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, состоял на учете в Межрайонной ИНФС России № 3 по Волгоградской области, основным видом его деятельности являлась «Деятельность автомобильного грузового транспорта» (код по ОКВЭД 49.41).

После прекращения Паниным Г.И. деятельности в качестве индивидуального предпринимателя принадлежащее ему транспортное средство МАЗ VIN номер № <...> было продано ДД.ММ.ГГГГ физическому лицу Новикову В.А. за 125 000 рублей, транспортное средство ВАЗ 21099 VIN номер № <...> было продано ДД.ММ.ГГГГг. физическому лицу Шипулиной Е.П. за 50 000 рублей.

10 августа 2020 г. Паниным Г.И. в налоговый орган представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2019 г. по факту получения дохода от продажи, в том числе указанного транспортного средства, с заявлением о предоставлении имущественного налогового вычета в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 НК РФ, на основании которой сумма налога на доходы физических лиц, подлежащая уплате в бюджет, составила ноль рублей.

2 ноября 2020 г. в адрес Панина Г.И. направлено требование № 10361 о предоставлении пояснений за неверное заполнение Приложения № 6 «Вычеты от доходов по продаже имущества» и неправомерное заявление имущественного налогового вычета в соответствии со статьей 220 НК РФ по доходам от продажи транспортного средства МАЗ VIN номер № <...>, используемого в предпринимательской деятельности. Срок представления пояснения или внесения соответствующих исправлений составил 5 дней.

10 ноября 2020 г. в адрес Панина Г.И. направлено уведомление № 9171 о вызове в налоговый орган налогоплательщика для вручения ему акта камеральной налоговой проверки по результатам проведенной проверки декларации по налогу на доходы физических лиц за 2019 г.

24 ноября 2020 г. в адрес Панина Г.И. направлено извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки № 5617.

Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка данной декларации, в ходе которой налоговым органом сделан вывод о необоснованном применении налогоплательщиком налогового имущественного вычета, поскольку доход от реализации принадлежащего ему транспортного средства МАЗ-5432А5-323 связан с использованием его в предпринимательской деятельности.

20 января 2021 г. Межрайонной ИФНС России № 3 по Волгоградской области в отношении Панина Г.И. вынесено решение № 168 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

В соответствии с указанным решением Панину Г.И. были начислены:

налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 НК РФ в размере 16 250 рублей;

пени по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 НК РФ в размере 436,58 рублей;

штраф за непредставление в установленный законодательством срок налоговой декларации налогу на доходы физических лиц в налоговый орган в размере 1000 рублей;

штраф за неуплату/неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы в размере 3 250 рублей.

В предоставлении Панину Г.И. имущественного налогового вычета в размере 125 000 рублей было отказано.

В связи с неисполнением Паниным Г.И. в добровольном порядке решения налогового органа в адрес Панина Г.И. направлено сформированное по состоянию на 12 апреля 2021г. требование № 4727 об уплате задолженности по НДФЛ, пени и штрафов в вышеуказанных размерах в срок до 13 мая 2021г.

Поскольку названное требование Паниным Г.И. не было исполнено в указанный в нем срок, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности.

26 августа 2021г. мировым судьей вынесен судебный приказ о взыскании с Панина Г.И. недоимки по налогам в общей сумме 20936,58 рублей, который определением мирового судьи от 24 сентября 2021г. отменен в связи с поступившими от должника возражениями.

Разрешая спор, суд первой инстанции, проверив правильность расчета задолженности по уплате недоимки по НДФЛ, пени и штрафов, а также соблюдение налоговым органом порядка обращения в суд и установив, что административным ответчиком обязательства по уплате недоимки по НДФЛ, пени и штрафов не исполнены, пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.

С такими выводами судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на законе и соответствуют установленным по делу обстоятельствам.

В апелляционной жалобе Панин Г.И. указывает на необоснованное привлечение к налоговой ответственности за подачу налоговой декларации за пределами срока, ссылаясь на то, что срок подачи налоговой декларации был им пропущен по независящим от него обстоятельствам, поскольку в связи с ограничительными мерами по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции посещение налогового органа было ограничено.

Данные доводы судебная коллегия находит несостоятельными.

На основании пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020г. № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» установленный Налоговым Кодексом срок представления налогоплательщиками, налоговыми агентами налоговых деклараций (за исключением налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость), налоговых расчетов о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов, расчетов сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговыми агентами, расчетов по авансовым платежам, бухгалтерской (финансовой) отчетности, срок подачи которых приходится на март - май 2020 г. продлен на 3 месяца.

Таким образом, налогоплательщикам, указанным в статьях 227, 227.1 и пункта 1 статьи 228 НК РФ, налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ на доходы, полученные в 2019г., необходимо предоставить не позднее 30 июля 2020г.

Указами Президента Российской Федерации от 25 марта 2020г. № 206, 2 апреля 2020г. № 239, 28 апреля 2020г. № 294 нерабочие дни в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции были установлены в период с 30 апреля 2020г. по 8 мая 2020г.

При этом, из вышеназванных Указов Президента Российской Федерации следует, что федеральным органам государственной власти следует определить численность федеральных государственных служащих, обеспечивающих функционирование этих органов.

Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Доводы апелляционной жалобы Панина Г.И. о том, что им не был получен доход, поскольку транспортное средство было продано по цене ниже приобретенной, судебной коллегией также отклоняются.

При рассмотрении дела установлено, что проданный Паниным Г.И. в налоговый период автомобиль марки МАЗ-5432А5-323 являлся грузовым и использовался им в предпринимательской деятельности. Иных грузовых автомобилей у Панина Г.И. в собственности не имелось. В силу подпункта 4 пункта 2 статьи 220 НК РФ имущественный налоговый вычет, если иное не предусмотрено подпунктом 2.1 или 2.2 настоящего пункта, не применяется в отношении доходов, полученных от продажи недвижимого имущества и (или) транспортных средств, которые использовались в предпринимательской деятельности.

То обстоятельство, что впоследствии Панин Г.И. продал транспортное средство по цене ниже цены приобретения данного автомобиля правового значения для данного дела не имеет.

Отклоняя доводы Панина Г.И., изложенные в апелляционной жалобе, о некачественном заполнении сотрудниками налогового органа налоговой декларации по форме 3-НДФЛ, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 4 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения.

В соответствии с Письмом ФНС России от 27 декабря 2018г. № ГД-4-19/25766@ "О предоставлении консультационных услуг специалистами ФНС России" порядок предоставления услуги по бесплатному информированию определен административным регламентом Федеральной налоговой службы, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2012г. N 99н. В данном Письме также обращено внимание, что законодательством Российской Федерации не предусмотрено предоставление налоговыми органами консультационных услуг налогоплательщикам (заполнение деклараций (расчетов), трактование законодательства Российской Федерации о налогах и сборах).

Таким образом, на налоговые органы возложена обязанность предоставлять налогоплательщикам только услугу по бесплатному информированию.

Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, не ставят под сомнение законность решения суда, сводятся к переоценке выводов суда и не опровергают указанных выводов, не влияют на полноту установленных в ходе рассмотрении дела судом фактических обстоятельств дела.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для административного дела, применил закон, подлежащий применению, и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований административного процессуального законодательства.

Предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке судебной коллегией не установлены.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Камышинского городского суда Волгоградской области от 22 февраля 2022г. оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Панина Г. И. – без удовлетворения.

Председательствующий судья

Судьи