УИД 34RS0008-01-2023-000110-62 Административное дело № 2а-888/2023
Судья Полубоярова Е.Г. Дело № 33а-6657/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 17 июля 2023 г.
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Балашова И.Б.,
судей Тертышной В.В., Абакумовой Е.А.
при ведении протокола помощником судьи Гребенниковой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по Центральному району г.Волгограда к Изгаршеву Борису Тимофеевичу о взыскании обязательных платежей и санкций
по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Хомутинниковой Елены Викторовны
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 21 марта 2023г., которым постановлено:
административный иск ИФНС России по Центральному району г. Волгограда к Изгаршеву Борису Тимофеевичу о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить.
Взыскать с Изгаршева Бориса Тимофеевича, 31 декабря 1945 года рождения, в бюджет суммы задолженности по: налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: пени за 2020 год за период со 2декабря 2021 г. по 4 августа 2022 г. в размере 3347 рублей 53 копейки; транспортному налогу с физических лиц: пени за 2020 год период со 2декабря 2021г. по 4 августа 2022 г. в размере 186 рублей 96 копеек; земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов: пени за 2017 год период с 4 декабря 2018 г. по 4 августа 2022 г. в размере 20563 рубля 29 копеек, за 2019 год период со 2декабря 2020 г. по 4 августа 2022 г. в размере 409 рублей 72 копейки, за 2019 год период со 2декабря 2020 г. по 4 августа 2022 г. в размере 57770 рублей 23 копейки, за 2020 год период со 2декабря 2021 г. по 4 августа 2022 г. в размере 161 рубль 43 копейки, а всего в размере 82439 рублей 16 копеек.
Взыскать с Изгаршева Бориса Тимофеевича государственную пошлину в доход бюджета городского округа город-герой Волгоград в размере 2673 рубля 17 копеек.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Тертышной В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ИФНС России по Центральному району г. Волгограда обратилась в суд с названным административным иском к Изгаршеву Б.Т. о взыскании в бюджет сумм пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2020 год за период со 2декабря 2021 г. по 4 августа 2022 г. в размере 3347 рублей 53 копейки; пени по транспортному налогу с физических лиц за 2020 год период со 2декабря 2021г. по 4 августа 2022 г. в размере 186 рублей 96 копеек; пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов за 2017 год период с 4 декабря 2018 г. по 4 августа 2022 г. в размере 20563 рубля 29 копеек, за 2019 год период со 2декабря 2020 г. по 4 августа 2022 г. в размере 409 рублей 72 копейки, за 2019 год период со 2декабря 2020 г. по 4 августа 2022 г. в размере 57770 рублей 23 копейки, за 2020 год период со 2декабря 2021 г. по 4 августа 2022 г. в размере 161 рубль 43 копейки, а всего в размере 82439 рублей 16 копеек. В обоснование требований указано, что Изгаршев Б.Т. является налогоплательщиком налога на имущество, земельного и транспортного налогов. Согласно сведениям регистрирующих органов налогоплательщик в 2020 году имел в собственности объекты недвижимого имущества: № <...>, ОКТМО № <...>, код ИФНС 3444, 400005, <адрес>, в соответствии с нормами законодательства на данные объекты начислен налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2020 год в размере 701 рубль; № <...>, ОКТМО № <...>, код ИФНС 3460, 400074, <адрес>, в соответствии с нормами законодательства на данные объекты начислен налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2020 год в размере 27 065 рублей; № <...>, ОКТМО № <...>, код ИФНС 3460, 400120, <адрес>, в соответствии с нормами законодательства на данные объекты начислен налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2020 год в размере 1 113 рублей; № <...>, ОКТМО № <...>, код ИФНС 3460, 400120, <адрес>, в соответствии с нормами законодательства на данные объекты начислен налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2020 год в размере 3 148 руб.; № <...>, ОКТМО № <...> код ИФНС 3460, 400120, <адрес> в соответствии с нормами законодательства на данные объекты начислен налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2020 год в размере 5 707 рублей. Сумма налога к уплате по ОКТМО 18701000 составляет 37 033 рубля. Также за налогоплательщиком в 2020 году числятся в собственности транспортные средства: № <...> (регистрационный знак № <...>), ОКТМО 18701000, код ИФНС 3444, в соответствии с нормами законодательства на данный объект начислен налог за 2020 год в размере 844 рубля; № <...>, (регистрационный знак № <...>), ОКТМО 18701000, код ИФНС 3444, в соответствии с нормами законодательства на данный объект начислен налог за 2020 год в размере 720 рублей; № <...>, (регистрационный знак № <...>), ОКТМО 18701000, код ИФНС 3444, в соответствии с нормами законодательства на данный объект начислен налог за 2020 год в размере 675 рублей; № <...>, (регистрационный знак № <...>), ОКТМО 18701000, код ИФНС 3444, в соответствии с нормами законодательства на данный объект начислен налог за 2020 год в размере 3 840 рублей. Вышеуказанные задолженности взыскивалась в порядке приказного производства по делу № 2а-120-1303/2022 от 22 марта 2022 г. В связи с неуплатой налога на имущество физических лиц и транспортного налога на основании статьи 75 НК РФ налогоплательщику начислены пени по налогу на имущество физических лиц за 2020 год за период со 2 декабря 2021 г. по 4августа 2022 г. в размере 3347 рублей 53 копейки; по транспортному налогу – 186 рублей 96 копеек. Налогоплательщику направлялось налоговое уведомление № 2822893 от 1сентября 2021 г., требование об уплате налога № 9902 от 5 августа 2022 г. со сроком уплаты до 28 сентября 2022г., однако до настоящего момента задолженность не погашена. Кроме того, в 2017, 2019, 2020 годах налогоплательщик имел в собственности объект недвижимого имущества, а именно земельный участок, расположенный в границах городских округов: № <...> ОКТМО 18701000, код ИФНС 3460, 400038, <адрес>, р.<адрес> соответствии с нормами законодательства на данные объекты начислен налог за 2017 год в размере 670 328 рублей, за 2019 год в размере 614 468 рублей; № <...>, ОКТМО 18701000, код ИФНС 3461, 400067, <адрес> в соответствии с нормами законодательства на данные объекты начислен налог за 2019 год в размере 4 358 рублей, за 2020 год в размере 1 717 рублей. Задолженность по земельному налогу за 2017 год взыскивалась по судебному решению № 2а-4233/2019 от 28 ноября 2019 г.; за 2019 год в размере 614 468 рублей взыскивалась в порядке приказного производства по делу № 2а-120-2593/2021 от 18июня 2021 г.; за 2019 год в размере 4 358 рублей взыскивалась в порядке приказного производства по делу № 2а-120-2060/2021 от 21 мая 2021 г.; за 2020 год взыскивалась в порядке приказного производства по делу № 2а-120-1303/2022 от 22 марта 2022 г. В связи с неуплатой причитающихся сумм налога и сбора в установленный законодательством о налогах и сборах срок, налогоплательщику начислена пеня на основании ст. 75 НК РФ за 2017 год период с 4 декабря 2018 г. по 4 августа 2022 г. составляет 20563 рубля 29 копеек, за 2019 год период со 2 декабря 2020 г. по 4 августа 2022 г. составляет 409 рублей 72 копейки, за 2019 год период со 2 декабря 2020 г. по 4 августа 2022 г. составляет 57770 рублей 23 копейки, за 2020 год период со 2 декабря 2021 г. по 4августа 2022 г. составляет 161 рубль 43 копейки. Налогоплательщику направлялись налоговые уведомления № 27845146 от 12 июля 2018 г., № 3317465 от 1 сентября 2020 г., № 2822893 от 1 сентября 2021 г., требование об уплате налога №9902 от 5 августа 2022 г. со сроком уплаты до 28 сентября 2022 г., однако до настоящего момента задолженность не погашена.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционное жалобе представитель административного ответчика Хомутинникова Е.В. выражает несогласие с принятым судом решением, просит его отменить и отказать в удовлетворении административного иска в полном объеме. В обоснование указывает, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и как следствие, неправильно применил нормы материального права, подлежащие применению. Отмечает, что Изгаршев Б.Т. решением от 14декабря 2016 г. признан несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура реализации имущества. При этом налоговым органом не было представлено ни одного доказательства, подтверждающего, что им в адрес финансового управляющего направлялись требования о взыскании задолженности. Указывает, что аресты со счетов Изгаршева Б.Т., наложенные в рамках уголовного дела, до настоящего времени не сняты, в связи с чем налоговом органом при взыскании пени нарушены требования части 3 статьи 75 Налогового кодекса РФ, однако данному обстоятельству судом не дана надлежащая оценка.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель административного истца Проценко М.Г. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ), оценив имеющиеся в деле доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы и письменных возражений на нее, выслушав представителя административного истца Мосенкова С.С., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога, и по общему правилу прекращается с уплатой налога (пункты 2 и 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).
Обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 г. № 381-О-П).
Частью 1 статьи 387 НК РФ закреплено, что земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу пункта 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, федеральной территории «Сириус»), на территории которого введен налог.
Согласно статье 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Абзацами 1 и 2 пункта 1 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ.
В силу статьи 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) имущество, в том числе жилое помещение (квартира, комната), иное здание, строение, помещение.
В силу статьи 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно части 1 статьи 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии части 2 статьи 409 НК РФ налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Формула для расчета налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости приведена в статье 408 НК РФ.
К числу предусмотренных законом налогов относится также транспортный налог, который в силу подпункта 3 статьи 14 НК РФ является региональным налогом.
В соответствии со статьей 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 этого Кодекса, если иное не предусмотрено данной статьей.
Согласно части 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из положений статьи 362 НК РФ следует, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (пункт 1). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено данной статьей (пункт 2).
Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (подпункт 1 пункта 1 статьи 359 названного Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя транспортного средства.
Статьей 1 Закона Волгоградской области «О транспортном налоге» от 31октября 2002 г. № 750-ОД установлены налоговые ставки по видам объектов налогообложения.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 г. № 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ, конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 НК РФ).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (статья 69 НК РФ).
В соответствии со статьей 75 НК РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен выплатить пени (пункт 1). Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2). Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 этого Кодекса (пункт 3). Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора; процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 4). Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5).
Как следует из материалов административного дела, Изгаршев Б.Т. является налогоплательщиком налога на имущество физических лиц, земельного налога физических лиц, транспортного налога.
Согласно сведениям регистрирующего органа налогоплательщик в 2020 году имел в собственности объекты недвижимого имущества: № <...>, ОКТМО 18701000, код ИФНС 3444, 400005, <адрес>. В соответствии с нормами законодательства на данные объекты начислен налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2020 год в размере 701 руб.; № <...>, ОКТМО 18701000, код ИФНС 3460, 400074, <адрес>, в соответствии с нормами законодательства на данный объект начислен налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2020 год в размере 27 065 руб.; № <...>, ОКТМО 18701000, код ИФНС 3460, 400120, <адрес>, в соответствии с нормами законодательства на данный объект начислен налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2020 год в размере 1 113 руб.; № <...>, ОКТМО 18701000, код ИФНС 3460, 400120, <адрес>, в соответствии с нормами законодательства на данный объект начислен налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2020 год в размере 3 148 руб.; № <...>, ОКТМО 18701000, код ИФНС 3460, 400120, <адрес> в соответствии с нормами законодательства на данный объект начислен налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2020 год в размере 5 707 руб. Сумма налога к уплате по ОКТМО 18701000 составляет 37 033 руб.
Задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2020 год взыскивалась в порядке приказного производства по делу № 2а-120-1303/2022 от 22марта 2022 г.
В связи с неуплатой налога на имущество физических лиц в установленной законодательством срок налогоплательщику начислены пени за 2020 год за период со 2 декабря 2021 г. по 4 августа 2022 г. в размере 3347 руб. 53 коп.
Налогоплательщику направлялось налоговое уведомление № 2822893 от 1сентября 2021 г., требование об уплате налога № 9902 от 5 августа 2022 г. со сроком уплаты до 28 сентября 2022 г., однако до настоящего момента задолженность не погашена.
Согласно сведениям, представленным органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств, за налогоплательщиком в 2020 году числятся в собственности транспортные средства: № <...>, (рег. знак № <...>), ОКТМО 18701000, код ИФНС 3444, в соответствии с нормами законодательства на данный объект начислен налог за 2020 год в размере 844 руб.; <.......> (рег. знак № <...>), ОКТМО 18701000, код ИФНС 3444, в соответствии с нормами законодательства на данный объект начислен налог за 2020 год в размере 720 руб.; <.......>, (рег. знак № <...>), ОКТМО 18701000, код ИФНС 3444, в соответствии с нормами законодательства на данный объект начислен налог за 2020 год в размере 675 руб.; <.......>, (рег. знак № <...>), ОКТМО 18701000, код ИФНС 3444, в соответствии с нормами законодательства на данный объект начислен налог за 2020 год в размере 3 840 руб.
Задолженность по транспортному налогу за 2020 год взыскивалась в порядке приказного производства по делу № 2а-120-1303/2022 от 22 марта 2022 г.
В связи с неуплатой причитающихся сумм налога в установленный законодательством о налогах и сборах срок налогоплательщику начислена пеня в соответствии со ставкой рефинансирования ЦБ, размер которой по транспортному налогу за 2020 год период со 2 декабря 2021 г. по 4 августа 2022 г. составляет 186 руб. 96 коп.
Налогоплательщику направлялось налоговое уведомление № 2822893 от 1сентября 2021 г., требование об уплате налога № 9902 от 5 августа 2022 г. со сроком уплаты до 28 сентября 2022 г., однако до настоящего момента задолженность не погашена.
Согласно сведениям регистрирующего органа налогоплательщик в 2017, 2019, 2020 годах имел в собственности объект недвижимого имущества, а именно земельный участок, расположенный в границах городских округов: № <...>, ОКТМО 18701000, код ИФНС 3460, 400038, <адрес>, р.<адрес>, в соответствии с нормами законодательства на данный объект начислен налог за 2017 год в размере 670 328 руб., за 2019 год в размере 614 468 руб.; № <...> ОКТМО 18701000, код ИФНС 3461, 400067, <адрес>, в соответствии с нормами законодательства на данный объект начислен налог за 2019 год в размере 4 358 руб., за 2020 год в размере 1 717 руб.
Задолженность по земельному налогу за 2017 год взыскивалась по судебному решению № 2а-4233/2019 от 28 ноября 2019 г. Задолженность по земельному налогу за 2019 год в размере 614468 руб. взыскивалась в порядке приказного производства по делу № 2а-120-2593/2021 от 18 июня 2021 г. Задолженность по земельному налогу за 2019 год в размере 4 358 руб. взыскивалась в порядке приказного производства по делу № 2а-120-2060/2021 от 21 мая 2021 г. Задолженность по земельному налогу за 2020 год взыскивалась в порядке приказного производства по делу № 2а-120-1303/2022 от 22 марта 2022 г.
В связи с неуплатой причитающихся сумм налога в установленный законодательством срок налогоплательщику начислена пеня в соответствии со ставкой рефинансирования ЦБ, размер которой по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов за 2017 год период с 4 декабря 2018 г. по 4 августа 2022 г. составляет 20563 руб. 29 коп., за 2019 год период со 2 декабря 2020 г. по 4 августа 2022 г. составляет 409 руб. 72 коп., за 2019 год период со 2 декабря 2020 г. по 4 августа 2022 г. составляет 57770 руб. 23 коп., за 2020 год период со 2 декабря 2021 г. по 4 августа 2022 г. составляет 161 руб. 43 коп.
Налогоплательщику направлялось налоговое уведомление № 27845146 от 12июля 2018 г., № 3317465 от 1 сентября 2020 г., № 2822893 от 1 сентября 2021 г., требование об уплате налога № 9902 от 5 августа 2022 г. со сроком уплаты до 28сентября 2022 г., однако до настоящего момента задолженность не погашена.
28 октября 2022 г. мировым судьей судебного участка № 120 Центрального судебного района г. Волгограда Волгоградской области вынесено определение об отмене судебного приказа № 2а-120-6613/2022 от 18 октября 2022 г. о взыскании с Изгаршева Б.Т. в пользу ИФНС России по Центральному району г. Волгограда недоимки по налогам и сборам.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ИФНС России по Центральному району г. Волгограда в суд с настоящим административным исковым заявлением о взыскании с Изгаршева Б.Т. пени, поскольку должником указанная задолженность до настоящего времени не погашена.
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив собранные по делу доказательства, удовлетворил заявленные требования, при этом исходил из того, что имеются основания для взыскания пени, поскольку Изгаршев Б.Т. самостоятельно и добровольно обязанность по уплате налогов не исполнил, требование о погашении задолженности оставил без удовлетворения; суд согласился с расчетом налогового органа суммы пени, поскольку Изгаршев Б.Т. доводы налогового органа о наличии пени по указанным налогам за спорный период в установленном порядке не опроверг, при этом судом установлено, что Изгаршев Б.Т. является собственником квартир, земельных участков и транспортных средств.
Судебная коллегия указанные выводы суда находит правомерными и не усматривает оснований не согласиться с ними, полагая, что они сделаны с учетом нормативных положений главы 32 КАС РФ, при правильно определенных характере правоотношений, возникших между сторонами, и законе, подлежащем применению, верном определении юридически значимых обстоятельств по делу и законном распределении бремени доказывания между сторонами (статьи 62, 289 КАС РФ), достаточности собранных по делу доказательств и их надлежащей оценке по правилам статьи 84 КАС РФ, тщательном исследовании всех фактических обстоятельств дела, их доказанности.
Фактические обстоятельства дела судом установлены и исследованы в полном объеме, всем конкретным обстоятельствам дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда являются верными, в решении мотивированными, в апелляционной жалобе по существу не опровергнутыми.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном применении судом пункта 3 статьи 75 НК РФ ввиду ареста счетов административного истца, не могут быть приняты во внимание, поскольку доказательства ареста счетов в суд первой и апелляционной инстанций не представлены, кроме того абзац второй пункта 3 статьи 75 НК РФ устанавливает, что не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа был наложен арест на имущество налогоплательщика или по решению суда были приняты обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке, наложения ареста на денежные средства или на имущество налогоплательщика. В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств.
По смыслу приведенной нормы для применения ее положений должно быть установлено наличие причинно-следственной связи между вынесением налоговым органом или судом решения о приостановлении операций по счетам, наложением ареста на имущество налогоплательщика и невозможностью уплаты налогоплательщиком недоимки. При этом реализация решений о приостановлении операций по счетам и наложению ареста на имущество налогоплательщика должны явно свидетельствовать о невозможности получения дохода и погашения недоимки по налогам.
Возможности освобождения налогоплательщика от уплаты пени в случае нарушения установленных законодательством о налогах сроков их уплаты, если причиной просрочки является отсутствие у него денежных средств и (или) иного имущества, действующее законодательство не предусматривает.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для принятия судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Размер подлежащей взысканию с административного ответчика государственной пошлины определен судом в соответствии с положениями статьи 114 КАС РФ, статьи 333.19 НК РФ.
При таких обстоятельствах по делу отсутствуют предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 21 марта 2023г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика Хомутинниковой Елены Викторовны – без удовлетворения.
Настоящее апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев путем подачи кассационной жалобы в порядке, установленном главой 35 КАС РФ, через суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Судьи