НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Волгоградского областного суда (Волгоградская область) от 16.12.2020 № 2-13479/20

Судья Пичугин В.И. Дело № 2-13479/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Волгоград 16 декабря 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Самойловой Н.Г.,

судей Клиничевой Г.В., Петровой Т.П.,

при секретаре Сиренко Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи областного суда Самойловой Н.Г.

гражданское дело № 2-437/2020 по иску прокурора Иловлинского района Волгоградской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации Ширяевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности обеспечения безопасности гидротехнического сооружения

по апелляционной жалобе главы администрации Ширяевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области Ершова С.К.

на решение Иловлинского районного суда Волгоградской области от
8 июня 2020 года, которым удовлетворены исковые требования прокурора Иловлинского района Волгоградской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации Ширяевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности обеспечения безопасности гидротехнического сооружения,

установила:

прокурор Иловлинского района Волгоградской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации Ширяевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности обеспечения безопасности гидротехнического сооружения.

В обоснование заявленных требований указал, что в результате проведенной прокуратурой проверки в деятельности администрации Ширяевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области в части выполнения мероприятий по обеспечению безопасности и охраны гидротехнических сооружений выявлены следующие нарушения.

В отношении 3 ГТС прудов <.......>, расположенных на территории Ширяевского сельского поселения и находящихся в реестре муниципальной собственности преддекларационные обследования безопасности сооружений с участием представителей органа надзора не проводились. Договоры обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте ответчиком не заключались.

6 августа 2019 года прокуратурой Иловлинского района Волгоградской области в адрес главы администрации Ширяевского сельского поселения внесено представление об устранении выявленных нарушений. До настоящего времени указанные выше мероприятия, обеспечивающие безопасность ГТС, по прежнему не проведены, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, просил возложить на администрацию Ширяевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области обязанность провести мероприятия обеспечивающие безопасность гидротехнических сооружений, расположенных на территории Ширяевского сельского поселения, а именно: провести преддекларационное обследование ГТС пруда <.......>; провести преддекларационное обследование ГТС пруда <.......>; провести преддекларационное обследование ГТС пруда <.......>; заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте ГТС пруда <.......>; заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте ГТС пруда <.......>; заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте ГТС <.......>

Суд постановил решение, которым на администрацию Ширяевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области возложена обязанность в двенадцатимесячный срок со дня вступления решения в законную силу провести вышеуказанные мероприятия, обеспечивающие безопасность гидротехнических сооружений, расположенных на территории Ширяевского сельского поселения.

В апелляционной жалобе глава администрации Ширяевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области Ершов С.К. оспаривает законность и обоснованность решения в части установления срока исполнения решения суда, просит его в данной части изменить, установив срок исполнения решения суда – в течение двадцати четырёх месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В возражения на апелляционную жалобу прокурор Иловлинского района Волгоградской области просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации без удовлетворения.

Представитель ответчика администрации Ширяевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В соответствии с частями 2, 4 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, обсудив доводы жалобы, выслушав прокурора Бережного А.И., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно пунктам 8, 26 части 1 статьи14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

В силу статьи 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» безопасность гидротехнических сооружений - свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов; декларация безопасности гидротехнического сооружения - документ, в котором обосновывается безопасность гидротехнического сооружения и определяются меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения с учетом его класса.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.

Обязанности собственника гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организации предусмотрены статьей 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», к которым в том числе относится обязанность заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Абзацем 2 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» установлено, что декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.

Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация представляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения в установленном законодательством Российской Федерации порядке в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти. Поступление в указанный орган декларации безопасности гидротехнического сооружения, разрабатываемой в составе проектной документации, прошедшей государственную экспертизу в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, или утверждение указанным органом декларации безопасности гидротехнического сооружения, находящегося в эксплуатации, является основанием для внесения гидротехнического сооружения в Регистр и получения разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения (абзац 4 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»).

Содержание, порядок составления декларации безопасности гидротехнических сооружений и осуществление ее государственной экспертизы определяет Положение о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 1998 года № 1303 (далее - Положение).

Как установлено судом апелляционной инстанции и подтверждается материалами дела, в ходе проведенной прокуратурой Иловлинского района Волгоградской области проверки эффективности деятельности органов местного самоуправления по выполнению мероприятий по обеспечению безопасности и охраны гидротехнических сооружений в деятельности администрации Ширяевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области выявлены следующие нарушения: в отношении 3 ГТС прудов <.......>, расположенных на территории Ширяевского сельского поселения и находящихся в реестре муниципальной собственности преддекларационные обследования безопасности ГТС поселений с участием представителей органа надзора не проводились; договоры обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте не заключались.

6 августа 2019 года прокуратурой Иловлинского района Волгоградской области в адрес главы администрации Ширяевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области внесено представление об устранении выявленных нарушений.

Главой администрации Ширяевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области в ответе от 19 августа 2019 года на вышеуказанное представление указано, что нарушения имеют место, преддекларационные обследования безопасности ГТС поселений с участием представителей органа надзора не проводились, договоры обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте отсутствуют.

Распоряжением главы администрации Ширяевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области № <...> от 19 августа 2019 года специалист Донецкова Н.А. привлечена к административной ответственности в виде замечания.

Согласно письму администрации Ширяевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области от 23 апреля 2020 года по состоянию на дату предоставления информации указанные выше мероприятия, обеспечивающие безопасность ГТС, по прежнему не проведены.

Разрешая заявленные прокурором Иловлинского района Волгоградской области требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что ответчик не принял необходимых мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, расположенных на территории сельского поселения, а в случае их повреждения имеется угроза затопления ряда населенных пунктов, в связи с чем возложил на администрацию Ширяевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области обязанность по устранению допущенных нарушений, установив при этом срок в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, соответствующими требованиям закона и фактических обстоятельств дела.

В апелляционной жалобе ответчик администрация Ширяевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области оспаривает постановленное решение исключительно в части установленного судом двенадцатимесячного срока для исполнения судебного акта, ссылаясь на его недостаточность и необходимость увеличения срока до двадцати четырёх месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Судебная коллегия находит указанные доводы жалобы несостоятельными.

Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.

Из содержания приведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса сторон.

Устанавливая срок исполнения решения, суд первой инстанции исходил из необходимости реального исполнения судебного постановления, обеспечения наиболее разумного и справедливого баланса публичных интересов и интересов ответчика. Доказательств наличия объективных препятствий исполнения решения суда в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу суду первой инстанции представлено не было. Не представлено таких доказательств и в суде апелляционной инстанции.

Предоставление более длительного срока исполнения решения суда отдалит его исполнение, что приведет к необоснованному нарушению прав на своевременное исполнение решения суда, а, следовательно, и к нарушению прав, законных интересов неопределенного круга лиц.

Судебная коллегия полагает, что при наличии соответствующих обстоятельств, а также достаточных и достоверных доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения решения с момента его вступления в законную силу, ответчик не лишен возможности обратиться в суд с заявлением об отсрочке его исполнения в порядке части 1 статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Иных доводов о незаконности решения суда первой инстанции апелляционная жалоба не содержит.

При разрешении заявленных требований и вынесении обжалуемого судебного постановления, нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным поводом для его отмены, судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Иловлинского районного суда Волгоградской области от
8 июня 2020 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу главы администрации Ширяевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области Ершова С.К.– без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: