НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Волгоградского областного суда (Волгоградская область) от 16.05.2019 № 33-5465/19

Судья Горина Л.М. Дело № 33-5465/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Волгоград 16 мая 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Ванюхина Н.Н.,

судей Гулян Р.Ф., Станковой Е.В.,

при секретаре Яковенко Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ Управление пенсионного фонда РФ в лице ГУ отделение пенсионного фонда РФ по Волгоградской области и ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Центральном районе о взыскании недополученного дохода,

по апелляционной жалобе ФИО1

на решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от
16 июля 2018 г., которым постановлено:

отказать ФИО1 в удовлетворении иска к ГУ Управление пенсионного фонда РФ в лице ГУ отделение пенсионного фонда РФ по Волгоградской области и ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Центральном районе о взыскании недополученного дохода.

Заслушав доклад судьи Гулян Р.Ф., Алешину Е.Д. поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Центральном районе ФИО3, возражавшую относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ Управление пенсионного фонда РФ в лице ГУ отделение пенсионного фонда РФ по Волгоградской области и ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Центральном районе о взыскании недополученного дохода.

Требования мотивированы тем, что истец обратилась в ГУ УПФ РФ в Центральном районе г. Волгоград 27 ноября 2017 г. с заявлением о назначении пенсии по старости.

Одновременно с подачей заявления о назначении пенсии истцом было подано заявление об оказании содействия в получении соответствующих документов. Крайней датой предоставления документов была согласно поданному заявлению - 27 февраля 2018 г.

Трудовую книжку истец предоставила в УПФР 20 февраля 2018 года.

Истцу было разъяснено, что нет необходимости предоставлять недостающие документы о заработке за период с 1994 по 1995 год.

В марте 2018 года истец получила пенсию в размере около 9100 руб., в апреле 2018 года истцу была пересчитана пенсия, размер пенсии был увеличен до 9877 руб. 98 коп. Поскольку разъяснений по поводу назначения данного размера пенсии от УПФР в Центральном районе г. Волгограда истцу дано не было, и так же по поводу перерасчета с марта 2018 года, истец обратилась с заявлением в отделение ПФР по Волгоградской области. В ответе от 19 апреля 2018 г. было указано, что размер пенсии истцу был установлен на основании
ст. 30 ФЗ № 173 «по одному из вариантов, предусмотренных этой статьей с использованием соответствующих формул». Далее разъяснено, что оценка пенсионных прав производилась по п. 3 вышеназванной статьи.

Из ответа от 19 апреля 2018г. следует, что стаж определен в размере
13 лет, указаны повышающие коэффициенты, но не указан размер среднего заработка, который учитывался при оценке ее пенсионных прав.

При вводе данных в пенсионный калькулятор для подсчета пенсии, и на основании которых ПФР и обязан был рассчитать пенсию, оказалось, что назначенная пенсия меньше определенной по пенсионному калькулятору почти в два раза.

ФИО1, просила взыскать солидарно с ГУ УПФ РФ в Центральном районе г. Волгограда и Пенсионного Фонда РФ в лице ГУ отделение Пенсионного фонда РФ по Волгоградской области недополученный доход (материальный ущерб) в размере 58158 руб. 80 коп., в связи с неверным установлении размера пенсии по старости.

Суд постановил указанное выше решение.

Не согласившись с постановленным судом решением, ФИО1 обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права и вынести новое решение, которым удовлетворить заявленные требования.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 8 Закона № 400-ФЗ, страховая пенсия по старости устанавливается при достижении определённого возраста (мужчины 60 лет, женщины 55 лет). Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2017 году составляет 8 лет, в 2018 году - 9 лет (ч. 2 ст. 35 Закона № 400-ФЗ). При этом в страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. В этом случае не имеет значение профиль деятельности, должность, учреждение, в которых протекала работа. Также наравне с работой в страховой стаж по ст.12 засчитываются иные периоды. Именно таким образом гражданам гарантируется право на социальное обеспечение по возрасту, предусмотренное ст. 39 Конституции РФ.

Как следует из искового заявления, истец обратилась 27 ноября 2017 г. к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.

Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона №400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Под днем обращения понимается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

В силу ч. 3 ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ, в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.

Исходя из п. 20 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению (утв. Приказ Минтруда России от 19 января 2016 г. № 14н) граждане при обращении за назначением страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности с заявлением о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) представляют документы, подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015.

Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» документы о трудовом стаже и заработке гражданина относятся к документам, бремя по представлению которых возлагается на заявителя.

Из материалов дела следует, что при подаче соответствующего заявления у истца отсутствовали документы, подтверждающие наличие страхового стажа (трудовая книжка).

ГУ УПФ РФ в Центральном районе г. Волгограда был направлен ряд запросов о страховом стаже и заработной плате в соответствующие архивные учреждения, а также в территориальные органы ПФР г. Саратова.

Последний запрошенный документ, подтверждающий страховой стаж и заработную плату, поступил в адрес ГУ УПФ в Центральном районе г. Волгограда 30 января 2018 г.

В связи с тем, что документ поступил в пределах 3-х месячного срока, решением ГУ УПФ РФ в Центральном районе г. Волгограда от 9 февраля 2018 г. истцу была назначена страховая пенсия по старости с даты первоначального обращения, то есть с 27 ноября 2017 г.

20 февраля 2018 г. ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете размера назначенной страховой пенсии по старости, представив трудовую книжку.

Согласно п. 15 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утв. Приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 г. № 958н, для перерасчета размера страховой пенсии по старости необходимы документы, подтверждающие наличие оснований для такого перерасчета.

В соответствии с ч. 1 ст. 23 Закона № 400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.

ГУ УПФ РФ в Центральном районе г. Волгограда было принято распоряжение от 28 февраля 2018 г. о перерасчете размера страховой пенсии по старости с 1 марта 2018 г., то есть с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия заявления о перерасчете.

Таким образом, ГУ УПФ РФ в Центральном районе г. Волгограда полностью соблюдена установленная законом № 400-ФЗ процедура, как назначения пенсии, так и перерасчета уже назначенной пенсии.

Кроме того, индивидуальный пенсионный коэффициент определяется с учётом ст. 15 Закона № 400-ФЗ, при этом индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г. рассчитывается с учетом Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Как указано в ч. 3 ст. 36 Закона № 400-ФЗ со дня вступления в силу Закона № 400-ФЗ Закон № 173-ФЗ не применяется за исключением норм, регулирующих, исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащих настоящему Федеральному закону.

Согласно ст. 30 Закона № 173-ФЗ для исчисления размера пенсии применяется среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования, либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается.

После 1 января 2002 г. (дата вступления в силу Закона № 173-ФЗ) при определении размера страховой пенсии во внимание принимаются суммы страховых взносов, перечисленные страхователем в ПФР.

Оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал осуществляется в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ, которой предусмотрена возможность преобразования пенсионных прав по наиболее выгодному для лица варианту (по его выбору либо в порядке, установленном п. 3, либо п. 4).

При оценке пенсионных прав истца применён порядок расчёта, который установлен в соответствии с п. 3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ как наиболее выгодный для истца. Пунктом 3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ приведен перечень периодов, который включается в общий трудовой стаж.

Для расчёта трудовой пенсии по п. 3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ применяется следующая формула: РП - СК X ЗР / ЗП х СЗП, где РП - расчетный размер трудовой пенсии; ск - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц: из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20; из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20; ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается; ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же

период; СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).

А для расчёта пенсии по п. 4 ст. 30 Закона № 173-ФЗ применяется следующая формула: РП = ЗР х СК, где: РП - расчетный размер трудовой пенсии; ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами; СК - стажевый коэффициент.

Периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре; периоды ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения, но не более девяти лет в общей сложности - включаются в общий трудовой стаж, при расчете по пункту 4 статьи 30 Закона № 173-ФЗ.

Однако, в данном случае применяются и все ограничения, установленные прежним законодательством для определения размера пенсии. Расчетный размер страховой пенсии по старости, определенный в соответствии с настоящим пунктом, не может превышать сумму, равную 555 руб. 96 коп. За каждый полный год, - превышающий 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, - продолжительность страхового стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, указанная сумма повышается на 1 процент, но не более чем на 20 процентов.

При определении расчетного размера пенсии в соответствии с пунктом 4 Закона № 173 - ФЗ к расчетному размеру пенсии начисляется компенсационная выплата (100 руб.), в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации, предусмотренная законодательством Российской Федерации по состоянию на
31 декабря 2001 года.

Из указанных формул следует, что расчёт пенсии по п. 3, который исключает отдельные периоды, предусмотренные при исчислении по п. 4 наиболее выгоден для тех лиц, у кого высокая заработная плата. Применение одновременно двух порядков расчёта пенсии не допускается.

Из Определения Конституционного Суда РФ от 29 марта 2016 г. № 502-0 положение пункта 3 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливает календарный порядок исчисления общего трудового стажа, при этом расчетный размер пенсии не подлежит ограничению.

В пункте 4 статьи 30 оспариваемого Федерального закона предусмотрена возможность исчисления расчетного размера пенсии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2001 г. Данная норма воспроизводит не только порядок исчисления общего трудового стажа, в том числе с зачетом в него периодов обучения в высших учебных заведениях, но и положение об ограничении размера пенсии определенной суммой (аб. 40).

Такое правовое регулирование закрепляет порядок реализации права застрахованных лиц, на пенсионное обеспечение исходя из избранного ими наиболее благоприятного варианта исчисления размера пенсии, направлено на учет их интересов, а потому не может расцениваться как нарушающее конституционные права граждан, в том числе заявителя.

Таким образом, размер страховой пенсии по старости, исчисленный по п. 3 ст. 30 Закона №173-Ф3 является более выгодным для истца, нежели по п. 4 данной статьи.

В связи с этим, ответчик выбрал наиболее выгодный для расчета пенсии истца период заработной платы с октября 1988 года по сентябрь 1993 года. Отношение фактического среднемесячного заработка за указанный период работы к среднемесячной заработной плате по стране в этот же период составил 11,735.

При этом, в соответствии с абз. 10 п. 3 ст. 30 Закона №173-Ф3 отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1.2., ссоответственно, при расчете пенсии ответчиком в качестве переменной взято значение не 11.735, а 1,2.

Тем самым, при разрешении данного спора, учитывая, что действия ответчика полностью соответствуют действующему пенсионному законодательству, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и считает, что при разрешении возникшего спора суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил решение, основанное на совокупной оценке собранных по делу доказательств и требованиях норм материального права, регулирующих возникшие спорные правоотношения.

Согласно ч. 1 ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.

На необходимость суду апелляционной инстанции оказывать содействие в собирании и истребовании доказательств указано в п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2012 г. № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», согласно абзацу второму которого, если судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела (пункт 1 части 1 статьи 330 ГПК РФ), то суду апелляционной инстанции следует поставить на обсуждение вопрос о представлении лицами, участвующими в деле, дополнительных (новых) доказательств и при необходимости по их ходатайству оказать им содействие в собирании и истребовании таких доказательств.

Учитывая указанные положения ГПК РФ и разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, судом апелляционной инстанции в качестве дополнительных доказательств по делу было принято пенсионное дело ФИО1, при исследовании которого доказательств, свидетельствующих о неверном назначении пенсии истцу, судебной коллегией не установлено.

Поскольку выводы суда основаны на установленных по делу обстоятельствах и материалах дела, которым дана соответствующая требованиям ст. 67 ГПК РФ правовая оценка, судебная коллегия соглашается с ними и не принимает доводы апелляционной жалобы, о том, что суд неправильно применил нормы материального и процессуального права и что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что доводы апеллянта не свидетельствуют о наличии нарушений, указание на которые содержится в ст. 330 ГПК РФ, а потому оснований для отмены оспариваемого решения у суда апелляционной инстанции не имеется.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от
16 июля 2018 г. по гражданскому делу по иску ФИО1 к ГУ Управление пенсионного фонда РФ в лице ГУ отделение пенсионного фонда РФ по Волгоградской области и ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Центральном районе о взыскании недополученного дохода - оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: