НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Волгоградского областного суда (Волгоградская область) от 15.07.2021 № 2-1572/2021

Судья Макарова Т.В. Дело № 33-7526/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Волгоград 15 июля 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Станковой Е.А.,

судей Шиповской Т.А., Колгановой В.М.,

при секретаре Клинковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
№ 2-1572/2021 по иску Ястребова А. И. к государственному учреждению - Центру установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда РФ в Волгоградской области №2 об обязании произвести перерасчёт пенсии за период с 01.01.2015 года по 31.12.2020 года и взыскании недоплаты к пенсии за период с 01.01.2015 года по 31.12.2020 года в размере 128 210 рублей 96 копеек,

по апелляционной жалобе Ястребова А. И.

на решение Советского районного суда г. Волгограда от 12 мая 2021 года, которым постановлено:

в удовлетворении исковых требований Ястребова А. И. к государственному учреждению - Центру установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда РФ в Волгоградской области №2 об обязании произвести перерасчёт пенсии за период с 01.01.2015 года по 31.12.2020 года и взыскании недоплаты к пенсии за период с 01.01.2015 года по 31.12.2020 года в размере 128 210 рублей 96 копеек - отказать.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Шиповской Т.А., пояснения Ястребова А.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя государственного учреждения – Центра установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда РФ в Волгоградской области №2 Квочкину Д.И., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

у с т а н о в и л а:

Ястребов А.И. обратился в суд с иском к государственному учреждению - Центру установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда РФ в Волгоградской области №2 об обязании произвести перерасчёт пенсии за период с 01.01.2015 года по 31.12.2020 года и взыскании недоплаты к пенсии за период с 01.01.2015 года по 31.12.2020 года в размере 128 210 рублей 96 копеек.

В обоснование заявленных требований указал, что в 2020 году он дважды, а именно, 17.01.2020 года и 12.11.2020 года обращался в отделение пенсионного фонда РФ по Волгоградской области по вопросу размера начисленной пенсии и получил ответы, сводящиеся к тому, что пенсионное обеспечение осуществляется в соответствии с нормами федерального законодательства и правовых оснований для перерасчёта фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости не имеется.

Полагал, что правовые основания для перерасчёта пенсии имеются, ответчиком при расчете размера пенсии не применен п.17 ст.14 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях».

Ссылаясь на указанные обстоятельства, просил суд обязать ответчика ГУ Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда РФ в Волгоградской области № 2 произвести перерасчёт его пенсии и возместить все недоплаты за период с 01.01.2015 года по 31.12.2020 года в соответствии с п.2 ст.26 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в размере 128 210 рублей 96 копеек.

Суд постановил указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Ястребов А.И. просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, исковые требования удовлетворить в полном объеме. В суде апелляционной инстанции дополнил доводы апелляционной жалобы, указав о том, что обращался к ответчику за перерасчетом пенсии в установленном законом порядке.

Проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований к отмене судебного решения, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами по делу.

До 1 января 2015 года одним из видов обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию являлась трудовая пенсия по старости, установление и выплата которой осуществлялись в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (статья 9 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ).

Закрепляя механизм исчисления трудовой пенсии по старости, Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ) предусматривал в пунктах 1 - 22 статьи 14 определение размера ее страховой части исходя из устанавливаемого в твердых суммах фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и сумм расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, сформированного в том числе за счет страховых взносов за данное лицо начиная с 2002 года.

При этом согласно положениям пунктов 17 и 18 статьи 14 данного Федерального закона устанавливаемый гражданам фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости (пункт 2 указанной статьи) за каждый полный год страхового стажа, превышающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин, на день назначения страховой части трудовой пенсии по старости впервые, а для граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, - на день достижения общеустановленного пенсионного возраста подлежал увеличению на 6 процентов; а при наличии страхового стажа, не достигающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин (за исключением граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), - уменьшению на 3 процента за каждый полный недостающий год (абзацы сорок пятый и сорок шестой пункта 10 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования").

Однако данные законоположения в соответствии с частью 5 статьи 41 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ вступали в силу с 1 января 2015 года, и поэтому при назначении и определении размера трудовых пенсий до указанной даты фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливался без учета продолжительности страхового стажа, имеющегося у гражданина на момент назначения пенсии (день достижения общеустановленного пенсионного возраста).

Таким образом, положения пунктов 17 и 18 статьи 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" устанавливали порядок исчисления только одной из составляющих трудовой пенсии по старости - фиксированного базового размера страховой части и подлежали применению с 1 января 2015 года.

В рамках реформирования системы обязательного пенсионного страхования законодателем в качестве обязательного страхового обеспечения вместо трудовой пенсии по старости с 1 января 2015 года были введены: страховая пенсия по старости, фиксированная выплата к страховой пенсии и накопительная пенсия (пункт 1 статьи 9 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ), а также установлено новое правовое регулирование, закрепляющее условия и порядок их назначения и выплаты (Федеральный закон "О страховых пенсиях" и Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ "О накопительной пенсии").

В Федеральном законе "О страховых пенсиях" страховая пенсия и фиксированная выплата к ней также выделены в качестве самостоятельных видов обязательного страхового обеспечения застрахованных лиц (пункты 1 и 6 статьи 3) и определение их размеров осуществляется по различным правилам (статьи 15 - 18). Так, с 1 января 2015 года (момента вступления в силу указанного Федерального закона) размер страховой пенсии по старости стал определяться исходя из стоимости одного пенсионного коэффициента и индивидуального пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, рассчитываемого с учетом сумм страховых взносов, начисленных и уплаченных за застрахованное лицо, а размер фиксированной выплаты к ней - в твердых суммах, не зависящих от продолжительности страхового стажа застрахованного лица (статьи 15 - 17 Федерального закона "О страховых пенсиях"). При этом фиксированная выплата к страховой пенсии устанавливается одновременно с назначением страховой пенсии.

Сам по себе переход к новому правовому регулированию в области пенсионного обеспечения граждан в рамках системы обязательного пенсионного страхования осуществлен законодателем в пределах дискреционных полномочий, с соблюдением требования о предоставлении гражданам возможности в течение некоего разумного переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям, направлен на реализацию конституционных предписаний и не должен приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан.

Закрепляя новый порядок исчисления обязательного страхового обеспечения, в целях сохранения ранее приобретенных пенсионных прав застрахованных лиц законодатель при определении размера страховой пенсии по старости предусмотрел возможность учета периодов работы и (или) иной деятельности, имевших место до 1 января 2015 года, исходя из исчисленного по нормам Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размера страховой части трудовой пенсии по старости (без ее фиксированного базового размера страховой части и накопительной части) и коэффициентов, предусмотренных для иных периодов, засчитываемых в страховой стаж, а также увеличил размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по сравнению с фиксированным базовым размером страховой части трудовой пенсии, закреплявшимся в пункте 2 статьи 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (части 10 и 12 статьи 15 и статья 16 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Для пенсионеров, получавших на 31 декабря 2014 года трудовые пенсии по старости, в статье 34 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлен особый порядок перерасчета их пенсий, который позволяет определять величину их индивидуального пенсионного коэффициента, необходимого для исчисления им страховой пенсии, исходя из размера установленной им ранее пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и накопительной части трудовой пенсии); а если при перерасчете размеров трудовой пенсии размер страховой пенсии (без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии) не достигает получаемого пенсионером на день вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях" (1 января 2015 года) размера страховой пенсии трудовой части пенсии (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и накопительной части трудовой пенсии), пенсионеру выплачивается страховая пенсия в прежнем, более высоком размере.

Следовательно, лицам, получавшим трудовую пенсию по старости, с 1 января 2015 года в результате перерасчета устанавливались страховая пенсия и в размерах, предусмотренных статьями 16 - 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", фиксированная выплата к ней.

Именно в связи с закреплением такого механизма сохранения ранее приобретенных застрахованными лицами пенсионных прав законодатель в статье 36 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрел правило о том, что со дня вступления в силу данного Федерального закона ранее принятые федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей ему, а Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий.

Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» основаниями для перерасчета размера страховой пенсии являются:

1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 г.;

2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 г. до даты назначения страховой пенсии;

3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.

В силу части 2 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, с 15.11.2008 года Ястребову А.И. была назначена трудовая пенсия по старости в соответствии со статьями 7, 14 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

При расчете пенсионного капитала и при оценке пенсионных прав истца был учтен его общий трудовой стаж в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, составивший 30 лет 01 месяц 06 дней, при требуемом стаже для мужчин 25 лет, учитывался стажевый коэффициент - 0,6 (0,55 стажевый коэффициент при требуемом стаже для мужчин 25 лет + 5 % за 5 лет стажа сверх требуемого).

Кроме того, при подсчете продолжительности страхового стажа для определения права на трудовую пенсию по старости, в дополнение к вышеуказанным периодам включены периоды работы, осуществляемой после 01.01.2002 г., так как производилась уплата страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в размере 253945 руб. 72 коп.

Среднемесячный заработок был учтен за период с 01.01.2000 г. по 31.12.2001 г. в Волгоградском филиале ОАО «Регистратор НИКойл». Размер среднемесячной заработной платы с учетом поправочных коэффициентов составил 6994 руб. 12 коп.

При этом был выбран наиболее выгодный вариант, отношение среднемесячного заработка истца к среднемесячной заработной плате по стране за тот же период составило 4,681 при максимально учитываемом 1,2 в соответствии со статьей 30 пункта 3 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ.

По состоянию на дату назначения размер пенсии составил 5398 руб. 79 коп.

В соответствии с положениями ст.30.1 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 01.01.2010 г. истцу была произведена валоризация расчетного пенсионного капитала при продолжительности трудового стажа на 01.01.1991 г. 19 лет 01 месяц 13 дней, процент валоризации составил 29%, коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала 2,91320000.

С 01.01.2010 г. размер страховой пенсии увеличился на 636 руб. 26 коп. и в дальнейшем изменялся с учетом проводимых индексаций и корректировок в связи с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и по состоянию на 31.12.2014 г. составил 13534 руб. 38 коп.

В соответствии с частью 10 статьи 15 Федерального закона от 28декабря2013года N400-ФЗ «О страховых пенсиях» величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 01 января 2015 определяется суммированием размера страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленной по состоянию на 31.12.2014 г. по нормам Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации» делённой на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 01 января 2015 г., которая равна 64 руб. 10 коп. и суммы коэффициентов, определённых за каждый календарный год периодов, имевших место до 1 января 2015 г., указанных в части 12 статьи 15 Федерального Закона № 400-ФЗ.

В связи с чем, размер трудовой пенсии по старости по состоянию на 31.12.2014 г. определяется по нормам статей 14, 29, 29.1, 30-30.1 Федерального закона № 173-Ф3 в индивидуальном порядке, и зависит от продолжительности общего трудового стажа и размера заработной платы, имевших место до 01.01.2002 г., а также от страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд РФ после 1 января 2002 г., при их наличии.

Индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды до 01.01.2015 определяется путём деления размера страховой части трудовой пенсии по старости на 31.12.2014 г. на стоимость одного пенсионного коэффициента, равного 64 руб. 10 коп. (ч.10 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400- ФЗ): 9624 руб. 04 коп. / 64 руб. 10 коп. = 150,141.

Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место после 01.01.2015 г., определяются в соответствии с ч. 11 ст. 15 названного Закона. Для определения величины ИПК учитывается сумма ежегодных отношений страховых взносов застрахованного лица к предельной величине базы для начисления страховых взносов в ПФР в соответствующем году.

Сумма учитываемых индивидуальных пенсионных коэффициентов за периоды после 01.01.2015 г. составила величину 1,124.

Сумма ИПК на 01.01.2021 г. составила 152,756 (151,632 + 1,124) и размер страховой пенсии в связи с этим составил 15101 руб. 49 коп. (151,632 х 98,86 руб. стоимость одного пенсионного коэффициента).

Общий размер пенсии при этом составил 21145 руб. 94 коп., из которых 15101 руб. 46 коп. страховая часть пенсии, 6044 руб. 48 коп. - фиксированный базовый размер трудовой пенсии.

Разрешая спор и принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что расчет размера пенсии, установленной истцу, соответствует требованиям действующего законодательства, задолженности по пенсии не имеется. Основания, предусмотренные ст.18 Федерального закона от 28декабря2013года N400-ФЗ «О страховых пенсиях», для перерасчета размера пенсии, отсутствуют. Кроме того, истцом не был соблюден порядок обращения за перерасчетом пенсии, установленный п. п. 48, 49 приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 884н, в соответствии с которым перерасчет размера пенсии производится на основании соответствующего заявления, принятого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Судебная коллегия с указанными выводами суда, основанными на правильном применении норм материального права и фактических обстоятельствах по делу, соглашается.

Доводы апелляционной жалобы о том, что размер пенсии установлен без учета положений п.17 ст.14 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации», судебная коллегия отклоняет, поскольку указанные положения закона вступили в силу с 01.01.2015г., в связи с чем при назначении и определении размера трудовой пенсии до указанной даты фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливался без учета продолжительности страхового стажа, имеющегося у гражданина на момент назначения пенсии. Учитывая, что положения п.17 ст.14 вышеуказанного Закона устанавливали порядок исчисления только одной из составляющих трудовой пенсии по старости – фиксированного базового размера страховой части и подлежали применению с 01.01.2015 г.; с 01.01.2015г. введено новое правовое регулирование в сфере пенсионного законодательства; для пенсионеров, получающих на 31.12.2014 г. трудовую пенсию по старости установлен особый порядок перерасчета их пенсий (ст.34 Федерального закона № 400-ФЗ); размер пенсии истцу определен в соответствии с положениями действующего пенсионного законодательства.

Доводы апеллянта о том, что обращался с заявлением о перерасчете размера пенсии в установленном законом порядке, судебная коллегия отклоняет. Материалы дела не содержат сведений об обращении истца с соответствующим заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствие с требованиями процессуальных норм. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом также допущено не было.

При указанных обстоятельствах, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

о п р е д е л и л а:

решение Советского районного суда г. Волгограда от 12 мая 2021 год оставить без изменения, апелляционную жалобу Ястребова А. И. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи