НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Волгоградского областного суда (Волгоградская область) от 13.01.2021 № 2-26/20

Судья Демьянова С.Н. Дело № 33 - 86/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Волгоград 13 января 2021 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Станковой Е.А.,

судей Ждановой С.В., Шиповской Т.А.,

при секретаре Объедковой О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
№2-26/2020 по иску Нитаевой Галины Ивановны к администрации Быковского муниципального района Волгоградской области, Быковской районной Думе о признании незаконными действий, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии,

по апелляционной жалобе и дополнению к ней администрации Быковского муниципального района Волгоградской области

на решение Быковского районного суда Волгоградской области от 15 мая 2020 г., которым, с учетом дополнительного решения Быковского районного суда Волгоградской области от 2 октября 2020 г., исковые требования Нитаевой Галины Ивановны к администрации Быковского муниципального района Волгоградской области, Быковской районной Думе о признании незаконными действий, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии удовлетворены частично;

признаны незаконными действия администрации Быковского муниципального района Волгоградской области по изменению размера пенсии за выслугу лет Нитаевой Галине Ивановне с 1 января 2020 г.;

возложена обязанность на администрацию Быковского муниципального района Волгоградской области произвести Нитаевой Галине Ивановне перерасчет выплаченной с 1 января 2020 г. пенсии за выслугу лет с учетом ранее назначенной пенсии в размере 14251 руб. 55 коп;

в удовлетворении исковых требований Нитаевой Галины Ивановны к администрации Быковского муниципального района Волгоградской области, Быковской районной Думе о признании незаконными действий администрации Быковского муниципального района Волгоградской области в части применения в отношении назначенной пенсии за выслугу лет пункта 2 решения Быковской районной Думы от 18 декабря 2019 г.; восстановлении нарушенных прав путем возложения на администрацию Быковского муниципального района Волгоградской области обязанности исполнять, а на Быковскую районную Думу осуществлять контроль за исполнением пункта 2 решения Быковской районной Думы от 28 апреля 2016 г. № <...> «О внесении изменения в Положение «О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Быковского муниципального района Волгоградской области», утвержденного решением Быковской районной Думы от 31 мая 2012 г. № <...>; признании несоответствующими законодательству и ухудшающими положение замещавших должности муниципальной службы и муниципальные должности Быковского муниципального района Волгоградской области пункта 1.1. решения Быковской районной Думы от 30 октября 2019 г. № <...>, пункта 1.2. решения Быковской районной Думы от 30 октября 2019 г. № <...> в части «увольнение имело место не ранее 1 января 2006 г..» и пункта 1.3. решения Быковской районной Думы от 18 декабря 2019 г. № <...> - отказать.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Станковой Е.А., выслушав представителя администрации Быковского муниципального района Волгоградской области – Чумака В.М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя истца Нитаевой Г.И. – Шалову А.А., возражавшую по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

у с т а н о в и л а:

Нитаева Г.И. обратилась в суд с иском к администрации Быковского муниципального района Волгоградской области, Быковской районной Думе о признании незаконными действий, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии.

В обоснование исковых требований указала, что с 12 марта 2002 г. по 30 ноября 2012 г. замещала должности муниципальной службы в администрации Быковского муниципального района.

Постановлением администрации Быковского муниципального района Волгоградской области от 17 декабря 2012г. Нитаевой Г.И. назначена пенсия за выслугу лет в размере 6569 руб. 26 коп. После проведенных на основании постановлений администрации перерасчетов и индексаций её пенсия за выслугу лет составила 14251 руб. 55 коп.

20 ноября 2019 г. администрацией Быковского муниципального района Волгоградской области истец уведомлена о перерасчете пенсии с 1 декабря 2019 г. на основании решения Быковской районной Думы от 30 октября 2019г. № <...> о внесении изменений в Положение «О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Быковского муниципального района Волгоградской области», утвержденное решением Быковской районной Думы от 31 мая 2012 г. № <...>, предусматривающих увеличение пенсии за выслугу лет на 1 % среднемесячного денежного содержания муниципального служащего за каждый полный год стажа муниципальной службы свыше требуемой, вместо предусмотренных ранее 3% (абзац 2 пункта 1 статьи 6 Положения); установление размера муниципальной пенсии за выслугу лет, исходя из 38 % (вместо ранее предусмотренных 45%) месячного денежного содержания муниципального служащего за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности) и фиксированной выплаты к страховой пенсии (часть 2 статьи 6 Положения). Данному решению придана обратная сила в части распространения на правоотношения, возникшие до принятия этих изменений.

Решением Быковской районной Думы Волгоградской области № <...> от 18 декабря 2019 г. статья 6 вышеуказанного Положения дополнена пунктом 2.1, которым предельный размер пенсии за выслугу лет установлен не более 40% должностного оклада, вместо 2,6 оклада в прежней редакции. Согласно пункту 2 указанного решения Быковской районной Думы Волгоградской области оно вступает в силу со дня официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие до принятия этих изменений.

С учетом указанных изменений с 18 декабря 2019 г. администрацией установлен размер пенсии за выслугу лет с 1 декабря 2019 г. в сумме 1724 руб. 16 коп, с 1 января 2020 г. в размере 3521 руб. 60 коп.

Считает, что перерасчет пенсии носит произвольный характер и нарушает её право на получение дополнительного пенсионного обеспечения.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнения исковых требований, просила признать незаконным пункты 1.1, 1.2 решения Быковской районной Думы Волгоградской области № <...> от 30 октября 2019 г. «О внесении изменений в Положение «О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Быковского муниципального района Волгоградской области» от 31 мая 2012г. № <...>, пункт 1.3 решение Быковской районной Думы Волгоградской области № <...> от 18 декабря 2019 г.; восстановить нарушенные права и обязать администрацию Быковского муниципального района исполнять, а Быковскую районную Думу осуществлять контроль за исполнением пункта 2 решения Быковской районной Думы от 28 апреля 2016 г. № <...> «О внесении изменений в Положение «О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Быковского муниципального района Волгоградской области, утвержденное решением Быковской районной Думы от 31 мая 2012 г. № 41/432; обязать администрацию Быковского муниципального района Волгоградской области произвести перерасчет с 1 декабря 2019 г. пенсии за выслугу лет в соответствии с нормативно - правовыми актами Быковского муниципального района Волгоградской области.

В ходе судебного разбирательства Нитаева Г.И. изменила исковые требования и просила признать незаконными действия администрации Быковского муниципального района Волгоградской области в части применения в отношении назначенной ей пенсии за выслугу лет пункта 2 решения Быковской районной Думы Волгоградской области № <...> от 18 декабря 2019 г. в части распространения своего действия на правоотношения, возникшие до принятия настоящего решения; признать незаконными действия администрации Быковского муниципального района Волгоградской области в части изменения порядка расчета и размера её пенсии за выслугу лет с 1 января 2020 г.; возложить на администрацию Быковского муниципального района Волгоградской области обязанность произвести перерасчет выплаченной с 1 января 2020 г. пенсии за выслугу лет с учетом ранее назначенной пенсии в размере 14251 руб. 55 коп.

Судом постановлено указанное выше решение и дополнительное решение.

В апелляционной жалобе и дополнении к ней администрация Быковского муниципального района Волгоградской области просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в иске, ссылаясь на допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального и процессуального права.

В возражениях на апелляционную жалобу Нитаева Г.И. указывает о необоснованности изложенных в ней доводов, в связи с чем, просит постановленное судом первой инстанции решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии со статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе: оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения; отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение; отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части.

Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке согласно части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Данным требованиям решение суда не отвечает, в связи с чем, подлежит отмене.

Разрешая спор и удовлетворяя частично исковые требования, возлагая на администрацию Быковского муниципального района Волгоградской области обязанность произвести перерасчет выплаченной Нитаевой Г.И. с 1 января 2020г. пенсии за выслугу лет с учетом ранее назначенной пенсии в размере 14251 руб. 55 коп., суд первой инстанции исходил из того, что перерасчет пенсии истца за выслугу лет произведен с нарушением процедуры, предусмотренной Положением «О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Быковского муниципального района Волгоградской области», утвержденным решением Быковской районной Думы от 31 мая 2012 г. № 41/432, указав, что в нарушение указанных норм, в отношении истца соответствующее решение комиссией по назначению и выплате пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности Быковского муниципального района и должности муниципальной службы Быковского муниципального района Волгоградской области, постановление администрации Быковского муниципального района Волгоградской области о перерасчете размера пенсии за выслугу лет не принималось.

Однако с указанным выводом суда судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Нитаева Г.И. с 12 марта 2002 г. по 30 ноября 2012 г. замещала должности муниципальной службы в администрации Быковского муниципального района Волгоградской области, ее стаж муниципальной службы составил 16 лет.

В соответствии с постановлением администрации Быковского муниципального района Волгоградской области от 17 декабря 2012 г. № <...> Нитаевой Г.И. с 6 декабря 2012 г. назначена пенсия за выслугу лет в размере 6569 руб. 26 коп, состоящая суммарно, с учетом трудовой пенсии по старости 48 % ежемесячного денежного содержания, исходя из стажа муниципальной службы 16 лет.

На основании постановления администрации Быковского муниципального района от 14 февраля 2013 г. № <...> «Об индексировании размера пенсионного обеспечения за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы в администрации Быковского муниципального района, Быковской районной Думе и контрольно-счетной палате Быковского муниципального района» муниципальная пенсия Нитаевой Г.И. увеличена и составила 7185 руб. 76 коп.

20 января 2014 г. на основании постановления администрации Быковского муниципального района № <...> «Об изменении порядка расчета и размера пенсионного обеспечения за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы в администрации Быковского муниципального района, Быковской районной Думе и контрольно-счетной палате Быковского муниципального района» с 1 января 2014 г. Нитаевой Г.И. установлена пенсия в размере 14251 руб. 55 коп.

В силу части 2 статьи 24 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.

Статьей 34 указанного Федерального закона предусматривается, что финансирование муниципальной службы осуществляется за счет средств местных бюджетов.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" денежное содержание муниципального служащего состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации, а именно, статьей 9.2 Закона Волгоградской области от 11 февраля 2008 г. № 1626 –ОД «О муниципальной службе в Волгоградской области».

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования (часть 2 статьи 4 указанного Закона Волгоградской области).

Решением Быковской районной Думы Волгоградской области от 31 мая 2012 г. № 41/432 утверждено Положение «О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Быковского муниципального района Волгоградской области».

В соответствии с Положением (пункт 4) пенсия за выслугу лет выплачивается администрацией Быковского муниципального образования Волгоградской области за счет средств местного бюджета.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 6 Положения «О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Быковского муниципального района Волгоградской области», утвержденного решением Быковской районной Думы Волгоградской области от 31 мая 2012г. № 41/432, за каждый полный год стажа муниципальной службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 % ежемесячного денежного содержания муниципального служащего.

В указанное Положение решением Быковской районной Думы № 2/32 от 30 октября 2019 г. в абзац 2 пункта 1 статьи 6 внесены изменения, согласно которым уменьшен процент увеличения пенсии за выслугу лет с 3% до 1 %, действие самой нормы по увеличению за каждый полный год стажа сверх установленного сохранено и применяется (пункт 1.5. решения); абзац 1 пункта 1 статьи 6 Положения после слов «в размере 30 процентов средимесячного денежного содержания муниципального служащего» дополнен словами «за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленных законодательством Российской Федерации и пенсии по государственному пенсионному обеспечению, назначенной отдельным категориям граждан, осуществляемой за счет федерального бюджета в соответствии с федеральными законами» (пункт 1.4. решения); часть 2 статьи 6 Положения после слов «в размере 38 процентов ежемесячного денежного содержания» дополнена ограничениями, согласно которым размер пенсии устанавливается «за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности) и фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации пенсии по государственному пенсионному обеспечению, назначенной отдельным категориям граждан, осуществляемой за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральными законами» (пункт 1.7. решения); статья 6 Положения дополнена пунктом 2.1. следующего содержания: «максимальная сумма пенсии за выслугу лет не может превышать страховую пенсию по старости (инвалидности) и фиксированные выплаты к страховой пенсии, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации и пенсии по государственному пенсионному обеспечению, назначенной отдельным категориям граждан, осуществляемой за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральными законами» (пункт 1.8 решения).

Решением Быковской районной Думы Волгоградской области № 4/57 от 18 декабря 2019 г. в решение Быковской районной Думы № 2/32 от 30 октября 2019 г. внесены изменения: исключены пункты 1.4 и 1.7. а пункт 1.8 изложен в следующей редакции: установлен предельный размер пенсии за выслугу лет в размере 40 % должностного оклада, вместо 2,6 должностного оклада в ранее действующей редакции Положения.

13 ноября 2019 г. Нитаева Г.И. уведомлена о перерасчете пенсии с 1 декабря 2019 г. на основании решения Быковской районной Думы № <...> от 30 октября 2019 г. о внесении изменений в Положение «О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Быковского муниципального района Волгоградской области», утвержденного решением Быковской районной Думы от 31 мая 2012 г. № 41/432.

Как следует из объяснений данных Нитаевой Г.И. в судебном заседании суда первой и апелляционной инстанции, ей доплачена удержанная часть пенсии за выслугу лет, в результате чего за декабрь 2019 г. пенсия выплачена в полном объеме - 14251 руб. 55 коп. С января по апрель 2020 г. Нитаевой Г.И. выплачивалась пенсия за выслугу лет в размере 3521 руб. 60 коп.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспаривались сторонами.

Обращаясь с заявленными требованиями, истец указала, что ответчиками необоснованно придана обратная сила нормативному правовому акту, направленному на уменьшение пенсионных выплат лицам, замещающим муниципальные должности.

Согласиться с указанными доводами нельзя по следующим основаниям.

Социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, согласно пунктам "ж" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Пунктом 12 части 1 статьи 11 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено, что муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральный законодатель, предусматривая соотносительность основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу Российской Федерации, взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации (пункт 6 статьи 5 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации») и гарантируя в связи с этим муниципальному служащему право на пенсионное обеспечение, в том числе право на пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 12 части 1 статьи 11, пункт 5 части 1 статьи 23 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»), одновременно относит определение условий и порядка пенсионного обеспечения за выслугу лет к компетенции органов местного самоуправления.

Условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим (пункт 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»), размер государственной пенсии муниципального служащего (часть 2 статьи 24 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»), дополнительные гарантии муниципальным служащим (часть 3 статьи 23 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» обеспечиваются за счет средств местных бюджетов на основании законов, иных нормативных актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления.

При этом государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации, муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», при наличии стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которых для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к Федеральному закону «О страховых пенсиях».

Частью 6 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

При рассмотрении вопроса о природе пенсии за выслугу лет или ежемесячной доплаты к пенсии государственным служащим субъектов Российской Федерации и о допустимости уменьшения субъектами Российской Федерации размера такого рода выплат, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что предоставляемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации пенсии за выслугу лет (доплаты к пенсии) - при наличии у государственного служащего определенного стажа государственной службы (выслуги лет) - являются дополнительным, помимо назначаемой на общих основаниях пенсии, обеспечением бывших государственных служащих субъектов Российской Федерации, в силу чего при изменении правил исчисления таких дополнительных выплат и их размера, право на получение пенсии в установленных законом случаях не нарушается.

Обладая достаточно широкой дискрецией в указанной сфере, законодатель субъекта Российской Федерации при изменении правового регулирования не может действовать произвольно и должен, учитывая соответствующие финансово-экономические возможности, соблюдать баланс частных интересов граждан и публичных интересов субъекта Российской Федерации, конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, что предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.

Из изложенного следует, что органы местного самоуправления вправе не только вводить, но и изменять порядок и условия предоставления за счет средств местного бюджета, лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы, пенсии за выслугу лет, установленной к страховой пенсии, в том числе, корректировать правила назначения пенсии за выслугу лет и ее расчета.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 53 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ формирование расходов местных бюджетов, исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

В пункте 10 Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 г. № 854 «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы», предусматривающего право на пенсию выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации, содержится рекомендация органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления установить соответствующие социальные гарантии с учетом положений названного Указа за счет собственных средств.

Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет указанных лиц осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они, с учетом бюджетных возможностей, вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.

Правоотношения по выплате пенсии за выслугу лет носят длящийся характер, порядок расчета получаемой истцом пенсии изменен на будущее время после вступления в законную силу изданного органом местного самоуправления правового акта, направленного на обеспечение равенства муниципальных служащих, лиц, замещавших муниципальные должности данного муниципального образования независимо от момента назначения им указанной пенсии.

Особенности организации муниципальной службы в Волгоградской области и правовое положение муниципальных служащих Волгоградской области урегулированы Законом Волгоградской области от 11 февраля 2008г. №1626-ОД «О некоторых вопросах муниципальной службы в Волгоградской области». В соответствии со статьей 9.2 этого закона условия предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Финансирование пенсий за выслугу лет муниципальным служащим осуществляется за счет средств местных бюджетов.

В соответствие со статьей 18 Устава Быковского муниципального района Волгоградской области к компетенции районной Думы относится, в том числе, утверждение бюджета Быковского муниципального района. Быковский муниципальный район имеет собственный бюджет (статья 35 Устава).

Согласно статье 10 Положения «О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Быковского муниципального района Волгоградской области», утвержденного решением Быковской районной Думы Волгоградской области от 31 мая 2012 г. № 41/432, размер пенсии за выслугу лет изменяется, при выявлении права на ее повышение, при выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение размера пенсии.

В соответствие со статьей 6 указанного Положения лицам, замещающим должности муниципальной службы, пенсия за выслугу лет при наличии стажа не менее 15 лет устанавливается в размере 45 процентов среднемесячного денежного содержания муниципального служащего за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности. За каждый полный год стажа муниципальной службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 процента ежемесячного денежного содержания муниципального служащего. При этом общая сумма указанных пенсий не может превышать 75 процентов ежемесячного денежного содержания муниципального служащего и составлять более 2,6 должностного оклада.

Согласно пункту 1.5 решения Быковской районной думы Волгоградской области от 30 октября 2019 г. № 2/32 о внесении изменений в Положение «О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Быковского муниципального района Волгоградской области», утвержденное решением Быковской районной Думы от 31 мая 2012 г. № 41/432 за каждый полный год стажа муниципальной службы, сверх пятнадцатилетнего стажа, пенсия за выслугу лет увеличивается на 1 процент среднемесячного денежного содержания муниципального служащего.

18 декабря 2019 г. Быковской районной Думой Волгоградской области принято решение № 4/57 о внесении изменений в решение Быковской районной Думы Волгоградской области от 30 октября 2019 г. № 2/32 «О внесении изменений в Положение «О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Быковского муниципального района Волгоградской области», утвержденное решением Быковской районной Думы от 31 мая 2012г. №41/432, согласно которым, максимальная сумма пенсии за выслугу лет не может превышать сорок процентов должностного оклада. Указано, что настоящее решение вступает в силу со дня официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие до принятия данного решения.

Из приведенных законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.

Поскольку пенсии за выслугу лет муниципальным служащим выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, то само по себе изменение органами местного самоуправления правил исчисления таких пенсий и их размера не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение и ухудшающее положение муниципальных служащих Быковского муниципального района Волгоградской области.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов.

В силу части 2 статьи 22 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 2 марта 2007 г., органам местного самоуправления принадлежит право самостоятельно определять размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Из анализа вышеуказанных норм материального права следует, что правовая природа пенсии за выслугу лет муниципальному служащему заключается в ее дополнительном характере к страховой пенсии по старости. Средствами местного бюджета распоряжаются исключительно органы местного самоуправления, которые вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности муниципальной службы в муниципальном образовании, дополнительного обеспечения в виде пенсии за выслугу лет, в том числе устанавливать правила исчисления таких выплат, корректировать установленные правила, исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей.

При таких обстоятельствах ответчик правомерно, с учетом изменения порядка исчисления дополнительного обеспечения в виде пенсии за выслугу лет, произвел перерасчет размера пенсии истца.

Удовлетворяя требования Нитаевой Г.И., суд, со ссылкой на пункт 1 статьи 10 Положения «О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Быковского муниципального района Волгоградской области», утвержденного решением Быковской районной Думы Волгоградской области от 31 мая 2012г. № 41/432, исходил из того, что ответчиком нарушена процедура принятия решения об изменении размера пенсии, выразившаяся в отсутствии соответствующего решения комиссии.

Вместе с тем, суд не определял данные обстоятельства в качестве имеющих значение для дела, не ставил их на обсуждение сторон, не предлагал последним представить доказательства в их подтверждение или опровержение.

Между тем, согласно пункту 2 той же статьи 10 Положения «О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Быковского муниципального района Волгоградской области», утвержденного решением Быковской районной Думы Волгоградской области от 31 мая 2012г. № 41/432, следует, что состав, положение об организации деятельности комиссии, перечень документов, необходимых для назначения пенсии, порядок назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, выплаты пенсии, ведения пенсионной документации устанавливаются постановлением администрации Быковского муниципального района.

В материалах дела данные документы отсутствуют, в протоколах судебных заседаний не имеется сведений о том, что они исследовались судом и сторонами по данному вопросу давались пояснения. Таким образом, судом нарушены положения части 2 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса РФ, согласно которым суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Учитывая изложенное, суду первой инстанции, в силу статей 12, 56, 148, 150 Гражданского процессуального кодекса РФ, следовало определить обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, и распределить между сторонами обязанность их доказывания; предложить ответчику представить доказательства, подтверждающие соблюдение процедуры принятия решения об изменении размера пенсии Нитаевой Г.И., исходя из этого, установить, в чем состоит нарушение прав истца.

Указанные действия судом не выполнены, вместе с тем, от них зависело правильное разрешение спора, возникшего между сторонами.

С целью проверки доводов апелляционной жалобы, исходя из положений части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в толковании, данном в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2012 г. № 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", судебной коллегией были истребованы и приобщены Положение о комиссии администрации Быковского муниципального района Волгоградской области по рассмотрению вопросов пенсионного обеспечения за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы в администрации Быковского муниципального района, Быковской районной Думе и контрольно - счетной палате Быковского муниципального района (приложение № 1 к Постановлению администрации Быковского муниципального района Волгоградской области № 1048 от 30 августа 2012 г.) и утвержденный этим же постановлением Порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Быковского муниципального района Волгоградской области; утвержденный постановлением администрации Быковского муниципального района от 20 ноября 2019 г. № 900 Порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Быковского муниципального района Волгоградской области и должности муниципальной службы Быковского муниципального района Волгоградской области, которые исследованы судебной коллегией и оценены в совокупности с иными доказательствами по делу, по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Судебной коллегией установлено, что полномочия и функции комиссии по рассмотрению вопросов пенсионного обеспечения регламентируются Положением о комиссии администрации Быковского муниципального района Волгоградской области по рассмотрению вопросов пенсионного обеспечения за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы в администрации Быковского муниципального района, Быковской районной Думе и контрольно - счетной палате Быковского муниципального района, утвержденным Постановлением администрации Быковского муниципального района Волгоградской области № 1048 от 30 августа 2012 г. (приложение № 2).

Согласно пункту 2.1 указанного Положения, комиссия рассматривает заявления граждан о назначении пенсии за выслугу лет; определяет стаж муниципальной службы; принимает решения рекомендательного характера для главы администрации Быковского муниципального района о назначении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в администрации Быковского муниципального района, Быковской районной Думе и контрольно - счетной палате Быковского муниципального района; разрешает споры по вопросам назначения, прекращения выплаты пенсии за выслугу лет, взыскания излишне выплаченных сумм пенсии за выслугу лет.

В соответствии с пунктом 9 Порядка назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Быковского муниципального района Волгоградской области, утвержденного Постановлением администрации Быковского муниципального района Волгоградской области № 1048 от 30 августа 2012 г., регламентирующим процедуру назначения и выплаты пенсии за выслугу лет указанным лицам, порядок перерасчета ее размера, а также перечень документов, необходимых для ее назначения, перерасчет размера пенсии за выслугу лет производится комиссией по рассмотрению вопросов пенсионного обеспечения за выслугу лет, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы в случаях: увеличения в централизованном порядке ежемесячного денежного вознаграждения лиц, замещавших муниципальные должности Волгоградской области, и индексации должностного оклада и надбавки за классный чин муниципальных служащих – со срока, указанного соответствующим постановлением; при изменении базовой или страховой части трудовой пенсии по старости, установленной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», - со дня вступления в силу указанного постановления; при изменении размера пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», - со дня вступления в силу указанного изменения; согласно пункту 5 этого же Порядка, решения, принятые на заседании комиссии, оформляются протоколом, который подписывается всеми членами комиссии.

В иных случаях комиссионного порядка принятия решения не требуется.

Системный анализ пункта 1 статьи 10 Положения «О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Быковского муниципального района Волгоградской области», утвержденного решением Быковской районной Думы Волгоградской области от 31 мая 2012г. № 41/432, части 2 статьи 52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, статьи 20-22 Устава Быковского муниципального района Волгоградской области позволяет сделать вывод о том, что решение комиссии, указанной в пункте 1 статьи 10 вышеуказанного Положения, не влечет правовых последствий для граждан при решении вопроса о назначении и выплате пенсии по выслуге лет, оно носит рекомендательный характер и может учитываться при принятии соответствующего решения органом местного самоуправления – главой муниципального образования.

Постановлением администрации Быковского муниципального района Волгоградской области № 900 от 20 ноября 2019 г. утвержден Порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Быковского муниципального района Волгоградской области и должности муниципальной службы Быковского муниципального района Волгоградской области, которым предусмотрены аналогичные функции комиссии и пунктом 3.1. раздела 3 которого, предусмотрено, что перерасчет пенсии за выслугу лет производится в случаях: выявления права на ее повышение и при возникновении (наступлении) обстоятельств, влекущих уменьшение размера пенсии.

При этом, ведение пенсионной документации осуществляется отделом правовой и кадровой работы администрации Быковского муниципального района Волгоградской области (пункт 2.9), начисление и выплата пенсий за выслугу лет и их учет осуществляется администрацией Быковского муниципального района через муниципальное казенное учреждение «Централизованная бухгалтерия Быковского муниципального района» путем перечисления на лицевой счет получателя в сроки, установленные для выплаты заработной платы (пункт 2.12.).

Из буквального толкования вышеуказанного Порядка, требования к протокольной форме решения комиссии установлены для разрешения вопросов о назначении муниципальной пенсии (отказе в ее назначении) пункт 2.6. Порядка), и носят рекомендательный характер для главы Быковского муниципального района при назначении пенсии.

Из материалов дела следует, что обстоятельством, влекущим уменьшение размера пенсии истца, является принятие Быковской районной Думой решения № 4/57 от 18 декабря 2019 г. «О внесении изменений в решение Быковской районной Думы № 2/32 от 30 октября 2019 г. «О внесении изменений в положение «О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Быковского муниципального района Волгоградской области», утвержденное решением Быковской районной Думы от 31 мая 2012г. № 41/432 об изменении предельного размера пенсии с 2,6 должностного оклада в ранее действующей редакции Положения, на 40 % должностного оклада, а поскольку пенсии за выслугу лет муниципальным служащим выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, то само по себе изменение органами местного самоуправления правил исчисления таких пенсий и их размера не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение и ухудшающее положение муниципальных служащих, принято в пределах полномочий органа местного самоуправления, определенных действующим в рассматриваемой сфере правоотношений федеральным и региональным законодательством, с учетом возможности местного бюджета.

Согласно справке казенное учреждение «<адрес>» № <...> от 15 мая 2020 г. размер начисленной и выплаченной Нитаевой Г.И. пенсии за выслугу лет лиц, замещавших должности муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Быковского муниципального района Волгоградской области составил 3521 руб. 60 коп. с января 2020 г. по апрель 2020 г. ежемесячно.

Оценивая представленные доказательства в совокупности, судебная коллегия приходит к выводу о том, что размер пенсии за выслугу лет истцу определен соответствии с установленным порядком выплаты пенсий муниципальным служащим, исходя из стажа службы истца, должностного оклада. При этом уменьшение размера пенсии истца за выслугу лет в связи с изменением правового регулирования не может рассматриваться как снижающее уровень конституционных гарантий в области пенсионного обеспечения. Пенсия за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы, является, по своей сути, доплатой к трудовой пенсии. Доказательств уменьшения базовой (страховой) части в материалах дела не имеется, в связи с чем, правовых оснований для вывода о нарушении пенсионных прав истца не имеется.

Перерасчет размера установленной пенсии в сторону уменьшения производился при наступлении обстоятельств, предусмотренных в качестве основания для уменьшения размера пенсии, без истребования от пенсионера заявления о перерасчете и на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований истца и признания незаконными действий по изменению размера пенсии за выслугу лет, и возложения на обязанности произвести ее перерасчет, в связи с чем, решение суда первой инстанции (с учетом дополнительного) подлежит отмене, как постановленное при неправильном применении норм материального и процессуального права, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Нитаевой Г.И. к администрации Быковского муниципального района Волгоградской области, Быковской районной Думе о признании незаконными действий в части изменения порядка расчета и размера её пенсии за выслугу лет, возложения обязанности произвести перерасчет выплаченной пенсии за выслугу лет.

Кроме того, разрешая требования Нитаевой Г.И. о признании несоответствующими законодательству решения Быковской районной Думы от 30 октября 2019 г. № 2/32 (пункты 1.1, 1.2.) и пункта 1.3. решения Быковской районной Думы от 18 декабря 2019г. № 4/57 и отказывая в их удовлетворении дополнительным решением, суд первой инстанции допустил нарушение процессуальных норм, поскольку, в силу пункта 2 части 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства РФ рассмотрение данных требований относится к подсудности областного и приравненных судов.

Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", оспаривание нормативного правового акта является самостоятельным способом защиты прав и свобод граждан и организаций и осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными главой 21 Кодекса административного судопроизводства РФ, главой 23 Арбитражного процессуального кодекса РФ (пункт 1).

По указанным основаниям дополнительное решение об отказе в удовлетворении данных требований подлежит отмене с прекращением производства по делу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Быковского районного суда Волгоградской области от 15 мая 2020 г. и дополнительное решение Быковского районного суда Волгоградской области от 2 октября 2020 г.– отменить.

В части исковых требований Нитаевой Галины Ивановны к администрации Быковского муниципального района Волгоградской области, Быковской районной Думе о признании незаконными действий, понуждении к совершению действий, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии принять по делу новое решение, которым в удовлетворении данных исковых требований Нитаевой Галины Ивановны отказать.

В части требований Нитаевой Галины Ивановны к Быковской районной Думе о признании несоответствующими законодательству пунктов 1.1, 1.2. решения Быковской районной Думы от 30 октября 2019 г. № 2/32, пункта 1.3. решения Быковской районной Думы от 18 декабря 2019 г. № 4/57 производство по делу прекратить.

Председательствующий:

Судьи:

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>